2. Об алхимии как науке

Лео Корсо
     В этой книге я кратко описываю всю науку химии... Я создал множество сборников, материал для которых взял из писаний древних и составил сокращение, однако в этом труде я завершил всё то, что в остальных я только намечал, не доводя до конца.
     Гебер «Сумма совершенств», кн. 1, гл. 1


     В предыдущей главе мы объяснили, почему алхимия по сути является ничем иным, как химией, а если точнее — физической химией, которой М.В. Ломоносов дал следующее определение: «Физическая химия — наука, которая должна на основании положений и опытов физических объяснить причину того, что происходит через химические операции в сложных телах». Иными словами – это наука  изучающая состав, строение, свойства, получение и превращение веществ (в  т. ч. трансмутацию).
     Пересказывать историю развития химии от Зосимы и Болоса до Бойля, Лавуазье, Дальтона, Менделеева и нынешних времён, думаем, нет нужды, поскольку читатель легко найдёт материалы по этой теме в многочисленных сочинениях других авторов, более подробных и объёмных, нежели текст, ограниченный рамками одной главы.
     Здесь же мы порассуждаем о том, было ли научным алхимическое знание, поскольку мифы, окружающие его, совершенно затмили эту сторону древнего гнозиса. С лёгкой руки апологетов науки укоренилось устойчивое мнение, что алхимики — это маги, мистики, шарлатаны, но только не учёные. Ещё бы! Ведь эти невежды, искавшие способы трансмутации свинца в золото, понятия не имели ни о строении атомов, ни об ионной связи, ни о валентности химических элементов!
     Поэтому не удивительно, что в учёной среде сложилось превратное представление, будто бы древние химики достигали высоких результатов не благодаря теоретически обоснованным экспериментам, а просто «методом тыка». Смешал наобум селитру, медный купорос и квасцы, дистиллировал и — о чудо! — нашёл в приёмнике азотную кислоту. Или сплавил любопытства ради сурьму с золотом и получил королёк чистого золота, очищенного от примесей. Так за тысячелетия совершенно случайно и нахимичили разных кислот, спиртов, селитр и купоросов. Как говорится, «свежо предание, а верится с трудом».
     Не менее абсурдными выглядят и заявления о том, что, например, Гебер первым получил азотную кислоту, а Бонавентура — «царскую водку», чему якобы доказательством является то, что в сочинениях этих авторов встречаются описания этих веществ. Следуя этой логике, можно приписать изобретение циркуля Евклиду, а астролябии — Птолемею. В действительности большинство кислот, селитр, купоросов, солей и прочих химических веществ и соединений научились искусственно получать ещё в доантичные времена, и в дальнейшем эти технологии только совершенствовались.
     В книгах Гебера, Разеса, Альберта Великого, Василия Валентина, Иоанна Голланда и многих других древних химиков мы находим теоретические обоснования самых различных операций, тонкие наблюдения за физическими и химическими процессами, рациональные рассуждения о природе веществ и весовых пропорциях составов, степенях огня (температуре), особенностях устройства печей (атаноров), сосудов и лабораторных приборов. Всё это красноречиво свидетельствует о том, что в своей экспериментальной практике алхимики руководствовались не только техническим опытом, но и теоретическими принципами, вполне научными для тех исторических эпох.
     Мы знаем, что критериями научного знания являются: рациональность и объективность; системный подход к интерпретации опытных данных; развитый понятийный аппарат; высокий уровень обобщения; проверяемость на практике; наличие специальных методов практической и теоретической познавательной деятельности; математизация.
     При детальном рассмотрении древней химии легко убедиться в том, что она является формой научной знания, и даже такое условие, как математизация, мы находим в натурфилософских размышлениях Платона о геометрии первоэлементов. Алхимики в своих работах опирались на рациональное осмысление физических явлений и результатов химических экспериментов, разрабатывали специальные методы исследования природы веществ и технические приёмы по их обработке, систематизировали и теоретически обобщали эмпирический материал, совершенствовали понятийный аппарат, развивали помимо общей натурфилософской теории первоэлементов, специальную теорию о природе и происхождении металлов и минералов. Всё это свидетельствует о том, что алхимия суть древняя форма научного знания.
     Здесь следует отметить, что любое научное знание не является истинным, оно всего лишь модель, более или менее адекватно описывающая окружающую действительность. Научная картина мира и мир как таковой — это далеко не одно и то же. В реальности в природе нет никаких стихий, атомов, кварков, протонов, фотонов и прочих теоретических объектов, но есть некие феномены, сущность которых наука пытается определить с помощью интеллектуального осмысления экспериментальных данных и выразить в конкретных понятиях. Распространённое заблуждение состоит в том, что научная, постоянно изменяющаяся, модель воспринимается как подлинная картина мира, что во все века приводило учёных к досадным ошибкам, нелепому высокомерию по отношению к предшественникам и узколобому ригоризму. Как и современная научная модель, древняя наука имеет свою гносеологическую ценность, свои ограничения и предрассудки. И все последние научно-технические достижения лишь указывают на то, что древняя наука давала недостаточно полное описание природных явлений, а не то, что она была ложным знанием. Ведь спустя два-три столетия и нынешняя научная модель, например, строения атома, возможно будет столь же архаичной, как и античная теория первоэлементов.
     Читатель скажет: а как же поиски алхимиками способов превращения неблагородных металлов в золото и приготовления эликсира бессмертия? Разве это не антинаучные фантазии шарлатанов? На это мы можем заметить, что и современная наука ищет то же самое, а учёные так же стремятся найти способы получения любых органических и неорганических веществ, пытается создать из химических элементов живую клетку, научиться лечить все болезни, найти рецепты омоложения и увеличения продолжительности жизни, сконструировать искусственного человека и т. д. Ну, чем не алхимики, чем не средневековые искатели «эликсира бессмертия», панацеи, и создатели гомункулусов? Как видим, человеческие устремления мало изменились за прошедшие тысячелетия, и они вовсе не являются главным признаком глупости и невежества.
     Алхимическая традиция отдаёт должное своему происхождению на земле Египта, поэтому у разных авторов мы встречаем легенду о том, что первым алхимиком был легендарный Гермес Трисмегист. Наряду с этим, существует предание, что химические знания были переданы человечеству некими «божественными существами», о которых повествует Библия, христианские и гностические апокрифы, античные и доантичные мифы египтян, вавилонян, эллинов и проч. Насколько это соответствует фактам, судить трудно. Однако с достоверностью можно сказать, что химия впервые обрела научные формы в Александрии Египетской (см. главу 1) и в дальнейшем её развитие протекало согласно законам научного знания. А это означает, что современная химия есть прямая наследница «египетского искусства».
     В алхимии, кроме научно-практического базиса, существует и оригинальная литературная традиция. Алхимическая литература такого рода полна многозначных глифов, чудесных символических иллюстраций, фантастических терминов, таинственных описаний, шифров, анаграмм, ребусов и поэтических рассуждений о духовных вещах. Зачастую эти книги принимают за сочинения адептов, которые якобы скрыли алхимические секреты под покровом загадочных и аллегорических писаний. На самом деле подавляющее большинство этих сочинителей были просто искусными интерпретаторами и выдумщиками, подчас весьма талантливыми, но, увы, не обладавшими никакими сокровенными знаниями. Такие «адепты» даже дистиллированную воду не сумели бы приготовить, не говоря уже о более серьёзных алхимических операциях. А вот описать ту же дистилляцию воды, как «помести слёзы майской Селены в хрустальный дворец, наложи печать Гермеса и дай воспарить духам, силой Вулкана» — это пожалуйста.
     Дело в том, что после изобретения книгопечатания стало возможно массовое издание книг, а волнующие воображение мистико-фантастические опусы всегда пользовались огромным спросом у образованного читателя. Сегодня это назвали бы удачным маркетинговым приёмом книгопечатников. Отсюда и появление в эпоху Возрождения огромного количества книг по алхимии с самыми претенциозными названиями. Поэтому, когда вы берёте книгу под названием «Золотые Врата к Таинствам Небесного Магистерия» или «Сокровенный Секрет Братьев Розового Креста об Эликсире Красного Льва» и т. п., знайте, что в руках у вас плод фантазии автора (нередко анонима) на тему алхимии, и не трудитесь найти в нём некие зашифрованные химические секреты, которых там нет от слова «совсем».
     «Литературная алхимия» — это не наука, а своего рода увлекательная интеллектуальная игра на сообразительность и творческое воображение, полная загадочных анаграмм, возвышенных аллегорий и головоломных шифров. Есть превосходные специалисты в этой области, которые в два счёта растолкуют вам значение Королевской Свадьбы или смысл символизма Ребиса, но при этом ни разу в жизни в руках не державшие ни колбы, ни алембика. Можно сказать, что такого рода сочинения дают великолепную возможность для изощрённейших умственных упражнений, однако почерпнуть сколько-нибудь существенные сведения об алхимической теории и практике в них невозможно.
     Должно признать, что «литературная алхимия» — это особенный культурный феномен, оказавший огромное влияние на общепринятые представления об алхимии и сформировавший в массовом сознании основные алхимические легенды и мифы. Усилиями её деятелей алхимия обрела ореол волшебного знания, способного даровать человеку бессмертие, вечную юность, божественную мудрость и неисчислимые богатства. А знаменитые алхимики (Луллий, Фламель, Сен-Жермен и проч.) стали героями, в чём-то подобными Фаусту и Агасферу. С великими трудами они постигли секреты Великого Делания, и теперь, обладая эликсиром бессмертия, скитаются по свету из века в век, иногда являясь перед избранными, чтобы поведать им историю своей необыкновенной судьбы и одарить щепоткой Камня Философов.
     Возможно, ревностные почитатели творчества  «литературных алхимиков» возмутятся и скажут, что мы, по скудоумию своему, просто не понимаем их глубоких иносказаний. На это мы ответим, что история не знает примера, когда кто-либо, руководствуясь текстами и гравюрами «Splendor solis», «Cabala mineralis» или «Химической свадьбы Христиана Розенкрейца», научился хотя бы элементарным химическим операциям или усвоил, например, чем «меркурий металлов» отличается от «металлической ртути», не говоря уже о более сложных вещах.
     И всё же, поэтические истории, запечатлённые в «литературной алхимии», и по сей день будоражат воображение читателей и вдохновляют их на поиски удивительных знаний, изложенных в книгах древних мастеров. И, может быть, именно благодаря этим историям алхимия жива и доныне.
     Книги же по алхимической теории и практике во всём подобны обыкновенным учебникам, которые написаны конкретным, хотя и не всегда ясным из-за неоднозначной терминологии языком. Таких книг немного, но они есть. В этих трактатах, кроме общих теоретических положений, даются и чисто технические описания химических работ с веществами, чем они радикально отличаются от сочинений «литературной алхимии». Да и согласитесь, абсолютно бессмысленно писать учебное пособие по химии языком символов и метафор, имеющих много уровней толкования и не понятных никому, кроме таких же знатоков, как ты, и которые нисколько не нуждаются в твоих знаниях, ибо они им уже и так известны.
     Для сравнения приведём два отрывка, описывающих химические операции.

     «В этой тишине осторожно ступал снежно-белый единорог с золотым ошейником. Он преклонил колено перед львом, стоявшим в фонтане и державшим в лапе обнажённый меч. Лев сломал меч, и осколки его упали в фонтан. Затем он заревел и ревел до тех пор, пока к нему не подлетел снежно-белый голубь с оливковой ветвью в клюве. Лев пожрал ветвь и успокоился. Единорог с радостью вернулся на своё место» («Химическая свадьба Христиана Розенкрейца», День 3).

     «Закрепление серы. Измельчи её, положи в ткань, а сверху перевяжи. Прокипяти в воде с негашёной известью. Сперва насыпь в сосуд — наполовину — окалины. Затем долей доверху обыкновенной воды. При этом матерчатый мешок не должен касаться дна сосуда: расположи его посередине. Закрепи мешок меж вершиной и дном сосуда. Привяжи к мешку небольшой камень, да так, чтобы мешок ниспадал ко дну сосуда. Пусть жидкость кипит двадцать четыре часа или около того. Добавляй по мере выкипания новые порции горячей воды. Затем извлеки серу и прокипяти её в подслащённой воде, очищенной от окалины» (Альберт Великий, «Малый алхимический свод», гл. 43).

     Думаем, этого примера будет  достаточно, чтобы читатель уловил принципиальную разницу в содержательности и стиле текстов.
     Завершая главу, отметим, что теоретические и практические наработки древней химии нашли самое широкое применение в фармации (иатрохимии) и парфюмерии, а некоторые её технологии в этих сферах человеческой деятельности актуальны и сегодня.