Сахонов ключ

Станислав Сахончик
 На современных картах это место теперь называется «Урочище Ходовая Грива». Густо заросшее 50-летними соснами пространство, неотъемлемая  часть вятских лесов. И уже ничего, на первый взгляд, не указывает, на то,что тут жили люди.
 А когда-то здесь был большой леспромхозовский поселок, с электростанцией, узкоколейной железной дорогой, школой-восьмилеткой и участковой больницей. Там прошло мое счастливое  детство…
 Мы приехали сюда в  марте 1954 года, после того ,как отец вышел в отставку после  многих лет службы. Добирались по уже тающей ледовой дороге через Вятку. Отчетливо помню тесную кабину ЗиС-5, светящиеся таинственным зеленым светом приборы, рыдающий звук  старенького мотора  и плеск воды под колесами в залитых  снежных колеях…
 Семью нашу поселили в двухквартирном доме с русской печкой. Нас было трое братьев и на первых порах было тесновато. Отец стал работать в конторе леспромхоза, мать устроилась  зубным врачом в поликлинику.
Братья пошли в школу, меня пристроили в детсад-жизнь стала налаживаться 
 Отцу ,по его просьбе,выделили земельный участок под  строительство дома. Семья, намаявшись в бесконечных переездах по гарнизонам, наконец-то обрела свой дом, родовое гнездо.
 Участок был на краю поселка, недалеко от речки. Раньше тут стояли леспромхозовские гаражи ,их снесли и остался песчаный участок, сильно замазученный. Пришлось немало повозиться, пока его привели в порядок, насыпали свежий лесной грунт. Сноровистая бригада татар-плотников быстро построила нам крепкий большой дом из отборных сосен ,с нижними венцами из лиственниц и просторной верандой.
 Со временем мы обустроились, появился огород, небольшой яблоневый сад, посадили кусты малины и смородины. Отец приобрел и несколько ульев-появился свой мед. Разумеется, всему семейству приходилось помногу работать.
На границе участка пробивался небольшой ключ, от него ручеек стекал в речку.
 Отец бульдозером вырыл  канаву, глубиной два метра и длиной метров двадцать, она быстро наполнилась водой и у нас появился свой пруд.
Оттуда брали воду для полива сада и огорода. Ну, а для меня пруд был целым океаном, здесь плавали мои парусные кораблики, разыгрывались морские баталии. Безудержная мальчишеская фантазия  рисовала фантастические картины штормов и кораблекрушений, а подросшие мальки щук и налимов (принесенные из речки)изображали кровожадных акул и дельфинов. Пейзаж дополняли быстро появившиеся стрекозы и лягушки.
 Это был мой маленький мир, куда я, придя из школы погружался с головой.
Здесь плыли каравеллы Колумба и Магеллана, в пороховом дыму шли на абордаж пираты из книг Стивенсона, тихо плыл под водой «Наутилус» капитана Немо, шхуна «Эспаньола» лавировала среди пирог кровожадных гуронов с озера Онтарио…Все герои прочитанных книг побывали тут, в моем фантастическом мире…
 Шло время, я рос, взрослел, мой флот пополнялся уже эсминцами и подводными лодками, был даже крейсер «Аврора».
 Вот окончена школа, настала пора вступать во взрослую жизнь. Заканчивалась и жизнь нашего поселка-леспромхоз  стал нерентабелен и ликвидировался. Родители продали дом и уехали, я продолжал учебу в другом городе далеко от этих мест. Поселок тихо умирал еще некоторое время…
Я после армии осел на Дальнем Востоке ,закончил институт, долго ходил по морям…

Прошло много лет, появился интернет, нашлись в «Одноклассниках» друзья детства. Они иногда встречаются на месте нашего бывшего поселка, ставшего сейчас густым  сосновым лесом, собирают там грибы и ягоды, вспоминают прошлые дни ,рассказывая о своем детстве уже своим внукам.
 От нашего дома осталось несколько заросших ивняком и травой бугорков и только ключ с маленьким озерцом продолжает исправно питать ручей чистейшей водой, сбегающей к заросшим берегам речки со странным названием Мазик.
 Друг детства Сережа Рябов (которому  я перед отъездом и передал свой «флот») недавно сообщил, что в народе это место теперь называют «Сахонов ключ».
 Ну что ж, многие места на Земле названы именами их открывателей.
Теперь и у меня есть пусть не гора или остров, а всего лишь маленький, чистый ключик. Есть точка на земле, к которой я теперь мысленно привязан.
Не зря мне так часто снится наш дом и утренний туман над озерцом...