Брошенные в пекло Истории

Фёдор Киприянович Чернов
Книга, которая включает в себя произведения трёх авторов, издана в 2010 году. Издательство «Скифия», С.-Петербург.  Выбрал я эту книгу, чтобы прочитать произведения  Момо Капора. Однако в сборнике перед ним помещены творения двух российских авторов. Также о войне. Не случайно трёх авторов объединили в одной книге.

Первым читаем Романа Всеволодова.
«Немецкая девушка». Что это – повесть? Похоже на цикл рассказов, хотя все они связаны и обозначаются как главы. Время действия – Вторая Мировая война, 1945 год. Красная армия наступает, враги свирепо сопротивляются. Автор сумел «побывать» и в рядах советских военных, и в среде немецких жителей. Из слов рассказчицы мы узнаём о том, как её отца, профессора литературы, нацисты заключили в концлагерь, где он и погиб. Потом они с матерью приютили двух сирот.
«Безумие войны сказывается во всём». Русская девушка на оккупированной территории спит с немецким солдатом, рожает от него ребёнка. С приходом нашей армии она убивает его, боясь, что попадёт под суд за то, что прижила дитя от врага. Это не спасает, её расстреливают. Среди советских бойцов встречаются всякие субъекты. Автор пишет о негодяе, насиловавшем немок.
 
Семья профессора переживает ещё трагедии. От бед сестре не удаётся уберечь младшую сестру и приёмышей. Гибнет мать. Причиной этого становится подруга по имени Лени, которая также нашла приют у них после того, как её квартира попала под бомбёжку. Лени - нацистская фанатичка. Даже когда Германия терпит сокрушительное поражение, Лени продолжает воевать вместе с подростками из фольксштурма. Главная героиня, наоборот, желает, чтобы русские быстрей победили, чтобы закончился ад, который её окружает.

В повествовании ещё о многом написано. Показаны и фронт, и концлагерь… Вернее, рассказано. В ряде мест присутствует некоторый схематизм. Главы о Гитлере, о неудачной кличке собаки, об избиении человека, принятого за бесноватого фюрера похожи на байки.

Но интересно, что война изображена с разных точек зрения.
Дмитриев, боец Красной армии, храбро воюет. Он хорошо владеет немецким языком. До войны он писал пьесы-сказки для детских театров. Его интересовала немецкая культура, восхищали произведения Гофмана, романтический, волшебный мир, который тот создавал. Мечтал побывать в стране Гёте и Шиллера. И вот он в Германии, которая из страны великой культуры превратилась в источник чудовищных злодеяний. Освобождает Германию от нацистского дурмана. Дмитриев хотел до войны сочинить сказку о немецкой девушке. Тема и идея его произведения созвучны сказке, которую рассказывает малышам жительница Берлина, героиня произведения.
Повесть Р. Всеволодова впечатляет, врезается в память.

Повесть Евгения Лукина «Танки на Москву»
Посвящена 1 Чеченской войне. Штурм Грозного. Штурмовой отряд, состоящий из контрактников, не выполнил задание, не смог помочь защитникам дома правительства. Контрактники были пьяны, отступили. Генерал, обозлённый ещё и равнодушием контрактников, отдаёт приказ расстрелять их.
Бойцы просят искупить вину, вновь попытаться выполнить задание. Штабной майор Лисин проводит с ними беседу. О контрактниках, хотевших подзаработать на войне, он думает с пренебрежением, что получат они «копейки, да и те всё равно пропьют». Да и сами бойцы знают, что пропьют. Один командир танка Матюшкин может, что-то сохранит, привезёт домой, где его ждёт невеста.
Задание контрактники выполнили. Матюшкин сражался лихо. Увы, напрасно ждала его невеста…

В повести рассказывается и о злоключениях оставшихся русских жителей Чечни. Бывшую учительницу Елену Васильевну с дочерью и внучкой выгнали из дома, пришлось поселиться в сарае. Сделал это Хамид, когда-то считавшийся поэтом, воспевавший вождей социализма, а теперь ставший ярым националистом.
 
Из окружённого Грозного выходили беженцы: старухи, дети. Изредка подростки, но с матерями. Старший лейтенант Глебов проверял, нет ли в колонне замаскировавшихся боевиков. Под вечер он заметил колченогого типа. Весьма занятный происходит у них разговор. А потом – обстрел сепаратистов. Не удалось Хамиду остаться в живых…
Бойцов и командиров ошеломила весть о заключении перемирия, которое они называют предательством.

«В самый канун победы, когда только и оставалось добить врага в его логове, Москва вдруг решила замириться с ним. Одним махом всё становилось бессмысленным – война, смерть, кровь».

В повести даны яркие картины того времени. Рыжий сержант украинец по фамилии Рыло продаёт чеченцу пулемёт, украденный со склада. Караульный  задержал его. Провинившегося доставили к полковнику. Рыло сознался. Полковник прикарманил доллары, сержанта выгнал. Сержант пошёл мстить караульному. С той стороны пустили очередь из пулемёта (проданного?), попали в Рылу.

С интересом читается драматическая история о том, как капитан Турин идёт к врагам в гражданской одежде, чтобы договориться о выкупе попавшего в плен офицера.
В повести показаны не только торжествующие националисты, напоминающие германских нацистов. Перед читателем появляется группа чеченцев, сражавшихся за Россию. Несмотря ни на что, произведение содержит надежду на справедливость, лучшее будущее нашей страны.

Момо Капор. Смерть? Это не больно! (Рассказы о последней войне). В переводе В. Соколова
Знаменитый сербский писатель Момо Капор развёртывает перед нами картины междуусобных войн между гражданами бывшей Югославии. Страны, некогда процветающей, выбравшей путь «рыночного социализма», государства, стоявшего у истоков Движения неприсоединения. Момо Капор известен многими произведениями: «Магия Белграда», «Блокада Белграда» и другими. Не все из них переведены на русский. В журнале «Иностранная литература» за 2007 год в № 9 можно прочитать «Зелёное сукно Монтенегро». А в рассматриваемой книге собрание его рассказов изображает борьбу сербов за своё достоинство и право жить в республиках, где они оказались в меньшинстве: в Хорватии и Боснии и Герцеговине.

«Йованин лес». Лиричный рассказ, содержащий сведения об истории Югославии.  Йована прожила сто лет, пережила две мировые войны, потерю родных. Йована показывает автору-рассказчику деревья, на коре которых до ухода на войну в разные годы два её любимых внука вырезали свои имена. А сам лес похож на «мрачную крепостную стену».

В рассказе «Диван» на примере трёх поколений семьи героя представлены горести и беды, выпавшие на долю страны. Где произошли «все ужасные чудеса мира».
 «Коридор» - рассказ о судьбе сербов, вся история которых представлена как движение по коридору между враждебными мирами. Как будто какое-то проклятие довлеет над его народом. Это автор видит даже в названиях географических объектов и деревень.

Момо Капор в рассказе «Уна» воспевает реку, которая разделяла две сербских республики: Сербскую Краину и Республику Сербскую.
Вспоминает старинную песню, где о Краине говорится, что там всегда льётся кровь.
«Хорошо воспитанная страна» - так называет автор этот край. И народ там самый вежливый в Европе.

Однако притеснения хорватских националистов привели к тому, что долготерпение народа кончилось. Была объявлена Республика Сербская Краина. Затем началась война. Погибших сынов и внуков заменяют старики, взявшиеся за оружие.

В качестве командира, инструктора и пулемётчицы в Дивоселе служит бабушка Даница Обрадович, которой за семьдесят лет. М. Капор называет село самой западной точкой православного мира. Через двадцать дней после посещения автором этих боевых позиций враги начали многочасовой обстрел, а затем под руководством западных наёмников ворвались в Дивосело. В беспредельной ненависти убивают всех, уничтожают всё живое.

«Дворяне» - о городе Двор-на-Уне, где в каждой семье есть погибшие.
В этот город в 1875 году прибыл из Швейцарии Петр Карагеоргиевич Первый, поднявший восстание против турок и ставший королём Сербии, а затем возглавивший Королевство сербов, хорватов и словенцев, названное впоследствии Югославией.

В монастыре Крупа автор общался со священником Павлом. Тот умер в изгнании. Потому что армия Хорватии под руководством американских инструкторов во время операции «Буря» в 1995 году захватила его обитель и ещё два монастыря. Автор называет древние монастыри святынями, свидетельствами о законном праве сербов на земли предков. Эту войну Момо Капор определяет как войну против православия.
В книге мы читаем не только о бедах и ужасах. Момо Капор использует иронию и юмор, которые характерны для рассказов «Стрижка», «Стража», «Борода», «Круглый стол», «Закон о козах»…

В рассказе «Контесса и пастух» автор опять напоминает о борьбе за освобождение от Османской империи. Он подчёркивает:
«Та война была похожа на нынешнюю, полная крови, пожаров и равнодушного отношения к ней в мире».

«Земля». О Герцеговине говорится, что время остановилось в этих каменистых горах. Повстанцы заявляют:
– Мучают нас и тиранят пять столетий, но мы ещё живы и готовы кровь свою до последней капли пролить за свободу.

В рассказе «Платаны» читаем, что эти деревья в Требинье от корней до высоты человеческого роста оклеены взятыми в чёрные и синие рамки поминальными листками. Эту традицию мне самому приходилось наблюдать в городах Сербии.

В рассказе «Постель» поэт Райко Петров Ного поведал автору старую истину:
– Сербы как картошка: лучшая их часть в земле!

«Пошла кура на базар». Автор приводит пример из сербского фольклора, который объясняет, как из «незначительного поступка рождаются ужас и всеобщая беда». Песенка о курице, запачкавшей ножку. «Поэт Душан Матич увидел в этой песенке, скорее даже считалке, истинные корни сюрреализма». Момо Капор утверждает, что сюрреализм у его народа в крови, «потому что мы в сущности, – иррациональный народ». Он видит в этой песне обобщение, метафору, отражающую гражданскую войну в Югославии и агрессию НАТО против сербов.

«Эта песенка задается вопросом: кто всё-таки агрессор? Городская курочка, которая требует, чтобы ей вытерли ножку, или грубый куст, который отказывается это сделать? Миротворцы, конечно, будут утверждать, что виноват куст, но никто не сможет объяснить, почему в это противостояние встряли козлёнок, волк, деревня и огонь, который, как мы видим, никогда не отказывался поджечь любую страну».

Произведения авторов книги «Три слова о войне» показывают, до какой степени озверения могут дойти люди, охваченные фанатичным национализмом, превращающимся в нацизм, до какой степени может дойти увлечение идеями превосходства и господства своей нации, религии, расы. И напоминают нам о том, что не надо забывать уроки Истории.