путана лила

Мурали Мохан
ГЛАВА 1

В Гокуле все ждали беду. Что-то недоброе должно случиться. Васудева предупреждал Нанду Махараджа: "Нанда, побеспокойся о Кришне. Смотри в оба, не отходи от Него. Скажи  Яшоде, пусть не спускает глаз". По дороге из Матхуры  Нанда прибавил шагу, и вот уже знакомый ландшафт, рощи Вриндаваны, пастбища, дворцы и скромные жилища бричваси… 
 Как ребенок ищет защиты у своих родителей, так преданные Кришны ищут защиты у своего обожаемого с глазами подобно лепесткам лотоса божества.
Посоветовавшись со своими друзьями-демонами, Камса обратился к ведьме Путане, которая владела искусством черной магии, летала по воздуху и ядом своей ненависти умертвляла маленьких детей.
Камса не мог забыть пророчества, которое он получил с неба: "восьмой сын Деваки убьет тебя!"
- Я не допущу, - подумал Камса. - Не дожидаясь, когда он подрастет и обретет силы, я убью его, прямо сейчас. Если мне не удалось убить его при рождении, то я убью его сейчас. Без промедления Камса послал Путану умертвить всех младенцем, родившихся в это время в Гокуле. Эта история очень похожа на библейскую, о царе Ироде, избивающего младенцев в Вифлееме.  *
Опасения Васудевы объяснялись его любовью к Кришне. А опасения Камсы за свою жизнь - его завистью. На самом деле для Кришны ни Путана, ни Камса не представляли никакой опасности. Хотя оба (и Путана и Камса)  были очень могучими демонами, обладающими чарами черной магии, но для повелителя всех мистических сил, каким является Кришна, не могли доставить ни малейшего беспокойства.  Кришна - это тот, кого боится сам страх. Разве может кто-то соперничать с Ним?
Приняв образ прекрасной леди, без всякого предупреждения, тайно Путана явилась в Гокулу , где жил Махараджа Нанда. Она вошла в дом матери Яшоды, нарядно одетая, с высокими бедрами, пышной грудью, с серьгами в ушах, украшенная цветами в волосах. Особенно привлекательными были ее не только внешность, но и манеры говорить, поведение и  ласковые взгляды улыбка и располагающая к общению кротость и смирение. Казалось, она была само воплощение Богини удачи, распространяющая вокруг любовь и счастье. Любой на кого она бросала свой мимолетный взгляд, расцветал, не опасаясь, какой яд хранила она в своей груди. Материалисты демоны изучают психологию и занимаются йогой только для того, чтобы обманывать людей, притворяясь святыми. Путана пленила своей улыбкой и манерой говорить приятные слова всех жителей Вриндавана. Простодушные пастушки были просто без ума от Путаны. В своей руке она несла цветок лотоса, и  Им  казалось, что сама Богиня удачи пришла повидаться с Кришной, своим  вечным  супругом. Путана была так красива, что ее никто не остановил, и она беспрепятственно вошла в дом Махараджи Нанды, к тому времени убившая всех детей близлежащих деревень прилегающих в Гокуле. Для нее это не составляло труда. Но, когда она увидела младенца Кришну, лежавшего в колыбели, то сразу поняла, что в этом ребенке таится невиданная сила. Подобно тому как огонь тлеет под слоем пепла, так великая сила таилась в хрупком теле ребенка,  которому, едва минула несколько месяцев. Путана подумала: "Этот ребенок так могуч, что может в одно мгновение разрушить всю вселенную".  Она это поняла сразу, Ведь  Верховная Личность, пребывает в сердце каждого, как Параматма.  Кришна в этом Своем частичном проявлении наделяет каждого и необходимым разумом, и способностью помнить и забывать. По  необычному сиянию, исходившему от колыбельки Кришны, Путана догадалась, что младенец, которого она увидела в доме Махараджи Нанды, -  Верховная Личность Бога. Он лежит там, как несмышленный ребенок, но при этом, обладает все теми же качествами, оставаясь  Верховным живым существом, играющим Свои удивительные трансцендентальные игры. Она была материалисткой, но не была так глупа, чтобы схватить змею за хвост, которая напоминает по всему веревку, лежащую на дороге.  Теория, согласно которой, любой человек может стать Богом  неверна, порочна и глупа. Занимаясь медитацией или предаваясь аскезе, ни одно живое существо не может стать Богом. Бог- всегда Бог. Кришна в облике младенца так же совершенен, и полностью  свободен от влияния материальной природы, состоящей из трех гун (благости, страсти и невежества Согласно философии майявады, живое существо в прошлом было Богом, но затем оказалось во власти майи. Поэтому приверженцы этой философии утверждают, что ,  сбросив с себя покров иллюзии, снова станет Им. Однако подобные взгляды неприемлемы. Крошечное живое существо, не может стать безгранично  великим, будучи частицей целого - не может стать Абсолютом.  Живые существа - мельчайшие частицы Верховной Личности Бога,   искры, изначального огня, обладающие единой духовной природой, но уступающие Господу в Его неограниченных возможностях. Кришна самодостаточен. Он наслаждается Сам  Собой, в  Себе и для Себя, но живое существо,  будучи частицей целого, всецело зависит от Его воли. Оно может только имитировать Его могущество и способности.  Индивидуальная душа   может оказаться во власти майи, но Кришна, Верховная Душа - нет. Он - Верховная Личность Бога, непревзойденный мистик, наслаждающийся Своим могуществом, всегда свободный и не зависимый. Живое существо не является таковым, Оно может наслаждаться, только когда занято преданным служением Ему.
С первой минуты Своего появления в доме Васудевы и Деваки, Кришна, будучи нерожденным, принял роль обычного младенца, на радость своим преданных  Когда Кришна приходит в этот мир, Его главной обязанностью является счастье Его преданных, хотя при этом он устанавливает принципы истинной дхармы и уничтожает адхарму, тех, кто  порочны, завистливы и беспробудно глупы. Как Он это делает? Набравшись терпения, давайте посмотрим, последовав за рассказчиком.
Когда  Кришна увидел лицо Пунаны, Он закрыл глаза.  Преданные  по-разному объясняют этот факт. Некоторые говорят, что Кришна закрыл глаза потому, что не хотел видеть лицо Путаны, ее предсмертные судороги, агонию смерти.  Другие считают, что Путана не решалась сразу взять младенца на руки, так как внутренний голос подсказывал
ей, что перед ней не обычный ребенок, а само воплощение ее смерти. Поэтому Кришна закрыл глаза, желая придать ей уверенности и освободить ее от страха. Но есть такие, кто объясняют это тем, что Кришна явился, чтобы уничтожить демонов и защитить преданных, как об этом говорилось выше,  (паритранайа садхунам винашайа ча душкритам).
Первым демоном, которого Ему предстояло убить, была женщина. Веды категорически запрещают убивать женщин, брахманов, коров и детей. Кришна должен был убить ведьму Путану, но, поскольку ведические писания запрещают убивать женщин, Ему ничего не оставалось, как на это закрыть глаза. Есть и другое толкование: Кришна
закрыл глаза потому, что принял Путану за Свою кормилицу. Путана пришла, чтобы дать Кришне грудь и накормить Его своим молоком, как Его собственная мать. Кришна необыкновенно милостив: даже зная о том, что Путана явилась убить Его, Он принял ее как собственную мать.
Согласно Ведам, у человека есть семь матерей: родная мать, жена учителя или духовного наставника, жена царя, жена брахмана, корова, кормилица и мать-земля. Поскольку Путана пришла, чтобы взять Кришну на руки и накормить Его, Он принял ее как одну из Своих матерей. Это считается еще одной причиной, по которой Он закрыл глаза: Ему предстояло убить мать или кормилицу. Но, убивает ли Кришна Свою кормилицу ,  проявляет ли любовь к родной или приемной матери - Яшоде, Его действия одинаково благородны и приносят неописуемое благо каждому, в том числе и своей жертве. Говорят Бог - всеблагой.  В Ведах это также имеет свое подтверждение. Кришна даровал Путане освобождение. Какого типа освобождение желает преданный Кришны?
Когда маленький Кришна закрыл глаза, Путана взяла Его на руки. Она не знала, что держит на руках свою воплощенную смерть. Рохини и Яшода стояли рядом  но, были не в состоянии понять истинные намерения Путаны. Она была очень красиво одета и проявляла к ребенку материнские чувства, поэтому женщины не остановили ее. Они не знали,  что Путана заранее смазала грудь сильным ядом. Как только Кришна возьмет у нее грудь, Он сразу же умрет. Но младенец Кришна с жадность схватил  сосок ее груди и вместе с отравленным молоком выпил саму жизнь Путаны. Иначе говоря, Кришна с ядом высосал молоко из груди Путаны и одновременно убил ее, лишив ее жизни. Кришна очень милостив: поскольку ведьма Путана пришла, чтобы накормить Его своим молоком, Он исполнил ее желание и насладился; Он положил конец ее злодеяниям и предоставил ей место на Голоке среди своих чистых преданных, которые дарят Ему нектар материнской любви. Кришна мгновенно убил Путану, и поскольку она была убита Самим Кришной, то немедленно получила освобождение.
Когда Кришна с  силой сжал ее грудь и лишил  ее жизни, Путана упала на землю.  "О дитя, помилуй меня, спаси и помилуй меня!" - закричала  Она громко. Обливаясь потом,  она испустила страшный вопль, который сотряс небо и землю, высшие и низшие планеты, и людям показалось, будто разверзлась земля и с неба
ударили громы и молнии. Когда пришел конец  Путаны,  она приняла свой истинный облик - ужасной ведьмы. Путана раскрыла свою пасть, обнажив острые зубы, распростерла руки и ноги и упала точно так же, как упал Вритрасура, которого Индра поразил  своей молнией.  Ее длинные волосы разметались, тело протянулось по земле на две йоджаны. Падая, она повалила много деревьев. Когда Нанда, возвращаясь, увидел   Громадное тело Путаны, он был изумлен.  Возле тела собрались брадаваси, не зная что и подумать. Груди напоминали большие холмы, волосы походили на кусты с красной листвой. Глазницы ее казались бездонными пустыми колодцами, а бедра - берегами реки. Руки были похожи на два крепких моста, живот - на высохшее озеро. Все пастухи и их жены со страхом и изумлением смотрели на Путану. От ее падения раздался страшный грохот, заставив учащенно биться их сердца. Но когда гопи увидели, что маленький Кришна бесстрашно играет на груди Путаны, живой и невредимый они сразу подбежали и взяли Его на руки. Яшода, Рохини и другие старшие гопи тут же приступили к совершению очистительных  обрядов. Они несколько раз обошли вокруг Кришны, обмахивая Его кисточкой коровьего хвоста, затем омыли Его коровьей мочой и обсыпали пылью, поднятой копытами коров. Все это делалось для того, чтобы впреть уберечь маленького Кришну от опасностей и несчастий, а в будущем избежать неминуемой смерти, которая постигает каждое существо в этом мире.
Конечно, трансцендентное тело Кришны не нуждалось в защите, но в знак того, что гопи из любви беспокоились о Нем Господа обмазали коровьим навозом, омыли коровьей мочой и обсыпали пылью, поднятой копытами коров. Из этого можно заключить: насколько ценна и насколько благоприятна корова и все, что с ней связано и насколько недопустимо убийство коров. Те, кто убивают коров и поедают ее плоть, будут страдать в условиях адского существования столько миллионов жизней, сколько волосков на теле коровы.
Совершив необходимые обряды, гопи вместе с Яшодой и Рохини стали повторять имена Вишну, чтобы защитить  Кришны от влияния злых духов и чародейства. Женщины вымыли руки и ноги и трижды отпили воды, как того требует ритуал перед чтением мантры. Затем они запели: "Дорогой Кришна! Да хранит Господь, известный под именем Аджа, Твои ноги.
Да хранит Господь Маниман Твои колени. Пусть Господь Ягья хранит Твои бедра, а Господь Ачьюта защитит Твое тело выше пояса. Да хранит Господь Хаягрива Твой живот.
Да хранит Господь Кешава Твое сердце. Да хранит Господь Иша Твою грудь. Да хранит Господь Сурья Твою шею. Да хранит Господь Вишну Твои руки. Да хранит Господь Урукрама Твое лицо. Да хранит Господь Ишвара Твою голову. Пусть Господь Чакрадхара защитит Тебя спереди, а Господь Гададхара сзади. Пусть Господь Мадхусудана, несущий в руке лук, защитит Твой правый бок, а Господь Аджана - Твой левый бок. Пусть Господь Уругая Своей раковиной защитит Тебя со всех сторон. Пусть Господь Упра защитит Тебя сверху. Пусть Господь Таркшья защитит Тебя на земле. Пусть Господь Халадхара защитит Тебя со всех сторон. Да хранит Господь Хришикеша Твои чувства. Да хранит Господь Нараяна Твой жизненный воздух. Да хранит Нараяна, Господь Шветадвипы, Твое сознание. Да хранит Господь Йогешвара Твой ум. Да хранит Господь Пришнигарбха Твой разум и да хранит Бог, Верховная Личность, Твою душу. Когда Ты играешь, пусть защитит Тебя со всех сторон Господь Говинда. Когда Ты спишь, пусть оградит Тебя от всех опасностей Господь Мадхава. Когда Ты ходишь, пусть Господь Вайкунтхи охранит Тебя от падения. Когда Ты сидишь, да хранит Тебя Господь Нараяна. Когда Ты ешь, да хранит Тебя Господь - Владыка жертвоприношений!"
Так Яшода повторяла имена Вишну, Она была твердо убеждена, что должна уберечь свое дитя от злых духов и призраков: дакини, ятудхани, кушмандов, якшей, ракшасов, винаяк, котаров, ревати, джьештх, путан, матрик, унмад и подобных им злых духов, которые заставляют человека забыть, кто он такой, и наносят вред жизненному воздуху и чувствам.
Иногда эти духи являются во сне и причиняют людям много беспокойств, а иногда принимают обличье старух и сосут кровь младенцев. Но никто из этих призраков и злых духов не может находиться там, где повторяют святое имя Бога. Яшода твердо верила ведическим наставлениям о важности коров и святого имени Вишну и потому обратилась к коровам и к имени Вишну за покровительством, чтобы защитить маленького Кришну. Она произнесла все имена Вишну, желая, чтобы Он спас ее дитя. Ведическая цивилизация еще на заре истории знала, как благотворны забота о коровах и повторение святого имени Вишну. Поэтому те, кто продолжает следовать предписаниям Вед, особенно семейные люди, держат по меньшей мере десяток коров и поклоняются Божеству Господа Вишну, которое находится у них в доме. Те, кто стремится обрести сознание Кришны, должны извлечь урок из описанных в этой главе событий и также заботиться о коровах и почитать святое имя Вишну.
Гопи Вриндавана были настолько поглощены любовью к Кришне, что хотели оградить Его от беды, хотя необходимости в этом не было. Они не сознавали, что Кришна - это Верховный Господь, играющий роль ребенка. Во Вриндаване Кришна - возлюбленный Своих преданных: Он - сын, друг, муж и жена, отец и сын - единственное божество которому поклоняются бричваси.  Кришна - сама их жизнь.

 Завершив обряды, предназначенные для защиты Кришны, Яшода взяла Его на руки и дала Ему грудь. Теперь, когда ребенок был защищен вишну-мантрой, Яшода считала, что Он в безопасности. К тому времени все пастухи, отправившиеся в Матхуру, чтобы заплатить налоги, вернулись домой и были поражены при виде гигантского тела Путаны.
Махараджа Нанда вспомнил пророчество Васудевы и подумал, что тот - великий мудрец, обладающий ясновидением и мистической силой. Иначе как бы он смог предсказать то, что случилось во Вриндаване в его отсутствие?

После всего жители Враджа разрубили гигантское тело Путаны на куски, сложили на костер и подожгли. Когда тело Путаны загорелось, поднявшийся от костра дым наполнил воздух ароматом агуру. Запах агуру появился потому, что Путану убил Кришна. Это означало, что ведьма Путана полностью очистилась от грехов и обрела духовное тело.  Путана пришла, чтобы убить Кришну, но, поскольку Он пил ее молоко, она очистилась и ее мертвое тело стало благоухать, оно стало   трансцендентным. Хотя при жизни ее единственным занятием было убивать маленьких детей,  наслаждаясь кровью и плотью, но умерев от руки Кришны, она полность преобразилась. Нет сомнения, что все, кто с любовью и преданностью
служил Кришне во Вриндаване, получили избавление от полной страданий материальной жизни.

Когда жители Вриндавана ощутили аромат, который исходил от горящего тела Путаны, они стали спрашивать друг друга: "Откуда доносится этот чудесный запах?" Что это за аромат?  После того как сожгли Путану, Махараджа Нанда вернулся домой, сразу же взял малыша Кришну на руки и стал вдыхать аромат Его волос, радуясь тому, что его дитя избежало такой ужасной беды.
Шрила Шукадева Госвами дал благословение всем, кто услышит рассказ о том, как Кришна убил Путану, и сказал, что они непременно обретут милость Говинды.

ГЛАВА 2
Когда явился Кришна, Его родители, Васудева и Деваки находились в тюрьме. Господь появился перед ними в Своей четырехрукой форме. Для материального мира это было несколько необычно. Поэтому они попросили Его принять облик обычного младенца. Благодаря непостижимому могуществу Бхагавана одновременно на свет  у Васудевы и Деваки появился Кришна, а у Нанды Махараджа и Яшоды Йога-майя. Придя в Гокулу Васудева увидел  дочь Нанды Махараджа и решил забрать ее.  Васудева-нандана стал единым с Нанда-нанданой Кришной. Сам Васудева, отец Кришны (Васудевы) не смог различить  и понять этой метаморфозы. Сиддханта этого такова: Кришна родился в Гокуле, а, благодаря Йога-майе, проявился в Матхуре.  Две эти личности стали одной. Васудева Махарадж не мог это понять, потому что находился в состоянии ватсалья (родительской любви).
Собравшись погубить маленькую девочку - Йога-майю, Камса  схватил ее, и  в тот самый момент Йога-майя приняла многорукую форму Маха-майи. Она сказала Камсе: "Ты собираешься убить меня? Интересно, как? Разве ты не знаешь, что твоя смерть уже предрешена твоими поступками, она уже  родилась в другом месте?"
Услышав это, Камса решил, что с ним говорят  полубоги; они говорят правду, они не могут его обманывать. Тем не менее, он попытался все же погубить Кришну.
У Бхагавана Кришны нет врагов. Но Камса не знал этого. Господь любит всех.... Он - милостив и ни к кому не питает ни вражды, ни ненависти. Но разные люди в силу своей природы и своих отношений видят Его по-разному. Из-за своего дурного характера Камса посчитал Кришну врагом.
***
Узнав, что Кришна уже родился, Камса позвал Путану. "Убей Кришну!" - приказал он.  Не беспокойся, если ты сам не можешь убить Кришну, я это сделаю.
"ПУТАНА"- означает "Пута" - "священный или чистый", а "на" - "нет". То есть слово "путана" означает "нечистый и не священный". Путана никогда не была чистой. Она пила кровь младенцев и сеяла раздоры среди людей. Также пута, или путра, означает "сын". У Путаны не было никаких детей: пута-на. Для чего необходим сын? Существует множество различных адских планет, и одна из них называется Пут. Только сын может вызволить из этого ада своего отца с помощью подношений. Вот почему необходим сын. Но это правило не относится к преданным, к вайшнавам, оно на них не распространяется.
Итак, Путана пришла к Камсе и представила ему свое резюме. 1) НЕЧИСТАЯ; 2) бхалахатини: (бхала - "маленький ребенок", хатини - "убивать"). ЛЮБЛЮ убивать маленьких детей; 3) НЕПРИКАСАЕМАЯ, ракшаси ("ведьма"). 4) дополнительная  квалификация, рудхира-сана, что означает: " люблю пить кровь маленьких детей".
В "Шримад-Бхагаватам", где описывается эта лила, приводится объяснение почему Путана решила убить Бхагавана?
Потому что Кришна покрыл Путану иллюзией, и она забыла, Кто такой Бхагаван.
Бхагаван - это Тот, кто создает всё творение, все миры, поддерживает их и разрушает. Но Путана забыла о могуществе Бхагавана.
Далее в ее резюме был следующий вопрос: какими средствами Вы собираетесь достичь цели? На него Путана написала: "Я дам Бхагавану свою грудь". Как известно, молоко появляется у женщины только тогда, когда у нее есть ребенок. А поскольку у Путаны не было детей, она понимала, что молока у нее не будет, и задумалась, как же ей поступить. Камса спросил ее: "У тебя нет детей. Откуда в твоей груди возьмется молоко?" "Вместо молока я наполню свою грудь смертоносным ядом и предложу его Бхагавану, Кришне. И тогда, попробовав этот яд, Он умрет" - ответила Путана. Камса остался доволен.  "А  какое вознаграждение ты желаешь? - спросил он. Путана написала: "Я хочу только любви Камсы Махараджа, и ничего другого". - ответила она. Камса расплылся в улыбке и обнял ее. История умалчивает этот момент, однако по всему было видно, что  Путана была любовницей Камсы.

Что было дальше? Приняв образ прекрасной леди, Путана отправилась в Гокулу. Там она разыскала дом Нанды Махараджа и  попыталась совершить задуманное. Она взяла младенца Кришну на руки и дала ему грудь... Все остальное пошло как по нотам. Кришна высосал вместе с ядом жизненный воздух Путаны, после чего отправил ее в очень хорошее место - на Голоку Вриндавану.

Кем Путана была раньше? Наша гуру-варга утверждает, что в прошлой жизни Путана была дочерью Бали Махараджа, другие говорят, что - сестрой.
 История такова: однажды Господь Вишну явился в этот мир в облике карлика, мальчика-брахмана. Когда демоны захватили высшие райские планеты, полубоги разбежались кто куда, и тогда мать полубогов Адити осталась совершать аскезы, предлагая их Бхагавану. Господь Вишну был очень доволен этими аскезами, но Он сказал: "Сейчас Я не собираюсь сражаться с демонами, потому что они во всем следуют своему Гуру, и он наделил их огромным могуществом". В то же самое время полубоги, напротив, пренебрегли своим Гурудевом Брихаспати, и в результате демоны смогли прогнать их с райских планет.
Отсюда следует сиддханта: если вы удовлетворяете своего Гурудева, своего духовного учителя, тогда вы сможете очень легко и гладко совершать бхаджан. Поэтому старайтесь во всем удовлетворять своего Гурудева. Также вы никогда не должны критиковать никого из вайшнавов, вы не должны никого оскорблять из преданных, вы не должны никого ненавидеть, завидовать кому-либо. Вы должны повторять свою мантру, свои круги, свои гаятри-мантры каждый день и вовремя, а также пытаться проповедовать. Это доставит удовольствие вашему  гуру, и он благословит вас.
.
Итак, Господь Вишну сказал, что Он явится в образе мальчика-брахмана. Он пришел и попросил пожертвование у Бали Махараджи, который в то время был царем демонов. Когда Вамана-дев появился при дворе, все были Им очарованы: несмотря на Свой небольшой рост, Он был очень красив. У Бали Махараджи была дочь по имени Ратнамала. Ей так понравился мальчик-брахман, что она подумала: "Этот мальчик так красив, что я хочу дать ему молоко из своей груди. Я хочу, чтобы он стал моим сыном". Вамана-дев понял желание Ратнамалы и был очень доволен этим. В ее уме прозвучал Его голос: "Не волнуйся, однажды ты станешь Моей матерью и сможешь покормить меня своей грудью".
Бали Махараджа спросил: "Вамана-дев, ты брахман. Раз Ты пришел ко мне, наверное, Тебе нужно какое-то пожертвование. Скажи, чего Ты хочешь". И тогда Вамана-дев ответил: "Я брахмачари, Мне ничего не нужно. Дай Мне лишь немного земли, размером в три шага, чтобы Я смог совершать там Свой садхана-бхаджан". Бали Махараджа засмеялся и ответил: "Ты мал ростом, но я вижу, что и разум Твой невелик. Я могу отдать Тебе полцарства, я могу отдать Тебе в жены своих дочерей, а Ты просишь у меня такое маленькое пожертвование. Ты можешь просить у меня больше". Но Вамана-дев сказал: "Нет-нет, если ты дашь Мне много земли и богатства, это вызовет у Меня лишь головную боль. Я не смогу уследить за всем этим - Я брахмачари, Мне ничего не нужно. Лишь немного земли, чтобы совершать свою садхану".
Здесь сиддханта такова: всё, что делает преданный, он должен делать для Господа Хари, гуру и вайшнавов, а не для своего чувственного наслаждения или для каких-нибудь материалистов, скупых и порочных людей..
После этого Вамана-дев принял огромные размеры и начал шагать. Первыми двумя шагами Он пересек всю Вселенную: сделав первый шаг, Он покрыл все райские планеты, такие как Бхувар-лока, Тапа-лока, Махар-лока, а сделав второй - все низшие планетные системы. Теперь во Вселенной уже не оставалось места, куда бы Он мог сделать Свой третий шаг. И тогда Вамана-дев сказал: "О Бали Махараджа! Ты обещал дать Мне три шага. Покажи Мне место, куда Я могу сделать Свой третий шаг". Бали Махараджа огляделся вокруг и увидел, что во Вселенной, действительно, не осталось больше места - Вамана-дев покрыл всё Своими двумя шагами. И тогда он подставил Ему свою голову, попросив наступить на нее.
Таким образом, он полностью предался Господу в образе Ваманы-дева. Это называется шаранагати. Одной из анг процесса шаранагати является атма-ниведанам, то есть предание всего себя. Сиддханта здесь такова: если Вы предаетесь истинному духовному учителю, то через него ваша преданность дойдет до Кришны. Гурудев передаст вашу преданность, ваше служение Господу.
Бали Махараджа предался Вамане-деву, и у него не осталось никакой собственности, ничего своего. После этого Вамана-дев обвязал Бали Махараджу веревками из змей и положил его на землю. Бали Махараджа заплакал, а его дочь, Ратнамала, увидев его страдания, разгневалась и сказала Вамане-деву: "Ах, вот чем Ты занимаешься! Вот что Ты делаешь! Я-то думала, Ты - такой невинный красивый мальчик, а ты вытворяешь такие ужасные вещи с моим отцом! Так вот: в следующем рождении я стану Твоей матерью и дам Тебе яд вместо молока! Обернувшись Твоей матерью, я убью Тебя своими собственными руками". Вамана-дев ответил: "Ничего страшного! Ты можешь стать Моей матерью и предложить Мне яд. Я с радостью приму его от тебя". Таким образом, именно эта Ратнамала явилась в своем следующем рождении в образе Путаны в Кришна-лиле. Она наполнила свою грудь ядом, желая убить Кришну по указанию Камсы Махараджи. Но Кришна беспричинно милостив: Он предоставил ей очень хорошее место на Голоке Вриндаване.
А теперь вспомним о том, почему Кришна убил Путану, когда ему было шесть дней от роду. Именно шесть - не семь, не восемь, не четыре и не пять, а именно шесть дней.
Эта история непосредственно связана с Рупой Госвами. Однажды Шрила Рупа Госвами находился в трансе и наблюдал эту лилу: как Кришна убивает демоницу Путану. Если Вы хотите совершать бхаджан, Вы должны победить в себе шесть порочных желаний. Какие это желания? Шрила Рупа Госвами пишет в "Упадешамрите":

вачо вегам манасах кродха-вегам
джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веган йо вишахета дхирах
сарвам апимам притхивим са шишйат

"Мудрый, владеющий собой человек, способный подчинить себе шесть желаний:
1) желание говорить,
2) беспокойства ума,
3) порывы гнева,
4) требования языка,
5) желудка
6) и гениталий.
Тот, кто обуздал их, способен принимать учеников по всему миру".
Вачо-вегам - это побуждения языка. Если вы не контролируете свой язык, свою речь, то у вас в жизни будут большие проблемы.
Аналогичная история описана в "Рамаяне" и "Махабхарате"? Сначала вспомним пример из "Рамаяны".  Когда Господь Рама отправился в ссылку в лес со Своей супругой Ситой-деви и братом Лакшманом,  Равана послал своего приспешника, демона Маричи, чтобы тот обманул Рамачандру. Маричи принял облик золотого оленя. Увидев его, Сита-деви сказала: "О Рамачандра, пожалуйста, поймай для Меня этого оленя! Я хочу подарить его Твоему брату Бхарате. Я хочу украсить рога и шею этого оленя золотыми колокольчиками, и когда он будет бегать по нашему двору, это будет так замечательно! Но если Ты не хочешь, то можешь поймать этого оленя и снять с него шкуру, а потом сидеть на ней в ашраме и совершать Свой садхана-бхаджан". Итак, Рамачандра погнался за этим оленем и убежал далеко в лес. А демон в это время вернулся к ашраму и начал звать голосом Рамачандры: "О, Мой дорогой брат Лакшман, пожалуйста, помоги Мне, помоги! Я в беде!" Когда Сита-деви услышала голос Рамачандры (вернее,  голос демона, но Сита-деви думала, что это Рамачандра), Она сказала: "Пожалуйста, Лакшман, срочно отправляйся на помощь Рамачандре. Наверное, с Ним что-то случилось". Лакшман ответил Ей: "Не волнуйся, никто не может причинить вред Рамачандре". Но Сита-деви заподозрила его в коварстве и гневно сказала: "Ты, наверное, хочешь завладеть Мной и решил воспользоваться этой возможностью. Но нет! У Тебя ничего не получится!... После этого Лакшман вынужден был отправиться на поиски Рамачандры, а демон в это время украл Ситу-деви из ашрама.
Таким образом, мы видим, что Сита-деви Своими словами обидела Лакшмана, и поэтому Равана смог Ее похитить. Хотя Сита-деви является вечной энергией Господа Рамачандры, Она, таким образом, учит нас: если вы кого-то обижаете словами, ругаете, это может стать  причиной очень больших проблем в вашей жизни.
В "Махабхарате" описывается, как Пандавы, с помощью демона Майи, однажды построили большой царский дворец собраний. Этот демон был так искусен, что в этом мистическом дворце человек мог принять стену за дверь, а пол за водоем с цветущими лотосами. Однажды этот дворец посетил Дурьодхана - его туда пригласили. Когда он хотел войти, подумав, что в стене есть дверь, и попытавшись открыть ее, он стукнулся лбом о стену. А когда вместо пола он увидел воду и поднял свои одежды до колен, все стали над ним смеяться. В другом зале дворца, наоборот, был водоем, покрытый травой, а он решил, что это только трава, и наступив на нее, провалился по самую шею. Там было еще одно мистическое место, войдя в которое, он оказался охваченным огнем, хотя до этого там не видно было никакого огня. Все присутствующие, наблюдавшие за ним, весело смеялись и хлопали в ладоши. Когда это увидела Драупади, она тоже засмеялась, прикрыв вуалью свою улыбку, и сказала: "Каков отец, таков и сын - слепой отец и сын слепой, ничего не видит".  Когда Дурьодхана услышал это, он сильно разгневался и воскликнул: "Презренная женщина, как ты можешь так говорить обо мне! Ну, ничего! Наступит время, когда я раздену тебя донага и заставлю сесть к себе на колени!"
Именно из-за этих, полных сарказма, слов Драупади произошла та битва, которая описывается в "Махабхарате". Таким образом, нам всем необходимо управлять своим языком, своей речью. Это и называется вачо-вегам -  побуждения языка, побуждения речи.
Кроме того, есть еще одно побуждение языка. Если вы едите слишком много и слишком вкусную пищу, то вас одолеет вожделение.
Всего существует шесть побуждений. Среди них - побуждения ума и гнева. Если вы гневаетесь, гнев побуждает вас разорвать отношения с вашими друзьями, родственниками, оставить дом. В гневе вы можете оставить даже свою страну. Поэтому очень важно контролировать свой гнев.
Если вы хотите серьезно совершать бхаджан, вы должны контролировать эти шесть побуждений, начиная с языка.
Таким образом, для того, чтобы совершать бхаджан, прежде всего, необходимо научиться контролировать свои шесть побуждений. Итак, Кришна убил Путану, когда ему было шесть дней.
В следующем стихе "Упадешамриты" описываются шесть неблагоприятных вещей, которые вы должны оставить ради того, чтобы совершать бхаджан:
атйахарах прайасаш ча
праджалпо нийамаграхах
джана-сангаш ча лаулйам ча
шадбхир бхактир винашйати

"Шесть пороков разрушают бхакти: 1) излишества в еде и повседневной жизни; 2) деятельность, неблагоприятная для бхакти; 3) бесполезные мирские разговоры; 4) пренебрежение важнейшими предписаниями шастр или чрезмерное следование другим их предписаниям; 5) общение с противниками бхакти и 6) жадность, или склонность ума увлекаться разного рода бесполезными идеями".
И точно также, только через шесть дней Кришна погубил Путану.
Теперь становится ясно, почему Кришна убил Путану, когда Ему было шесть дней от роду. Здесь есть соответствие: прежде всего, нужно контролировать шесть побуждений и оставить шесть неблагоприятных вещей. Именно поэтому Кришна убил Путану через шесть дней.
В Своих детских играх Кришна уничтожил очень многих демонов, но только Путане Он предоставил положение матери в духовном мире.Почему Кришна именно в шестидневном возрасте дал Путане такое замечательное положение?
В третьем и четвертом стихах "Упадешамриты" Шрила Рупа Госвами пишет о шести качествах, которые благоприятны для преданного служения, и шести способах общения с преданными:
дадати пратигрихнати
гухйам акхйати приччхати
бхункте бходжайате чаива
шад-видхам прити-лакшанам

"Дарить чистым преданным то, в чем они нуждаются, и принимать от них в дар то, чем пользовались они; делиться с ними своими откровениями, полученными в бхаджане, и спрашивать об их откровениях; вкушать прасад, которым они угощают, и угощать их прасадом - таковы шесть видов любовных отношений с чистыми преданными".
Прежде всего, это дарить подарки преданным. Если вы хотите с кем-то подружиться, вы должны следовать этому. Вы дарите что-то человеку и принимаете подарки от него; вы говорите с ним о чем-то сокровенном, делитесь с ним, и он также делится с Вами; также вы стараетесь накормить его и принимаете пищу от него. Также и Путана: у нее было желание дать Кришне свое грудное молоко, и в обмен она получила Его любовь и милость.  В тот момент она сказала Ему: "Ты мой сын". Кришна ответил: "Да, конечно, ты Моя мать". И после этого она захотела накормить его. В ответ Он дал ей положение Своей матери на Голоке Вриндавана.
Теперь понятно, почему именно через шесть дней Кришна дал Путане положение духовной матери.
Шрила Рупа Госвами совершал свой бхаджан и затем писал стихи "Упадешамриты", памятуя об увиденных лилах.
ГЛАВА 3
В этом мире есть много ложных гуру.  И Путана-лила - это олицетворение ложных гуру. Такие гуру выдают себя за истинных, но в действительности не обладают необходимыми качествами. В этой связи можно вспомнить одну историю из "Махабхараты".
Когда битва на Курукшетре была закончена, Кришна, стоя на колеснице рядом с Арджуной, сказал ему: "Теперь ты должен сойти с колесницы". Арджуна сказал: "Может быть, сначала Ты сойдешь?" Но Кришна сказал: "Нет, сойти должен ты. Выполняй Мое указание без промедлений". Арджуна послушался, и как только он сошел с колесницы, а вслед за ним и Кришна, колесница в одно мгновение взорвалась и обратилась в огонь вместе с лошадьми.
Почему она взорвалась и превратилась в пламя? Потому что в первый же день битвы Бхишма Питамаха пронзил своими стрелами и коней, и колесницу. Это были мистические стрелы, настолько мощные, что колесница и кони мгновенно сгорели. Но Кришна тут же возродил и коней и колесницу. Но никто не смог этого понять. Своей мистической силой Кришна поддерживал и коней и колесницу в изначальном состоянии. Но как только Он сошёл с нее, то колесница и лошади мгновенно взорвались.
Этот пример очень напоминает ситуацию, сложившуюся после ухода Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Пока он присутствовал на планете, своей силой он поддерживал и подпитывал всех своих последователей. В то время многие из его учеников, которые не имели, в действительности, квалификации гуру, исполняли эту роль. Но как только он ушел из этого мира, забрав с собой свою шакти, они остались наедине со свое кармой. Как только они уклонились от его наставлений, они стали вновь теми ке были до того как присоединились к Этому движению. Духовное движение поддерживается ачарьями. Когда же  оно становится религией, то спускается на материальный уровень сознания и теряет свою привлекательность.  Поэтому многие из них, не будучи квалифицированы, но занимая при этом положение гуру, начали падать один за другим - так же как взорвалась колесница Арджуны, когда Кришна покинул ее.
Путана, играя роль матери Кришны, соответственно оделась и приняла облик очень красивой женщины. В действительности она не была Его матерью, у нее не было материнских чувств. Точно так же ложный гуру, не имея квалификации, надевает одежды гуру и ведет себя как гуру. Но, на самом деле, он просто обманывает своих учеников.
Во втором стихе  "Упадешамриты" сказано:
атйахарах прайасаш ча
праджалпо нийамаграхах
джана-сангаш ча лаулйам ча
шадбхир бхактир винашйати

"Шесть пороков разрушают бхакти: 1) излишества в еде и повседневной жизни; 2) деятельность, неблагоприятная для бхакти; 3) бесполезные мирские разговоры; 4) пренебрежение важнейшими предписаниями шастр или чрезмерное следование другим их предписаниям; 5) общение с противниками бхакти и 6) жадность, или склонность ума увлекаться разного рода бесполезными идеями".
Атйахарах обычно означает "переедать или же собирать больше средств, чем необходимо". Прайаса означает "прикладывать слишком большие усилия к тому, что не имеет большой духовной ценности". Иногда Гурудев может дать нам указание выполнить какое-то служение, которое может оказаться очень трудным, и нам придется приложить огромные усилия для того, чтобы исполнить его желание. Но это не прайаса. Мы должны понять принцип: преданный живет, просто принимая всё, что приходит к нему само, не прилагая для этого сверхусилий.
Праджалпа означает "мирские разговоры". Шрила Рагхунатха дас Госвами сравнивал их с проституткой. Проститутка всегда живет за счет богатого человека, который тратит все свои деньги на то, чтобы доставить ей удовольствие. Но как только деньги кончаются, она сразу уходит от него, потому что у нее нет истинной привязанности к нему. Точно так же мирские разговоры разрушают наше сукрити.
Слово нийамаграхах в соответствии с санскритской грамматикой можно читать по-разному, двумя способами.
Нийамаграхах означает "пренебрежение правилами и предписаниями". Ачарьи описали нам путь садхана-бхакти и вайдхи-бхакти. Мы должны следовать этим правилам и предписаниям. Мы слышали, что те, кто идет по пути рагануга-бхакти, не обязаны следовать всем правилам и предписаниям. Это так. Но Шрила Рупа Госвами объяснил, что тот, кто практикует рагануга-бхакти, всё равно будет выполнять все правила и предписания, чтобы показать хороший пример другим. Поэтому нет никакой возможности избежать следования правилам и предписаниям. Это одно значение нийамаграхах.
Нийамаграхах означает также слишком сильную привязанность к следованию правилам и предписаниям. Например, смарта-брахманы придают этому такое большое значение, что при этом забывают, что целью всех правил и предписаний является развитие любви к Кришне. Мы тоже можем следовать очень строгой и жесткой садхане, но если мы не осознаем, зачем мы это делаем, и не развиваем любовь к Богу, то это просто пустая трата времени.
Джана-санга означает, что мы должны избегать общения с мирскими людьми. Правильно ли при этом думать: "О, мои родители и родственники - не преданные. Я должен перестать с ними  общаться"? Нет. Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет этот момент: "Преданные должны проявлять большой энтузиазм на духовном пути, чтобы совершать духовный прогресс. Но до тех пор, пока они не стали нишкинчана-акинчана-вайшнавами, они должны следовать правилам того общества, в котором они находятся". Поэтому, чтобы поддерживать нормальную атмосферу в обществе, мы вступаем в обычные социальные взаимоотношения с людьми. Но это не означает общение с ними. Общение строится на шести принципах взаимообмена между преданными. Мы можем заниматься бизнесом даже с атеистами - ничего страшного. Но мы не принимаем точку зрения этих людей на духовные предметы.
Лаулйам - это очень важный момент. Единственная цена за обретение бхакти - это лаулйам, сильное страстное желание. Прабхупада  в своих лекциях объяснял, что это значит. Он говорил: "Это не такая дешевая вещь". Мы не можем одновременно иметь лаулйам к сознанию Кришны и к материальным вещам.
Итак, эти шесть вещей разрушат нашу бхакти, если мы не избавимся от них. Таково очень краткое объяснение этой шлоки.
Атйахарах означает "переедание". Но мы можем есть не только ртом. Мы можем есть также глазами, кожей, ушами и носом. Эти пять органов чувств называются гьянендрии, то есть познающие органы чувств. Они, в свою очередь, получают пищу от пяти объектов чувств. Каждое из этих чувств может стать причиной смерти, что видно на примере различных животных. Сейчас мы разберем примеры того, как можно есть глазами, кожей, ушами и так далее.
В сезон дождей тысячи насекомых, привлеченные светом огня или электрической лампочки, слетаются к нему, думая, что это источник пищи, обжигаются в огне и погибают. Это пример того, как мы переедаем глазами.
Следующий - пример того, как можно переесть ушами. В былые времена охотники выходили на охоту без огнестрельного оружия. У них были только лук и стрелы, может быть, еще топор и больше ничего. Чтобы поймать оленя, они пускались на такую хитрость: они дули  в рожок, издавая приятные звуки, Олени, привлеченные сладким звуком , подходили и заслушивались. В это время охотник стрелял и  убивал свою жертву. Таким образом, из-за привязанности к сладким звукам, олени расставались с жизнью.
Теперь я приведу пример переедания носом. Муравьи очень любят запах меда, и если банка с медом не закрыта плотно крышкой, они залезают на нее и едят те капельки меда, которые находятся на поверхности. Но некоторые, особо жадные, бросаются прямо внутрь банки и, увязая в меде, погибают.
Иногда люди ловят рыбу. Они нанизывают на крючок червячка, забрасывают удочку и через некоторое время вытаскивают большую рыбу. Почему рыба попадает на крючок? Потому что рыба очень жадная. Она приближается к крючку, смотрит на червячка и, вместо того, чтобы потихонечку отщипывать от него, заглатывает его целиком и от жадности погибает. Ее вытаскивают из воды и продают на рынке. Это пример того, как можно погибнуть, если позволить языку сильно переедать.
Следующий пример показывает, как можно переесть кожей. Охотники в Индии особым образом тренируют слоних, а затем отпускают их в джунгли. Перед этим они вырывают большую яму, закрывает ее землей и травой, а в середине ставят банановое дерево. К этой яме слониха приводит слона. Слону нравится прикасаться к самке. И самка сначала позволяет ему коснуться себя, а затем отбегает в сторону. Он бежит за ней, она снова позволяет коснуться себя и отбегает, и он опять бежит за ней. Так самка приводит слона к яме, и когда они уже стоят рядом и вплотную касаются друг друга, неожиданно она толкает его, и он падает в ту яму. Тут уже за него берется охотник: несколько дней он держит его голодным, затем дает ему немного воды, ещё через несколько дней он дает ему немного еды. Когда проходит месяц, охотник снова посылает к яме самку, которая обматывает слона цепями и вытаскивает оттуда. Таким образом, слон оказывается в рабстве. Это пример того, как можно потерять свою свободу и даже жизнь, просто переедая кожей или, другими словами, потакая чувству осязания.
Таким образом, насекомые теряют свою жизнь, переедая глазами, муравьи - переедая носом, олени - переедая ушами, рыбы - переедая языком, а слоны - переедая кожей.
У человека чувства очень сильны, и в любое мгновение они могут отнять жизнь. Поэтому Шрила Рупа Госвами предупреждает нас, чтобы мы не потакали своим чувствам и не переедали. Если мы переедаем чувствами, мы разрушаем свою жизнь и теряем преданность. Поэтому Рупа Госвами предупреждает, чтобы мы не делали этого ни при каких обстоятельствах.
Мы  всегда должны предлагать бхогу Тхакурджи и потом служить прасаду. Мы не должны его есть, мы должны служить прасаду. Как служить прасаду? Сейчас мы приведем пример.
Мы знаем, что Дурваса Муни часто впадал в гнев. Например, в гневе он проклял Амбаришу Махараджу. В "Шримад-Бхагаватам" описана эта история.
Однажды много тысяч гопи приготовили прекрасные блюда и отправились предложить их Дурвасе. Но  для того, чтобы достичь ашрама Дурвасы, им нужно было пересечь Ямуну. Они остановились на берегу Ямуны и задумались о том, как же это сделать: "Мы приготовили столько блюд для Дурвасы и хотим получить его благословения, но не знаем, как пересечь реку". И вдруг там появился Кришна. Он сказал: "О, гопи, похоже, что вы очень обеспокоены. Что с вами?" Гопи ответили: "О, Кришна, можешь ли Ты нам помочь? Мы хотим пересечь Ямуну, чтобы попасть к Дурвасе Риши. Ямуна так широка, а здесь нет никакой лодки, и мы не знаем, как переправиться на другой берег". Тогда Кришна дал им совет: "Подойдите к Ямуне и скажите ей: "Если наш Кришна всегда хранит  целомудрие, тогда, пожалуйста, расступись и дай нам пройти на другой берег"".
Гопи так и сделали, и Ямуна сразу же позволила им пройти на другой берег. Они пришли к Дурвасе Риши и накормили его тысячами разнообразных вкусных блюд. Он съел всё. За одну минуту Дурваса Риши, как Гирирадж Махарадж, съел все подношения, которые были ему предложены. Затем Дурваса сказал: "Теперь ваши желания исполнятся". И он дал им благословения.
Чего хотят гопи, каково их желание?  Они хотят только того, чтобы Кришна был их возлюбленным. Они не хотят ничего материального.
Но гопи всё еще продолжали стоять. Они думали: "Как же нам теперь вернуться домой. Ямуна так полноводна, и нам трудно будет пересечь ее".
Дурваса Риши спросил:
- О, гопи, почему вы не идете назад? Вы хотите еще какого-то благословения?
- Да, - ответили гопи.
- И чего же вы хотите?
- Мы хотим вернуться назад домой.
- Ну так идите. Чего же вы стоите? Я вас тут не держу. В чем проблема?
- Ямуна так полноводна, она выходит из берегов, и мы не можем пересечь ее сами, своими собственными усилиями. Кришна помог нам переправиться сюда, Он посоветовал: "Скажите Ямуне, что если Кришна хранит целибат всю Свою жизнь, то она должна расступиться и пропустить вас". Ямуна действительно расступилась и пропустила нас к Вам.
- Ну, вот и хорошо. Теперь идите к Ямуне и скажите: "Если Дурваса Риши за всю свою жизнь ничего не съел, ты должна расступиться и пропустить нас на другую сторону".
Гопи подошли к Ямуне и сделали так, как научил Дурваса. Ямуна расступилась, и гопи перешли на другой берег.
Когда гопи вернулись, Кришна их ждал. Как только они увидели Его, они начали смеяться: "Какой гуру, такой и ученик". Потому что Кришна - ученик Дурвасы и, наоборот, Дурваса тоже может считаться учеником Кришны. Так или иначе, гопи сказали: "И гуру и ученик - вы оба лжецы. Ты ни одной минуты не можешь прожить без гопи и при этом говоришь, что всю жизнь соблюдаешь целибат и целомудрен во всех отношениях. С другой стороны, Дурваса съел тысячи блюд и потом заставил нас сказать, что за всю свою жизнь ничего не ел".
Значит ли это, что Кришна или Дурваса Риши лгали? Нет, ложь не может изойти из уст Кришны или Дурвасы Риши. Кришна никогда не наслаждается гопи, как материально обусловленные души в этом мире наслаждаются женщинами, потому что Кришна является Верховным Господом, а гопи - это Его экспансии. Это Его энергия, и Он играет с ними, всё равно как с Самим Собой.
И Дурваса ничего не ест, потому что он всё предлагает Кришне. Всё, что принесли ему гопи, он предложил Кришне. Он просто служил маха-прасаду. Преданные также должны предлагать бхогу  Тхакуржи, потом Гурудеву и всем вайшнавам, и только после этого принимать маха-прасад.
Нийамаграха имеет два значения. В соответствии с санскритской грамматикой, если вы разделяете сандхи, то слово можно читать по-разному. Нийама и аграха: нийама - это одно слово, аграха - другое. Нийамаграха означает, что человек слишком привязан к следованию правилам и предписаниям. Это может быть как хорошо, так и плохо. Нужно быть осторожным.
Например, когда вы поклоняетесь Божествам, совершаете арчану, вы не можете остановить процесс на середине. Поэтому, если в это время к вам пришли гости, вы должны попросить их подождать и  завершить процесс арчаны.
А теперь представьте себе, что в тот момент, когда вы служите Божествам, к вам в дом, по великой удаче, приходит Гурудев или кто-то из возвышенных вайшнавов. Что тогда вы будете делать? Если приходит такой возвышенный гость, нужно прервать арчану, поклониться Божествам и оказать внимание гостю, а затем попросить у него разрешения продолжить пуджу, завершить ее и вернуться к нему.
Другой пример: когда совершается огненное жертвоприношение, его тоже нельзя прервать на середине, не закончив. Иначе это будет большим оскорблением. Однажды в Двапару-югу Васудева Махараджа, отец Кришны, совершал жертвоприношение. Вдруг с райских планет низошел Нарада Риши, играя на своей вине. Как только Васудева его увидел, он приказал остановить жертвоприношение. Множество брахманов совершали церемонию, произнося кришнайа сваха, гураве сваха, навайогендрайа сваха. Но он сказал: "Мы будем это делать завтра. Хватит повторять сваха. Остановите жертвоприношение".
Васудева Махараджа прекрасно знал, что если он прервет жертвоприношение на середине, то к нему придут дурные реакции, и, тем не менее, он пошел  на это. Он сказал, что результат, ради которого  проводилось жертвоприношение, уже пришел к ним. "Он появился прямо перед  нами, поэтому нет необходимости продолжать жертвоприношение". Почему он остановил его? Потому что Нарада Риши - очень дорогой слуга Бхагавана. Зачем проводят жертвоприношения? Чтобы доставить удовольствие Бхагавану. Но если на арену жертвоприношения приходит такой возвышенный вайшнав, как Нарада Риши, как нужно поступить?
В "Шримад-Бхагаватам" говорится, что человеческое рождение дается крайне редко. Но даже тем, кто получил рождение в человеческом теле, приходится трудно, потому что смерть может наступить в любой миг, и многие люди умирают, даже не дожив до старости. Цель человеческой жизни - это совершать бхаджан и обрести даршан Бхагавана. И когда в нашей жизни появляется чистый преданный, это означает, что мы уже почти обрели этот даршан, потому что, просто следуя его указаниям, мы сможем получить даршан Бхагавана. Поэтому это самое возвышенное, что только может быть в человеческой жизни. Поэтому Васудева приказал остановить жертвоприношение, когда увидел перед  собой чистого преданного.
Васудева Махараджа не был слишком привязан к правилам и предписаниям. Он поступил правильно - он показал нам на своем примере, как выражать почтение гуру и вайшнавам. Таким образом, Васудева Махараджа был свободен от недостатка нийамааграхи, так как не придавал большого значения исключительно строгому следованию правилам и предписаниям.
Теперь я приведу пример нийамааграхи. Например, вы даете обет: "Я буду повторять определенное количество кругов каждый день". И иногда вам приходиться повторять за полночь, чтобы закончить свои круги, и в результате вы поздно просыпаетесь. Вы устали, у вас болит голова, и вы за весь следующий день не можете прочитать даже два круга. Преданные вас спрашивают: "О прабху (о диди), почему ты до сих пор не встаешь? Уже девять часов!" А вы отвечаете: "О, я так болен (я так больна), я так устал, у меня болит голова".
Поэтому мы не должны быть слишком привязаны к предписаниям и, наоборот, нехорошо, когда мы принимаем какое-то правило и страстно следуем ему несколько дней, а потом не в состоянии продолжать.
ГЛАВА 4
В "Шримад-Бхагаватам" утверждается, что истинного Гуру нужно принимать как сварупу Кришны.
ачарьям мам виджаниян
наваманьета кархичит
на мартья-буддхьясуета
сарва-дева-майо гурух
Знай, что Шри Гуру - это ачарья-виграха; он неотличен от Меня. Ни при каких обстоятельствах нельзя относиться к нему с неуважением, приписывая ему недостатки обусловленной души, ибо он - воплощение всех полубогов. (Шримад-Бхагаватам, 11.17.27)
Среди множества полубогов и богинь трое занимают первостепенное положение: Брахма, Вишну и Махеш, а духовный учитель - это их воплощение. Ранее я уже говорил, что Гуру - это Брахма, Гуру - это Вишну и Гуру - это Махеш. В одной из мантр также утверждается, что духовный учитель является Парабрахманом.
Гурур сакшат парамбрахма тасмаи шри гураве намаха.
 Гуру - это мурти, Божество Парабрахмана. Но помните: духовный учитель не вишая-виграха (объект поклонения), он ашрая-виграха (обитель преданности). Духовный учитель - севака-бхагаван. Гуру называют Брахмой, потому что обязанностью Брахмы является творение. Подобным образом духовный учитель сажает в сердца учеников семя преданности и заботится о нем.
Гуру называют Вишну, поскольку он питает наше бхакти до тех пор, пока мы не достигнем уровня премы. Мы даже представить не можем, сколько усилий Гуру тратит на каждого ученика, делая все возможное, чтобы обеспечить его благополучие.
Как Махеш или Шанкара, духовный учитель разрушает анартхи ученика. Некоторые из них называются апарадхи (оскорбления) и дурдаива (неудачи).
Гуру приводит ученика на стадию према-бхакти, поэтому он считается воплощением Брахмы, Вишну и Махеша.
Вот качествах истинного Гуру. Без кришна-бхакти, кришна-премы обусловленная душа не обретет настоящее счастье. Она может приблизиться к Кришне только благодаря практике бхакти. В таком случае душа утвердится в своем изначальном положении (сварупе) и преисполнится блаженства. Как же получить эту бхакти? Ее можно получить от преданного, который пребывает как в духовном, так и в материальном мире.
Бхакти-деви пребывает на Голоке Вриндаване. Бхакти состоит из самвит-шакти (энергии знания Кришны) и хладини-шакти (Его энергии наслаждения). Ею обладают вечные спутники Кришны: Нанда Баба, Яшода-маийя, Лалита, Вишакха, Баладева, Мадхумангал, Шридам, Рактака, Патрака и другие. Как же обитатели этого бренного мира могут обрести бхакти? Они могут получить ее от преданного, который одновременно присутствует как в духовном, так и в материальном мире. Бхакта, который может одарить этим трансцендентным сокровищем, именуется Гуру. Он очень дорог Шри Радхе-Кришне. Духовный учитель является сварупой Кришны, он приходит в этот мир по желанию Божественной Четы. Время от времени Кришна Сам нисходит сюда либо посылает Свою шакти. Шрила Гурудев - каруна-шакти Кришны.
самсара-даванала-лидха-лока
траная карунья-гханагханатвам
праптасья кальяна-гунарнавасья
ванде гурох шри-чаранаравиндам

Я возношу молитвы лотосным стопам моего духовного учителя, который, подобно дождевой туче, проливает потоки своей божественной милости на бушующий лесной пожар материальной жизни, избавляя сгорающие в нем души от всех видов страданий. Он - проявление милости Кришны и океан добродетелей. (Гурваштака, 1)
Гурудев - воплощение концентрированной милости Кришны. Каруна-шакти, нисходя в этот мир, принимает облик Шри Гуру, спутника Кришны. Гуру является шакти, энергией Кришны, но приходит в этот мир в мужском облике. Гуру также приходит в женском облике, как, например, Джахнава Мата, Шачи-деви, Хемалата Тхакурани, Малини-деви, Сита Тхакурани и Гангамата Госвамини. Эти спутницы Кришны также нисходят в качестве Гуру, ачарьи. Таким образом, каруна-шакти Кришны проявляется в этом мире как в мужском, так и в женском облике. Нужно понять, как вода с Гималаев и Кайлаша попадает в океан. Течет ли вода сама по себе? Обладает ли она сознанием?
 Если кто-то перенесет воду, она достигнет океана. Как Бхагиратха Махарадж призвал воды Ганги? Благодаря ему поток Ганги течет [в материальном мире] и поныне. Подобным образом Гуру приносит поток чистой бхакти. Парампара, берущая начало от Кришны, продолжается по сей день. Према духовного мира продолжает наводнять мир через эту парампару. Гуру приносит прему и дарует ее обусловленным душам. Такова первейшая обязанность духовного учителя. Гурутва, способность быть Гуру, зависит от того, может ли личность наделить премой. Всем вам известно, кто является подлинным духовным учителем. Шастры дают следующее определение Гуру:
тасмад гурум прападьета
джигьясух шреях уттамам
шабде паре ча нишнатам
брахманй упашамашраям
[Поскольку в этом мире не найти ни счастья, ни покоя, тот, кто хочет исполнить свой долг и обрести высшее благо, прежде всего должен найти прибежище у лотосных стоп сад-гуру, который: 1) во всей полноте постиг суть богооткровенных ведических писаний и своими ответами на вопросы может рассеять все сомнения ученика; 2) непосредственно созерцает Высшую Абсолютную Истину и 3) свободен от материальных привязанностей.] (Шримад-Бхагаватам, 11.3.21)
Есть и другая шлока:
тад-вигьянартхам са гурум эвабхигаччхет
самит-паних шротриям брахма ништхам

Чтобы правильно понять трансцендентную науку, нужно смиренно, с жертвенными подношениями в руках, обратиться к истинному духовному учителю, принадлежащему к цепи ученической преемственности, который изучил Веды, утвердился в Абсолютной Истине и непоколебимо предан ей. (Мундака-упанишад, 1.2.12)
В двух этих шлоках описаны признаки Гуру. Духовный учитель осознал все шастры. Однако знаток шастр не может быть Гуру, если он не осознал Парабрахмана, Бхагавана, и если у него нет бхакти. Все знание шастр такого человека бесполезно. Кто-то может не помнить какую-то шлоку из шастр, но он всецело осознал Парабрахмана Кришну и потому является Гуру. Пример тому - наш Гаура Кишора дас Бабаджи Махарадж.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада констатировал, что наша парампара называется бхагават-парампарой. Что это значит? В эту ученическую преемственность Шрила Прабхупада включил только тех, кто осознал Бхагавана. Он не упомянул в этой божественной преемственности имена других личностей, что вызвало недовольство сахаджий.
"Почему не указаны имена наших Гуру? - запротестовали они. - В этой парампаре Бхактивинода Тхакур следует за Джаганнатхой дасом Бабаджи Махараджем, а после Бхактивиноды Тхакура - Гаура Кишора дас Бабаджи Махарадж. Но в эту преемственность не включены другие Гуру. У нас много сиддха-махатм".
Шрила Прабхупада ответил им: "Вы можете соглашаться или нет, тем не менее мы принимаем только бхагават-парампару, сиддха-махапуруш". Сахаджии пришли в негодование. До сих пор они не признают линию Гаудия-вайшнавов.
Мадхьяма-адхикари может указать направление, а от сиддха-махапуруш можно получить прему. Только те, у кого есть према, могут поделиться ею. Мы обретем сиддхи, совершенство в духовной практике, если кто-то, подобный Нараде, просто бросит на нас свой взгляд. Последователи Нарады даруют нам свое общество и помогут осознать учение, заключенное в шастрах. Так они утвердят нас в бхакти.
Что сделают личности, которые не настолько возвышенны? Они скажут: "Вам стоит обратиться к моему Гурудеву, к нашим Ачарьям". Личность, которая направляет вас подобным образом, называется прадаршака-гуру.
Бывает так, что кто-то принимает множество учеников, еще не постигнув заключения шастр и не зная таттва-сиддханту. О брат, ученик такого гуру никогда не сможет обрести благо! Оба, ученик и духовный учитель…
 Отправятся в ад?
Они не отправятся в ад, но и не достигнут премы. Скорее они получат богатство, престиж и славу. Поэтому подлинного Гуру можно обрести только по милости Кришны.
***
[О Господь, удача отвернулась от меня, и я упал в этот мир.] (Шаранагати, Шрила Бхактивинода Тхакур)
В этом киртане Шрила Бхактиновида Тхакур описывает жизнь обусловленной души с детства до старости. В другом киртане он рассказывает о страданиях такой души в утробе матери. Что это за киртан?
бхулия томаре, самсаре асия,
пейе нана-видха бьятха
томара чаране, асиячхи ами,
болибо духкхера катха

О Господь, забыв о Тебе и придя в этот материальный мир, я испытал бездну страданий и скорби. Теперь я припадаю к Твоим лотосным стопам и хочу поведать свою печальную историю. (Шаранагати, Шрила Бхактивинода Тхакур)
 Да, этот киртан. Из него я узнал, что когда обусловленная душа находится в утробе матери, ее тело расположено вверх ногами: голова внизу, а ноги - наверху. Ребенок в утробе матери обречен жить в этих адских условиях, окруженный испражнениями, мочой и другими отвратительными субстанциями. В ответ на его жалобные молитвы Бхагаван дает ему даршан.
Обусловленная душа обращается к Господу: "Прабху, я буду служить Тебе. Пожалуйста, освободи меня". Но после того, как Бхагаван вызволяет ее из этого ада, она забывает про обещание совершать бхаджан. Сидя на коленях матери или сестры, ребенок улыбается или плачет. Он тратит силы на учебу, а когда его обучение подходит к концу, мать говорит: "Сыночек, я больна. Женись как можно скорее, с появлением невестки я приду в себя". Тогда юноша женится, и вскоре у него появляются дети. Чтобы прокормить их, он вынужден тяжело работать. Даже с наступлением старости человек не в силах оставить самсару. К концу жизни его чувства слабеют, и теперь он испытывает одни мучения. Он не может наслаждаться сладостью и другими деликатесами, поскольку страдает диабетом. Что ему теперь делать? Любая пища вызывает у него расстройство пищеварения.
О братья, не становитесь такими же "образованными". Я направил некоторых людей получить образование, поскольку относился к ним с сочувствием, но вижу, что многие из них стали атеистами. Один вриндаванский мальчик и другие ребята превратились в неверующих, несмотря на то, что их отправили получать знания.

ПРИМЕЧАНИЕ: Избиение младенцев - эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея.
Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики: в православии их память совершается 29 декабря (11 января), в католицизме 28 декабря.
В переносном значении фраза означает чрезмерную и необоснованную жестокость по отношению к беззащитным людям.

Евангельское повествование. Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея заимствована из Шримад Бхагавтам... как и многие другие истории еврейского народа, который избрал Бог чтобы распротранить благую весть о явлении Кришны, Верховной личности Бога.

Согласно евангельскому рассказу, волхвы, пришедшие поклониться новорождённому Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
Далее евангелист сообщает, что избиение было предсказано пророком Иеремией (Иер. 31:15). Согласно евангельскому рассказу, Иисус спасся благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел. История напоминает нам сюжет жизнеописания Господа Кришны, который воплощался несколькими тысячелениями до того как оннонимные пророки написали библию

Об избиении младенцев повествуют так называемые апокрифические "евангелия детства": "Протоевангелие Иакова" и "Евангелие Псевдо-Матфея".
Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии, которое относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея, в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой.
Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их.
Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна - священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф. 23:35.
Евангелие Псевдо-Матфея полностью повторяет рассказ канонического Евангелия, не добавляя к нему каких-либо подробностей.

Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению, это было совершено, "чтобы обнаружилась злоба Ирода". В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:
Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут.
Церковное предание указывает различное количество погибших младенцев; в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской - 64 тысячи.
Критики большого количества убитых младенцев обычно обращают внимание на то, что избиение упомянуто Матфеем, но о нём не пишет Иосиф Флавий. Брюс Алворд утверждает, что население всего Вифлеема в те времена не превышало 1000 человек, соответственно, при рождаемости 30 детей в год, младенцев мужского пола в возрасте до двух лет должно было найтись никак не более 20.
Иные ссылаются на приведённые Матфеем слова Иеремии, предполагая, что жертв было гораздо больше. Некоторые историки и богословы обращают внимание на огромное стечение народа в Вифлеем, согласно Евангелию от Луки, в котором упоминается, что Иосиф и Мария шли в Вифлеем из-за переписи населения, город при этом был переполнен, и им нашлось место только в хлеву.
Историчность
Предание об избиении младенцев отсутствует в античных источниках, исключая евангелие от Матфея и более поздние христианские тексты. Историки обращают особое внимание, что главный источник о царствовании Ирода - труд античного историка Иосифа Флавия "Иудейские древности" - не содержит упоминаний о резне младенцев в Вифлееме.
Среди тех учёных, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Geza Vermes) и Эд Сандерс (Ed Sanders) рассматривают предание как творческую агиографию. Некоторые учёные считают, что история - придуманное исполнение древнего пророчества. Евангелист в начале повествования стремится показать, что эпизоды биографии Иисуса были предсказаны ветхозаветными пророками. После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: "Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит…" (Мф. 2:17). Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей. Так это или нет, мвыне беремся оспорить. Одно ясно....Явление Кришны и истории описанные в Пуранах, послужили источником вдохновения многих писателей и сказителей ветхозаветного предания и новоделов евангелистов представивших историю и учение Христа как общечеловеческое достоние. История перписывала не раз, поэтому  Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников.
Дэвид Хилл (David Hill) признает, что эпизод "не содержит ничего, что являлось бы исторически невозможным", но добавляет, что "подлинный интерес евангелиста состоит … в отражении исполнения [Ветхого завета]"[. Стивен Харрис (Stephen Harris) и Раймонд Браун (Raymond Brown) аналогично утверждают, что цель евангелиста - представить Иисуса как мессию, а казнь младенцев как исполнение пророчеств Осии и Иеремии. Браун также считает, что образцом для предания послужил рассказ о детстве Моисея, его рождении, спасении и приказе фараона об убийстве первенцев евреев.

Евангельское избиение младенцев является редкой сценой для раннехристианского искусства.
Начиная с эпохи Возрождения художники старались изобразить драматизм этой сцены, акцентируя внимание на самом убийстве младенцев и горе их матерей: вооружённые воины выхватывают детей из рук их плачущих матерей, на земле изображается множество убитых и окровавленных младенцев. На изображениях часто присутствует Ирод, наблюдающий за расправой либо с балкона (Джотто), либо с трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни).
Следуя апокрифическому рассказу, в сцене избиения младенцев изображается праведная Елизавета, убегающая от воинов, вместе со спрятанным в складках её платья Иоанном Крестителем. Могут присутствовать также изображения ангелов с пальмовыми ветвями (Гвидо Рени), которые предназначены младенцам как символ их мученичества.

День избиения младенцев Считался у христиан одним из самых несчастных дней в году. Как церковный праздник отмечается с V века. Погибшие младенцы почитаются как святые, поскольку они первыми пострадали ради Христа.