Курьёз 31

Дмитрий Сухарев
ПОСЛЕ БАЛА

Случилось это давненько – лет -цать назад. Поэтому точных цифр не будет, придётся оперировать лишь приближёнными к приблизительным. Но, собственно, они и не слишком важны для самого случившегося действа. Итак:

Одному серьёзному и сплочённому коллективу учёных-археологов капитально свезло. В отгремевшую летнюю песчано-степную путину, этим наиудачливейшим фанатикам изымания из недр материальных свидетельств минувших эпох подфартило просто неимоверно. Обнаружились, и бережно извлеклись из многовековых земельных пластов... Я не знаю, как именно это правильно называется на непростом археологическом языке - ну, пусть будет - «фигурки» (или бляшки) так называемого Скифского золота. Удача, само собой, - просто фантастическая.
С указанными предметами работа предстояла долгая. Всё подлежало тщательному описанию, изучению, соотнесению, атрибуции, и наверняка много чему ещё. Этим всем счастливчики и занимались, до поры.

А пора, таки, настала, так как время продолжало идти, своим неспешным историческим путём.
И настал канун Нового года. Время было ещё старое (советское). И оно иногда ознаменовывалось разными предпраздничными ... не волшебствами, но неожиданными приятностями. А именно: учебно-научным товарищам руководство ВУЗа выкатило новогоднюю отоварку. В неё, предположительно, входили какие-то сладости (шоколад и конфеты – наверняка), апельсины, мандарины, яблоки – весьма вероятно, шампанское Советское – сообразно периоду времени, и очень может быть, что что-то ещё (сгущёнка, печенье, компоты – нужное допишите сами). Собственно, не важно и это. Главное – что продукты были, что сомнению не подлежит.
Археологи были людьми, и ничто человеческое им чуждо не было. Они достоверно частично употребили указанных предположительным образом продуктов, но некая их часть осталась в помещении недоупотреблённой. Разошлись по домам. Форточку - или забыли закрыть, или недозакрыли.

Двор ВУЗа не был необитаемым. Особенно для малолетней шпаны. Заходи с улицы, или из соседствующих двориков, пользуйся услужливой пожарной лестницей, и любуйся видами. Всё это реализовалось в самом полном объёме. Явившиеся утром в свою обитель недовкусившие учёные товарищи, обнаружили следы нашествия диких обезьян, которых так много где-то в Бразилии, но которые, как оказалось, бывают и на Среднем Урале.
Да, сожранных, выпитых и растасканных продуктов было жаль. Как, впрочем, сильно было жаль и фотоаппарата, и чего-то ещё, по мелочи. Но всё это было полной фигнёй, по сравнению с полным отсутствием предметов Скифского золота!

Мать моя!!! Да как же это?!! Всё, что нажито непосильным трудом!..
По сравнению с этим событием, то, что Милославский спёр у Шпака, – было просто ничем.

Что делать? Бегом в милицию. Реветь в три ручья, рвать на себе рубахи и волосы. Впадать в неистовство и в ступор. Собираться в психушку.
Добрые дяденьки милиционеры ждать себя не заставили. Поработали на месте происшествия. Сняли добротные отпечатки пальцев, из анализа которых (да и размеров форточки) следовало, что пошустрили несовершеннолетние. Страшного, в общем, ничего. Что-нибудь, типа фотоаппарата, может, и найдётся. А пока – нужно представить справку о стоимости похищенного. Фигурки эти, о которых вы всё талдычите – они, сколько стоили? Что значит – нет цены? А нам по какой статье дело возбуждать? Справку давайте, и чтоб по всей форме, с печатью.
Печаль была в том, что лишь единожды в истории на каком-то аукционе, где-то в забугорье, одна из вещиц, аналогичная пропавшим, была продана за 350 тысяч долларов. А спёрли их аж десяток.
После представления этих данных, подгорать стало уже у милиционеров. Шутка ли – стоимость дикая, да ещё и утратилось достояние республики! Москва, короче, дело на контроле везде, у каждого Мурзика!

Некоторое количество бессонных ночей. Работа на износ, не считаясь...
Всё. Дело раскрыто. Маленькие говнюки изловлены, обезврежены, доставлены и допрошены, в полном соответствии с требованиями УПК, относительно их сопливого возраста.
Да и не скрывали они ничего. Двое вообще были не субъекты (младше 14). Старшему, на его беду, 14 уже имелось.
Ничего не держа за пазухой, чистосердечнее не бывает, недомерки изложили во всех подробностях обстоятельства вкуснейшего пира, что им выпал через форточку. Каждый припомнил – что и в каких количествах ел-пил. Старший откровенно признал фотоаппарат, который уже вернул. Средний тоже сообщил о каких-то чепуховинах (часы, что ли, да зажигалка), им прихваченных, и уже тоже возвращённых.
Но ребятня наотрез отказалась от какого-то Скифского золота. Не было, мол, никакого золота, иначе вернули бы и его.

Интересный поворот. Признали всё. Всё подтвердилось. Пальцы совпали. Ерунду всякую сдали. И, судя по всему, – не врут. Выходит – что? ...
Получается – очень начинает походить на инсценировку?
Опять допросы-передопросы. Проверки-перепроверки. Мучения, недосыпания, кипение мозгов.
У учёных – чуть не сердечные приступы. А дело ни с места.

Снова разговоры по душам с юниорами. Ты  – что делал, когда...? А ты, в это время...? Что он делал – видел?.. Он взял это, ты взял то, а ты...? Самому мелкому ничего не досталось. Как в сказке: старший взял мельницу, средний – осла, а тут – ослом себя почувствовал младшенький.
Что взял себе ты? Ничего? Почему? Нечего больше брать было?
А золото!!! Кто золото взял?
Да не было никакого золота! Как оно выглядело? Колечки, серёжки, цепочки? Лежало где?
А действительно – как оно выглядело? Лежало в хрустальной салатнице?
Так в салатнице золота не было! Там лежали какие-то жёваные серебристые фигнюшки, навроде золотинок из-под конфет!
Их взял самый мелкий, и именно потому, что всё остальное уже распределилось между старшими.

Уф-ф!!! Со лба дознавшегося до истины опера слились две реки финишного пота, литра по два каждая.
Малыш! Я прямо сейчас отведу тебя в кафе покушать, и ты сможешь выбрать себе всё, что только пожелаешь. Любые мороженые-пирожные! Скажи только, дяде Саше – где сейчас те самые золотинки?
И дядя Саша, получив ответ, вполне мог отъехать с гипертоническим кризом, не будь спортсменом.
Рассмотрев на улице свою добычу, чёртов расхититель исторических реликвий со всей очевидностью убедился, что досталась ему абсолютнейшая дрянь. Как было с ней поступить? Да очень просто - малец вышвырнул всю горсть не имеющих цены раритетов – в слуховое окно подвала какого-то дома, куда кошки лазят.
Какого дома? Да фиг его знает!

Трудно сказать – сколько именно поседевший дядя Саша облазил совместно с расточительным маленьким паршивцем подвалов, но закончилось всё, на удивление, успешно.