Русский Юрай Хип

Мурат Тюлеев
Так следовало бы по справедливости назвать самарскую группу «Синяя птица», в далеком 1979 году завоевавшую весь Союз хитом «Ты мне не снишься». Почему именно такое сравнение? Ведь «Юрай Хип» были квинтетом, маленьким и отлично сыгранным музыкальным организмом, а «Синяя птица» в годы своего расцвета — практически небольшим эстрадным оркестром. В ансамбле играло одновременно до пятнадцати человек, здесь была собственная духовая секция, не говоря уже о полноценной вокальной группе. Но этот мини-оркестр обладал одним важным качеством: его музыка была высочайшей пробы, аранжировки — виртуозными, а звучание — неподражаемым и недостижимым. Да, звучание было таким — мягким, обволакивающим, в меру сдобренным синтезаторами, но в то же время напористым, сильным и фирменным.

Всем этим даже из огромного количества западных команд могли похвастаться единицы. Но к «Юрай Хип» самарский ансамбль приближало еще одно обстоятельство — наличие гениального вокалиста. Сергей Дроздов ничем не уступал Дэвиду Байрону — кто знает, может, даже превосходил последнего и по силе голоса, и по богатству интонации. В довершение следует сказать, что и та, и другая группы играли преимущественно балладную музыку, с опорой на фольклор. В случае с «Синей птицей» это был, конечно, славянский фолк, но не такой прямолинейный, как у «Ариэля» и «Песняров». Скорее, завуалированный, этакая смесь славянского и кельтского.

Вершиной творчества Роберта и Михаила Болотных, главного композиторского тандема группы, стала пластинка 1981 года «Моя любовь жива», с одноименной песней на второй стороне винила. На этом диске нет ни одной проходной песенки, врезанной, как это водится для облегчения слушательского восприятия. Это, разумеется, не «День рождения волшебника» группы «Юрай Хип». Здесь нет столь глубокой концепции и ярмарки смыслов. «Моя любовь жива» посвящена любви. Разной — отчаянной, несчастной, надеющейся, но всегда живой. Отсюда и название. Звук пластинки не утратил своего обаяния даже после оцифровки на компакт-диск. Красота аранжировки не померкла. Все так же упруго звучат барабаны, глубоко вздыхает бас-гитара, искрятся созвучия духовых. Над всем этим великолепием парит голос Сергея Дроздова, человека который мог бы стать знаменитым сольным исполнителем, но предпочел группу и ни разу об этом не пожалел.

Песни с этого легендарного винила напомнят вам о том, как любили двадцать-двадцать пять лет назад. Говорят, что люди и чувства остаются прежними. После прослушивания пластинки с грустью понимаешь, что это не так. Включите, прислушайтесь, прикоснитесь к чистоте.