И кармы полные карманы

Иевлев Станислав
Идут брахманы и шраманы,
Катится солнышко в зенит,
И кармы полные карманы,
И рупь за пазухой звенит.

Песнь Песней,
третий куплет.

=========

Во первых строках моего поста к Вам, разлюбезный Моему сердцу Читатель, хочу, прежде остального, отрекомендоваться.

Я – Карма.

Это не прозвище или, тем паче, имя, данное мне моими неизвестными, но изобретательными родителями навроде анекдотичного математика, назвавшего сыновей Тангенсом и Катетом и пытавшегося наречь дочь Гипотенузой (к слову сказать, та бородатая история, помнится, закончилась относительно благополучно – дочь отняли и успели окрестить по-человечески, а вот братья так и остались).

Я – Карма в прямом смысле этого слова. Ходячая (вернее, большей своею частью сидячая) философская концептесса любой из дхармических религий Востока. Любимица каждого трансцедентального шарлатана и неизменная причина его конфуза, когда какой-нибудь дотошный новичок просит «гуру» разъяснить Меня на пальцах. Неубиваемая и всёобъясняющая презумпция невиноватости любой житейской неурядицы – ногу сломал? карма, чо!

Да, заявляю со всей своей безответственностью: несмотря на весьма и весьма почтенный возраст (Я старше многих ваших империй) ни один из вас толком так и не понял, что Я такое. Одни по-попугайски повторяют вычитанное в различных тематических «вики» и туманно разглагольствуют о бесконечных цепочках перерождений и регулирующих эти перерождения небесных законах, сути которых описать также не в состоянии даже приблизительно. Другие – видимо, обожающие точность коллеги детолюбивого математика – считают, что Я – своего рода сумма «плюсов» и «минусов» поступков отдельно взятого индивида в евойной отдельно взятой жизни, которая своей величиной (читай – модулем) напрямую оказывает влияние на «удачность» его следующей реинкарнации. Третьи – самые, на мой взгляд, мудрые – мягко уклоняются от всяческих формулировок и отбрыкиваются универсальной формулой, что, мол, не бывает однозначно «хороших» и «плохих» дел, потому как они «хорошие» или «плохие» только как посмотреть, а посему, соответственно, и не может быть ни «хорошей», ни «плохой» Меня. Видимо, ближе всех к истинной истине подошёл достопочтенный Гаутама из царственного рода Сакьев, с присущей ему беспристрастной лаконичностью отрезавший, что смысл Кармы постижим лишь тем, кто достиг Пробуждения – и совершенно неизъясним языком (а также ртом и мозгом) того, кто покамест блуждает в самсарских сновидениях.

Почему слова Будды кажутся Мне наиболее правильными? Отнюдь не потому, что мы с ним вроде в некотором смысле сродственники. Всего лишь потому, что относительность, грубо говоря, добра и зла – самая абсолютнейшая из наиотносительнейших вещей в поднебесной. Взять хоть такое, казалось бы, благое не подкопаешься деяние, как ритуальный обход любой буддийской святыни по часовой свастике: лысые апельсиновые монахи веруют, что уж это-то топтание вокруг древней каменной ступы имеет своим результатом небольшой, но однозначно положительный Кармический прирост, и ничто в целом мире их не разубедит. Что ж, на то они и монахи, чтобы без вопросов и ответов попросту веровать– а что есть вера, как не бездоказательное приятие чуда (говорю это безо всякого сарказма)?

Однако, вместе с тем, как же нам быть с дряхленькой богомолицей, смертельно уставшей уже на втором круге священной «кОры» и непроизвольно костерящей про себя строителей древней ступы, которым нет бы возвести оную где место поровнее, а камни не раскиданы в кошмарном изобилии словно бы нарочно? Если же к этому (признаю, немного притянутому за уши) примеру приплести ещё стоящих на одной ноге столпников и голодающих во славы небес бродячих садху, то все набранные с бору по сосенке «плюсы» как-то сами собой превращаются в уныло торчащие как горелые спички «минусы», а то и кладбищенские кресты. Позитивная Карма, говорите?

И ещё один не вполне очевидный момент зело смущает Меня. Отойдите-ка, разлюбезный Моему сердцу Читатель, на полшага назад, будто оценивающий будущую сцену фотограф, да взгляни на Меня немножко со стороны. Уж не кажется ли тебе, что Я – при всей Моей стройности и как бы логичности – изрядно воняю – простите за мой санскритский! – очень уже ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ? Ведь та же Библия обещает (хотя и крайне неохотно) каждому верующему рай – но где и когда? – исключительно ТАМ и ПОТОМ, причём упорно воздерживаясь от малейшей конкретики. Здесь же имеет место ситуация прямо противоположная: набей XP в текущей LIFE – и накопишь пропуск на следующий LEVEL (а то и призовой ONE-UP). Простите, но как-то уж очень отдаёт компьютерной GAME! А изначально Божественное (как Мне всегда казалось и кажется до сих пор) никак не может быть таковым по определению – оно просто обязано быть одновременно и проще, и невыразимо сложнее, нежели простое коллекционирование BONUSES. Как вам кажется?

Так что же Я, в конце концов, такое?

Я и само не знаю.

Хотя, может быть… именно в этом и заключается Мой смысл, если таковой вообще есть – не иметь смысла? Или иметь, но ничего о нём не знать? Или…

Бог весть, бог весть.

Засим не прощаюсь,
искренне Ваша,
Карма ручку приложила.