Кипр-Франция-2021. Дневник путешествия во время па

Татьяна Герасименко
12.12.2021
Я прилетела на Кипр 09.12.2021. Это удивительно, что в наше время такое возможно! Пандемия в разгаре, болезнь оказалась коварной. Всё новые смерти среди знакомых, переболевших ковидом, всё больше осложнений. Вакцинация не спасает. Мы с Сергеем тоже заболели, даже не смогли полететь на свадьбу к сыну, не познакомились с его женой. Билеты в Петербург и обратно, скорее всего, пропали, хотя мы собрали какие-то справки и передали их в агентство Аэрофлота.
Немного "очухавшись" от болезни, я решила поехать к дочке и внукам на Кипр в надежде восстановиться благодаря морскому воздуху и прогулкам. Я всё равно работаю дистанционно, кафедрой больше не заведую, так какая мне разница!
Сергей поехать не смог, поскольку он работает деканом. Он во время отпуска оставался со мной, проявив благородство: не захотел оставить меня одну со сломанной ногой, на костылях. В результате я его заразила. Как заразилась сама, выяснила: выходила к подъезду подышать воздухом, пообщалась с соседкой. Та вскоре слегла, следом я, а потом и Сергей. Нас увозила «скорая». В отделении специализированной больницы сделали КТ и тест на коронавирус, подтвердили болезнь у обоих. У меня с вирусной пневмонией, а у него начало было лёгким. Это потом всё вылилось в кишечную форму и осложнилось заболеванием ног. Он не мог ходить, ноги распухли. Больничный лист, тем не менее, ему закрыли, как только ПЦР показал отрицательный результат. Сообщили, что ковид считается излеченным. Это ужасно! Пришлось ему продлять отпуск (по закону это возможно после больничного) и отлёживаться.
Я в приёмном покое больницы, куда нас доставила «скорая», написала отказ от госпитализации, поскольку была с костылями после перелома ноги. Доктор всё мне объяснил, долго оформлял документы, велел в случае ухудшения состояния немедленно вызывать «скорую». У меня была высокая температура, жуткая слабость, пропали запахи и вкусовые ощущения, я задыхалась от кашля. Спать могла лишь лёжа на животе, уткнувшись головой в шейную подушку для перелётов, с дыркой посередине. Доктор из поликлиники по вызову пришла не сразу. По телефону требовала, чтобы мы сами явились в поликлинику за лекарствами и больничным.
- Как же так, - возмутилась я, - ведь нам предписано соблюдать самоизоляцию! Мы же перезаразим полбольницы!
Но это никого не интересовало. Убедило лишь то, что я плохо передвигаюсь с костылями. Принесли лекарства, которые оказались неэффективными. Пришлось звонить знакомым докторам, покупать самим нужные препараты, включая гормоны и ингалятор. Только благодаря специализированным лекарствам мне стало получше, а через две недели интенсивного лечения и вовсе полегчало. Сделали тест, он был отрицательным. Но больничный мне всё же продлили, в общей сложности до месяца. Вскоре восстановились запахи, кофе перестал быть мерзким и вернул свою обычную привлекательность.  Мы оба прошли после «выздоровления» реабилитацию в студенческой поликлинике. Эффективной оказалась процедура ВЛОК – внутривенного лазерного облучения крови.

23.12.2021.
Продолжаю удивляться! Ранее привычное и обычное событие становится из рук вон выходящим! Но я лечу из Пафоса в Марсель вместе с семьёй дочери! Они резиденты Кипра, и проблем нет. Мне, россиянке, гораздо сложнее. У меня открыта ещё до ковида 5-летняя шенгенская виза в французском посольстве в Москве. Я вакцинирована «Спутником V», но наша вакцина не признаётся во Франции.  Как переболевшая ковидом собрала необходимые документы. Пока они не понадобились. Две недели провела на Кипре (считается, что прошла карантин). Работала дистанционно, проводила занятия и консультации, участвовала в совещаниях, общалась со своей аспиранткой, которая защищает диссертацию в Перми завтра, 24 декабря. Вчера оппонировала диссертацию в Иркутске. Это было интересно: разница во времени 6 часов, начало в 10 утра иркутского времени, местного – в 4 утра! Я боялась проспать, поэтому попросила диссертантку разбудить меня за полчаса до защиты. Всё прошло хорошо. Пандемия, с одной стороны, ограничила нас, с другой, предоставила новые возможности!!! Мы вроде как вне пространства сейчас, хотя и разобщены физически. Мне представляется, что и вне времени. Сегодня мне пришла в голову мысль, что мы – сгустки информации, облечённые в форму тел. Вспоминаются американские фантастические фильмы, где людей использовали в качестве батареек. Но всё же пока ещё удаётся преодолевать расстояния физически! И это важно.
На Кипре в общественных местах требуют QR - код о вакцинации, а для посещения ресторана необходим отрицательный тест ПЦР. Мы все его делали перед тем как ходили отмечать Мишин день рождения. Вчера пришлось повторить перед полётом. Действителен тест только 24 часа. Катя оформила какую-то анкету, купила билеты. Несмотря на акции (билет в одну сторону стоит 10 евро!), народа не много в самолёте. Продолжительность полёта 4 часа. Предполётные процедуры прошли легко и быстро, но мне пришлось регистрироваться в аэропорту. Онлайн регистрация для меня невозможна.
Очень строгая девушка на стойке регистрации с пристрастием проверяла мои документы, потом отправила на другую стойку, где мужчина легко и быстро выдал посадочный талон с указанием места 1А – у самой двери, рядом со стюардами, которые никак не отделены от пассажирского салона и очень любезны.
Такой дешёвый билет предполагает отсутствие багажа (у меня только небольшой рюкзачок и нетбук, тёплый стёганый жилет и куртка на мне, у родственников чуть побольше, они взяли, кажется, более дорогие билеты, плюс доплатили за Сашины лыжи 40 евро). Питание по желанию за дополнительные деньги. Миша строг, требует, чтобы в самолёте никто не принимал еды и воды и не снимал масок. Но я, сидя отдельно, купила себе за 3 евро кофе.
Дети легли вечером поздно, Катя с Мишей, как обычно, долго собирались. Удивительно, но встали все хорошо. 3,5-летний Саша не капризничал, был заинтересован, помогал нести вещи. Я его попросила не бросать меня, «старенькую», чтобы я не потерялась, но, кажется, в этом не было необходимости: он следил, чтобы все передвигались вместе и держались друг за друга.
Петя попросил разбудить его в 3-30, но с трудом встал в 4-15.
Летим над Средиземным морем. Сначала его было хорошо видно, потом мешали облака. Мне показалось, что снизу Греция. Позже небо стало ясным. Миновали Сицилию.
Пустят ли меня во Францию? Увидим…
Марселя я не увижу: Миша считает, что остановка в условиях роста заболеваемости опасна, тем более что Катя беременна. Мы проследуем сразу в Лез Арк на такси. Я предполагала задержаться на несколько дней во Франции после гор, но все рейсы из Марселя отменили, пришлось срочно покупать билеты из Парижа. Прилетим все вместе 10 января. Тоже по 10 евро за билет!

24.12.21. Вчера самолёт прилетел во-время. Я наблюдала из окна, как он приземлялся на насыпной аэродром Марселя, катился по полосе между водами Средиземного моря. Процедуру пропуска прошли довольно быстро. Катя общалась с женщиной на паспортном контроле по-французски, она практически не стала смотреть наши документы и едва не забыла поставить мне в паспорт печать.
Быстро получили Сашины лыжи и прошли в такси, 7-местный BMW, которым управлял русскоязычный водитель (как выяснилось, украинец, живущий здесь уже несколько лет). Мы сразу отправились в Лез Арк, только дважды останавливались для туалета и кофе. Маленький Саша вёл себя хорошо, а Петя и подавно. Проезжали небольшие городки и селения, любовались виноградниками, мандариновыми рощами, деривационными, солнечными и ветровыми электростанциями, замками на горах. Проехали через Гренобль – очень симпатичный городок, в котором Катя бывала не раз, когда работала в Шнайдер Электрик, у них там центр. Отдалённо от напомнил мне Интерлакен швейцарский – похожие дома вдоль реки, примкнувшие плотно один к другому, те же Альпы, которые его окружают. Город считается экологически неблагополучным, поскольку находится в котловине, плохо продувается ветрами, а вокруг расположены промышленные предприятия.
В Арки приехали засветло, поэтому по дороге вверх имели возможность полюбоваться красивыми горными пейзажами.
Квартира занята туристами, Катя забронировала на 2 дня другую, меньше, в этом же доме. Вид из окна не на Монблан, а на улицу с новогодним освещением, и это неплохо. Мы разместились впятером в апартаментах, состоящих из прихожей с раздвигающимся диваном и зоной для кухни, откуда дверь отгораживала вход в небольшой коридорчик с ответвлением в санузел и ванную и спальню. В ней разместились мы с Петей, а Миша с Катей в прихожей на диване. Туда же принесли кроватку для Саши.
Для походов в рестораны и поездки на канатных дорогах, как нам сказали, требуется ежедневный тест.
Мы ходили гулять и кататься (Миша с Петей на лыжах, Катя пешком, мы с Сашей на санках на нашу любимую довольно большую гору, куда надо подниматься на подъёмнике). Тестов пока не спрашивали. Питаемся дома, покупая продукты в местном супермаркете, в ресторанах, видимо, сильно упали доходы. Миша с Петей на горе обедают в ресторанах, но сидят на улице.

26.12.21. В тесном для пятерых номере мы прожили двое суток, а вчера наконец переселились в свою квартиру, которая показалась нам очень большой! Здесь больше прихожая, вид на массив Монблан (но сама вершин пока не видна из-за падающего снега). 2 спальни, 2 санузла, ванна и душ. Сейчас самая туристическая пора в Арках, как и во всех горнолыжных курортах: рождественские каникулы. Соответственно цены подскочили в разы. Здесь, в Арках, приобретают недвижимость и сдают в лизинг в числе прочих россияне и англичане. Получают часть дохода (меньше половины), а остальное достаётся обслуживающей компании. Хозяева имеют право на 2 недели бесплатного здесь проживания. Парадокс современности в том, что англичан, даже собственников, сюда нее пускают из-за вспышки у них омикрона. Преобладают французы, хотя некоторые из них выглядят как азиаты, мы с Мишей даже решили было, что это китайцы или японцы. Однако Катя сказала, что они говорят на французском как на родном, видимо, это французы вьетнамского происхождения.
Вчера, 25-го, приехали на неделю друзья Кати и Миши – Ирина с Володей и сыном Димой, одноклассником Пети. Они добирались через Швейцарию – это ближе, но Миша опасался проблем с пограничным переходом. Оказалось, всё было очень просто, их даже не проверяли. Они поселились в соседних апартаментах. Вечером все ужинали у нас. Сегодня с ними гуляли по деревне, там в центре, на самой площади, горел костёр. Миша купил маршмеллоу.

27.12.21. Не успеваю писать дневник. На Кипре вела кучу занятий дистанционно. Там мы по выходным выезжали в разные интересные места. Например, посетили Какопетрию  - древнюю деревню в Троодосе (V в. до н.э.) с её древними мельницами и старинными улочками, объект наследия ЮНЕСКО. Выезжали в Лимасол. Я много гуляла и в горах, и вдоль моря. Ежедневно гуляли с Сашей до детской площадки. Нога моя приходит в норму, хожу уже без палки.
Мишины родители переехали на Кипр. Миша для них арендует квартиру в Писсури. Они вышли на пенсию и их доходы резко сократились. Квартиру в Москве сдать пока не удаётся.
Здесь, в Арках, Петя с Мишей катаются на лыжах, а мы с Сашей – на санках. Есть специальная гора. Везде нужны маски. В ресторанах требуют тест. Но можно перекусывать на улицах. Многие рестораны пустуют, несмотря на сезон. В прошлом году надо было резервировать места в ресторанах за неделю на рождественские праздники. Зато теперь больше шоу, праздничных уличных мероприятий. Летом был всплеск спортивного турима. Туризм переориентировался на внутренний.
Сегодня мы с утра покатались с Сашей на санках с горы, он с Катей пошёл домой, а я, выпив глинтвейна и съев полбутерброда, отправилась в пеший поход, предварительно запасшись Катиными горнолыжными палками. Прошла немного, примерно 5 км, решила пока не напрягаться. Дошла до иглу и вернулась назад.
Доходы курорта, несомненно, упали. Но летом они выросли за счёт роста активного отдыха: велосипедных и пешеходных прогулок.
Здесь вкусная еда. Мы едим утятину, курятину, сыры и вкуснейшее масло, круассаны, фрукты, свежий хлеб, супы. Всё в готовом виде продаётся в супермаркете. Можно заранее заказать к определённому часу.

28.12.2021. Вчера поставили Сашу на лыжи. Он сначала очень боялся, но Миша тихонько, но уверенно толкнул его с небольшой горки. Ему понравилось. Он съехал несколько раз. Мы подошли к моему любимому бассейну на фоне Монблана. В нём плавали человек 5. Миша противник: боится ковида. На мои возражения, что я переболела, он сказал, что болеют и повторно. Кроме того, я могу оказаться носителем и заразить их.
Вечером пришли соседи. Ели вкуснейшее мясо, овощи и грибы пьерад. Заказали в ресторане, дали на дом 2 специальных устройства (в оригинале это камни, но в современном исполнении – плитки электрические со специальной керамической платформой, которая нагревается. На неё, предварительно разогрев, надо насыпать крупной соли и класть куски говядины, курицы, утки, разные овощи. Это очень вкусно! Каждый себе обжаривает сам что хочет. Пили красное вино, сидр и пиво.
Сегодня с утра валил снег. Я в 7-10 отправилась за круассанами. Снега за ночь насыпало – не пройти! Работали дворники и техника, но явно не справлялись.
После завтрака Миша с Петей отправились на гору, мы с Сашей – следом, на свою любимую саночную горку. Ветер, в лицо мокрый колючий снег. Саша за меня прятался. Увы – травалатор закрыт, гора завалена снегом. Мы пешком поднялись на соседнюю для лыжников и пару раз съехали. Пришлось вернуться.
По дороге от кабины домой встретили группу маленьких лыжников с двумя тренерами. Лыжники стояли вдоль дороги и плакали хором навзрыд. Тренеры не обращали на них внимания. Я подумала: хорошо, что мы Сашу не отдали. Полученная порция отрицательных эмоций напрочь отобьёт желание!
Я отвела Саню домой и отправилась на прогулку с Катиными лыжными палками. Саша уговаривал меня остаться: «Баба, не уходи, это же наша квартира!».
Поднялась на Арк-2000 на кабине, оттуда пошла пешком. Обошла посёлок (он из всех Арок самый старый, здесь есть и отели, но живёт и обслуживающий персонал). Вышла на самый северный конец и спустилась по автомобильной дороге до нашего Арк-1950. Прошла мимо подсобных сооружений – гаражей для снегооочистительной техники, медицинской службы, автостоянки, вертолётного центра. Мокрый снег с дождём промочил меня насквозь. В своём посёлке зашла в магазин за кофе. Он полон народа: все спустились с гор, кататься при такой погоде невозможно, покупают еду и вино. Дома Миша сказал, что вдобавок сегодня взялись проверять наличие сертификатов и тестов. Из-за мокрой погоды телефоны у людей плохо работают, образовались очереди.
Я отправилась принимать дистанционно зачёты, а остальные занялись своими делами и обедом.

29.12.2021. Вчера вечером катали Сашу на лыжах – у него отлично получается! Потом я прогулялась, Катя с Мишей сходили в магазин.
Сегодня погода жуткая. Мокрый снег с дождём, колючий порывистый ветер. Петя с Мишей утром после завтрака отправились на гору. Петя сопротивлялся, но Миша настоял. Я дождалась Катю с Сашей (они долго возились), мы закинули бельё в стирку, зашли в инфоцентр за картами и поднялись на Арк 2000, где попытались покататься на санках. Моментально промокли, Катя с Сашей вернулись, а я с палками прогулялась по маршруту опять до иглу. Дальше не пошла, хотя маршрут был понятен. Тропа к озеру занесена снегом, пройти в кроссовках невозможно. Людей меньше, чем вчера, но они всё же есть. Некоторые пытались расспросить меня, но я по-французски не понимаю, а по-английски они не говорили. В посёлке выпила глинтвейна, спустилась. Принимаю зачёты. Миша с Петей уже дома. На обед купили в магазине вкуснейшую курицу гриль. Вечером ожидаются посиделки.
02.01.2022. Продолжается отдых в Лез Арк. В декабре я допринимала зачёты. Сашу поставили на лжи. С утра ходим с ним кататься на санках. Травалатор вчера открыли. Он совсем осмелел и с меньших горок ездит сам. Я совершаю ежедневные прогулки. Ходила вокруг озера, а вчера прошла по маршруту, знакомого мне с предыдущей поездки (оказывается, прошло уже 3 года!). Спустилась пешком от нашего посёлка до медицинского центра. Мимо плато и собак. Спросила про возможность покатать внука. Всё расписано по 10 января.

03.01.2022. Не успеваю вести записи. Все дни расписаны под завязку. С утра обычно гуляю с Сашей, потом иду в свой собственный маршрут. Но в последние дни перестроилась: пока они встают и собираются, отправляюсь сама в маршрут, потом беру Сашу и гуляю с ним, катаемся на санках, либо просто по снегу. Катя иногда выходит с нами, но ей тяжело, она больше сидит. Набрала вес, плохо себя чувствует.
Новый год встречали с друзьями Бессоновых, заказали утку с яблоками и апельсинами, они принесли ананас, какие-то закуски, дорогущее шампанское. Разошлись и легли рано, не дождавшись французского Нового года. Наутро (1 января) они уехали. Я отправилась в небольшой  маршрут (5.5 км), который пролегает вокруг озера. Виды очень красивые.
Потом всё как обычно. Отправилась гулять с Петром и с санками, накатались с ним с горы, а когда возвращались, уже у самого дома я упала, подставив вытянутую руку и её повредила. Приложила лёд, стало легче, но к вечеру она опухла и разболелась. Пришлось пить обезболивающее и звонить в страховую компанию. Я боялась перелома. Наутро выяснилось, что надо ехать к доктору в Лезарк-1800 (нам перезвонили из страховой компании АТБ, они нашли ближайшего доктора). Это с пересадкой через Арк - 1600. Посещение доктора произвело на меня впечатление. Всё прошло очень чётко. Я позвонила Кате, он по-французски объяснила ситуацию. Доктор сделал мне снимки в трёх проекциях, сказал, что перелома нет, сделал УЗИ, сказал, что я растянула связки. Он одел ортез на мою руку, велел носить с неделю, сказал, что у меня ничего страшного. Всё включено в страховку, платить ничего не пришлось. Я очень обрадовалась и вернулась.
Ночью рука немного болела, но я обошлась без обезболивающего.
Сегодня встала рано и отправилась в маршрут. Спустилась на автобусе одну остановку и поднялась в горы. Маршрут потрясающей красоты! Горы, голубое небо…
Я незаметно уклонилась от маршрута, прошла по горнолыжным трассам. Местами спускалась буквально на попе. Прогулялась по национальному парку Vanoise. Спустилась по канатке в городок Villaroger. И тут только поняла, что вернуться на автобусе отсюда невозможно!  Поднялась по канатке на трассу и решила расспросить у мужчин, которые ремонтировали что-то. Они сказали, что можно только пешком вернуться. Это ещё два часа! Они подумали и предложили меня подбросить на своём мотоцикле с прицепом! Это было настоящее приключение! На меня одели шлем, я села на заднее сидение, один мужик за руль, а второй сзади прицепился на лыжах. С ветерком по красивейшим местам!  Супер! Довезли меня до автобусной остановки, я благополучно доехала до дома. Погуляли с Катей и Сашей, он спит. Наши пришли с горы.
Во Франции очень высокие цифры заболеваемости. Наши решили ради безопасности арендовать автомобиль без водителя на обратный путь. Заедем, наверное, в Дижон. В аэропорту забронирован отель. Но планы всё время меняются.

07.01.2021. Дни проходят примерно одинаково. Утром после завтрака Петя с Мишей идут кататься, я (иногда и раньше) отправляюсь в какой-нибудь пешеходный маршрут (их тут, маркированных, 11, но я не езжу в Арк-1800 из-за переполненных автобусов. Нога практически перестала болеть, рука, ели её не нагружать, тоже в порядке. Постепенно увеличиваю нагрузку. Не удаётся до конца раздышаться после ковида, не могу вдохнуть воздух полной грудью. С Сашей сходили в «поход». Он вылился в небольшую прогулку с пикником.
Миша схватил какую-то ротовирусную инфекцию, но быстро, за один деть, вылечился. Потом заболел Саша. Остальные пока в порядке.
Здесь, в Арках, публика явно поменялась после праздников. У меня впечатление, что народ приехал попроще. Много русскоязычных, но я не уверена, что из России. Точно есть из Украины. По поведению сразу видно, что «наши люди». Масок не носят, только делают вид, когда проверяют, не здороваются, не улыбаются. Одну русскоговорящую даму видела в шикарной шубе. Смешно и нелепо. Здесь люди спортивные. Разговорилась с подростком из Западной Украины. Вполне доброжелательный. Прилетел сюда с родителями через Германию. Жить там у них тяжело.
Сегодня собираемся. Завтра в 10 отъезд, нужно, чтобы квартира осталась чистой. С утра надо сдать тест ПЦР. Иначе не пустят в отель. Он не забронирован. Миша считает, что обстановка может измениться. Предварительно хотим остановиться в Дижоне, но это не точно. Ещё хотим заехать к Катиной подруге Юле, которая живёт во Франции с мужем-французом и двумя детьми. Она приглашала остаться у них на ночь, но у их болеют родители Грега. Хоть они утверждают, что не контактируют, Миша решил встретиться только на улице.

10.01.2022. Эти дни были очень насыщенными. Итак, 8 января утром мы уехали на такси до Монтье, где взяли в аренду джип на 2 дня. Его впоследствии оставили в аэропорту Парижа. Перед отъездом утром надо было сдать тесты ПЦР. Катя всё вроде  выяснила, звонила им, да и их друзья уже делали тесты. Однако ситуация изменилась: когда мы с Мишей пришли, чтобы сделать, пока остальные спят, выяснилось, что следовало заранее записываться на тест! Приехало много иностранцев (французам тест не нужен). Прибежала Катя, с большим трудом удалось договориться.
После завтрака отъехали. Было морозно и шёл снег. Плюс туман. Ехали осторожно. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что места, по которым мы 2 недели проезжали,, любуясь зеленью, замело снегом. Заехали в Монтье – симпатичный городок в альпийской долине, расположенный в 24 км к северу от Лиона. Без труда получили машину и отправились через Альбервиль в Дижон. Сначала думали, что будем по дороге останавливаться в разных местах, но это оказалось не реально. В итоге мы приехали после 16 в Дижон, заселились в отель Сити Лофт в самом центре города, предварительно поставив джип на подземную стоянку. Это было удобно. Дети остались в номере (устали, а мы обошли центр. Полюбовались достопримечательностями столицы Бургундии. Купили еды, бутылку бургундского вина.
Утром я в 6-30 уже бродила по улочкам и площадям этого милого 150-тысячного городка с очень большой историей и кучей достопримечательностей. В 8 завтрак, хотели сразу ехать дальше, но Миша тоже вышел побродить, и мы решили здесь остаться. Перенесли вещи в машину и гуляли в светлое время суток и без дождя! Совершенно другое дело! Народа мало. Просто поразительно! Ковид изменил многое. Везде спрашивают тест. Традиционно Дижон — город с большой туристической посещаемостью, с музеями, дивными улочками и часовнями. Но не сейчас…
Дижон на пути из долин Соны и Роны между хребтом Cole d’Or и плато Лангр. Римляне построили здесь Castrum-Divionense. Император Аврелиан окружил Дижон стенами. Город переходил из рук в руки, был разрушен и горел. После присоединения к Франции в 1477 году Дижон оставался местопребыванием Бургундского парламента. Город превратился в крупный экономический и административный центр.
Здесь много достопримечательностей. Я, конечно же, осмотрела  герцогский дворец, собор, церковь Сен-Мишель, церковь Нотр-Дам и др.
Купили дижонской горчицы в качестве сувенира, отправились в Фонтебло. Точнее, в деревню Арбон ля Форе, где живут Юля с Грегом и двумя детьми. Провели у них часа три. Грег уже кое-что говорит по-русски, но всё же говорить с ним лучше по-английски. Дети двуязычны, считают себя французами. Дом они купили несколько лет назад, но перестроили. 2 этажа, участок, рядом лес. Пили вино и кофе гуляли по деревне. Уехали поздно. Столкнулись с проблемой заправки. Проехали через Париж, с трудом нашли подземную АЗС. Миша нервничал, это мешало любоваться Елисейскими полями, Сеной, Эйфелевой башней в синем вечернем освещении, дивной иллюминацией.
Из-за этого приехали в аэропорт позже, чем планировали. Остановились в отеле. Поспали часа 4, утром в 4-30 уже вышли. Поставили машину на стоянку, зарегистрировались и улетели в Пафос. Здесь нас встретил дождь и Мишин папа на микроавтобусе. Пете завтра в школу, Саше в сад, а Кате в Никосию к доктору. Хорошо, что я не остаюсь во Франции: ситуация ухудшилась, рейсы отменяют. За нахождение на улице без масок штраф 1000 евро. И невозможно даже поесть без ПЦР, который действителен только 24 часа! Мои документы о перенесённой болезни ничего не значат, как и прививка спутником v. Вообще, меня туда впустили каким-то удивительным образом -- за компанию с семьёй Кати, но они-то кипрские резиденты, а я нет! Когда выпускали, сильно удивились, что я туда проникла.
Несмотря на низкую цену (билет на самолёт от Парижа до Пафоса стоит 10 евро), заполнены самолёты наполовину.  Авиакомпаниям это выгоднее, чем держать машины на стоянке.

12.01.2022. Мы на Кипре. Вчера с утра лил жуткий дождь. А ночью случилось землетрясение силой 6.7 баллов с эпицентром неподалёку от нас в море. Никто, кроме Кати, его не заметил: крепко спали. Но Катя сказала, что качалась кровать. Цунами не было, но море сильно волновалось. Все обсуждали это в соцсетях.
Катя повезла Петю в школу в Лимасол (обычное дело), я приготовила Саше кашу на завтрак, покормила, одела, Миша отвёз его в сад в Куклиа (Саша ходит туда с огромным удовольствием), и мы поехали в Лимасол, где Катя оставила свою машину, села к нам, и мы отправились в Никосию. Дороги меньше часа. Перед отъездом я зашла в супермаркет в туалет. Потребовались документы – хорошо, что Катя догадалась распечатать мой флай пасс, который необходим для въезда на Кипр (он действителен неделю), а я захватила паспорт. Ещё мы заехали в Макдоналдс, купили кофе, не выходя из машины.
В Никосии меня высадили на автовокзале (как потом выяснилось, не на том, куда я когда-то приезжала из Пафоса), рядом со старым городом. Миша с Катей поехали на скрининг, а я отправилась бродить по кривым улочкам исторической части Никосии, вспоминая чудесную поездку, состоявшуюся несколько лет назад. Миновала памятник борцам за свободу, музей народного искусства, храм с учебным заведением Св. Макария, мечеть, прошла мимо знаменитой башни со смотровой площадкой на 11-м этаже. Улицы пустынны, туристов нет. Кафешки открыты, но без посетителей. Только кое-где местные мужчины пьют кофе и беседуют, видимо, о смысле жизни. Бросаются в глаза темнокожие – видимо, студенты. Встретились несколько филиппинцев, но не так много, как прежде. Прошла мимо мечети. Встретила парней (возможно, сирийцев – здесь много беженцев), которые произносили «Аллах Акбар». Дошла до зоны отчуждения, но к ней близко нее подойти, всё как-то застроено и перегорожено. Солдат нее видно, но кругом надписи и знаки, запрещающие подходить и фотографировать.
Катя написала, что они освободились, а я вышла к другой автостанции (зря спросила у прохожих на всякий случай – они и отправили меня в другую сторону). Но всё же, созвонившись, встретились и отправились все вместе по туристической части старой Никосии. Картина печальная. Пусто. Дошли до границы. Переход работает, но людей очень мало. Миша попросил туда не соваться: у них могут быть проблемы. Пересечение границы возможно только с паломническими целями. Но если задержаться там, или не дай бог воспользоваться аэропортом Северного Кипра, могут резидентов и в тюрьму посадить. Я всё же дошла до перехода, но не решилась сфотографировать.
Мы сели неподалёку в кафе на улице (потребовались антиковидные документы) и пообедали. Взяли кебаб, салат, лепёшки с мясом очень вкусные. Я взяла кофе по-кипрски, Катя колу, а Миша сок свежевыжатый апельсиновый. Обед обошёлся очень дёшево – 50 евро на троих. Однако готовили всё очень долго, мы задержались с отъездом. Петя ждал на улице минут 30. Забрали его и поехали домой.
По дороге заехали к фермерше Оксане (украинке), купили у неё овощи и фрукты.
Вечером мы играли с Саньком в прятки. Ему очень понравилось!
Сегодня с утра Петю снова повезла Катя, Миша отвёз Сашу в сад, а я осталась дома. Мне надо поработать: накопилось немало бумажных долгов, в том числе материалов для публикаций.

19.01.2022. Время летит. Хочется уже домой, но и здесь есть чем заняться. Хожу на ежедневные прогулки (то до камня Афродиты, то в другую сторону. С Мишей как-то ходили, попали в дождь, намокли), утром бужу и кормлю завтраком детей, потом их развозят родители – Петю в школу Катя, Сашу в садик Миша. В обед Сашу забирают, Петя возвращается попозже. Я гуляю иногда с Сашей. Вечерами играем в подвижные игры (прятки, жмурки). Саша в восторге.
Я ещё и работаю. Много возникает всяких дел: то статью написать, то с зачётами разобраться.
Сегодня я осознала, что остаётся три дня…
С утра поехала с Мишей, сдали Сашу в детский сад, я осталась в Куклиа. Обошла эту деревню, расположенную в 12 км к востоку от Пафоса. Как и многие кипрские населённые пункты, «заточена» на туризм. Здесь когда-то размещался античный город Палео Пафос, центр притяжения паломников благодаря построенному в 1200 году до н.э. возвращавшимися с троянской войны греками  храму Афродиты. Сохранился только фундамент и каменные «осколки». Это объект наследия ЮНЕСКО. Я обошла раскопанные руины по периметру, не стала покупать билет и заходить внутрь. Миша меня за это осудил (что я не поддерживаю местных рублём, т.е. евро).
Прошла мимо церкви 12 века из камней храма Афродиты Panagia Katholiki с фресками 14-16 вв. Погуляла в центре на главной площади рядом с церковью апостола Луки. Ресторанчики и магазинчики пусты. Даже кофе не выпить без ПЦР теста. Восхитилась чистым работающим общественным туалетом в центре деревни.
Направилась в сторону моря. Зашла на местное прекрасное, ухоженное кладбище. Большинство похороненных старше 80 лет, но есть и молодые (например, 18-летняя девушка). Памятники, склепы, цветы.
Прошла по полям, деревенькам и фермам, оливковым, мандариновым, апельсиновым и лимонным рощам. Цитрусовые не убирают, они падают и гниют. Спросила фермеров. Говорят, из-за пандемии не могут ничего продать, никто нее покупает. Туристов-то нет, а у местных растут эти фрукты. Я не удержалась, собрала кое-что в рюкзак.
Миновала теплицы с овощами, солнечные панели, ветряки. Вышла на автостраду, где меня за3 км до дома подобрала Катя, возвращавшаяся из Лимасола (отвозила Петю в школу).
Приехали Мишины родители, привезли Сашу из сада примерно в час. Сашу оставили с няней, поехали с Катей в  сторону Пафоса, где погуляли по небольшому милому городку Героскипу, что в 3 км от Пафоса. Точнее даже это деревня, но очень приличная, со своими достопримечательностями. Известна ещё со времён Страбона. Название означает «Священный сад». По легенде, здесь располагались священные сады Афродиты.
Мы погуляли с Катей и вернулись домой. Она повезла Петю в Пафос стричься. Потом Петя пошёл на теннис. Сейчас будем общаться с детьми. Так и завершается очередной день на Кипре.


22.01.2022.
Пролетели и остальные кипрские дни, и я уже соскучилась по дому. 20 января после отправки всех внуков Катя отвезла меня сначала в Писсури (чуть больше 1000 жителей). Погуляли по этому интересному древнему  посёлку (с византийского Писса – смола, здесь её добывали). Симпатичный центр. Народа практически нет. Местные жители (пожилые мужчины) сидят прямо на площади, пьют кофе, разговоры разговаривают. Церковь, кафешки, памятник борцам с турками – всё как и везде.
Подъехали к одной из точек моего маршрута. Сосны, тропинки. Спустились к туристическому району (Писсури Бэй). Катя отвезла меня к началу маршрута, договорились о месте и примерном времени встречи. Я отправилась в маршрут. Он довольно сложный, но очень красивый. Много подъёмов, осыпей. В трёх местах укреплен путь верёвками. Я поднималась всё выше, встретила только двоих хайкеров. Эоловые формы рельефа просто завораживают. Чем-то напомнил мне Эоловы острова. Дошла до Писсури. По плану следовало вернуться по автодороге в Писсури Бэй. Но мне не захотелось, я свернула на хребет. В результате прошла 22000 шагов (примерно 15 км вместо запланированных 7), к тому же спуск оказался очень непростым.
Прогулялась по Писсури Бэй, заглянула в магазинчик. Но хозяин испугался и не продал мне ничего, сказал, что он закрыт (неправильно меня понял: я спросила кофе, а он услышал «ковид»). Я очень устала, но была довольна.
На следующий день с утра пыталась собираться, но не смогла из-за скандинавских палок, которые не получалось разобрать. В итоге отправилась гулять (пока Сашу уложили спать). Пошла в сторону гор, потом свернула направо и по грунтовой дороге дошла до нашего же ущелья. Прошла по нем до конца (точнее, до того места, где дальше пройти нельзя: образовалось озеро в окружении отвесных скал). Полюбовалась и пошла обратно. Путь непростой. Я разбила палец. Вышла на дорогу. Тут случился инцидент: прямо на меня по дороге мчалась свора охотничьих собак! Их выгуливали хозяева. Я стала кричать по-английски, чтобы их забрали. Но часть из них не слушала хозяев и повернули снова на меня. Я орала диким голосом, ибо кусана и страшно их боюсь! Палки вряд ли помогли бы. Колотилось сердце, я испытала сильнейший стресс. В конце концов собак забрали в машину и уехали. Я вернулась уже в темноте, в сильнейшем возбуждении. Миша налил мне кампари.
Вечером играли в настольные игры.
Сегодня с утра я быстренько дособиралась, мы все съездили на завтрак на центральную площадь (кофе с круассанами) на машине, потому что лил дождь. Мы с Саньком сходили на площадку, но там очень сыро. Вернулись домой, Миша отвёз меня в Ларнаку. Я без приключений и во-время села в самолёт и вот уже подлетаю к Москве…
В Шереметьево всё прошло быстро. Жду отлёта. Все без масок.