2009 г.
Привет, Михаил!
Хочу продолжить нашу дискуссию о школьном (и не только) воспитании.
Давай присмотримся к действующим лицам предлагаемой концепции – учителю и ученикам. Очевидно, что твоя концепция описывает не реального воспитателя (классного руководителя - КР), а его идеальную модель. Этот идеал высоко морален, гуманен, толерантен, обладает авторитетом среди учеников и учителей-предметников, ему ведомы вечные истины и знание добра и зла. Он устанавливает доверительные отношения с воспитанниками, исповедует и наставляет, оберегает от соблазнов и пороков. Одним словом, - картина маслом!
В отличие от него, идеализированные воспитанники неопытны, неразвиты, упрямы, агрессивны, слепо подражают масскультурным образцам, не склонны к духовному и культурному развитию*. Они лишены индивидуальности и опыта, у них нет родителей, друзей, душевных привязанностей, высоких интересов, возраста, пола, особенностей характера**.
Всё это для наставника не имеет значения, поскольку он уповает только на Слово.
Такая модель весьма напоминает пастыря и его грешную паству. Предлагая ее современной светской школе, неплохо бы оценить эффективность модели, поскольку выборочные примеры внушают серьезные сомнения в действенности назидания***.
Существенным недостатком модели является то, что обе ее части - «идеальный учитель» и «идеальный ученик» - представлены как перечни положительных/отрицательных свойств и не учитывают самого важного – связи и взаимозависимости этих свойств. Нельзя произвольно комбинировать темперамент, ментальность, склад ума, способности, особенности восприятия (перцепцию), мотивации, даже состояние здоровья и физическое развитие.
Любая идеальная модель абстрагируется от второстепенных деталей, но связи и – что еще важнее – взаимные ограничения элементов непременно должны быть отражены, иначе модель превращается в сумму благих пожеланий гоголевской Агафьи Тихоновны. Приверженцы такой модели в лучшем случае не приблизятся к заветной цели и впустую растратят свои усилия, а в худшем – получат результат, обратный желаемому.
Если тебе не надоела моя критика, продолжу в следующем письме.
=====================================================
* Сразу вспоминается хрестоматийное: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы
всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деяния 7:51)
** Ох уж эти оговорки! Вопреки общим словам об уникальности каждого ученика, призывам к чуткости,
уважению и вниманию, конкретные примеры уроков в трактате полны снисходительных или
пренебрежительных характеристик:
«грубая подростковая жизнь»(стр.66), «подросток, отягощенный всеми атрибутами принадлежности
к «уличной тусне»» (стр.87), «на их природном языке ничего, кроме б…а не выйдет» (с.89), «такого
опыта у них нет и быть не может» (с.89), «заставить учеников на волне яростного сопротивления…»
(с.89) и т.д. и т.п.
(между прочим, З. Фрейд утверждал, что оговорки и обмолвки выявляют истинное отношение
говорящего к предмету)
Слова словами, но на деле воспитателю ученики кажутся тёмной и враждебной массой. Это впечатление
подкрепляется тем, что предложенные методы воспитания игнорируют половозрастные,
ментальные и психофизические различия воспитанников, а также его ближайшее окружение –
семью и друзей.
(и вновь процитирую Учителя благого:
«если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и
сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14 26)
«всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк 14 33) )
*** История христианства показывает, с каким трудом люди усваивают непривычные этические
нормы. Спустя 2000 лет большинство верующих так и не усвоило основные заповеди Нагорной
проповеди – «Не противься злому»; «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» - их заменяют
ветхозаветной нормой «возлюби ближнего своего как самого себя». Но христиане не соблюдают
даже эту древнюю заповедь. После 1000-летнего воспитания крестоносцы грабят и разрушают
христианский Константинополь. Проходит 500 лет, и католики режут братьев во Христе – гугенотов,
а Святая Инквизиция пытает «плохих» христиан. Спустя еще 400 лет германцы служат молебны, затем
нападают на своих единоверцев и травят их ипритом. Католик Гитлер бросает в печи всех без разбора,
в том числе – христиан. По своей бесчеловечности этот католик-фашист превосходит безбожника
и богоборца Сталина (кстати, прошедшего духовное училище и семинарию).
После Второй Мировой прямое истребление прекратилось, но неприкрытая вражда между различными
христианскими течениями сохраняется.
Недавний опыт массированного внушения коммунистической морали также не убеждает в эффективности
назидания.
=====================================================