041 Пещеры Киево-Печерской лавры Украина

Виорэль Ломов
К сожалению, новые материалы размещаю без фотографий, не могу пока читать тексты и отвечать на ваши отзывы и давать свои.

ВНИМАНИЕ!

Этот очерк написан до СВО и последних событий, связанных с Киево-Печерской лаврой.


Раздел 3. Мистика подземного мира

Почему с подземным миром связано происхождение мистических культов, религий, мифов, легенд? Подземный мир — это окончание мира земного или его начало?

041 Пещеры Киево-Печерской лавры (Украина)


Ближние (Антониевые) и Дальние (Феодосиевые) пещеры Киево-Печерской лавры — катакомбы одной из главных православных святынь, монастырского комплекса из 13 храмов, 3 колоколен, мужского монастыря, типографии, исторических памятников, музеев, выставок и т.д., а также из самих пещер. Ближними и Дальними пещеры называют по их расположению к главному храму лавры — собору Успения Пресвятой Богородицы. Лавра раскинулась на высоком правом берегу Днепра в Печерском районе столицы Украины — Киеве. Верхняя и Нижняя лавры занимают два холма общей площадью 23 га, разделенные глубокой  ложбиной, спускающейся до Днепра. К Верхней лавре относят наземный историко-культурный комплекс, а к Нижней —  рукотворные пещеры. Длина Ближних пещер 383 м, Дальних — 293 м. К Дальним примыкают также Варяжские (Разбойничьи) пещеры длиной около 200 м, ныне опечатанные (есть мнение, что эти пещеры двухуровневые, и общая длина их коридоров не менее 750 м). По своему предназначению пещеры вначале использовались монахами для жилья (XI в.), затем они были преобразованы в некрополь (XI—XVI вв.) и стали местом паломничества верующих (XVII—XX вв.), а также объектом научных исследований (XX в.). Катакомбы проложены в слое пористого песчаника на глубине 5—20 м. Высота проходов до 2 м, ширина до 1,5 м. Длина келий 2-3 м, ширина 1,5—2 м, а высота 1,5 м. Отдельные ходы завалены осыпавшимся грунтом или замурованы. В нишах подземных лабиринтов стоят захоронения (73 в Ближних пещерах и 51 в Дальних) — аркосолии, крипты-склепы и локулы — узкие гробницы в стенах. В аркосолиях и криптах захоронены знатные и именитые покойники, в локулах — кто «проще». Самые известные исторические захоронения — преподобных Антония и Феодосия Печерских, митрополита Киевского и Всея Руси Илариона, автора «Повести временных лет» Нестора Летописца, первого русского иконописца преподобного Алиппия, первого лекаря Киевской Руси Агапита, Пантелеимона-целителя, героя-богатыря многих русских былин Ильи Муромца и др. Мощи (главы) некоторых святых мироточат. В пещерах сохранились шесть маленьких подземных церквей. В 1990 г. Киево-Печерская лавра внесена в Список Всемирного культурно-исторического наследия ЮНЕСКО.

Остатки древнейшей Кирилловской стоянки человека на территории Киева датируют 13—23 тысячелетиями до н.э. Люди селились в наземных постройках либо в вырытых ими пещерах, где они укрывались от врагов, непогоды и диких зверей. Еще до крещения Руси князем Владимиром в 988 г. в заброшенных пещерах обретались варяги-купцы и христианские подвижники. В 1051 г. при Ярославе Мудром преподобный Антоний, родом из Любеча, и уроженец местечка Васильково под Киевом преподобный Феодосий с братией основали подземный монастырь, получивший в конце XII в. название Печерский. Статус лавры Печерский монастырь обрел в 1688 г.

Лавра (греч. ;;;;;) переводится как «многолюдное место», «городская улица», «многолюдный монастырь», а пещера по-украински называется «печера». В православии лаврой называют некоторые крупнейшие мужские монастыри, имеющие особенное историческое и духовное значение. Лавре выпало немало испытаний. Она часто страдала от княжеских междоусобиц, набегов половцев, османцев, монголов, крымских татар; почти полностью выгорела во время пожара 1718 г., была разрушена в годы Великой Отечественной войны.

Впервые Печерский монастырь и пещеры описал в «Повести временных лет» монах Нестор Летописец, живший в одной из келий Варяжских пещер. Согласно летописцу, в лето 6559 г. (1051 г.) чернец Антоний, в миру Антипа, вернувшись с Афона, поселился в пещерке, которую вырыл прежде пресвитер Иларион, ставший в тот год первым русским митрополитом. Монах вскоре прослыл как «великий Антоний», стал «чтим всеми, и … собралось к нему братии числом 12, и ископали пещеру великую, и церковь, и кельи, которые и до сего дня еще существуют в пещере под старым монастырем… И с той поры начался Печерский монастырь… Когда же Феодосий принял монастырь, стал он … собирать многих черноризцев, и собрал братии числом 100».

Первые изображения лаврских пещер появились в рукописи купца и доминиканского монаха из Львова Мартина Грюневега, посетившего лавру в 1584 г. и утверждавшего, что пещера тянется на 50 немецких миль. Первые карты появились в 1638 г. в книге «Тератургима, или чудеса, совершившиеся, как в самом Печерском монастыре, так в обеих его пещерах» инока Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского и в 1661 г. в «Киево-Печерском патерике». Эти и другие карты наглядно показывают, как многократно меняли на протяжении веков свою форму катакомбы. Если ходы обваливались, их обычно замуровывали и копали новые. Когда большинство монахов переселилось в надземные кельи, пещеры стали местом захоронения. Покойников хоронили в локулах. Через какое-то время проверяли, истлело тело или нет. Если мощи истлевали, их переносили в костницу, если нет — тело угодника оставляли в локуле, которую закрывали иконой. С XVI в. мощи стали перекладывать в раки, чтобы им могли поклоняться паломники. Для устранения заторов раки устанавливали в специальных коридорах.

Многие авторы оставили явно преувеличенные сведения о длине лаврских катакомб, пролегавших под Днепром, якобы связанных ста- и более мильными/вёрстными туннелями с Черниговом, Смоленском, Москвой и другими городами Древней Руси. Впрочем, пока не доказано и обратного. Помимо этого, с пещерами связаны легенды о кладах, о которых можно прочесть в «Слове о святых преподобных отцах Феодоре и Василии» «Киево-Печерского патерика». В Житии сказано о спрятанных в Варяжской пещере ценностях, которые были награблены варягами. Несметные сокровища обнаружили в конце XI в. монахи Феодор и Василий, а затем опять зарыли — подальше от людского соблазна. Узнав о том, старший сын князя Святополка Изяславовича — Мстислав замучил монахов до смерти, пытая их о месте клада, но так ничего и не добился. Останки преподобномучеников хранятся в Ближних пещерах, оба почивают в одном гробе. Сокровища же на протяжении многих веков искали сотни кладоискателей, но так и не нашли.

Ходят слухи, что утерянная библиотека Ярослава Мудрого хранится в пещерах. Оккультисты утверждают также, будто бы в замурованных катакомбах находится «Книга мертвых» («Некрономикон») — пергамент с сатанинскими заклинаниями, дающими власть над силами зла, написанная в 730 г. безумным йеменским поэтом Абдул Альхазредом. (Добавим от себя: этот персонаж был вымышлен в 1937 г. американским писателем Говардом Лавкрафтом).

Знамениты пещеры и своими чудесами, связанными с исцеляющим воздействием мощей святых на больных паломников, а также с мироточивостью черепов (глав), из которых время от времени вытекает миро — благоухающее масло, обладающее целебными свойствами. Ученые, исследовавшие эти феномены, предположили, что «причина исцелений, которые часто происходят возле мощей, есть определенное гипотетическое излучение» (Т. Решетникова). Химический анализ обнаружил в миро «белок сложного состава, синтезировать который искусственно пока невозможно». (Ю. Мастер).

Из современных легенд кочует по Интернету случай, произошедший во время Великой Отечественной войны. Будто бы в 1941 г. военный комендант оккупированного Киева генерал-майор Курт Э;берхард, ответственный за планирование и уничтожение в Бабьем Яру 34 тысяч человек, однажды спустился в пещеры и приказал послушнику открыть раку с мощами преподобного Спиридона Просфорника, почившего 800 лет тому назад. На его вопрос: «Из чего сделаны мощи?», монах ответил, что этот святой всей своей жизнью сподобился нетления. Тогда комендант ударил рукояткой револьвера по открытой руке преподобного. Кожа лопнула на запястье и из руки  потекла кровь. «Следы трех засохших потоков ее заметны и сейчас».