Краб - первый подводный минный заградитель

Александр Митрофанов 2
В 1915 году в состав Российского Императорского вошел подводный минный заградитель «Краб», «отцом» которого был Михаил Петрович Налетов (1869-1938).
Налетов по своей специальности (техник путей сообщения, т.е. железнодорожник) был весьма далек от кораблестроения. Свои первые попытки построить подводный минный заградитель водоизмещением 25 тонн он предпринял еще во время русско-японской войны 1904-1905 гг. в осажденном Порт-Артуре, но падение крепости не позволило завершить это дерзкое начинание.
В последующие годы он не прекращал попыток прорваться через российские бюрократические препоны и заинтересовать морское ведомство своим проектом. При этом Налетов предлагал два варианта субмарин: прибрежного действия, предназначенных для обороны своих портов, и лодок большой автономности, способных действовать у берегов противника:
«Не отрицая пользы подводных лодок в береговой обороне, я нахожу, что подводная лодка, главным образом, должна быть орудием наступательной войны, и для этого она должна обладать большим районом действия и вооружена не только минами Уайтхеда, а минами заграждения, иначе говоря, нужно строить кроме подводных миноносок береговой обороны - подводные миноносцы и минные заградители большого района действия.»
Налетов утверждал, что 50 подводных минных заградителей могли бы ежемесячно выставлять 3-5 тысяч мин и таким образом полностью прервать морские сообщения таких стран, как Англия или Япония, что привело бы к катастрофическим последствиям для их экономики.
Для таких целей в конце 1906 года Михаил Петрович представил проект минного заградителя водоизмещением 300 т с глубиной погружения 30,5 м, способного принять на борт до 35 морских мин. При этом конструктор проявил довольно глубокие для не специалиста познания в кораблестроении. Было им разработано также устройство для постановки мин («аппарат для выбрасывания мин»), которое оказалось непригодным для применения на подводных лодках.
В январе 1907 года МТК (Морской технический комитет) провел два заседания, на которых рассматривался проект М.П. Налетова. Несмотря на то, что в нем было выявлено много серьезных недостатков, проект был признан «вполне осуществимым».
Уже через несколько дней Налетов представил доработанный проект, включавший и новую конструкцию устройства для постановки мин.
Известный кораблестроитель А.Н. Крылов в отзыве на этот проект писал:
«…Способ постановки мин нельзя признать окончательно разработанным. Желательно дальнейшее его упрощение и усовершенствование».
Налетову пришлось продолжить работы по поиску оптимальных способов хранения и постановки мин, при этом он также предложил новую конструкцию мины для использования с подводной лодки.
1 мая 1907 года в своем докладе МТК признал необходимым осуществить проект в ближайшем будущем, для чего предложил начать переговоры с «Обществом судостроительных, механических и литейных заводов в г. Николаеве» и Балтийским заводом.
В 1907 году Налетов разработал еще два проекта подводного минзага подводным водоизмещением 450 и 470 тонн с улучшенными тактико-техническими характеристиками. К постройке был принят последний из них.
19 сентября 1908 года между Морским министерством и и «Обществом судостроительных, механических и литейных заводов в г. Николаеве» был подписан контракт «на постройку одного подводного минного заградителя водоизмещением около 500 тонн при подводном плавании… системы М. Налетова». Кроме того, Общество обязывалось разработать для заградителя мину с якорем и «аппараты для постановки мин». Судостроительный завод должен был построить и предъявить лодку к испытаниям через 22 месяца после заключения контракта. За это Морское министерство обязалось уплатить заводу 1375 тыс. руб.
К лету 1909 года завод подготовил окончательные чертежи будущей субмарины, которые несколько отличались от проекта Налетова, что было утверждено МТК. Предлагалось также заменить керосиномоторы немецкого завода «Бр. Кертинг», предусмотренные проектом, на более современные и надежные дизели. Однако, это предложение МТК отклонил, что в будущем осложнило эксплуатацию минзага.
Несмотря на то, что с момента заключения контракта прошло уже 10 месяцев, работы начаты не были, хотя в случае задержки даты окончания постройки предусматривались серьезные санкции, включая разрыв контракта с возвратом полученных заводом денег. Фактически строительство корабля началось только в конце года и продолжалось крайне медленными темпами из-за отсутствия опыта постройки подводных лодок, недостатка квалифицированных специалистов, а также финансовых проблем завода.
В протоколе состоявшемся в сентябре 1911 года заседания МТК было закреплено отсутствие приоритета М.П. Налетова в изобретении им мин для подводного заградителя, а также то, что и сам заградитель не является заградителем «системы Налетова».
Осенью 1911 года со специального понтона были проведены испытания изготовленных «Обществом судостроительных, механических и литейных заводов в г. Николаеве» устройства для постановки мин и самих мин. Испытания были признаны успешными.
В связи с явной задержкой сдачи минного заградителя между заводом и Морским министерством возник конфликт, который после долгих тяжб удалось разрешить путем подписания 11 августа 1912 года нового контракта со сроком окончания постройки к 1 июля 1913 года. При этом мины должно было поставить Морское министерство, а не завод (68 мин были заказаны заводу «Г.А. Лесснер» в Петербурге). Были также внесены некоторые изменения в конструкцию субмарины. Стоимость заградителя по новому контракту составила 1720 тыс. руб.
Девятого августа 1912 г. приказом по Морскому министерству строившаяся лодка была зачислена в списки судов флота под наименованием «Краб», 12 августа ее спустили на воду, а в начале июня 1913 года начались заводские испытания. 24 июля минзаг был предъявлен к официальной сдаче.
В связи с этим Главный морской штаб утвердил его штат: четыре офицера, четыре кондуктора и 45 нижних чинов. 7 ноября 1912 года командиром «Краба» был назначен опытный подводник старший лейтенант (с 1913 г. - капитан 2 ранга) А.А. Андреев, который ранее принимал активное участие в его постройке. К сожалению, вскоре он заболел и в конце 1913 г. скончался. В связи с этим, на должность командира был назначен капитан 2-го ранга Б.А Быков, ранее командовавший лодками на Балтике, а позднее старший лейтенант Л.К. Феншоу, также имевший опыт командования.
В ходе испытаний «Краба» выявилось множество недостатков: средняя скорость на мерной миле - 10,94 уз, что на 4,06 уз меньше контрактной скорости; электрическое управление вертикальным рулем несколько раз включалось самопроизвольно и заградитель описывал нежелательные циркуляции, остойчивость была недостаточной, обнаружился крупный дефект в расчетах концевых балластных цистерн, аккумуляторы быстро вышли из строя и т.д. и т.п.
После многомесячных работ по устранению замечаний и внесения усовершенствований в конструкцию «Краба» решили приступить к его «поверочным повторительным испытаниям», для чего 28 декабря 1914 года была создана Постоянная техническая комиссия.
Испытания, учитывая военное время, было решено провести по сокращенной программе. По результатам этих испытаний комиссия в июле 1915 г. составила акт в котором указывалось, что «приемная комиссия полагает возможным признать подводный минный заградитель «Краб» годным к приему в казну».
Но еще до подписания как этого, так и приемного акта, морской министр издал приказ, в котором говорилось: «Предписываю подводную лодку «Краб» зачислить в действующий флот с 25-го июня сего года (т.е. 12 июня 1915 г. по новому стилю).»
Поспешность передачи первого отечественного минзага флоту была вызвана срочной потребности в этой субмарине для выполнения важного боевого задания - постановке минного заграждения у Босфора.

Что же представлял из себя «Краб» на момент передачи флоту?

Водоизмещение, т
- надводное
- подводное
533
736,7
Длина, м 52,8
Ширина, м 4,3
Осадка, м 4,00
Глубина погружения, м 36,6
Время перехода из надводного положения в подводное, мин 12
Скорость, узлов
- надводная
- подводная
11,78
7,07
Дальность плавания полным ходом, миль
- надводная
- подводная
1236
19,6
Количество мин 60
Количество торпедных аппаратов 2
Количество торпед 4

Кроме того, «Краб» был вооружен 37-мм (с марта 1916 г. - 70-мм) орудием и двумя пулеметами.

Утром 25 июня «Краб» с 58 минами и четырьмя торпедами на борту в сопровождении подлодок «Морж», «Нерпа» и «Тюлень» вышел из Севастополя. В задачу лодок входило блокирования северного выхода из Босфора для обеспечения безопасного перехода проходившего испытания линкора «Императрица Мария» из Николаева в Севастополь.
Вечером 27 июня «Краб» выставил минное заграждение длиной в одну милю в заданном районе, а утром 29-го вернулся в Севастополь. Первый боевой поход выявил множество конструктивных недостатков новой лодки, в том числе плохую обитаемость из-за высокой температуры в отсеках и выделения газов от керосиномоторов. Тем не менее, задание было успешно выполнено, за что офицерский состав был повышен в звании или награжден, наград удостоились и нижние чины.
Уже через день после постановки минное заграждение было обнаружено противником (часть мин всплыла) и большинство из них было вытралено. Тем не менее, от подрыва на этих минах получила повреждения турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс».
Утром 17 июля 1916 года «Краб» под командованием старшего лейтенанта М.В. Паруцкого с 60 минами и 4 торпедами на борту вышел из Севастополя для постановки совместно с четырьмя эсминцами мин у Босфора. При этом субмарина должна была выполнить постановку непосредственно у входа в пролив.
В 19.50-20.08 «Краб» выставил все 60 мин всего лишь в нескольких кабельтовых от входа в Босфор и, несмотря на неоднократные аварии керосиномоторов и прочего оборудования, 18 июля вернулся в Севастополь. На поставленном заграждении противник потерь не понес. За постановку мин у Босфора приказом командующего Черноморским флотом члены экипажа удостоились наград.
После вступления 14 октября 1915 года в войну Болгарии, германский флот оборудовал в Евксинограде (севернее Варны) базу своих подводных лодок. Поэтому, командование Черноморского флота решило выставить на подходах к базе минное заграждение, что было поручено «Крабу». Это стало его последним боевым походом.
Рано утром 20 августа 1916 года минзаг вышел из Севастополя и вскоре попал в штормовую зону. Поломки механизмов начали следовать одна за одной: вышли из строя все керосиномоторы и пришлось перейти на электромоторы, появились проблемы с аккумуляторами и различным электрооборудованием.
«Краб» послал сигнал о помощи и смог укрыться в румынском порту Констанца. О минной постановке пришлось забыть. Здесь 25 августа он попал под налет немецких самолетов, но повреждений не получил.
Двадцать седьмого августа субмарина снова получила приказ выставить минное заграждение. На это раз, опасаясь очередной аварии керосиномоторов, ее планировалось доставить поближе к району постановки на буксире эсминца «Гневный». На переходе корабли подверглись атаке авиации (рядом с «Крабом» упали 8 бомб) и операцию вновь отменили.
Попытки очередного похода, предпринятые 30-го и 31 августа , снова успехом не увенчались из-за очередных поломок, и только 1 сентября, снова на буксире «Гневного», «Краб» добрался до болгарских берегов, где, несмотря на поломки минного устройства, выполнил постановку. На обратном пути, «Краб», следовавший на буксире эсминце, подвергся атаке гидросамолетов, сбросившихся безуспешно 21 бомбу. Четвертого сентября оба корабля вернулись в Севастополь.
После этого похода заградитель стал на капитальный ремонт и «переделку системы постановки мин». В ходе ремонта предполагалось заменить ненадежные керосиномоторы на два дизеля мощностью по 240 л.с., предназначенных для подводных лодок типа АГ, прибывших в Николаев из США для сборки, а также аккумуляторные батареи. Кроме того, на заводе в Харькове производился ремонт главных электромоторов и ряда другого электрооборудования.
Революции 1917 года и последовавшая германская оккупация прервали ремонт «Краба». 23 ноября 1918 года в Севастополь вошли корабли Антанты и власть перешла в руки белогвардейцев. 26 апреля 1919 года при подходе Красной армии английские интервенты затопили на внешним рейде Севастополя одиннадцать российских подводных лодок. «Краб» был затоплен в Северной бухте, для чего в борту было пробито отверстие и открыт носовой люк.
В 1934 года при обследовании бухты ЭПРОНом (Экспедиция подводных работ особого назначения) «Краб» был обнаружен на глубине 65 м глубоко зарывшийся в грунт. Летом следующего года началась операция по его подъему, успешно завершившаяся в октябре. Восстанавливать устаревшую подлодку смысла не было и ее разделали на металл.
Часто пальму первенства присуждают германскому минному заградителю UC 1 спущенному на воду 26 апреля 1915 года на верфи AG Vulcan в Гамбурге. Всего было построено 16 лодок этого типа. В отличие от «Краба», постройка которого заняла целых семь (!) лет, строительство немецких лодок типа UC 1 занимало всего лишь 4-5 месяцев, их устройство для постановки мин было более простым и надежным, чем у «Краба».
В Википедии утверждается, что UC 1 вступила в состав кайзеровского флота 5 июля 1915 года, то-есть позже, чем «Краб» (12 июня), но уже 30 июня на выставленной «немкой» мине погиб британский эсминец HMS Lightning (?). Всего же на счету мин UC 1, выставленных за 80 боевых походов, числится 29 потопленных судов и кораблей, а также 21 поврежденное.