Война на озере Ильмень

Александр Митрофанов 2
На западе Новгородской области расположено озеро Ильмень, или как его называли в древности - Словенское море. Именно на его дно погружался герой русской былины Садко, путешествуя в Подводное царство.
Это водоем ледникового происхождения со средней площадью около 982 км; (меняется в зависимости от колебания уровня воды, который достигает 7,4 м), длиной около 45 км, шириной до 35 км и глубиной до 10 м. В озеро впадает около 50 рек, а вытекает только Волхов, впадающая в Ладожское озеро.
Берега преимущественно низменные, заболоченные, местами - дельтовые, с множеством плоских пойменных островов и проток. С ноября по апрель озеро замерзает.
Нередко Ильмень приобретает весьма буйный нрав, особенно осенью, по вине «шелоника» - сильного ветра, дующего со стороны реки Шелонь. Ежегодно его жертвами становится немало людей.
Самое крупное кораблекрушение произошло в 1471 году. Когда в Ильмень вышла огромная флотилия в полтораста судов, на которой плыли целые семьи со своим имуществом, скотом и домашним скарбом, внезапно налетевшая буря потопила все суда, по свидетельству летописца тогда погибло 7 тысяч человек.
Жертвой «шелоника» едва не стал Петр Первый. Летом 1785 года императрица Екатерина II на борту яхты попала в бурю со шквалистым ветром. К счастью, яхту прибило к берегу озера, где впоследствии по повелению императрицы построили церковь по случаю ее чудесного спасения.
Нередко озеро становилось районом военных действий. Еще в 1916 году российское Военное ведомство начало работы по созданию на Ильмене военной флотилии. Особенно актуальным это стало весной 1918 года, когда советское правительство для защиты Петрограда от возможного нападения войск Германии и Антанты начало формирование так называемых «отрядов завес».
22 мая 1918 года в составе Северного участка отрядов завесы была сформирована Волхово-Ильменская военная флотилия (командующий - А.Ф.Титов, комиссар - А.Д. Мамошкин). Корабли, вооружение и личный состав для флотилии выделял Балтийский флот. Главной базой создаваемой флотилии был Великий Новгород.
«Для Ильменской флотилии, исходя из потребности в трех дивизионах, по два отделения из шести катеров в каждом отделении: два отделения в р. Волхове и северной части оз. Ильмень, два — в р. Ловати и южной части оз. Ильмень, одно — для р. Меты, одно — для рек Сяси и Тихвинки». (из Докладной записки №210 Морского отдела Военного совета Северного участка отрядов завесы и Петроградского оборонительного района в Высший Военный Совет)
Данная флотилия просуществовала недолго - в феврале 1919 года ее расформировали и передали в состав Онежской военной флотилии.
В конце июля 1941 года в связи с быстрым продвижением немецких войск на ленинградском направлении было принято решение о воссоздании военной флотилии на озере Ильмень.
К этому времени перевозки на озере и реке Волхов осуществлялись судами Северо-Западного пароходства, включая 5 грузопассажирских пароходов и 25 буксиров, водивших баржи и лихтеры.
28 июля согласно директивы наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова по приказу члена Военного совета Северо-Западного фронта Штыкова в Великом Новгороде началось формирование  Ильменского отряда кораблей. Его возглавил капитан 3 ранга В.М. Древницкий, срочно отозванный из академии. Комиссаром назначили капитана третьего ранга Н.А. Косько.
Боевым ядром флотилии стали три канонерские лодки - вооруженные пароходы Северо-Западного пароходства: «Ижорец №9» (одна 45-мм противотанковая пушка на колесах, один 82-мм миномет, счетверенная зенитная пулеметная установка, два пулемета М-1, ручной пулемет), «Ульяновск» и «Каракозов» (по одному 82-мм миномету, по одной счетверенной зенитной пулеметной установке, по два пулемета «Максим» и по ручному пулемету). Вдобавок к ним 3-5 августа в состав флотилии были включены 9 катеров типа КМ-IV, ЗИС-5 и «Газоход», их вооружение состояло из одного 7,62-мм пулемета. В качестве посыльного судна мобилизовали пассажирский газоход «Сольцы», вооруженный одним пулеметом.
Некоторые читатели не поймут термин «газоход». В те времена, при нехватке бензина, керосина для двигателей внутреннего сгорания, они работали на дровах, вернее на газе, получаемом в газогенераторах при неполном сгорании этих самых дров.
Экипажи состояли из мобилизованных речников и красноармейцев, обслуживавших вооружение. На каждое судно назначили по одному лейтенанту Красной армии для управления оружием. В оперативном отношении отряд подчинили формирующейся 48-й армии и её тыловые базы отвечали за снабжение кораблей и катеров боеприпасами.
Флотилия вела патрулирование озера, рек Волхов м Ловать, перевозила войска и воинские грузы. За два месяца она перевезла более 10 тысяч человек и значительное количество оружия и боеприпасов.
Вечером 11 августа флотилия понесла первую потерю - у истока Волхова КМ №100 был атакован немецкими самолетами, экипаж погиб, а катер затонул. Вскоре немцы прорвали советскую оборону и флотилии пришлось вести бои в отрыве на 12-20 км от армии. Разрушенный вражеской авиацией мост на реке Волхов не позволил кораблям вернуться в Ильмень.
Канонерки и катера до середины октября продолжали службу в низовьях Волхова, переправив на левый берег 27-ю кавалерийскую дивизию, две стрелковые дивизии и большое количество машин, лошадей и техники. Кроме того они сопровождали караваны барж и прикрывали от налетов авиации железнодорожный мост через реку Волхов, высаживали разведывательно-диверсионные группы на оккупированое врагом побережье и оказывали огневую поддержку своим войскам.
15 октября был получен приказ Наркома ВМФ о перебазировании Ильменского отряда кораблей на Ладожское озеро и включении в состав Ладожской военной флотилии, а на следующий день корабли прибыли в Новую Ладогу.
Осенью 1941 года «флотом» на озере обзавелся и противник - шесть небольших катеров саперных частей с экипажем из пяти человек вооруженных пулеметом. Катера осуществляли перевозки в интересах сухопутных сил, несли дозорную службу и охраняли местные рыболовные суда - парусные ильменские соймы. Под контролем немцев находилось около 50 сойм.
А в следующем году немцы создали на Ильмени соединение из вооруженных мобилизованных катеров и судов, а также перебросили туда с Балтики четыре парома «Зибель» (L62, L63, L64, L65). Общее число личного состава составило около 300 человек.
После разборки паромы отправили по железной дороге из Таллина до станции Сольцы, а затем по реке Шелонь до озера, где они вошли в подчинение X армейского корпуса. К этому времени под контролем противника находилось южное и юго-западное побережье озера.
«Зибели» были вооружены 88-мм зенитным орудием, тремя 20-мм автоматами и четырьмя зенитными пулеметами. Кроме того, в состав немецкой озерной флотилии вошли четыре катера, сооруженных из двух соединенных платформой между собой рыболовных ботов, вооруженых 88-мм зенитным орудием и 20-мм автоматом и прожектором, этакие «Эрзац-Зибели».
В октября немцы начались готовиться к зимовке - корпуса «Зибелей» разобрали и вытащили на берег, оборудование демонтировали и отправили в тыл, орудия использовали для обороны побережья.
В мае-июне 1943 года немецкая флотилия снова была подготовлена к действию. К концу июля в ее состав входили тяжёлая (четыре «Зибеля») и лёгкая (мобилизованные рыболовные суда) флотилии. Первая базировалась на деревню Голино, вторая - на Устрику. Обычно флотилии выполняли задачи охраны рыболовства и противодесантной обороны побережья. Кроме того оказывали поддержку приозёрного фланга своих войск, сорвали переправу советских войск через Тулеблинский залив, высаживали диверсионные группы, обстреливали побережье противника.
20 августа после обстрела прибрежной дороги немецкие корабли были атакованы самолетами, один паром получил пробоину, пять членов экипажа были ранены. После этого флотилия немцев себя в активных действиях более не проявляла.
В ноябре в связи с наступлением Красной Армии немецкая флотилия была перебазирована в Тарту для использования на Чудском озере.
При дальнейшем описании действий советской стороны использована «Хроника боевых действий на Чудском озере и на озере Ильмень в Великой Отечественной войне Советского Союза в 1941, 1943 и 1944 гг.» / Народный комиссариат военно-морского флота СССР. Исторический отдел ВМФ. - Москва ; Ленинград : Упр. Воен.-мор. изд-ва НКВМФ СССР, 1945.
В 1942 году советские войска своими силами на озере не обладали, но 24 апреля 1943 года для противодействия противнику и несения дозорной службы по приказу командира 13-го гвардейского стрелкового корпуса 34-й армии Северо-Западного фронта был создан Военно-речной отряд. Его личный состав состоял и офицеров и красноармейцев 34-й армии (14 офицеров и 61 сержант и рядовой).
В отряд вошли пять буксирных моторных катера БМК-70 (сторожевые катера №1 - №5) и четыре полуглиссера НКЛ-27 (№1 - №4) саперных парков инженерных войск фронта. Экипаж БМК-70 состоял из 5 человек, вооружение - один 12,7-мм и один 7,62-мм пулеметы. Экипаж НКЛ-27 - два человека, вооружение - пулеметы.
К 24 апреля формирование флотилии  под командованием гвардии капитана А.К. Матонина было завершено. Согласно утвержденного 14 мая командованием 34-й армии плану, перед отрядом стояли следующие задачи:

а) патрулирование по оз. Ильмень вдоль юго-восточного и восточного побережья, с задачей наблюдения и охранения, а также запрещение подхода катеров противника к южному и восточному оз. Ильмень и плавания в водах восточного бассейна;
б) разведка побережья, занятого противником в южной и западной части оз Ильмень, с задачей: своевременно оповещать о подходе неприятельских судов, их движении, огнем выявлять систему огня побережья, занятого противником;
в) несение подвижной сторожевой службы по прямому маршруту от оз. Никольское до пр. Железные ворота;
г) бой с лодками и моторными катерами с целью уничтожения их или захвата в плен;
д) охранения флангов на водных рубежах при боевых действиях пехоты.

10 июля в 6 километрах западнее маяка Железный произошло столкновение катера Военно-речного отряда с четырьмя парусно-моторными катерами противника. Один катер противника был подбит и взят на буксир другим; под прикрытием артиллерийского огня с берега все четыре катера смогли уйти к своему побережью.
В первой декаде августа из состава Волжской военной флотилии на Ильмень были переброшены пять минных катеров типа Я-5 («Ярославец») №№ 5, 6, 7, 8 и 9 вооруженных реактивной системой залпового огня 24-М-8 с двенадцатью направляющими («катюша») и пулеметом калибра 12,7-мм. Прибывшая с ними группа моряков ВВФ полностью сменила армейский личный состав Военно-речного отряда.
Согласно приказу командующего 34-й армии к 20 августа отряд был переформирован в 25-й отдельный дивизион катеров. Его командиром стал капитан 2 ранга Александр Фёдорович Аржавкин. По новым штатам в него вошли:

1. Отряд минных катеров - пять катеров типа Я-5.
2. Отряд сторожевых катеров - пять катеров типа БМК-70.
3. Отряд полуглиссеров - 4 полуглиссера типа НКЛ-27.
Позднее был создан отряд из пяти парусных шхун, «захваченных у противника» (скорее всего, просто отобранных у местных рыбаков, проживавших на оккупированной территории). Четыре из них были вооружены 45-мм или 37-мм трофейной пушками и 12,7-мм пулеметами ДШК.
К 18 сентября все катера Я-5 были вооружены 37-мм трофейными пушками.

15 сентября 25 ОДК вошел в состав Военно-Морского флота, находясь в оперативном подчинении 96-го стрелкового корпуса 34-й армии. Главная база дивизиона располагалась в деревне Тулитово, расположенной в трех милях от ближайшей железнодорожной станции.
Отряд минных катеров базировался на маневренную базу Рапля, отряды сторожевых катеров и полуглиссеров - на маневренную базу Взвад. Вооруженные шхуны были выставлены в устьях рек. Катера в основном несли дозоры на акватории озера.
Утром 17 сентября четыре катера БМК-70 и полуглиссер вышли в озеро на поиск противника. Вскоре были обнаружены 14 «неприятельских» парусников, вероятно, местных сойм. Один из них удалось захватить, при этом произошла кратковременная перестрелка с двумя немецкими катерами. На борту захваченного судна находилось трое рыбаков из деревни Устрики: один мужчина и две женщины.
Ночью 30 сентября три катера Я-5 задержали и отбуксировали на базу два парусника с четырьмя рыбаками.
Вечером 2 октября три Я-5 захватили два парусника с четырьмя рыбаками, двое из них оказали сопротивление.
Из допросов захваченных рыбаков было установлено, что в деревне Устрики базируется вражеская флотилия с численностью личного состава около 200 человек.
По приказу командира 96-го стрелкового корпуса 25 ОДК совместно с 661-м легкобомбардировочным авиационным полком (самолеты У-2) должны были нанести удар по немецкой базе.
Операция была проведена в ночь с 8-го на 9-е октября. Сначала 14 самолетов У-2 сбросили на Устрики осветительные и зажигательные бомбы, осветив цель. Затем пять катеров Я-5 с дистанции 4000 метров выпустили по деревне 100 реактивных снарядов РС-82. В деревне вспыхнули сильные пожары, наблюдались шесть взрывов.
По данным советской контрразведки, в результате этой операции было уничтожено 43 парусных шхуны и несколько катеров, убито до взвода солдат и офицеров. В немецких документах об этом налете не упоминается, но в любом случае, пострадали в первую очередь мирные рыбаки.
В первой половине октября дивизион катеров предпринял несколько попыток высадки разведывательных групп с целью захвата «языка», но только одна из них оказалась удачной. 14 октября высаженной в тылу врага разведгруппе из 20 человек удалось захватить старосту деревни и немецкого унтер-офицера.
Ночью 30 октября два катера Я-5 и два полуглиссера получили задание незаметно подойти к вражескому берегу, захватить и увести в свою базу стоявшие там шхуны. Операция успехом не увенчалась - из-за низкого уровня воды соймы стояли на песке и сдвинуть их не удалось.
С 12 ноября в связи с появлением льда началось перебазирование в главную базу и постановка катеров дивизиона на зимовку. 20 ноября 25 ОДК передан в состав 1-й ударной армии 2-го Прибалтийского фронта.
22 ноября несение дозорной службы дивизионом было прекращено. В дальнейшем его личный состав занимался ремонтом, боевой подготовкой и привлекался к действиям на сухопутном фронте.
6 апреля 1944 года 25 ОДК был передан Балтийскому флоту с оперативным подчинением командующему Ленинградским фронтом. Так как после Ленинградско-Новгородской операции противник был отброшен на запад, то необходимость в дивизионе катеров на озере Ильмень отпала. Катера были переведены на Чудское озеро, где воевали в составе Бригады речных кораблей Краснознаменного Балтийского флота.