О сотворении кумиров

Сергей Петрович Мор
          Сколько  веков  твердили  миру  -  не  сотвори  себе  кумира. По – моему,  этот  наказ  больше  всего  стоит  отнести  к  народу  нашей  страны. Может, из – за  того,  что  народности,  издревле  населявшие  территорию  нынешней  России,  были  язычниками.  В  условиях  бессилия  перед  могучими  силами  природы  люди  молились  множеству  различных  богов,  надеясь  на  их  помощь  и  защиту.
          Затем  Бог  стал  один,  стали  молиться  ему.  Но  он  был  так  далеко.  Появившиеся  цари,  императоры  были  гораздо  ближе.  Кроме,  как  у  них,  и  искать  защиты  от  их  же  вороватых  слуг  было  не  у  кого.  Вот  и  приходилось  рисовать  в  умах  простого  народа  икону  из  царя – батюшки,  надеясь,  что  посланник  Бога  на  земле  будет  справедлив  ко  всем  и  во  всём.  А  цари  на  Руси  были  самые  разные  по  своим  организаторским  и  человеческим  качествам.  А  простому  народу  всегда  жилось  тяжело,  и  оставалось  только  молиться  в  смирении.  Правда,  иногда  терпения  не  хватало,  и  самые  отчаянные  брались  за  вилы  и  топоры,  отложив  в  сторону  нарисованные  в  своей  голове  иконы.
          Вот  так  история  докатилась  до  такого  времени,  когда   царей  на  Руси  не  стало. Как  это  произошло,  стало  проясняться  совсем  недавно.  Из – за  предложенных  народу  штампов  и  догм  стали  робко  проявляться  реальные  события  тех  лет. Но  потребность  в  кумире,  вожде  в  народе  осталась.  Поэтому  так  легко  власть  предержащие  в  свою  угоду  нарисовали  нужную  им  икону  из  Владимира  Ильича,  человека  незаурядного  ума  и  организаторского  таланта.  Соорудили  громадный  постамент,  водрузили  на  него  огромный  монумент  и  предложили  всему  народу  на  него  молиться. Большинство  народа  обрадовалось  новой  иконе,  куда  народу  без  иконы?
          Искусство  иконописи  дошло  до  того,  что  для  образа  стали  использовать  не  настоящее  лицо  вождя  мировой  революции,  а  лицо  совсем  другого  человека. Им  стал  более  подходящий  для  иконы,  более  фотогеничный  скромный  работник  одной  московской  адвокатской  конторы  Иосиф  Ариевич  Славкин ( АиФ  № 3  за  2022 год ).  Один  за  другим  маститые  художники  начали  создавать  из  него  образ  нового  кумира. Он  прижился,  был  принят  народом,  который  и  стал  на  него  молиться  и  молиться.  Для  умершего  кумира  была  возведена  большая  красивая  усыпальница  на  самом  лобном  месте  столицы,  куда  выстраивались  огромные  очереди  людей.  Всем  хотелось  увидеть  всенародно  признанного  кумира,  хоть  и  неживого.  Благо,  уровень  мумификации  достиг  больших  высот,  что  позволяло  демонстрировать  вождя  почти  спящим.
          Но  в  это  время  к  власти  в  стране  пробивался  и  в  конце  концов  пробился  в  результате  нелёгкой  политической  борьбы  и  большого  количества  жертв  следующий  вождь.  Теперь  из  него  надо  было  лепить  кумира  и  рисовать  икону.  Кто  в  этом  не  преуспел,  того  в  расход,  а  с  ними  заодно  и  всех  неугодных. Искусство  иконописи  развилось  до  небывалых  высот.  Несмотря  на  царившую  в  стране  атмосферу  страха  быть  арестованным  и  расстрелянным  или  сосланным  в  ГУЛАГ  ни  за  что,  на  фронте  люди  шли  в  бой  и  умирали,  сливая  воедино  свою  Родину  и  её  вождя.  А  после  его  кончины  народ  плакал,  почувствовав  себя  осиротевшим.
          Во  время  тяжелейшей  кровопролитной  отечественной  войны  одной  иконы  было  мало.  Был  создан  ещё  один  кумир  -  не  знавший  поражений Маршал  Победы. В  глазах  очень  многих  он  был  выдающимся  полководцем,  выигравшим  все  сражения  и  бои,  без  которого  и  не  было  бы  великой  Победы.  После  возведения  на  пьедестал  совсем  забывают  о  нём,  как   о  человеке,  имеющем  определённые  человеческие  качества,  как  сильные,  так  и  совсем  не  характерные  для  кумира.  Забываются  страницы  биографии,  когда  непосредственно  перед войной  около   полугода  он  был  министром  обороны  и  под  его  руководством  страна  и  армия  должна  была  подготовиться  к  отражению  неминуемого  нападения  грозного  врага.  Трудно  забыть  трагедию  первых  месяцев  войны,  когда  было  потеряно  всё,  что  можно  из  живой  силы  и  техники.  Забываются  неудачные  сражения  воинских  частей  под  его  руководством.  Остаются  в  памяти  наши  победы,  заслуги  в  которых  он  всячески  старался  зачислить  на  свой  личный  счёт.  И  совсем  не  важно,  какой  ценой  были  достигнуты  эти  победы,  сколько  жизней  простых  бойцов  было  положено  им  на  их  алтарь. Главное,  было  выполнить  приказ,  добиться  победы  и  все  заслуги  приписать  себе.  И  главнокомандующий  использовал  эти  его  качества  всё  пробивающего  тарана,  посылая  его  на  самые  тяжёлые  участки  фронтов.  Конечно,  нельзя  отбрасывать  его  заслуги  и  таланты.  Но  все  их  надо  рассматривать  в  комплексе  качеств  любого  человека,  хоть  и  выдающегося.  С  одной  стороны  -  выигранные  сражения,  способность  возразить  главнокомандующему,  авторитет  в  армии,  уважение  народа  и  многое  другое.  С  другой  стороны  -  карьеризм,  собственное  возвеличивание,  пренебрежительное  отношение  к  подчинённым,  часто  приводившее  к  мордобитию.  Забываются  многочисленные  эшелоны  с  различными  ценностями,  отправляемые  комендантом  Берлина  не  столько  на  благо  всей  страны,  сколько  для  личного  обогащения.  И  после  смерти  самого  главного  кумира  страны  его  стремление  к  высшей  власти  проявилось  сполна. Но  соперники  его  боялись  и  смогли  отстранить  от  вершины  власти,  не  пустили  готового  кумира  на  престол.
           В  дальнейшем  из  каждого  лидера  нашей  страны  народ  с  помощью  лизоблюдов  и  прихлебателей  из  верхнего  эшелона  власти  пытался  лепить  себе  идолов.  Без  них  на  душе  у  народа неспокойно,  тянет  к  водке  или  смуте.  Но    крепость  вылепленных  идолов  проверялась  временем.  Оно  помогало  переоценивать  многих  из  них,  одних  сбрасывало  с  пьедестала  навсегда,  других  после  падения  подбрасывало  вновь. История,  хоть  и считается  наукой,  но  очень  забавная  штука.
          Интересный  вопрос  -  можно  ли  изменить  историю?  Многие  могут  подумать,  что  такой  вопрос  может  задать  только  сумасшедший.  Ведь  нельзя  изменить  уже  произошедшие  события,  свершившиеся  давно  и  записанные  в  анналы  истории. Однако,  не  всё  так  однозначно  и  непоколебимо.  Если  в  определённый  этап  истории  закачать  необходимое  количество  нужной  энергии,  то  изменения  произойдут  в  результате  её  воздействия.  Лучше  всего  это  объяснить  на  примере.  Накачивание  народа  Украины  нужной  информацией,  откровенная  промывка  мозгов  привела  к  тому,  что  для  них  история  поменялась  коренным  образом. Бывшие  бандеровцы,  пособники  фашистов,  преступники  и  жестокие  убийцы  стали  для  них  национальными  героями,  им  ставят  памятники,  их  именами  называют  улицы  и  площади.  Для  нас  история  осталась  прежней,  белое  осталось  белым,  чёрное  -  чёрным. А  для  них  чёрное  стало  белым  и  героическим,  а  белое  -  чёрным  и  враждебным.
          Очень  трудно нашему  народу  изжить  в  себе  неистребимую  потребность  в  кумире.  На  него  можно  молиться,  надеяться  на  его  помощь  и  участие,  переложить  всю  ответственность  за  всё,  что  происходит  в  твоей  личной  жизни  и  жизни  твоей  страны.  Для  этих  благих  целей  можно  и  историю  подправить,  где  надо,  и  забыть  многие  нелицеприятные  её  страницы.  Мы  привыкли  считать  свою  страну  великой  и  могущественной  и  имеем  на  то  веские  основания.  Но  у  великой  державы  и  многовековая  история  должна  быть  соответствующей.  Вот  и  выпячивались  наши  великие  и  малые  победы  и  свершения,  а  все  поражения,  неудачи  и  откровенные  провалы  замалчивались.  И  это  в  лучшем  случае.  В  худшем  -  история  переписывалась  заново  в  угоду  власть  держащим,  вырывались  из  неё  целые  страницы  с  нелицеприятными  событиями,  преступлениями  и  ужасами.  Много  лет  такая  прилизанная  история  и  подавалась  народу  для  поддержания  в  нём  верности  ленинскому  курсу  партии,  воспитания  патриотизма  и  гордости  за  свою  великую  державу.  Две  руки  можно  поднять  за  привитие  у  младшего  поколения  патриотизма,  любви  и  уважения  к  своей  Родине.  Без  этого  её  не  будет  на  карте.  Но  в  этом  деле  надо  быть  очень  щепетильными  в  выборе  методов.  Без  знания  истинной  истории,  не  приукрашенной  и  подмалёванной  лизоблюдами  всех  мастей,  народ  не  сможет  полноценно  оценить  многовековой  путь,  пройденный  страной.  Не  сможет  учиться  на  допущенных  ошибках  и  будет  повторять  их.  А  главное,  своим  мировосприятием  создавать  почву  для  появления  в  стране  новых  лидеров - злодеев,  новых  идолов  и  кумиров.
           Любой  человек  многогранен,  имеет  свои  человеческие  качества,  различные  таланты,  способности  и,  к  сожалению,  недостатки.  Человек,  пробившийся  в  лидеры  нации,  государства  не  является  исключением.  Обычно  в  начале  карьеры  вновь  приходящие  лидеры  на  разных  уровнях  видятся  народу  прогрессивными  деятелями.  Примеров  очень  много.  Хрущев  со  своей  оттепелью,  Андропов  с  попытками  навести  порядок  и  дисциплину,  Горбачёв  с  перестройкой,  гласностью  и  новым  мышлением,  Ельцин  с  демократией  и  либерализмом. Но со  временем  прогрессивность  понемногу  исчезала,  а  с  ней  и  доброе  отношение  к  руководителям.  Краски,  которыми  были  раскрашены  кумиры  народа,  блекли  и  истирались.  Сквозь  них  начинали  проявляться  не  лучшие  черты  обычного   человека.  Тогда  начинались  рушиться  монументы  бывших  идолов  в  умах  простых  граждан.  А  с  этим  иногда  превращаются  в  руины  и  совсем  недавно  процветающая  страна,  а  то  и  совсем  исчезает  с  карты  мира.
          И  не  зря  мудрость  человеческая  относит  грех  создания  кумира  к  тяжким.  Тяжесть  этого  греха  часто  сильно  недооценивается.  И  совершенно  напрасно.  Давайте  не  будем  делать  для  себя  из  человека  талантливого  достойного  во  всех  отношениях  икону,  чтобы  молиться  на  неё.  Любой  человек  не  идеален,  совершенен  лишь  тот,  кто  его  создал.