Темрюк

Ирина Обухова
 Как участницы литературного фестиваля  Катерина  и Хелен готовились к конкурсу и стали хлопотать с билетами на обратный путь для Хелен. Наконец, они  поняли, что билеты нельзя купить даже онлайн на английскую карточку подруги и решили поехать на Кубань, в Краснодарский край, чтобы всё сделать в Темрюке. Этот город на время санкций оказался ближайшим местом для получения каких-либо денег с карточки Сбербанка, и для иностранных студентов в том числе, в то время как вся территория Крыма осталась для него "неприветливой".
   Путь пролегал через Феодосию и Керчь, поэтому поездка обещала быть захватывающей тем более, что Хелен ещё не видела новый Крымский мост.
 На автовокзале, рано утром, билеты купить не удалось – было отключено электричество, и кассиры не могли открыть компьютеры для продажи билетов. Англичанке увидеть такую картину было настоящим приключением: в кромешной тьме кассиры в своих кабинках светили маленькими фонариками в свои бумаги, а ожидающие своих рейсов сидящие   люди светили иногда себе телефонами!  Но для Кати это было стыдом.
 Пассажиркам рекомендовали попросить водителя взять их до Темрюка. Но разрешили только до Керчи. Пока ждали решения водителя, разговорились со стоявшей  рядом и также ожидавшей места в автобусе парой - с виду семейной. Как оказалось, они были из украинского Николаева, и Катя  сказала:
 - Во времена СССР  побывать у вас для переучивания было мечтой всех военных. И город красивый, и люди, особенно женщины, и порт, и природа, так что учёба проходила там весело, новая техника просто сверкала своей крутизной, -  говорила Катя приятное  стоящим скучающим попутчикам. Реакция мужчины оказалась неоднозначной:
 - Сейчас всё порезано на металлолом, тишина и покой, мы очень довольны.
 …Водитель позвал пассажиров в салон, и девушки заняли места с широким расстоянием для ног между креслами.  Извилистая дорога шла на Восток, город остался позади. Много техники на обочинах говорит о строительстве трассы, она будет самой быстрой в Крыму. За окном – восход солнца,  горный пейзаж сменяется то широкими долинами, то  меловыми горами,  мелькают деревья с красивыми листьями цвета пурпура. Хелен восхищается диковинками и не может уснуть, т.к. следит и за действиями водителя, отмечая сложность дороги. Небольшая остановка в Белогорске, автобус становится на ремонт колеса, и все пассажиры оказываются в кафе с довольно хорошим дизайном и очень вкусным кофе. Хелен была уверена, что это надолго, как вдруг один из водителей вошёл в кафе и сообщил об успешной замене колеса. "И на это ушло всего пятнадцать минут?",- удивилась она.
 Феодосия встречает всех приезжающих раскинувшейся у автовокзала   красивой церковью с очень орнаментированной архитектурой. Небольшая стоянка заканчивается быстро и автобус снова мчится по дороге на Керчь.  Часть пути лежит у самой кромки моря, где видно немалое количество, несмотря на октябрь, всё ещё купающихся людей. Море, пропитанное солнцем, сверкает тёплым светом бархатного сезона.
 В Керчи пассажирки остановились, чтобы посетить древнейший город-памятник с его тёплыми известняковыми стенами, помнящими множество событий и смен эпох, но времени хватило только на одну церковь. Катя говорит Хелен:
- Здесь очень большая итальянская диаспора, около двухсот семей! Возможно, потомки тех римлян… А ты знаешь, ведь где-то здесь сохранилось английское кладбище времён Крымской войны, точно место неизвестно, но если заказать справку в архиве, то найти его не составит труда.
 - Это было бы исключительно интересно для наших людей: ведь многие британцы так и не знают, где именно в Крыму похоронены их прапрадеды…, - предполагает Хелен.
 - Да, Керчи особенно досталось за всю историю – одна только Аджимушкайская геройская оборона во время Второй мировой чего стоит -  не может оставить ни одного посетителя без слёз и долгих, страшных впечатлений от увиденного. По-моему, такой значительный объект - город нуждается в большем количестве времени, чтобы по-настоящему уделить ему внимание, так что мы совершим в следующий раз двухдневную экскурсию по Керчи, - отвечает Катя.
  Когда они пересекали одну из улиц, впереди завиднелась небольшая церковь, решили подойти ближе. Это была церковь с памятным барельефом Святителя Луки Войно-Ясенецкого. Здесь он родился, человек-легенда. Они поклонились великому врачу-хирургу, спасшему в ссылке во время войны тысячи жизней, поставили свечи и вернулись на автовокзал.
 Билеты до Темрюка снова оказались недоступны, но кассир уверила женщин в успехе, только придётся чуть подождать. Времени было достаточно, и они нехотя согласились.  Вдруг какой-то очень симпатичный парень предложил им поехать в Тамань с экскурсией в Музей Лермонтова.  Поскольку это было на пути в Темрюк, путешественницы, хоть и немало удивились, но пошли посмотреть, с кем это они поедут.   Пассажиры – человек десять туроператоров, совершающих пробный рейс-экскурсию Симферополь–Феодосия-Керчь-Крымский мост-Тамань-Симферополь, оказались очень любезными людьми, все быстро познакомились. В микроавтобусе было много свободных мест и водитель, видимо, хотел заработать.
- А мы успеем сегодня в Темрюк? –спрашивала Катя.
 - Дело в том, - отвечала женщина по имени Татьяна, организатор, - что мы делаем сначала остановку на видовой площадке, чтобы сделать фото Крымского моста, потом в Тамани  посещаем  музей Лермонтова и Фанагорию –район виноградарства и виноделия. Хотите с нами?
 - Конечно! – отвечали, переглянувшись, поражённые такой удаче Катя с Хелен.
 - Отель у нас заказан, люди там надёжные, всё оплатите, переночуете и завтра поедете в Темрюк,  - продолжала любезная Татьяна.
 … После многих разветвлений и подходов и выездов к новому мосту автобус, наконец, останавливается на берегу моря. Все выходят и в восхищении смотрят на только что открытый мост, на виднеющуюся вдали центральную арку. Объект необыкновенной сложности и изящества – шедевр мостостроительства, был открыт совсем недавно, но стройка ещё продолжается на его железнодорожной части, работы ведутся круглосуточно. Всё строительство напоминает объединение нескольких десятков заводов, но глазу туристов открыта только их часть.
 - Потрясающе, какая масштабная работа! – восклицает Хелен и делает несколько памятных фото. Когда ехали по мосту, у всех, включая иностранку, просто захватывало дух от гигантской, но такой лёгкой центральной арки, от морского простора, красоты возвышения и гордости за свою страну.
    ...В Тамани Музей Лермонтова оказался закрыт, что расстроило обеих «филологинь», но когда приехали на винный завод "Фанагория", то все удивительным образом развеселились. Везде – сверкающие новизной серебряные цистерны, бочечки и бочки для вина. Дегустационный зал был просто вдохновляющим - с рассказом о древней истории вина, бутылках, формах хранения, пробках, ингредиентах и необычайной полезности столовых винных сортов. Уже после тестирования вкуса вина каждый стал рассказывать свою смешную историю и все в конце концов просто укатывались от смеха. Мужчины были в меру пьяны, раскрасневшиеся женщины хихикали над ними. И вообще Фанагория  оказалась исключительно весёлой, все  посетители - гиды, экскурсанты, гости - купили по бутылке разнообразных вин и ближе к вечеру вернулись в отель.  Уснули быстро и спали, что называется «без задних ног». Наутро приняли душ, порадовались солнышку, затем все дружно позавтракали и поехали назад,  в Симферополь, по пути оставив  Катю с Хелен на автобусной остановке в направлении на Темрюк: автобусы ходят туда  каждые 10-15 минут. Обеим было почему-то грустно расставаться с неожиданно повстречавшейся доброй компанией.
…Автобус привёз их в Темрюк около полудня. Город-очень чистый, ухоженный. Везде порядок, несмотря на скромные размеры города, все улицы со светофорами и расчерченными зебрами для пешеходов. Часто можно встретить казачий патруль - специальные войска из особого рода людей, патриотов своего края, защищающих своё селение от нападений недруга ещё со времён Оно. Их легко узнать издали по чёрной униформе, крепким фигурам, настоящим мужским повадкам, с ними надёжно и спокойно в городе!
 Катя и Хелен расположились в уютном кафе, чтобы воспользоваться интернетом и купить билеты для Хелен по её карточке. Заказали небольшие закуски и стали пробовать сделать то, что измучило их на территории Крыма – набирать номер карточки для оплаты билета.  Пока они делали манипуляции, официантка принесла тарелочки с мясом, а также сыр, лимон и коньяк, позже – чай  и  торт к нему. Девушки так проголодались, что сначала приступили к еде и коньяку, чтобы согреться – на Кубани было прохладно от свежего ветра, дующего  с Азовского моря. Улетать Хелен решила 2 ноября рейсом через Москву и Санкт-Петербург, и, глядя на  время вылета – 17.20.,  сказала:
- Ой, замечательно, прилечу в Москву 2-го вечером, мой багаж автоматически будет передан на рейс С.- Петербург - Лондон. В Петербург прилечу в тот же вечер, ночь 3-го ноября пережду в транзитной зоне всего 5 часов, полечу и через три часа, днём буду дома, ура! Виза у меня по 00.00. часов 3 ноября, жми «Оплатить»!
  И... Катя сделала движение, одним касанием купив подруге желанный билет по её банковской карточке, что им обеим было сделать намного проще, чем на таких же английских дорогих сайтах.
 Копии билетов пришли Хелен на элетронку  и, довольные, они вышли из кафе, прогулялись по городу, т.к. до отправления автобуса на Симферополь было ещё время. Заглянули в банк, чтобы узнать, может ли иностранка пользоваться им. Катя не слишком интересовалась этими вопросами, но помогла подруге с переводом.  План по посещению города с названием, сохранившимся со времён Ивана Грозного, выполнен, и впечатлённые женщины с благодарностью смотрели на его достопримечательности, обещая вспоминать.  Автобус пришёл быстро, и они поехали.
 Вечером уставшие женщины вернулись домой; путешествие иностранки в таинственный город с тёмным названием закончилось. До фестиваля оставалось совсем немного времени, и утром они продолжили приготовления к отправке материалов. Было много мелких нюансов - продумывали синонимы к стихотворению Хелен, спорили об отсутствии рифмы в современной поэзии в Англии:
  - Сейчас это не модно – «Ты-ды, ты-ды, ты-ды, ты-ды. Тыдыт, тыдыт, тыдыт! – прикрыв верхнюю губу, говорила Хелен.
 - Как же так? А Шекспир? А песни «Биттлз»? – поднимая брови и повышая тон, возмущалась Катя. Ей хотелось, чтобы подруга выступила с вразумительным стихотворением и победила, потому что после тяжёлого периода в её жизни – болезни и смерти мужа  - Хелен нуждалась в мощной психологической поддержке. Катя даже сочинила для неё вариант стихотворения с рифмой! Но Хелен решила оставить свой белый стих, хотя и он не был таковым. В конце концов, Катя согласилась, хоть и не вписывался в рамки Фестиваля жанр подруги – «стихотворение в прозе».  Катя, также  изумлённая тем, как много слов подруга использует в концовке для описания оплакивания павших воинов, предложила уменьшить её  и сделать более оптимистичным финал.  Надо признать, что и саму тему для стихов Хелен в её поэтическом конкурсе подруге помогла выбрать Катя:
 - Я считаю, что лучше написать о своём впечатлении от природы Балаклавы, Крыма, о том, что эта земля хранит следы многих войн, но зачем приходить сюда с оружием?, и т.д.  Вы поднимаете взгляд к небу, и ваша душа наполняется надеждой.
 …До отъезда оставалось 8 дней, когда в суете подготовки к фестивалю, Катя решила уточнить нюансы по поводу окончания визы подруги: «с ноля часов 3 ноября? Так её билет включает пребывание в этот день на территории России…?». В Миграционной службе сказали, что это нарушение, и в этот раз его Хелен могут простить, поскольку билет начинается со второго ноября,  но в следующий раз могут не пустить в страну. Боже мой! Билеты-то невозвратные! Как же не хочется терять деньги, пусть и на самые дешёвые билеты! Но, к сожалению, придётся заниматься этим вопросом.
 - Я не могу в это поверить! Ведь чтобы купить их, мы ездили в Темрюк!,  - говорила по телефону Катерина авиакомпании, которой собиралась лететь подруга, надеясь вернуть ей её деньги.
 - Нет, компенсация по нашей части билета будет около трёх тысяч,  но по билету Пулково-Лондон это будет сделать невозможно,  - отвечала «на другом конце провода» сотрудница  авиакомпании.
  ...Когда Катя провожала подругу в аэропорту Симферополя – другом новом шедевре зодчества, выполненном в форме волны, Хелен сказала:
- Не стоит расстраиваться, ведь я всё посчитала, и сумма моих затрат при обмене билета  лишь сравнялась с ценой на английском сайте. 
- Да. К тому же мне приятно, что ты везёшь с собой в Англию диплом -  первое место в поэтическом конкурсе, тем более - в первый раз – это успех! -говорит Катя, на что Хелен замечает:
  - Да, Катя, это и твой успех, спасибо за помощь!
 Эта история с фестивалем, Крымским мостом, билетами и Темрюком, казалось, закончилась, но позднее, при странном стечении обстоятельств превратилась в детектив. Но об этом – в другой раз. А вот и то самое стихотворение-победитель:
               Дорога в Севастополь (стихи Хелен Болдон)
Жара волной плывёт над землёй,
Может ли эта мирная сцена, виноградники, покатые холмы
Скрыть эхо криков, смеха, становящееся воплем горя?
Храбрость – это показное.
Начищенные до блеска пуговицы
Слабо вспыхивают в послеполуденном свете.
Теперь эти пуговицы разбросаны под землёй…
Потеря надежды, потеря любви, дети,
Оставшиеся без отцов, и не успевшие родиться.
Эта земля говорит со мной, испускает вздох смирения
Затихнувшего конфликта, отобранных жизней.
Храбрые души, которые сражались друг против друга,
Теперь – друзья.
Утихло высокомерие, возвращается здравомыслие.
И теперь эти пуговицы, что некогда сверкали, потускнели от времени в земле.

Под синим небом мы поднимаем взгляд к горам
И опускаем к лазурному морю.
Напоенный ароматами воздух
Приносит надежду,               
Манит прекрасное будущее…

   Катя на фестивале выступила в номинации «Проза». Ей хотелось продолжить чеховский рассказ «Толстый и тонкий» действием в наши дни, чтобы пофантазировать, как генетика влияет на несколько последующих поколений, и как люди могут быть наказаны за их несимпатичные качества характера, ведь многие моменты этой миниатюры остаются как бы зашифрованными. К тому же, Чехов – вневременной писатель.

        30.10.18