Театр

Галина Ахсахалян
Так ей и надо, этой Маринке!

Все девочки как девочки: в гости ходят, играют во дворе, как Света. И как Наташа. И как вообще все мои подружки и одноклассницы.

А у Маринки, видите ли, театральная студия! Репетиции! Чуть ли не главная роль! Премьера! Прибегает в школу, судорожно бормочет что-то про день рождения почтальона Печкина, сидит пару уроков и уносится в театр. И до позднего вечера ей ни позвонить, ни написать — звук выключен. Учителя её не спрашивают, только улыбаются и интересуются, когда спектакль и каково в главной роли.

Не помню, что они там ставят. Нет, помню, она что-то говорила. «Любимую девочку дяди Фёдора». А самого дядю Фёдора играет Стёпа из восьмого класса. Ну, в которого я недавно влюбилась. А что? Красивый: светловолосый, голубоглазый, с элегантным чёрным взрослым портфелем. Умный. Когда-то был отличником, не слезал со сцены на торжественных мероприятиях, не то что Маринка или я. Только я его давно не видела: всё в театре и в театре со своей «любимой девочкой» Катей. То есть Маринкой. И кто знает, чем они там занимаются. Может, уже целуются?

Кстати, Маринка Стёпу в театр и притащила. Убедила его, что так искренне сыграть влюбленного человека может только он. Ага. Вся школа обсуждала новую парочку. Возьмёт ещё и сам влюбится в неё или уже влюбился, а мне-то что делать?
Так что я не особенно испугалась, разозлилась или прониклась сочувствием, когда Маринка написала, что сломала ногу.

Похоже, никто в школе и не заметил её отсутствия. Ну, затянулась репетиция, освободили всех актёров от учёбы, в городской театр юного актёра приехал какой-нибудь знаменитый артист… Всё-таки спектакль послезавтра. Премьера. И, кажется, о том, что с ней не всё в порядке, знали только Стёпа, Шарик, Матроскин и другие из театра. И я.

Да, больше она не общалась практически ни с кем. И со мной-то случайно познакомилась. Она тогда только пришла к нам в класс — незаметная, тоненькая, боязливая. И, проходя на место, споткнулась о чей-то портфель. Мы загоготали. Она лежала на полу и плакала, потирая ушибленною коленку.

И тогда я зачем-то встала с места, подошла к ней, дала руку, даже не заметив, как на меня поглядел весь класс. Спасённая удивлённо посмотрела на всех остальных, потом с благодарностью — на меня. Так и подружились.

Конечно, потом я пожалела, что не осталась сидеть спокойно. Поболтать с ней о модных кроссовках, посплетничать про училку или просто погонять по коридорам не получалось. Она на каждой перемене либо открывала учебник и делала вид, что повторяет, либо смотрела в непонятную пустоту. Насмешки одноклассников, казалось, относились не к ней, а к её парте. Только когда я подходила поближе и начинала разговор, она отвлекалась и пыталась отвечать, задавать вопросы, даже шутить. Но как болтать с существом, которое даже «Кунг-фу панду» не смотрело?
Постепенно все перестали с нами разговаривать. Потом Маринка стала пропадать в театре. А потом втюрилась в Стёпку! И я осталась одна! Совсем! Из-за неё!

*****
На меня уже почти никто не обращал внимания. Только Света сегодня спросила:
— Юльк, чо грустная? А, точно. Подружка от тебя в театр сбежала. Единственная, верная, незаменимая!
Все поддержали её каким-то неестественно бурным смехом. Неужели они сами не понимают, что так получилось?
— Да не подруга она мне! — крикнула я.
— Тогда почему вы болтаете каждую перемену? — гневно спросила Света. — В общем, выбирай: либо ты с этой, либо с нами. Срок… до послезавтра. Куда идёшь — ко мне на др или на спектакль?
— Я и не собиралась на спектакль!
— Посмотрим.
И Света демонстративно повернулась к Наташке.

Маринка написала снова на большой перемене. Спрашивала, как дела, невинно поинтересовалась домашкой. Хотелось, конечно, ответить ей погрубее, крикнуть в трубку, что всё началось из-за неё. Но те же природная вежливость и желание помогать, которые заставили меня с ней познакомиться, не давали. Пришлось забыть обо всём и скрупулезно вспоминать всё интересное за день, а потом мчаться завтракать. Возле двери стояли Стёпа и Света и о чём-то беседовали. Света явно выглядела испуганной, охала и ахала.

Стремительно заглотив пару булочек, я полетела обратно. Света посмотрела на меня, но ничего не сказала. Посмотрим, что изменится, когда я «забуду» про спектакль…

*****
Потом Света куда-то пропала на два дня, и мне вдруг стало одиноко. Хотя желающих посмеяться надо мной и Маринкой и без неё хватало. Ну ничего, на дээре увидимся.
Мы договаривались встретиться у Светы в 17:00 — в то время, когда начинался спектакль. Чтобы показать наше всеобщее пренебрежение. Так что я удивилась, когда Света позвонила мне в три.

— Привет. Ты идёшь на спектакль?
— Эээээээ….
— Ну, на сегодняшний. «Любимая девочка дяди Фёдора».
— Это пранк?
— Нет, конечно. А, точно, забыла сказать. День рождения будем праздновать в воскресенье, так что не беспокойся.
— «Не беспокойся»? А потом вы меня затравите, потому что какая-то Маринка для меня важнее вас. Я правильно помню?
— В общем, сегодня, пять вечера, наш ДК. Приходи обязательно.
Гудки.

*****
Зал был полон, но место для меня всё-таки нашлось. В основном пришли незнакомые мамы с детьми, кое-где сидели Наташка и другие мои одноклассницы, приглашённые к Свете. Ну, уже не одну меня позвали. Саму Свету я не видела. Наверняка где-нибудь неподалёку сидит.

Занавес открылся. Стёпа и незнакомый мальчик в костюме известнейшего серого кота сидели в конторе и читали газеты, а долговязый Шарик носился и снимал всё подряд. И вот на авансцену вышла главная героиня, и я чуть не упала с кресла.
Маринка?

Если бы я не знала, что перелом не вылечить бесследно за два дня, я бы спокойно наблюдала за игрой своей подр… одноклассницы. Но где они нашли дублёра? Маринка говорила, что её роль больше никто не учил.

Нет, эта выше. И голос у неё более жёсткий, и интонации нисколько не сонные…
Но тогда где Маринка? Лежит в палате, не зная, отменили премьеру или заменили героя. Не видя результата такой долгой работы. И это точно надо было исправить.
Я набрала номер Маринки, нажала на видеозвонок. На меня зашикали, но мне было наплевать. Как только она — бледная, на короткой койке с ядовито-зелёным покрывалом, но в остальном такая же, как раньше — взяла трубку, я направила экран на сцену.

Актёры продолжали играть, но пару раз, кажется, поглядели на девочку Катю со сломанной ногой. А ещё новая Катя забыла слова в одном месте, и я почти уверена, что подсказали ей губы Маринки.

К поклону рука одеревенела. Пришлось выключить связь. «Спасибо», — написала Маринка. И сердечко.

А потом на центр сцены вышла девочка Катя.
— Мы очень рады, что всё получилось, — начала она, — но мы обязаны сказать вам, что роль девочки Кати должна была играть не я, а хорошо известная вам Марина Лавлинская. Также ей принадлежит большая часть работы по адаптации произведения под сценарий. К сожалению, сегодня она не смогла играть. Марина в больнице. Я — просто её одноклассница, но могу сказать, что она изменила моё отношение к людям…

— Светка! — вдруг крикнула я на весь зал.
А ведь они с Маринкой и правда похожи. Даже не знала, что у неё так хорошо получается. И она, пожалуй, тоже. Так для Светки Маринка — человек, а не смешное видео, над которым только потешаться можно? И у нас есть шанс остаться лучшими друзьями, как было до всего этого?

Как закончился тот день, я уже не помню. Но сейчас Стёпа увлёкся кем-то ещё, меня не дразнят, а Маринка учится в другой школе, и не хуже. Мы продолжаем общаться, но лучшая подруга у меня по-прежнему одна. Света.
И мы — все втроём — это понимаем.

Ольга АХСАХАЛЯН,
рисунок Алисы ДЬЯЧЕНКО