"Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом."
(Книга Притчей Соломоновых 19:21.)
И,
с точки зрения логики,
даже замыслы предопределены:
можно иметь множество предположений,
каким будет будущее,
но есть лишь один -
и при том конкретный -
вариант,
каким оно будет на самом деле,
поэтому будущее предопределено.
Если бы будущее не было предопределено,
не было бы конкретного варианта,
каким оно будет в действительности...
Например,
уже сегодня совершенно точно,
что, хотя мы можем иметь множество предположений,
каким будет завтра,
но есть только один -
и при том конкретный -
вариант,
каким завтра будет на самом деле,
поэтому завтра предопределено.
Предопределены и все события нашего внутреннего мира -
чувства, мысли, образы -
ведь они тоже являются событиями во времени.
Например,
мы можем иметь множество предположений,
что будет происходить в нашем внутреннем мире завтра,
но есть только один -
и при том конкретный -
вариант,
что будет происходить завтра
в нашем внутреннем мире в действительности,
поэтому наша внутренняя жизнь
так же предопределена.
Прошлое не могло быть иным,
чем оно было,
настоящее не могло и не может быть иным,
чем оно есть,
будущее может быть только таким,
каким оно будет.
Предопределено все.
Свобода воли возможна только как чудо!..
Чудесным образом
возможно изменение прошлого,
настоящее могло и может быть иным,
чем оно есть,
будущее может быть не предопределено!..
Чудо невозможно объяснить,
и тем самым оно свободно!..
Свобода чудесна
и потому не может быть обоснована!..
Любое обоснование
подразумевает исключение возможности чуда,
но даже в самой обычной повседневной жизни
мы не знаем всего,
поэтому, обосновывая, домысливаем...
Сама идея о том,
что есть только один -
и при том конкретный -
вариант будущего,
который реализуется,
является домыслом,
так как мы не наблюдаем этот вариант,
а лишь мыслим так!..
Наблюдаем мы лишь множество предположений,
каким будущее может быть!..
Это подобно тому,
как кажется вполне естественным,
что параллельные прямые
никогда не пересекутся,
но мы этого не наблюдаем,
а потому это домысел,
и возможна и иная геометрия!..
Подобным образом,
мы не наблюдаем предопределение,
а лишь домысливаем его,
наблюдаем же реально
свободу воли,
ощущая непосредственно,
как совершаем многочисленные выборы
каждый день!..
С позиций логики
это выглядит чудом,
но это факт!..
В случае с параллельными прямыми
обе идеи -
и что они никогда не пересекутся,
и что они могут когда-нибудь пересечься -
являются предположениями,
реально не наблюдаемыми -
свобода воли же
наблюдается непосредственно -
только не может быть объяснена!..
Однако это не меняет факт её наблюдения,
а так же прекрасно выражает
саму ее суть:
быть независимой,
ведь, быть зависимым,
хотя бы и от объяснения, -
это уже быть не свободным...
Логика является лишь частью жизни,
и неправильно ставить ее во главу угла,
тем более что бОльшая часть жизни
как раз не логична -
в прямом смысле -
то есть не относится к логике:
например,
непосредственно наблюдаемые
физические вещи,
люди,
даже сами слова -
не относятся напрямую к логической сфере-
они просто другие -
и логика показывает лишь часть отношений,
существующих в мире...
То же самое и свобода воли:
мы наблюдаем ее
наряду со всем многообразием этого мира -
и отрицать ее
на основании другой части того же мира -
пусть даже и очень важной -
логики -
логично -
в прямом смысле -
то есть естественно с позиций логики -
но не логично с позиций того,
что логичность не является чем-то,
что необходимо всегда ставить во главу угла:
она - только инструмент,
которым надо уметь пользоваться,
но который не всемогущ -
есть и другие инструменты -
например, красота,
и каждому надо знать место...
Можно рассмотреть предопределение
с точки зрения красоты:
предоставление красиво по-своему -
это что-то грозное, подобное тяжелому камню -
но такая эстетика
может производить впечатление
на какое-то время -
однако в жизни есть и лёгкость, воздушность -
и с точки зрения красоты
некрасиво зацикливаться
на чем-то одно,
игнорируя другое -
идея же чуда и являет собой
эстетику легкости, полета души!..
Свобода не отрицает предопределения,
но дополняет его:
предопределение есть -
мы наблюдаем свободу
в определенных границах -
и в этом самом по себе
нет ничего плохого -
необходимо лишь соблюдать баланс восприятия
обеих сторон:
наблюдая свободу,
не забывать о предопределении,
наблюдая предопределение,
не забывать о свободе...
Руководствуясь логикой,
не забывать и о красоте,
восхищаясь же красотой,
не отрицать логику...
Главное - это не то и другое само по себе,
а их отношения между собой...
Рассуждение было начато
со слов из Библии -
религиозного текста -
религия же и есть,
прежде всего,
мировоззрение, учитывающее сверхъестественное,
или чудесное,
поэтому идея свободы
естественно вытекает
из самих же библейских слов!..