Баланс предопределения и свободы воли

Алексей Пастушков
"Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом."
(Книга Притчей Соломоновых 19:21.)

И,
с точки зрения логики,
даже замыслы предопределены:

можно иметь множество предположений,
каким будет будущее,

но есть лишь один -
и при том конкретный -
вариант,
каким оно будет на самом деле,

поэтому будущее предопределено.

Если бы будущее не было предопределено,

не было бы конкретного варианта,
каким оно будет в действительности...

Например,

уже сегодня совершенно точно,
что, хотя мы можем иметь множество предположений,
каким будет завтра,

но есть только один -
и при том конкретный -
вариант,
каким завтра будет на самом деле,

поэтому завтра предопределено.

Предопределены и все события нашего внутреннего мира -
чувства, мысли, образы -
ведь они тоже являются событиями во времени.

Например,

мы можем иметь множество предположений,
что будет происходить в нашем внутреннем мире завтра,

но есть только один -
и при том конкретный -
вариант,
что будет происходить завтра
в нашем внутреннем мире в действительности,

поэтому наша внутренняя жизнь
так же предопределена.

Прошлое не могло быть иным,
чем оно было,

настоящее не могло и не может быть иным,
чем оно есть,

будущее может быть только таким,
каким оно будет.

Предопределено все.

Свобода воли возможна только как чудо!..

Чудесным образом

возможно изменение прошлого,

настоящее могло и может быть иным,
чем оно есть,

будущее может быть не предопределено!..

Чудо невозможно объяснить,
и тем самым оно свободно!..

Свобода чудесна
и потому не может быть обоснована!..

Любое обоснование
подразумевает исключение возможности чуда,

но даже в самой обычной повседневной жизни
мы не знаем всего,
поэтому, обосновывая, домысливаем...

Сама идея о том,
что есть только один -
и при том конкретный -
вариант будущего,
который реализуется,
является домыслом,

так как мы не наблюдаем этот вариант,
а лишь мыслим так!..

Наблюдаем мы лишь множество предположений,
каким будущее может быть!..

Это подобно тому,
как кажется вполне естественным,

что параллельные прямые
никогда не пересекутся,

но мы этого не наблюдаем,
а потому это домысел,
и возможна и иная геометрия!..

Подобным образом,

мы не наблюдаем предопределение,
а лишь домысливаем его,

наблюдаем же реально
свободу воли,

ощущая непосредственно,
как совершаем многочисленные выборы
каждый день!..

С позиций логики
это выглядит чудом,

но это факт!..

В случае с параллельными прямыми
обе идеи -

и что они никогда не пересекутся,
и что они могут когда-нибудь пересечься -

являются предположениями,
реально не наблюдаемыми -

свобода воли же
наблюдается непосредственно -

только не может быть объяснена!..

Однако это не меняет факт её наблюдения,
а так же прекрасно выражает
саму ее суть:
быть независимой,

ведь, быть зависимым,
хотя бы и от объяснения, -
это уже быть не свободным...

Логика является лишь частью жизни,
и неправильно ставить ее во главу угла,

тем более что бОльшая часть жизни
как раз не логична -

в прямом смысле -

то есть не относится к логике:

например,

непосредственно наблюдаемые
физические вещи,
люди,
даже сами слова -

не относятся напрямую к логической сфере-

они просто другие -

и логика показывает лишь часть отношений,
существующих в мире...

То же самое и свобода воли:

мы наблюдаем ее
наряду со всем многообразием этого мира -

и отрицать ее
на основании другой части того же мира -

пусть даже и очень важной -

логики -

логично -

в прямом смысле -

то есть естественно с позиций логики -

но не логично с позиций того,
что логичность не является чем-то,
что необходимо всегда ставить во главу угла:

она - только инструмент,
которым надо уметь пользоваться,

но который не всемогущ -
есть и другие инструменты -
например, красота,
и каждому надо знать место...

Можно рассмотреть предопределение
с точки зрения красоты:

предоставление красиво по-своему -
это что-то грозное, подобное тяжелому камню -

но такая эстетика
может производить впечатление
на какое-то время -

однако в жизни есть и лёгкость, воздушность -

и с точки зрения красоты
некрасиво зацикливаться
на чем-то одно,
игнорируя другое -

идея же чуда и являет собой
эстетику легкости, полета души!..

Свобода не отрицает предопределения,
но дополняет его:

предопределение есть -

мы наблюдаем свободу
в определенных границах -

и в этом самом по себе
нет ничего плохого -

необходимо лишь соблюдать баланс восприятия
обеих сторон:

наблюдая свободу,
не забывать о предопределении,

наблюдая предопределение,
не забывать о свободе...

Руководствуясь логикой,
не забывать и о красоте,

восхищаясь же красотой,
не отрицать логику...

Главное - это не то и другое само по себе,
а их отношения между собой...

Рассуждение было начато
со слов из Библии -
религиозного текста -

религия же и есть,
прежде всего,
мировоззрение, учитывающее сверхъестественное,
или чудесное,

поэтому идея свободы
естественно вытекает
из самих же библейских слов!..