Мертворожденные...

Сергей Яковлев 4
    
 

      

                "... Если ты приехал в Швейцарию, чтобы покататься на лыжах, нельзя ожидать, что здесь не столкнешься с немцами. Все они и мужчины и женщины создавали совершенно ненужную толчею в очередях к подъемникам, проявляя при этом потрясающий эгоизм и расистскую уверенность...Даже в такой спорт,как лыжи, такой индивидуальный, легкий немцы вносили свойственное им стадное чувство... Если они катались на лыжах, то только с мрачным видом, большими группами,словно подчиняясь военным приказам..."

                Ирвин Шоу "Обитатели Венеры".



                Сентябрь 2010  года на севере Кубани выдался на редкость прохладным. За городом по вечерам было зябко. По ночам земля еще больше остывала и утром над черными полями стелилась прозрачная и зыбкая дымка... Дача номер 78 Александра Александровича Морозова в садовом кооперативе "Клин" была самой дальней, вплотную примыкая к землям бывшего колхоза"Красный Октябрь", теперь правда принадлежащая фермерскому хозяйству. Все лето на этих землях желтоголовые подсолнухи встречали и провожали солнце, а сейчас скошенные и осиротевшие горько протягивали голые стебли к холодному небу... Осень еще не вступившая полностью в свои права любила играть с уходящим летом в кошки-мышки то отпуская его, то
 накрывая своей рыжей лапой...
               Владельцы дач поддавшись осенним настроениям поспешали по "сухому" навести порядок. Но на даче Сан Саныча были другие настроения. Морозову исполнялось 70 лет и включенные фонари по периметру участка стеной света отгородили на один вечер грустную осень, неубранный виноград и наступающие сумерки. Гостей было не много...Да и какие это были гости. Их и гостями нельзя было назвать. За многие годы, они давно уже стали родными людьми. Две семейные пары пришли первыми - это были соседи по дачам. Потом пришел фермер дядя Коля с женой и последним подъехал Егор Николаевич Комаров с супругой. Комаров с
 юбиляром отслужили в местном РОВД от звонка до звонка. Пройдя огонь, воду и медные трубы.
 В 90-ые чуть не угодили за решетку за "превышение", потом вторая чеченская и многое еще чего не перескажешь... В отставку ушли в один день в званиях подполковник.
              Не было только сыновей. Старший Алексей жил и работал в далеком, далеком Петропавловске на Камчатке. Вместо себя прислал торт. Дед Мороз держит за руку Снегурочку и рядом два снеговика.
             Младший Максим позвонил, извинился и сказал, чтобы его не ждали . Он приедет,но позже...Максим пошел по стопам отца. Работал в том же РОВД, но возглавлял отдел криминалистики. Он появился почти под занавес, расстроенный до невозможности. Сан Саныч пододвинул ему стул:

            - Только не томи! надеюсь ничего серьезного?

            - Чуть с Сивоконем не подрался...

            - А почему чуть? Этому товарищу давно пора морду набить...

            Гости одобрительно загудели. Многие из присутствующих знали взбалмошного командира роты ППС. Сивоконь был существом хитрым и мстительным. За ним тянулся шлейф коррупционных скандалов, многочисленных нарушений по службе, а еще он был любителем алкоголя. И когда выпивал становился буйным и злобным. Но... Всегда в судьбах таких людей - есть но...И это "но" означало, что в Министерстве служит его родной дядя. И дядя был надежным щитом для этого прохиндея...
            
            - Так, что у вас произошло? Выкладывай!

            - Даже не знаю. День начался буднично. Как всегда раз в месяц нам из визового центра присылают биометрию. Не ожидая ничего неожиданного я вдруг обнаружил что одни из отпечатков пальцев совпадают с материалами 1966 года. Это убийство на улице Морг! Помните?

              Морозов и Комаров согласно кивнули головами.
         
            - И мне бы всё вначале проверить. А я идиот на радостях побежал к командиру . Ну и влип. Как назло там оказался Сивоконь. Они при мне их пробили и тут начался кошмар.

Хозяином отпечатков оказался Егоров Андрей Васильевич. Пенсионер Министерства Обороны, 1956 года рождения. На момент преступления ему было 10 лет, даже девять. Он родился в сентябре.

             Сивоконь конечно же такое пропустить не мог. Он стал кричать, что меня надо гнать из криминалистики, - "нашел убийцу, а ему девять лет. Ты полный дурак, раз допускаешь такие ошибки. Держишься только за счет авторитета отца." Вот тут-то я ему чуть не врезал.

             - Ну это правильно. А дальше то что?
             - Послали запрос в Москву. Но я уверен результат будет тот же. Если только не сбой компьютера.
             - А почему такая уверенность?
             - Фу у у...Максим тяжело вздохнул, - у вас были какие-то странности когда вы расследовали это дело?

              Бывшие "опера" переглянулись,

              - Да так... бывало...

              - Ну вот они и сейчас начались. Убийство произошло в доме номер 243 по улице Моргунова. А свидетелями проходили жильцы дома номер 245 Маша Шапошникова и её мама  Екатерина Марковна. Правильно? Правильно... Ну а теперь самое интересное...Предполагаемый  убийца, Егоров Андрей Васильевич. Будем его так называть,женат на Марии Шапошниковой, теперь  уже Егоровой.  Регистрация брака произошла, то есть свадьба 23 апреля 1977 года. И проживают  они в доме номер 245 по улице Моргунова. Ну как вам?

               - Лихо...

               - Столько лет прошло, - Комаров покачал головой, - теперь уже наши дети его разбирают, а конца и края не видать...

               Гости давно протрезвевшие заерзали на стульях.

               - Мужики! Я выражу общее мнение, что вы просто обязаны рассказать подробности. - подал голос дядя Коля фермер,- у нас мозги не замылены и взгляд свежий. Может вместе и докумекаем.

               - Ага! Особенно сегодня у вас взгляд свежий,- усмехнулся Сан Саныч, - хочешь подробностей? Тогда слушай...Сорок четыре года прошло...Но я почти ничего не забыл. 23 Апреля 1966 года на улице Моргунова номер 243 были убиты мужчина и женщина. Мужик был крепкий как бык. Низкорослый с крупным туловищем, короткими чуть кривоватыми ногами. Силы необыкновенной...Бабень именно бабень, а не женщина, чуть выше его ростом, с округлыми бедрами и покатыми плечами как у борца. А убил их если верить отпечаткам пальцев девятилетний мальчишка...Убийца во множестве оставил везде отпечатки пальцев, следы обуви,но только и всего...Больше никаких зацепок, никаких мотивов...вообще ничего. Вот такие мой друг Николай Григорьевич дела. Правда я в этом деле не участвовал. Только выезжал на место. Дело сразу забрала Москва. От нашего отдела был Комаров. Вот его и душите...

              Комаров налил рюмку и  ни с кем не чокаясь выпил...

              - Ой ребята! Чует мое больное сердце будет у нас форс-мажор. Лучше бы эти отпечатки не всплывали... Ну да ладно давайте по порядку...

              - День 23 апреля 1966 года выпал на субботу. Было тепло по летнему. После обеда отдел опустел. Сонные мухи вяло кружились под потолком, но телефонный звонок разом перевернул всё с ног на голову. У нас за год из всех преступлений пару галош украли, да пацаны с "нахаловки"подрались с "центровыми". А тут двойное убийство, днем и в субботу.      

          Забегали все. Прокуратура, оперативники, эксперты, кинологи. Но следствие сразу зашло в тупик. Убитые лежали во дворе собственного дома, у обоих были проломленные черепа плюс у мужчины еще кровоподтеки в области груди и брюшины. Здесь же лежало орудие убийства мощная деревянная колотушка напоминающая бейсбольную биту. Были еще следы обуви, но только
 во дворе. Собаки добегали до калитки и дальше след теряли...И был один свидетель. Девочка из соседнего дома Маша Шапошникова...Она заслуживает отдельного разговора...Ей было всего лишь девять лет, но поразительное спокойствие и пристальный взгляд огромных серо-синих глаз позволяли разговаривать с ней как со взрослым человеком. Она не называла соседа ни по имени, ни по отчеству только по фамилии - Сучков... Вот её рассказ...

              - Сучков всегда ненавидел нас. Не было дня, чтобы он не оскорбил меня или маму. А сколько гадостей он делал ... То мусор к нам под забор высыпет, но помои разольет по дороге перед нашим домом. Всего не перечислишь... А тут увидел, что я убираюсь перед домом просто рассвирепел...Скоро первомайские праздники и я вышла побелить деревья, траву прорвать ну много чего хотела сделать...Я не видела, когда он вышел из калитки, но услышала как он сначала зашипел и тут же стал орать, - "что сучка, порядок наводишь? Маленькая дрянь. Хочешь быть лучше всех!" Ненависть захлестнула меня. Страха не было никакого...
              - Сам ты дрянь! Можешь орать сколько угодно, скоро и на тебя управа найдется!...
              Почему у меня это вырвалось, я не знаю. Но Сучков вначале стал белым как стена потом побагровел и замахнулся на меня лопатой, но я уже видела как к нам быстро приближается мужчина. Он бежал чуть согнувшись держа в руках деревянную дубинку и на лице у него была маска. Медицинская маска, как у врачей, поэтому узнать я его вряд ли смогу.
 Может быть только возраст, мне показалось лет сорок или немного больше...Не останавливаясь сходу он нанес первый удар в живот, а второй уже с размаху в грудь...Сучков захрипел упал на колени и завалился на бок. Незнакомец быстро нагнулся схватил Сучкова за ногу и как мешок потащил его во двор. В калитке он остановился и увидев мои расширенные от ужаса глаза,негромко сказал, - " не дрейф девочка. Что русскому хорошо, то немцу смерть". После этого
 я убежала к себе домой.

             - Примерно так всё и было. - Егор Николаевич с облегчением вздохнул...

             - И это всё? - притихшие гости встрепенулись...

             - Нет - Комаров откинулся на спинку стула, - на следующий день в отдел пришла Екатерина Марковна- мама Машеньки. Затянутая в строгий серый костюм она была спокойна и сосредоточена. Мы её пригласили в кабинет командира. Аккуратно расправив юбку Екатерина Марковна присела на стул. Мы не задавали вопросов молчание затягивалось. Наконец она заговорила,

             - То что я расскажу может и не поможет следствию, но для меня очень важно. Всё началось еще в период оккупации. Я попала в списки угоняемых в Германию.
             Майский день был теплым и безветренным, вовсю цвела сирень. Особенно много её было в сквере у вокзала. С тяжелым сердцем я присела на лавочку под большой куст сирени.Так я провела больше часа, сколько слез выплакала сама не знаю. Через "не могу" заставила себя встать и пойти. Перрон  был оцеплен эсэсовцами. Погрузка уже заканчивалась.

             - Фройлен опаздывает! - бритоголовый фашист с большой грязной бородавкой над левой бровью мило улыбался мне.
            
             - Я больше не буду...

             В глазах неотрывно смотревших на меня я увидела огонек разгорающегося бешенства.Не сильно, но точно в солнечное сплетение он ударил меня прикладом.

             - Конечно не будешь! Потому что в Германии не опаздывают...

             Хватая воздух ртом я упала на колени, мой чемодан выпал и я потеряла сознание. Очнулась уже в вагоне. Молодая женщина протянула стакан воды,
            
            - Выпей! Легче будет...

            - Спасибо. Давно валяюсь?

            - Нет. Минут десять, - женщина вздохнула, - бежать тебе девонька надо. Этот лысый на тебя зуб заимел. Я видела как он облаву устраивал на рынке. Пятерых расстрелял самолично. За что даже не сказал. Он кстати безупречно говорит на русском.

           - А как же я убегу. Часовые везде...
           - На ночь закроют двери на засов и выставят часового. Но одного. И когда он уйдет в дальний конец состава, можно через окошко выбраться...

           - Вы откуда всё это знаете?

           - Ты не переживай, я не провокатор. Я на ж.д.станции работаю, вернее сказать работала и видела как формируют и охраняют эшелоны.

           Мы проговорили до ночи и не смотря на все волнения, я заснула. Женщина меня разбудила под утро. Поезд не двигался. Я выглянула в окно. Небо чуть побледнело, но было еще совсем темно...

           - Это Ростов...Следующая будет или Красный Лиман или Иловайск. Оттуда уже не доберешься - женщина испытующе посмотрела на меня...

           - Ну тогда я пошла...

           Высунув ноги я извиваясь пролезла через окошко и подтянувшись на руках спрыгнула на землю. Бритоголовый был здесь, тут как тут. Не успела я стать на ноги, как тяжелая пощечина опрокинула меня на землю.

           - Вставай падла! - два фашиста стояли направив на меня автоматы. Один был бритоголовый, а второй как оказалось позже был женщиной. Пинками они погнали меня в дальний конец состава. Туда где стояли пустые вагоны. Какую казнь они мне готовили даже представить страшно. Но не успели мы сделать и пару шагов, как над нами почти без звука промелькнула тень огромной птицы. Мощный взрыв бросил меня на землю, "наши!"- успела подумать и не удержавшись скатилась с насыпи в канаву, густо заросшую кустами и сильно пахнувшую нефтью.
  Зло залаяли зенитки, прожектора поделили небо на кресты, стало заметно светлей и я увидела. Бритоголовый бинтовал ногу своему "другу". Непрекращающийся грохот мешал мне понять о чем они говорили и говорили они на немецком. Но два раза я услышала слово "сестра". Боком, боком мне удалось выбраться из канавы и дальше я уже бежала со всех ног от этого ужаса...
          Домой я добралась через неделю, а через месяц наш город освободили. Но Победу мы ждали еще долгие два года. Потом голодное послевоенное время,- Екатерина Марковна вздохнула, - очень тяжело было. В пятидесятые жизнь начала потихоньку налаживаться. В 57-ом родилась Машенька, в 64-ом она пошла в школу, отличница моя золотая. Радовались мы недолго. Через год нашими соседями стали Сучковы. Напряженность в отношениях с ними возникла сразу. Но всё некоторое время было терпимо, пока не возник скандал с установкой забора. В самый кульминационный момент, когда страсти стали накаляться я второй раз в жизни увидела, как у человека в глазах начинает разгораться огонь бешенства. Меня как молнией прошибло"бритоголовый". Да, у него была аккуратная короткая стрижка темно русых волос, не было грязной бородавки, ну и возраст изменил его лицо, но это был он. Руки я не опустила, писала во все инстанции. Ответ был один и тот же. Вы ошиблись. Владимир Сучков проходил службу поваром в составе 85-ой артиллерийской бригады 1-го Украинского фронта. Имеет награды медаль"За боевые заслуги" и медаль "За победу над Германией". Но я им не верила, я видела как во время скандала над левой бровью у него появляется краснеющий шрам. На этом рассказ Екатерины Марковны закончился, а у следствия появился новый импульс. Москва мертвой хваткой вцепилась в эту версию. Других просто не существовало. Осмотр убитых показал, что у женщины на правой голени присутствует шрам, что косвенно подтверждал рассказ Екатерины Марковны.
         Но самое интересное, что у каждого на внутренней стороне руки были странный маленький рубец. После этого было решено дактилоскопировать убитых и послать запрос в  Германию. Скупой ответ который пришел через полгода еще больше добавил вопросов. Они примерно  ответили так, " Нами установлено, что присланные вами отпечатки  идентифицированы с отпечатками Отто и Греты Ленге. Проходили службу в зондеркоманде 4b. Принимали участие в массовых расстрелах мирных жителей. Погибли в Бреслау в мае 1945 года." И всё. Ни даты рождения, ни места рождения ...ничего. Круг замкнулся.
         Дело переправили в архив. Годы шли, шум вокруг резонансного дела стал
 утихать.
       Как вдруг в 1989  году сначала Моссад а затем и центр Симона Визенталя затребовали документы на Ленге. Им требовались документальные подтверждения гибели нацистских преступников. И я полетел в Израиль. Несмотря на полную закрытость израильской разведки,мне предоставили доступ к немецкому архиву. В первую очередь меня интересовали материалы по Ленге. Я не терял надежды пролить свет на давно забытое дело. Но в папке была точно такая же отписка из Германии, как и у нас. Правда там была одна квитанция из Аушвиц-Биркенауна на поставку двадцати джутовых мешков золы, общим весом 418 килограмм для сельхозобщины
 некоего Курта Ленге. Но кто он и что он непонятно.
      - Подожди, подожди, - дядя Коля перебил Комарова, - ты наверное не правильно перевел. Зола на полях не нужна. Это я тебе как специалист говорю.

      - Николай Григорьевич,- Комаров развел руками,- ты иногда как дитё малое. Неужели ты не знаешь, что немцы пепел из крематория называли золой и удобряли им поля.

      - Бред какой-то. Я конечно же знаю про ужасы концлагерей. Но с золой ты что-то перепутал.

      - Да причем здесь зола. Фашисты в концлагерях в полной мере проявляли знаменитую немецкую педантичность. Кожа шла на сумочки, галантерею, абажуры. Волосы на стельки для обуви. Золотые зубы в золотой  фонд Германии. Иногда из людей варили мыло, не в промышленных масштабах, но варили. А пепел отвозили на поля вместо удобрений. И до сих пор дети и внуки этих фермеров собирают хорошие урожаи пшеницы с этих полей и кормят граждан этим хлебушком.

      - Германия осудила нацизм, - кто-то из гостей возразил Комарову.

      - Осудила, никто не спорит. Но как сказано в писании, - "судите не по словам, но по деяниям". А деяния такие, что Адольф Эйхман, это тот кто положительно решил еврейский вопрос для шести миллионов евреев, после войны до 1950 года свободно жил в родной стране и никто,понимаете никто его не выдал. Потом временно обитал в францисканском монастыре, этакой обители для нацистских палачей. Он там наверное исповедовался и грехи ему простили. Чуть позже
 по протоптанной тропе Эйхман перебрался в Аргентину. И Аденауэр будучи президентом Германии знал под какой фамилией и где именно обосновался этот упырь. Вот это и называется политикой государства. Как в итальянской каморре все повязаны одной кровью. Но и это еще не все. Когда Моссад наконец-то похитил Эйхмана, то вся немецкая диаспора кинулась его вызволять. Патриотически настроенная молодежь на велосипедах прочесывали улицы города. Вы только вдумайтесь уже 1960 год, а патриотически настроенная немецкая молодежь старается спасти нацистское чудовище. Как сказала Ханна Арендт, американская журналистка это "моральный коллапс целой нации". И так можно перечислять и перечислять убежавших от возмездия фашистов, которых спасала немецкая нация.

       Тут Комаров замолчал, вытер платком вспотевшее лицо и уже спокойно добавил,

       - Ну это всё эмоции...Мы сильно отвлеклись...Максим сказал, что на завтра вызывают Егорова. Я попробую поприсутствовать, поэтому вечером собираемся в том же составе...

       Но не завтра и не послезавтра собраться не удалось. Комаров позвонил только через два дня.

      - Саня!- голос звучал глухо и неразборчиво, - сегодня вечером собираемся...

      - Соберемся, конечно. Нет проблем. А что у тебя с голосом?

      - Всё в порядке. Это связь здесь такая, я из КПЗ звоню. Сивоконь арестован...

      - А что? Что случилось?

      - Вечером, Саша! Всё вечером...

      За день новость об аресте Сивоконя уже облетела весь город. И к вечеру на даче собравшиеся гости уже знали кое-какие подробности...Но все ждали Комарова.
      Припозднившийся Комаров хлопнув посильней дверцей старого"Фольксвагена", устало подошел к столу и плюхнулся в кресло,

      - Сто грамм для храбрости, - и тут же две или три рюмки потянулись к нему через стол.

      - Не тяни, Егор! - подал голос Морозов.

      Комаров усевшись поудобней, вытянул натруженные ноги,

      - Ну что вам сказать друзья мои? Чуден Днепр при тихой погоде, - Егор Николаевич оглядел притихших гостей,

      Начну с начала. Два дня назад в 11 часов дня мы ждали Егорова. В кабинет командира набилось человек восемь. Андрей Васильевич пришел практически без опоздания. Мужик как мужик среднего роста, среднего телосложения, среднего возраста всё среднее. Вот только глаза, вернее взгляд... Один раз наши глаза пересеклись и у меня возникло странное желание признаться во всех своих грехах. Позже я расспрашивал присутствующих. Почти все подтвердили, что похожее чувство возникало и у них. Ну а сам разговор получился недолгим,
 я бы даже сказал коротким...

    Командир начал беседу как обычно с дежурных фраз об анкетных данных. Они немного поговорили и у меня появилась мысль, что Егоров прекрасно знает зачем его вызвали, но как в шахматах ждем когда мы сделаем первый ход.

     - Андрей Васильевич,- командир откашлялся,- вот вы проживает по улице Моргунова 245?

     - Ну да. Мы же это обсудили...

     - Конечно...конечно. А вы слышали, что в 1966 году ваших соседей Сучковых убили?

     - Мне жена рассказывала. Но моими соседями они никогда не были...

     - Понятно. И вот какая любопытная штучка получается. Человек, который совершил это убийство оставил множество отпечатков пальцев...

     - Какой неосторожный убийца...

     - Вы знаете Андрей Васильевич у следственной группы сложилось мнение, что работал профессионал...

     - Я бы сказал, очень неаккуратный профессионал...

     - Скорей всего он не боялся их оставлять...

     - Причина...

     - Не известно, поэтому мы вас и пригласили. Ваши отпечатки из визового центра совпадают с теми из 1966 года.

      - Ошибка?

      - Исключена...

      - Случайность?

      - Возможна...

      Командир продолжал говорить, говорить, а я уже заметил, что Егоров играет. Играет со всеми нами, использует фразы Штирлица - прекрасно понимая исход этой встречи.

      И тут вмешался Сивоконь,

      - Что ты тут выкобениваешься! Мы имеем право задержать тебя на трое суток, до выяснения обстоятельств. Отпечатки это главная улика!

      Егоров нашел его глазами,

      - У Редьярда Киплинга есть замечательная сказка "Маугли". Там есть эпизод. Во время великой засухи все звери собрались у небольшого ручья напиться. Маленький, глупый козленок напившись, прыгал и скакал по ручью взбивая ил. Багира не убила его. Она только посмотрела и запомнила...

     Сивоконь вскочил!

     - Сядь!- командир ударил кулаком по столу,- значит вы нам Андрей Васильевич не поможете?

     - А вы на что рассчитывали? Что я дам признательные показания. Мне кажется вы прекрасно понимаете всю абсурдность ситуации. Поэтому, чтобы не утомлять ни вас, ни себя пустой болтовней. С вашего разрешения я покину вас.

     Командир встал из-за стола и протянул руку Егорову,

     - Жаль, очень жаль, что разговор у нас не получился. Ну а все-таки, как говорят в таких случаях не для протокола. Вы знаете кто убил Сучковых?

    

     - Безусловно...Но зачем это вам теперь?   Я отвечу словами моей бабушки...   
 Она их сказала за минуту до смерти, -" Вы думаете, всё так просто - Да всё
 просто. Но совсем не так...

     После этого Егоров ушел. А на следующий день Сивоконь устроил стрельбу в"Магните",хорошо, что никто не пострадал, - Комаров вздохнул,- я был у него в КПЗ, плачет, говорит как затмение какое-то нашло. Ну это его дела, дядя из Министерства поможет.

     Гости притихшие во время разговора оживились,

     - Так получается дело наконец-то закрыто окончательно?

     - Нет...Не закрыто...Командир сказал, что пока фашизм жив, дело будет
       продолжаться...