Уфологи и не только они и спецслужбы

Александр Кукаров
Публикую эту статью вне проектов, т.е. ее предмет мне был интересен сам по себе. Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


Отечественные уфологи из «Космопоиска» регулярно проводят Казанцевские чтения (научные чтения Космопоиска), на которых рассказывают о своих исследованиях. В их телеграм-канале выкладываются ролики этих докладов и я посмотрел 15 минут видеозаписи доклада руководителя «Космопоиска» С. Александрова «Аномальные явления в меняющемся мире».  Симпатичный такой дядечка в возрасте, занимавшийся или до сих пор занимающийся ракетостроением, т.е. причастный к гос-рос-космосу.  Он рассказывал об интересе спецслужб к уфологам и сотрудничестве некоторых известных зарубежных уфологов с ЦРУ.


В частности, рассказал о сотрудничестве с ЦРУ известного итальянского уфолога, фамилию я не расслышал, который приезжал в Россию, помогал Казанцеву с изданием его книги на Западе, произвел очень положительное впечатление. Позже стало известно о его сотрудничестве с ЦРУ, это выражалось и в том, что он принимал активное участие в скандале вокруг крушения пассажирского самолета над Европой где-то в 70-х, когда уфологи активно продвигали версию его столкновения с НЛО. Как сказал Александров, в действительности его сбили самолеты НАТО, потому что по данным разведки в нем летел лидер ливийской революции М. Каддафи. Но общественность не должна была об этом узнать и поэтому ЦРУ разработало операции прикрытия для СМИ, в одной из которых принимали активное участие и уфологи.


Кроме этого, относительно недавно уфологи узнали, что знаменитый Жак Валле, о творчестве которого я писал в проекте «НЛО и другие» и который с конца 60-х развивает исторический поход к НЛО, также сотрудничает с ЦРУ. Исторический подход к НЛО, вместе с Валле его развивают и другие уфологи, в т.ч. и отечественные, состоит в том, что НЛО появились на Земле не в середине ХХ в., когда у людей появилось атомное оружие, а «присматривают» за нашей цивилизацией испокон веков. В частности, уфологи предложили альтернативную интерпретацию знаменитым во всем христианском мире события в Фатиме (Португалия, 1917 г.), где, по мнению католиков, было явление Богородицы, по мнению православных, это было обольщение. А уфологи полагают, что это было контакт с НЛО или такое явление Богородицы, которое очень его напоминает. Читателям предлагается самим выбрать наиболее комфортную для себя интерпретацию.


Исторический подход к НЛО я называю гипотезой продолжающегося палеоконтакта, развитие которой и мне интересно: она лежит в основе четырех моих проектов на proza.ru.


В уфологии есть вид эпистолярной деятельности, когда одни уфологи публикуют некие сообщения об НЛО, а через некоторое время другие уфологи доказывают, что это фейки. У Ж. Валле и его коллеги есть книга 2010 г. о чудесах в небе, т.е. о том, что в религиозных контекстах называется небесными знамениями, которых они насобирали 500 штук с начала новой эры и до, по-моему, середины 19 века. Отечественные уфологи хотели перевести ее на русский, но обнаружили в ней несколько десятков без особого труда объяснимых явлений, сильно осерчали на Валле с коллегой и отказались от перевода. Я ссылался на эту книгу, когда рассказывал о творчестве Валле в одной из своих статей.


Александров сообщил, что основатель Космопоиска В. Чернобров отказался от сотрудничества с отечественными спецслужбами, а также призвал своих коллег быть очень осторожными, заявив также о своем нежелании такого сотрудничества.


Я пишу все это не только для того, чтобы проинформировать читателей о такой совершенно замечательной теме из области исследований НЛО, но также и потому, что а) считаю совершенно естественным интерес спецслужб ко всему, что касается госбезопасности, в частности, не только к НЛО, но и к самим уфологам и б) не вижу особого криминала в сотрудничестве топовых уфологов со спецслужбами. Возможно, у того же Валле в соответствующей ситуации был выбор и он его сделал в пользу сотрудничества с ЦРУ, а, возможно, у него и не было цивилизованного выбора. Я этого не знаю.


В целом моя идея по поводу влияния этого сотрудничества на всю деятельность соответствующих уфологов состоит в том, что со стороны спецслужб было бы грубейшей ошибкой полностью контролировать их деятельность, побуждая их полностью дезинформировать людей своим творчеством. Оптимально, на мой взгляд, присматривать за уфологами и иногда использовать их в операциях прикрытия в СМИ.


Для иллюстрации интереса отечественных спецслужб, но не к отечественным уфологам, а к деятелям международного движения трансцендентальной медитации (ТМ) в самом начале его появления в России в начале 90-х, я перескажу то, что рассказал мне в свое время мой хороший знакомый, ныне покойный, умерший своей смертью. Он был совершенно гражданским человеком, никому ни разу ничем не военнообязанным.


Спецслужбам платят зарплату за то, чтобы они так или иначе «держали под колпаком» общественные явления, которые имеют отношение к госбезопасности и особенно международного уровня. Это просто их работа. Ниже я покажу, как работали в начале 90-х КГБ и ГРУ со слов моего знакомого.


Движение ТМ мне в принципе интересно, т.к. соответствующие результаты научных исследований можно рассматривать, как пример деятельности ученых на стыке с религией, другим таким примерам посвящены четыре моих проекта, большая часть моей эпистолярной активности на proza.ru. Отдельный проект по ТМщикам я не планирую.


В начале 90-х Россия открылась миру и с точки зрения нынешней геополитической ситуации моего знакомого при желании можно назвать предателем Родины, активно сотрудничавшим с представителями недружественных теперь России стран: США, Англии, Голландии, Австралии и т.д. Он был причастен к организации первого курса учителей ТМ в России, т.е. созданию движением ТМ собственных российских кадров. Таким образом он был в течение примерно года не просто предателем-пешкой, а … конечно, не «королем», если пользоваться аналогией с шахматами, но, скажем, «ладьей», т.к. в частности помог организовать этот курс и по проложенной им организационной схеме позже проводились аналогичные курсы.


Причину своего интереса и участия в этом движении он мне объяснил тем, что его покорили рассказы международных команд учителей ТМ о вот этих вот научных исследованиях, в т.ч. и по так называемому эффекту Махариши. Если 1% населения практикует ТМ, то это оказывает благотворное влияние на окружающее население, в частности, снижается уровень преступности и др. А если всего корень квадратный из 1% населения вместе, группой практикует продвинутую технику, то и это оказывает такое же благотворное влияние на население. Не важно, знает оно об этом или нет. Верит оно в это или нет. Не важны также и личностные характеристики самих практиков, надо только исправно выполнять инструкцию, регулярно медитировать.


Таким образом, мой знакомый осознавал себя неортодоксальным радетелем о благе Родины. На мой вопрос «ты что совсем из ума выжил», он ответил «они были убедительны и так интереснее».


Сначала он помогал в организации курсов по этой продвинутой технике, а потом, когда пришло время и встал вопрос об организации курса обучения российских учителей ТМ и он узнал, что руководитель движения, журналист, зам главного редактора научно-популярного журнала «Знание - сила», хочет организовать нерезидентный курс, т.е. чтобы его участники полгода жили дома и ездили куда-то учиться – он решил, что это будет халтура и помог с организацией резидентного курса. Это означало, что сотня его участников полгода, безвыездно будут жить в подмосковном пансионате вместе с индийцами-преподавателями.


В процессе организации, когда надо было в мае на полгода снять пансионат в Подмосковье, выяснилось, что прекрасное место есть недалеко от одного из московских аэропортов. Но там закрытая зона, иностранцам там жить нельзя. Руководитель российского движения ТМ по этому поводу сказал, что он свяжется со знакомым генералом КГБ и через пару дней ответил, что можно заселяться, только надо будет всех участников курса зарегистрировать в местном отделении КГБ. Такое знакомство с генералом КГБ тогдашнего руководителя российского движения ТМ полностью подтверждает мой тезис о типичности таких контактов для любых международных движений, представляющих интерес для спецслужб.


На этом и порешили. Перед началом курса мой знакомый съездил в отдел КГБ и узнал, что для регистрации нужны паспорта. Когда участники курса заселились в пансионат, он собрал паспорта и положил их в свой «сейф», а потом …. забыл о них, т.к. было много текущих дел. Через некоторое время участники попросили вернуть им паспорта, сказав, чтобы он не беспокоился, они разбегутся.


Таким образом, обошлось без регистрации паспортов всех участников курса учителей ТМ в КГБ, а чекисты больше о себе не напоминали.


Когда мой знакомый узнал, что движение ТМ начинает политическую деятельность в разных странах мира (Махариши Махеш Йоги, основатель, учитель и бессменный лидер движения ТМ: "нельзя позволять дуракам управлять нами"), он ушел из него. Напомню, что печально известное примерно в тот же период и также международное движение «Аум Сенрике», продвинутая практика которого, похоже, была аналогична продвинутой практике ТМщиков, также сначала проявляло легитимную политическую активность в Японии, а затем перешло к терроризму. ТМщики обошлись без терроризма, а их политическая активность затухла сама собой.


После того, как он ушел из движения, с ним на контакт вышел полковник ГРУ в отставке вот таким незатейливым способом. Он позвонил моему знакомому домой и сказал, что ему пришел телефонный счет за межгород, что он живет во втором корпусе того же дома, в квартире с таким же, как у него номером. Это какое-то недоразумение, он попросил забрать у него счет. Мой знакомый слегка «выпал в осадок», т.к. не мог вспомнить, чтобы он кому-то звонил по межгороду за прошедший месяц, но пошел к звонившему. Когда он пришел к «соседу», тот ему полностью представился, к ним подключился еще один отставник грушник. Никаких разговоров о его прошлом не было, но эти пенсионеры попросили его помочь им арендовать помещение для их коммерческой деятельности. Мой знакомый помог им, они щедро расплатились. Когда они попросили его о такой же услуге еще раз, то он объяснил им, что нашел это помещение, просто просмотрев объявления в рекламной газетке, которую бесплатно и регулярно кладут в каждый почтовый ящик их домов, таким образом намекнув им, что они и сами могут это делать, больше пенсионеры ГРУ его не беспокоили.


Знакомый сначала решил, что это было какое-то недоразумение с совершенно непредприимчивыми бывшими грушниками, но когда примерно через месяц раздался аналогичный звонок о поступлении его телефонного счета из другого соседнего дома, то он понял, что вся эта активность, скорее всего связана с его участием в международном движении, наверное, гэбисты после того, как он их «проигнорировал», передали его в ГРУ. Он был совершенно гражданским человеком, не причастным ни к каким гостайнам. Второго звонившего он вежливо отшил и больше его не беспокоили.


Я не спросил у него, как бы он поступил, если бы эти контакты происходили, когда он участвовал в движении ТМ и не собирался уходить из него.


Вот такие дела.


P.S. Если аналогичный вопрос вдруг возникнет у читателя в отношении меня, то, во-первых, я не активный топовый участник международных движений, а всего лишь любопытствующий дилетант, наблюдающий за некоторыми исследованиями на стыке науки и религий. Во-вторых, мне все равно верят мне читатели или нет, главное, что мне самому все это интересно и что есть вот такая возможность объективировать, публиковать результаты моих наблюдений и свое мнение по соответствующим вопросам, тем самым освобождая место в мозге для нового.