Эпизод пятый пьесы Венец. Вавилон

Галина Го
"древнегреческая" трагедия

эпизод пятый: в Вавилоне Таис вновь встречается с Александром... Александр, участвуя в празднествах в свою честь отказывается от предложенной ему жрицы.


персонажи:
1.ТАИС –
2.АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ
3.ЭРИС – жрица-рабыня
4.ЖРЕЦ – храма Мардука, перс
5.ШАРАН – жрица, дочь знатнейшего рода (без слов)

Жрицы храма Мардука

ЭПИЗОД ПЯТЫЙ. ВАВИЛОН. РЕКА ЕВФРАТ


АЛЕКСАНДР
Кто ты?
Не вздумай нырять!

ТАИС (с волосами, отросшими по пояс)
Неужели я слышу
голос царя?

АЛЕКСАНДР
Афинянка? В могучем Евфрате?
Ночью. Одна.
Как всегда никого не боится.

ТАИС
Что мне бояться прикажешь
ночью в реке?

АЛЕКСАНДР
(смеясь)
Солнцеподобного чудо-царя Александра.

ТАИС
Я не боюсь тебя, царь.

АЛЕКСАНДР
Как отважна богиня!
То ль Афродита, толи Афина сама!

ТАИС
Женщина просто.
И я б утолила твой голод,
если бы ты разрешил себе…

АЛЕКСАНДР
Что знаешь ты?

ТАИС
Знаю, что ты – одинок,
что владеешь собою так,
как немного героев в былом... и далёком
будущем…
Ты – властелин, безусловно
Ты – властелин прежде мира
себя самого.

АЛЕКСАНДР
Если бы…

ТАИС
О, отпусти на свободу
нынче себя…
подари эту ночь афинянке,
той, что тебя не забыла…
все годы, все годы –
тайно молила богов об успехе твоём…

АЛЕКСАНДР
Наши желания были ясны с первой встречи.

ТАИС
Пусть передышка в войне даст надежду любви!
Как ты прекрасен, мой царь!

АЛЕКСАНДР
А когда-то царевич
ты называла меня…

ТАИС
Это было давно…
В жизни другой…

АЛЕКСАНДР
Где огонь златогривой спартанки
ещё горел… мне Неарх рассказал об утрате…

ТАИС
Я не могу…

АЛЕКСАНДР
Говорить о подруге…

ТАИС
Прости…

АЛЕКСАНДР
Плыви за мной!

ТАИС
Во дворец? Где соратники? Стража?
Где столько глаз?

АЛЕКСАНДР
О, смущенье гетеры?!

ТАИС
Лучше ко мне…
И останется ночь эта тайной…

ДОМ ТАИС. Вавилон
В свете «лампионов» Александр и Таис…
Таис даёт царю кубок с даром Реи Кибелы.

АЛЕКСАНДР
Даёшь отраву мне?

ТАИС (выпивает сама)
И пью отраву. Хочу, чтоб царь про всё сейчас забыл,
Чтоб на войну не оставалось сил…

АЛЕКСАНДР
Но мне она – венец, она ж – проклятье…

ТАИС
Она, она! Мой царь, с тобою я!

АЛЕКСАНДР
О, афинянка, молодость моя…

ТАИС
Да, уходящая… чуть-чуть и не догонишь

АЛЕКСАНДР
А сколько лет прошло?

ТАИС
Четыре года.

АЛЕКСАНДР
Так мало и так много…

ТАИС
Скромен век…
Так тело к телу льнёт не в предвкушенье страсти,
А в предвкушенье нежности и нег…

АЛЕКСАНДР
Седлай меня, царица амазонок
Нежнее нежности ты вся и вся – огонь,

ТАИС
О, да, мой царь, обнять тебя позволь…

Все погружается темноту. Только дыхание – широкое, раздольное, как ветер.

И рассветает. И Александр, и Таис стоят друг напротив друга,  Таис надевает дар жрицы Реи-Кибелы (флакон) снова на шею.

АЛЕКСАНДР
Не знал подобной сладости твой царь,
Как будто крылья за спиной…
Как будто…
тысячелетий пару приобрел…
И впрямь богиня ласковее утра…

ТАИС
Венец мой эта ночь – о, обещаю,
что никогда о ней я не напомню,
но в сердце этот омут сберегу…
Войной ты сделать лучше этот мир
желаешь… и объединить народы…
Ты мира жаждешь так, как я – тебя!
Прощай!


АЛЕКСАНДР
Евфрата воды для меня священны!
Я встретил здесь богиню и ожил.

Целует Таис и выходит

ТАИС
Прощай, мой царь, мой златовласый воин…
Искатель доблести и сказочной короны…
А мне осталось дело завершить…

Таис достает лекифы (флаконы) и начинает смешивать в киафе (черпак) снадобья. Входит Эрис.

ЭРИС
Я проводила гостя, госпожа.

ТАИС
Уж столько раз тебе я говорила –
не госпожа, подруга…

ЭРИС
Но тогда послушайся подруги, не гневись,-
Травить себя нет надобности, ты
сегодня для зачатья непригодна.
Луна сегодня берегла тебя…

ТАИС
А почему не знала я об этом?

ЭРИС
То знанье редкое. Кибелы-Реи тайна…

ТАИС
Подумать только… сколько тайных тайн…
Ведь многие утеряны быть могут.
Но ты уверена? Я б не хотела, чтобы
мои наследники страдали от того,
что их отец – великий Александр.
Ты представляешь, что их в жизни ждёт?
Такая жизнь, по-правде, не угодна…

ЭРИС
Не бойся. Ты зачнешь))) но не сегодня!


ВАВИЛОН. ЭСАГИЛА.
Александр и жрец храма Мардука наблюдают за священным действом, устроенным в честь коронации Александра жрецами древних Богов. Процессия красивых жриц в легких алых одеяниях несет на головах золотые сосуды, из которых струятся легкие благовония. Это магическое движение…

ГОЛОСА:
Слава Александру! Царю Вавилона и четырех сторон света!

Александр отвечает на приветствия поднятием руки, кивками.

ЖРЕЦ ХРАМА МАРДУК
О, Александр! Ты истинный Царь Вавилона!
Восстановить приказал Эсагилу-храм Бога Мардука!
Пусть же Мардук охраняет тебя, как наш город!

АЛЕКСАНДР
С детства мечтал я увидеть великий сей город…
Более тысячи лет был он мира столицей
Центром культуры, торговли и ценностей прочих…

ЖРЕЦ ХРАМА МАРДУК
О, победитель Царей!
Обрати взор на ту, что идёт самой первой…
Ту, что прекрасна, как ясная ночь,
дочь знатнейшего рода,
ту, что Шаран представляет –
приближённую вышней богини…

АЛЕКСАНДР (отрицательно качает головой)

ЖРЕЦ ХРАМА МАРДУК
Благородная и целомудренная служительница
богини Иштар не привлекает тебя?

АЛЕКСАНДР (отрицательно качает головой)

ЖРЕЦ ХРАМА МАРДУК
Прости, владыка, не гневайся, говорят,
что в твоём приближении есть
всего одна женщина – афинская блудница…

АЛЕКСАНДР
Ты говоришь о Таис? Она не блудница в вашем понимании.
В Элладе свободные женщины разделяются на жен и гетер-подруг…

ЖРЕЦ ХРАМА МАРДУК
Но… гетеры отдаются за деньги?..

АЛЕКСАНДР
Гетера – свободна.
И может отдать себя за огромную цену,
а может не взять ничего,
отказать может… иль передумать
Но Таис нельзя получить на любовное ложе
как ты предлагаешь Шаран целомудренной прелесть …