Эпизод третий пьесы Венец. В пути

Галина Го
"древнегреческая" трагедия

эпизод третий: Таис присоединяется к войску Александра и следуя за ним оказывается свидетельницей военного совета и расправы над шпионом. Александр отправляет гетеру в храм Реи Кибелы, дождаться результатов битвы.

персонажи:
1.ТАИС
2.АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ
3.ПТОЛЕМЕЙ – друг Александра, выросший вместе с ним. Впоследствии его полководец и властитель Египта.
4.НЕАРХ – критянин, флотоводец Александра.
5.ПАРМЕНИЙ – полководец Александра
6.ПЕРС – механик
Свита Александра, военноначальники.

ХОР ТРЕТИЙ
Скорбным был по морю путь
И на палубе часто вздыхая
Таис подругу свою вспоминала
Бывало, казалось – Эгесихора
На палубе в солнечном свете
Ей улыбается еле заметно, лукаво…-
Сердце сжималось… ведь вроде недавно, недавно
Вместе с подругой она направлялась в Египет
Море казалось тогда – морем счастья
И ласковой пеной – радость искрилась
В воде – они ждали восторгов…
Что же теперь?
Море видится мрачным, глубоким –
Лишь неизвестностью мучит, терзает, пугает.
И не представить, что ждёт одинокую ТАис –
Жизнь изменилась, и юности краски поблекли
Что уготовано ей – Таис не знает
И привыкает к тому, что с подругой не встретится боле…



ПРОХОД. В ДОРОГЕ. Персия.

ТАИС и ПТОЛЕМЕЙ едут по дороге верхом на лошадях.
ТАИС ((с чуть отросшими волосами)читает Сафо)
"Сладкое яблочко ярко алеет на ветке высокой —
Очень высоко на ветке, забыли сорвать его люди.
Нет, не забыли сорвать, а достать не сумели"

ПТОЛЕМЕЙ
Помню, когда-то в Афинах я грезил тобою…
В дни, когда ты до себя меня не допускала
На балюстраде глядел я на Нику-Богиню…
Ту, что казалась мне схожа с тобой…

ТАИС
                Что ты вспомнил?
Там, где Афины, наверно, не быть никогда…

ПТОЛЕМЕЙ
Ты не простила меня,
Моя Ника-богиня?
АнакалиптЕрион не носишь…

ТАИС
Пришлось заложить…
Когда мы бежали в Египет…

ПТОЛЕМЕЙ
Кольцо Александра
ведь не снимаешь…

ТАИС
Люблю Хризолит…

ПТОЛЕМЕЙ
Не сердись!

ТАИС
Ты что,
просишь прощенья?
Но почему я должна недовольною быть?

ПТОЛЕМЕЙ
Я не писал…

ТАИС
Не обязан был. Занят войною.
Некогда вспомнить того,
кто остался в дали.
Те, что писал – берегу, как большие поэмы…
Кончатся войны – ты станешь, наверно, поэтом!


ПТОЛЕМЕЙ
Значит, не сердишься?

ТАИС
Нет. Благодарна за помощь
в этом походе. За утварь, вино, лошадей.
Ты потрясающий воин и славный начальник.
Только признание радует сердце моё.

ПТОЛЕМЕЙ
Но разделить со мной ложе…

ТАИС
Мой разум свободен!
Ты увлекать его мог…
Но смотри! Что за вид!
Эти леса…

ПТОЛЕМЕЙ
Лишь остатки былого величья…

ТАИС
Геи святые права
попраны здесь.
Как корабли я люблю,
но и мне святотатством
кажется, если срубают
царственный лес…

ПТОЛЕМЕЙ
После Египта особенно лес вдохновляет…
Скоро привал. Ты позволишь тебя навестить
позже в шатре?

ТАИС
Я хочу Александра
нынче увидеть.
Как думаешь, пустят меня?..
Ведь приглашал Александр
когда-то в Афинах…

ПТОЛЕМЕЙ
Не поручусь. Он всё более непредсказуем…
Мудрый правитель, - а то необузданный зверь…
В битве при Иссе лишь Дарий ушел – всё семейство
мы захватили…

ТАИС
Статира – красавицей первой в  мире слывет…

ПТОЛЕМЕЙ
Жена Дария правда красива, дочери тоже…
Представь,
Александр не позволил их тронуть

ТАИС
Что же? Оставил себе?

ПТОЛЕМЕЙ    
Нет. Сказал он, что пленных заложниц
лишь охранять и лелеять мы будем… как должно
с царской семьей обращаться…

ТАИС
Достойно!

ПТОЛЕМЕЙ
Достойно? Да. А про Фивы,
наверное, тоже, слыхала…

ТАИС
Вырезал, сжег, полон ярости стер с лица Геи…
Только потомков Пиндара сумел пощадить…

ПТОЛЕМЕЙ
То же Милет, Галикарнасс, и так было в Газе
Враз позабылись слова об Элладе и Азии:
Те, будто люди равны, где б ни жили они…

Он безразличен к еде и не алчет богатства…
Но в пылу битвы становится как одержимый –
Сопротивленье его будто ветр разжигает -
Жаждет победы! А, может она его жаждет…
Много читает, философов очень приблизил,
Крипитосов больше друзей почитает…
Будто бы ищет все время каких-то ответов...
Будто сомненья его одолели тоскою...
Падок стал лести, а к критике мрачно жесток!

ТАИС (глядя на свое кольцо)
Всё ж я рискну! Я рискну навестить Александра…
Быть может, Вспомнит?.. узнает?

ПТОЛЕМЕЙ
Тебя невозможно забыть…

ЭПИЗОД ТРЕТИЙ. ШАТЁР АЛЕКСАНДРА. Персия.
Александр с военачальниками над картой. Птолемей среди них. Шатер походный, никаких красот. Разве что где-то видим ларец, явно с драгоценностями. Таис чуть в стороне наблюдает за советом…

АЛЕКСАНДР
Мир предлагает и откуп?

ПАРМЕНИЙ
Богатый, заметьте.
И территорий своих всю прибрежную часть.

АЛЕКСАНДР
Дарий хитер. И пока сам он титул не сложит
Буду преследовать персов до края земли.

ПАРМЕНИЙ
Если б я был Александром,
То принял условия персов.

АЛЕКСАНДР
И я бы принял -
Пармением если бы был…

ПТОЛЕМЕЙ
Таис, скажи нам как орфик
ты даром прозренья
наделена?

ТАИС
Вряд ли

ПТОЛЕМЕЙ
Чтоб ты сказала царю?

ТАИС
Царь не нуждается, думаю
вовсе в советах,
в женских тем более…

АЛЕКСАНДР
Всё ж интересно узнать…

ТАИС
Нельзя допустить остановку …

ПТОЛЕМЕЙ
Браво, ТаИс! Так и знал!

АЛЕКСАНДР
После победы при Иссе,
захвата Египта –
только вперёд наша армия может идти…
вот почему не приму я условия персов
и не оставлю могучую силу в тылу.
Благодарю тебя ТАис!

(Александр жестом отпускает всех. Таис задерживается. Александр подходит к ней, смотрит на её руку, где браслет орфиков и кольцо с хризолитом)

АЛЕКСАНДР
Мудрости знак, афинянка…
Я знал, что не просто
женщина ты… мудрецы Ойкумены
так высоко оценили твоё совершенство…
вот так венец…

ТАИС
Мой ум – невелик.
Я – лишь песчинка,
а царь мой – песчаная буря!
Что будет после,
когда побеждён будет Дарий…

АЛЕКСАНДР
Титул приму …

ТАИС
Царём царей станешь…
А войско твоё?

АЛЕКСАНДР
Дальше, к востоку... где Индия…

ТАИС
Черный венец?

АЛЕКСАНДР
Помнишь?

ТАИС
Всё помню. А как далеко?

АЛЕКСАНДР (разглядывая карту)
Здесь оказавшись
проделала ты путь огромный
Мемфис в трех тысячах стадий отсюда,
смотри, столько ж примерно осталось
и край Ойкумены где-то за крышею мира…

ТАИС
А вдруг карты врут?

АЛЕКСАНДР
Тем интереснее! И наш поход их проверит…

ТАИС
Ты совершаешь поход
непосильный и богу,
кажется…

АЛЕКСАНДР (подойдя к ней очень близко)
ЭТО судьба… это НАЧЕРТАНО мне…

ТАИС (дотрагиваясь до шрамов Александра)
Раны твои подтверждают, что человек ты…

АЛЕКСАНДР
Но заживают…

ТАИС
Как будто ты сын божества…

(… так близко они ещё не бывали рядом…) …

ПТОЛЕМЕЙ (врывается)
Царь, мы поймали лазутчика!

Александр отпрянул от Таис.

АЛЕКСАНДР
Перса? Ведите!

Птолемей вталкивает перса. Александр берет ксифос (обоюдоострый меч) и знаком велит Птолемею выйти. Тот выходит.

ПЕРС (с низким поклоном)
Я не лазутчик. – Механик.
Лишь ты полководец
сможешь идею мою оценить
и принять аппарат.

АЛЕКСАНДР
Где он?

ПЕРС (показывая на лоб и грудь)
Вот здесь.

АЛЕКСАНДР
Как ты смел?

ПЕРС (доставая огромный медный гвоздь)
Очень прост в исполненье мой аппарат.
Это доски с щетиной гвоздей.
Множество их остановят атаку любую.
И лошадей, и слонов, и, конечно, людей.

АЛЕКСАНДР
Кто ещё знает?

ПЕРС
Я, ты и она (указывая на Таис, лицо которой искажено отвращением)

АЛЕКСАНДР
ТАис забудет.

ПЕРС
Оружие действенно очень!
Ты – победитель великий,
конечно, оценишь.
И наградишь меня…

АЛЕКСАНДР
Да, награжу.
(Александр вонзает ксифос в механика, тот оседает)

Таис и Александр стоят над телом поверженного перса.

ТАИС (подбирая огромный гвоздь)
Какая низость… Победителей не судят?

АЛЕКСАНДР (забирая гвоздь у Таис)
Я не воспользуюсь его изобретеньем…
Не подлость, а уменье и сноровка
присущи эллинам… я свет хочу нести,
Эллады воссияет всему миру!

ТАИС
Ты потому спросил его, кто знает?

АЛЕКСАНДР
Чтоб быть уверенным – что больше уж никто.

ТАИС
Ты – Царь Царей!

АЛЕКСАНДР
Пока что этот титул
Венчает Дария…

ТАИС
Твой дух могуч,
а устремленья - светлы.
Без титула такого - всемогущ.
Ты – БОГ почти!

АЛЕКСАНДР
Надеюсь – Бога сын.

ТАИС
Прошу тебя, отдай его. На память…

(забирает бронзовый гвоздь у Александра. Они снова рядом. Близко. Но всё уже иначе.)

АЛЕКСАНДР
Тебя прошу, покинуть войско, Таис,
и в храм Кибелы-Реи
отправляться.
Дождешься там.
Опасен очень путь…
Эй, Птолемей!
(вбегает Птолемей)

АЛЕКСАНДР
В последний путь мерзавца…

/ПРОХОД/

АЛЕКСАНДР
ТаИс проводишь в храм - тот, что в горах,
И этот дар вручишь верховной жрице.

Александр подходит к ларцу, рассматривает украшения, выбирает богатую диадему со сверкающими камнями. Птолемей кланяется Александру, принимая подарок жрице. Александр резко выходит. Таис завороженно смотрит на уходящего Александра и на миг задерживается.

ТАИС (себе)
Прощай, мой повелитель…
Я клянусь,
что встреч с тобой теперь искать не буду!
Как прежде –
наблюдать издалека…
Так горько сердцу, оказавшись рядом,
признать своё бессилие. Прощай!