Ч. 42. 4. Гамбс, достойный ученик Рёнтгена

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/10/18/1413

В 1790 году Рёнтген с комплектом мебели, заказанным императрицей Екатериной II,
в очередной раз едет в Петербург. С ним его ученик, один из самых талантливых. Это Генрих Даниель Гамбс (1765-1831), сын потомственного столяра, 29-летний, уже опытный специалист. Трезво оценив конъюнктуру, он решает остаться в России и, объединившись с австрийским купцом Ионафаном Отто, открывает в Петербурге мебельную мастерскую "Отто и Гамбс". Дальнейшее развитие русского мебельного искусства в значительной мере связано с именем Гамбса.

В 1807 году, после многолетнего пребывания в России, Генрих Гамбс получает российское подданство, а в 1810 году - высокий титул Придворного механика. К этому времени позиции его мастерской прочны и основательны - конкурентов у мастерской нет, поскольку в мебельном деле столицы, да и в России в целом Гамбсу нет равных.

В течение нескольких десятилетий Генрих Гамбс был главным поставщиком мебели для многочисленных императорских и великокняжеских дворцов Петербурга.
Предметы мебели изготавливались по эскизам ведущих архитекторов Санкт-Петербурга. 
Уже в 1816 году мастерская поставляет большие партии мебели для Зимнего и Большого Царскосельского дворцов, а спустя год изготавливает по проекту В. П. Стасова предметы для Александровского дворца. Без Гамбса не обходится ни один императорский заказ.

Но главное заключается в другом: созданное Гамбсом в конце ХVIII-начале ХIХ века мебельное дело на долгие годы определило уровень мебельного искусства северной столицы и русского искусства мебели в целом.

В середине XIX века фирма "Отто и Гамбс" получила почётное звание "Поставщик Двора их Императорских Величеств и Высочеств". Русские купцы ценили этот титул выше сословного звания. Кстати, знаменитой водочной фирме Смирнова для получения такого титула (в 1913 году) потребовалось 68 лет работы.
 
Генрих Гамбс ощутил признание современников ещё при жизни, и можно предположить, что выходец из немецкого города Баден-Дурлаха не пожалел, что судьба связала его с Петербургом.

Генрих Гамбс стал родоначальником династии мебельных мастеров. После его кончины от холеры в 1831 году дело возглавили его сыновья, а затем продолжили внуки.

Мебель Гамбса была широко известна своим отменным вкусом и качеством. Во многих литературных произведениях можно встретить упоминания и описания этой мебели.

Кресло работы Гамбса стояло в кабинете А. С. Пушкина.
В незаконченном отрывке "Мы проводили вечер на даче..." Пушкин написал об одном из героев, что он дремал "в гамбсовых креслах".

И. С. Тургенев в романе "Отцы и дети" усадил Павла Петровича Кирсанова в широкое гамбсовское кресло.

И. А. Гончаров в очерке "Письма столичного друга к провинциальному жениху" писал:
"Да кто же требует, чтоб они уставляли комнаты гамбсовской мебелью...?"

И, конечно, не случайно Ильф и Петров поместили бриллианты мадам Петуховой в знаменитые стулья из гамбсовского гарнитура, которые вышли из мастерской братьев Гамбс.

В Эрмитаже есть Зал Гамбса. Это признание его таланта и заслуг.
 
Но ни портрета, ни памятника Генриху Гамбсу не существует.

В Санкт-Петербурге на Итальянской улице, где в 1836 году находился дом семьи Гамбс, стоит бронзовый Остап Бендер, герой романа "Двенадцать стульев", который опирается на бронзовый  стул Гамбса.

Продолжение   http://proza.ru/2022/10/30/6

Иллюстрация: Памятник Остапу Бендеру со знаменитым стулом