Гулаг по-американски

Александр Митрофанов 2
Одной из любимой тем отечественных и иностранных «борцов за демократию» по сей день является депортация малых народов СССР в годы Великой Отечественной войны «ужасным тоталитарным сталинским режимом». Однако они стыдливо замалчивают то обстоятельство, что тем же самым не брезговали «светочи» свободы США и Канады еще со времен Первой мировой войны. Жертвами репрессий были местные граждане японского, немецкого, итальянского и т.п. происхождений, вполне лояльных к стране проживания.
Еще раньше, во время англо-бурской войны, англичане проводили политику массовой депортации и заключения в концлагеря мирного населения бурских республик, что привело к огромному числу жертв от голода и болезней.
В конце 19-начале 20-го столетий в поисках лучшей доли сотни тысяч европейцев хлынули в Канаду и играли важнейшую роль в деятельности местной экономики. Только украинцев в 1914 году там проживало около 170 тысяч. Однако с началом Первой мировой войны согласно закону “War Measures Act” от 22 августа 1914 года многие из них стали «враждебными иностранцами» (“enemy aliens”).
Определение «врагов» было довольно странным - наравне с выходцами из находившихся в состоянии войны с Британской империей стран (Германия, Австро-Венгрия, Турция) там оказались «союзные» русские и сербы, а также евреи.
80 000 тысячам было предписано стать на учет как “enemy aliens” и регулярно отмечаться у местных властей. 8 579 из них были заключены в 24 лагерях для интернированных, расположенных в удаленных и малообжитых районах доминиона, где они находились с 1914 до 1920 года. Имущество интернированных было конфисковано, а их использовали для бесплатного принудительного труда. Основную часть интернированных (около 5000 человек) составляли украинцы, в основном выходцы из австро-венгерской Галиции.
Тяжелые условия проживания в лагерях вызывали недовольство их обитателей, выражавшиеся в различных формах протеста. Наиболее ярко это проявилось в виде открытого мятежа в Капускасинге (провинция Онтарио) в мае 1916 года, в котором приняло участие 1200 человек. Для его подавления задействовали три сотни вооруженных солдат.
США проводили аналогичную политику. Президент Вудро Вильсон в 1917 году утвердил законы, налагающие определенные ограничения на граждан США немецкого происхождения. Попавшие под их действия 250 000 человек мужского пола подлегали обязательной регистрации, на них налагалось ряд ограничений. В апреле 1918 года эти требования распространились и на женщин.
Около 6300 “enemy aliens” были арестованы, тысячи попали под следствие и подверглись допросам. 2048 человек были помещены в два лагеря для интернированных, где они находились до 1919-1920 годов, несмотря на то, что война закончилась еще в 1918 году. Кроме того, было интернировано около 2000 членов экипажей немецких торговых судов, находившихся в портах США.
Среди интернированных были известные научные и культурные деятели, включая 29 музыкантов Бостонского симфонического оркестра.
С началом Второй мировой войны каток репрессий против собственных граждан, ставших вдруг “enemy aliens”, возобновил работу в США и Канаде, но в намного больших масштабах.
Согласно переписи 1940 года в США проживало около 12,2 миллиона немцев, родившихся в Германии, или оба или один из родителей которых родились в Германии. К моменту вступления США во Вторую мировую войну на ее территории проживало 695 тысяч итальянских эмигрантов. На материковой части страны проживало 127 тысяч лиц японской национальности, а их число на Гавайских островах достигало 150 тысяч, что составляло треть населения.
После вступления США во Вторую мировую войну в декабре 1941 года были изданы «Президентские прокламации 2525-2527» (Presidential Proclamations 2525-2527), согласно которым в силу вступал “Alien Enemies Act”, касающийся лиц немецкого, итальянского и японского происхождения. В январе 1942 года все “enemy aliens” должны были пройти процесс регистрации, включая дактилоскопирование, фотографирование и выдачу соответствующего документа ("enemy alien registration cards"). В нескольких десятках районов на Западном побережье (Exclusion Zone) их проживание запрещалось.
Военное министерство США требовало переместить всех “enemy aliens” (немцев и итальянцев), проживавших в прибрежных районах, во внутренние районы под предлогом их угрозы для безопасности государства. Однако, правительство на столь радикальные меры не пошло и ограничилось перемещением только части этих «враждебных иностранцев».
11 507 лиц немецкого происхождения были интернированы и размещены в лагерях Военного министерства (United States War Department) и Министерства юстиции (United States Department of Justice). Кроме того, под нажимом американских властей ряд латиноамериканских стран, за исключением Аргентины, Бразилии, Чили и Мексики, депортировали в США более 4500 лиц немецкого происхождения, которых поместили в лагеря для интернированных. Среди них оказались и немецкие евреи, бежавшие от преследования нацистов. Некоторые интернированные содержались в лагерях до 1948 года. 11 стран Латинской Америки также интернировали граждан стран «Оси» на своей территории. Интересно отметить, что толькот 3 до 9% процентов немецких граждан, проживавших на Американском континенте, были членами НСДАП.
Репрессии коснулись и лиц итальянского происхождения - 1881 из них был арестован, а 418 интернированы. Кроме того, 288 человек были депортированы из Латинской Америки и затем интернированы. 8 сентября 1943 года Италия капитулировала и через несколько месяцев большинство интернированных были освобождены.
Наиболее тяжкая судьба ожидала «американских» японцев. 19 февраля 1942 года президент Д. Рузвельт утвердил указ № 9066, который давал право военным властям определять зоны выселения и выселять оттуда любых лиц.
В результате этого 112 тысяч лиц японского происхождения из 127 тысяч проживавших на Западном побережье страны, 62% из которых являлись гражданами США, оказались в концлагерях. В лагерях могли оказаться даже лица с 1/6 частью японской крови, включая детей. Из столь значительного числа японцев на Гавайских островах (150 тысяч.) было интернировано только около полутора тысяч, так как они играли важную роль в местной экономике. Кроме того, 2264 японца были депортированы в США из стран Латинской Америки. В 1944 году Верховный суд США подтвердил конституционность интернирования, аргументировав это тем, что ограничение гражданских прав расовой группы допустимо, если того «требует общественная необходимость».
Однако, обвинения японцев в шпионаже и саботаже оказались несостоятельными. В докладе Государственного Департамента, подготовленного по распоряжению президента Ф.Д. Рузвельта, указывалось, что большинство этнических японцев и 90 %-98 % американцев японского происхождения были лояльны.
11 марта 1942 года было создано Управление по охране собственности иностранных граждан (Office of the Alien Property Custodian), которое могло распоряжаться этой собственностью по своему усмотрению. Многие японцы полностью или частично лишались своей собственности.
Лагеря для интернированных японцев размещались в отдаленных малообжитых районах, в основном на территории индейских резерваций. Здесь были построены бараки без водопровода, канализации и кухонь. Лагеря были огорожены заборами из колючей проволоки и охранялись вооруженными часовыми, которые имели право открывать огонь при попытке побега интернированных.
2 января 1945 года законы по выселению отменили и интернированные лица смогли возвращаться домой, но последний лагерь закрыли только в 1946 году. Освобождаемые получили по 25 долларов и билет на поезд.
В 1948-1992 годах американское правительство приняло ряд указов, предусматривавших частичную компенсацию японцам за потерю собственности, а в 1988 году президент Рональд Рейган подписал документ, в котором от имени Правительства США приносились извинения за интернирование, вызванное «расовыми предрассудками, военной истерией и ошибками политического руководства».
Аналогичную политику по отношению к “enemy aliens” в годы Второй мировой войны проводило и правительство Канады. 25 августа 1939 года в силу вступил War Measures Act, который давал министру юстиции право заключать под стражу любое лицо «действия которого представляли опасность для общественной безопасности или безопасности государства».
В результате этого в в более чем 40 лагерях для интернированных оказалось около 24 000 человек немецкого, а затем и итальянского происхождения, большинство из которых являлись канадскими гражданами. Кроме того, около 37 000 лиц немецкого и итальянского происхождения подлежали обязательной регистрации, ежемесячно они должны были отмечаться в полиции.
Летом 1940 года к ним присоединилось более 3000 евреев, беженцев из Германии и Австрии. По иронии судьбы, часто их содержали в лагерях вместе с немецкими военнопленными.
После вступления Канады в войну с Японией в декабре 1941 года настала и очередь местных японцев, хотя еще с марта того же года они подлежали обязательной регистрации. Считалось, в частности, что они могут способствовать захвату Японией провинции Британская Колумбия.
720 японцев были арестованы, а 24 февраля 1942 года канадский кабинет министров издал распоряжение о выселении лиц японского происхождения из 100-мильной зоны, прилегающей к побережью Тихого океана, вглубь страны. 21 000 человек, 77% которых были канадскими гражданами, были разделены по половому признаку и размещены в лагерях для интернированных. При этом им разрешалось иметь только ручную кладь, вся их остальная собственность конфисковывалась.
Интернированные размещались в примитивных жилищах без водопровода, канализации и электричества и использовались для сельскохозяйственных работ. Часто они голодали, что потребовало вмешательства Красного Креста для продовольственной помощи.
В канадских лагерях оказались и десятки тысяч лиц, депортированных из других британских территорий на Американском континенте и самой Великобритании, а также члены экипажей торговых судов противника, захваченных в портах.
Интернированию подвергались и по политическим мотивам. Наряду с 850 канадскими фашистами в лагерях оказались члены Канадской компартии и другие рабочие лидеры.
Только в конце 80-х годов позиция канадских властей к этим событиям начала меняться. А в 1988 году премьер-министр принес официальные извинения интернированным японцам, а каждому из них, еще остававшемуся в живых, выплачивалась компенсация в размере 21 000 долларов.
Интересно отметить, что имущественные потери интернированных немцев и итальянцев компенсированы не были.