Вячеслав Белков о творчестве Василия Белова

Леонид Вересов
   В. С. Белков - статьи о творчестве В. И. Белова в периодической печати. К юбилеям писателей. Доклад на юбилейных Беловских чтениях 20 октября 2022 года

 

Аннотация: В статье приводятся выдержки из литературоведческих работ В. С. Белкова посвящённых творчеству писателя В. И. Белова. Материалы печатались при жизни писателя Белова, но никогда не были широко известны. В них содержатся оценки практически всех известных произведений писателя, и они вполне дополняют творческий портрет В. И. Белова оригинальным мнением критика и литературоведа Белкова.

Ключевые слова: Белов, Белков, творчество, газетный материал, книги, писатель.


  Вячеслав Сергеевич Белков знаком нам, прежде всего, как рубцововед, одним из первых, оценивших творчество Н. М. Рубцова и изучавший его по архивным документам и воспоминаниям современников. Менее известен В. С. Белков как поэт, прозаик, публицист. Но, и во всех этих литературных жанрах он отметился яркими работами. В год семидесятилетия Вячеслава Белкова, и так совпало, в год девяностолетия Василия Белова, попытаемся вспомнить когда – то написанные статьи о творчестве нашего знаменитого прозаика - земляка. Юбилеи критика и писателя разнятся в один месяц в календаре и в двадцать лет во времени, хотя их можно считать людьми одного поколения.     Многие мысли Белкова, высказанные на страницах газет и журналов, могут быть актуальны и сегодня. По крайней мере, они послужат прекрасным дополнением к творческому портрету В. И. Белова, который пытаются написать сегодня современные литераторы. Нужно учитывать, что все материалы Вячеслава Белкова были опубликованы при жизни Василия Белова и может быть сходство их фамилий доставляло Белову дополнительное удовольствие при знакомстве с ними. Список статей В. С. Белкова будет опубликован в приложении к материалу, поэтому, конкретных ссылок на этот раз не будет, а поставим только год написания и опубликования литературоведом того или иного материала.
   Итак, 1992 год «Впервые я увидел писателя Василия Белова вживе и вблизи, наверное, в 1972 году. Ему было тогда 40 лет, а сейчас приближается другая круглая дата, уже не такая весёлая, конечно. Мне же было тогда двадцать лет, я только что пришёл из армии, уже бредил литературой, писательством, не ведая всей мучительности этой дороги… Теперь, вспоминая 1972 год, я думаю, что тогда Белов ещё не развернулся во всю силу своего таланта. Уже было широкое признание, начиналась мировая слава (переводы были, но нужно время на их прочтение и осознание), однако многие знали писателя лишь по небольшой повести «Привычное дело». Сила и уверенность пришла к Василию Белову чуть позже, когда он шаг за шагом утверждал себя в новых жанрах: в пьесах, в романе, в публицистике… Если угодно, задача писателя состоит в том, чтобы не писать. Это звучит странно, но это близко к истине. Надо сдерживать себя. Но уж если совсем невмоготу, когда уже прёт из тебя, значит это пошло что – то настоящее, а не пустая порода. Поэтому длинные творческие паузы Белова вполне объяснимы… Попытаюсь передать ощущение читателя беловских книг: всё время не хватает информации о самом авторе. Даже в автобиографических заметках Василий Белов как – бы чего – то не договаривает, оставляет на потом. Может, это исконная, крестьянская бережливость – всегда что – то оставлять в закромах на будущее, на чёрный день. Или его личная черта характера…Василий Белов никогда не повторялся, в этом его особенность. Он не стал, например, писать второе «Привычное дело», а обратился к роману – хронике, создал новую по духу и по форме книгу «Лад». Это теперь мы с удивлением думаем: неужели, когда – то не было «Лада. А его, действительно, когда – то не было. Автор всё время вступал на новую для себя тропу, то есть выбирал самый трудный путь. Может быть, в противоборстве с материалом полнее выявилось его предназначение…». Это, в какой – то мере, итоговые мысли Вячеслава Белкова о творчестве Василия Белова. Но, продолжим наше путешествие по его газетным материалам. Вот более пространная статья о повести «Привычное дело» 1991 года к 25 летию выхода произведения к читателю. «Конечно, «Привычное дело» это, прежде всего, повесть о прекрасной тайне нашей жизни, о том, что «мир устроен грозно и прекрасно». Но в политическом смысле, это, похоже, повесть о предательстве. О том, как «государство» предало своих подданных – крестьян. У тех, кто успел как – то присоединиться к центральным властям, появилась какая - то городская укрепа, а деревенские жители, как в старые времена, оставались такими же открытыми, непосредственными, душевными, и выжить им было очень трудно в новых условиях. И самое удивительное, что народ наш не озлобился. Да, может, потому ещё и жива Россия, что крестьяне тогда не озлобились…». В статье 1986 года Белков разбирает посылы о повести «Привычное дело» литературоведа Александра Овчаренко. А вот и оценка самого Вячеслава Белкова. «… Сейчас большой интерес у иностранных читателей и писателей вызывает наша, так называемая «деревенская проза». В статье, посвящённой итогам литературного 1985 года, В. С. Белков говорит о повести В. И. Белова «Раздумья на родине». «Эта своеобразная повесть написана действительно в родной Тимонихе… Белов прослеживает свою крестьянскую родословную… Пишет по рассказам стариков о временах предреволюционных, о коллективизации и других событиях. А предвоенное житьё – бытьё видел автор уже своими глазами… И очень страстные, лично пережитые страницы посвящает Василий Белов деревне последних двух десятилетий, своим землякам, их необозримой, порой тяжёлой работе на земле их бедам и печалям…».
Интересна, как нам кажется, даже некая «проба пера» Вячеслава Белкова о «Ладе» Василия Белова 1980 года, напечатанная под рубрикой «Мнение читателя». «…С радостью и одновременно – с грустью читаешь новую работу Василия Белова «Лад» (Очерки о народной эстетике) с радостью, потому что она о красивой жизни красивых людей. И это сказано не об отдельных личностях, а о целом народе. Но часто набегает и грусть – не всё хорошее успели мы взять из прошлого, спеша семимильными шагами вперёд… Цитировать «Лад» довольно сложно. Он так же целен, как и то, о чём повествует. Его с интересом прочтут все, кому старшие почему – либо не рассказали (некогда, наверное!?) о своей деревенской юности. «Очерки» будут полезны и давним горожанам. Сюда вошло многое из того, что осталось «за кадром» известных художественных полотен писателя».
    В материале 1984 года, в рубрике «Литературная жизнь» речь тоже о «Ладе». «…Закономерно не только появление книги об «устойчивых формах народного бытия». Заслуживает внимания и серьёзного изучения тот факт, что именно в начале 60 х годов, когда резко менялись эти самые формы бытия, из глубин народной жизни вышли такие художники слова, как Василий Белов, Николай Рубцов, Василий Шукшин, Александр Вампилов… Перед нами действительно очерки об эстетике (народной жизни), ибо для автора их никогда и не существовало какой – то «элитарной, чистой» эстетики, прекрасного вне труда и нравственности; он находит красоту в каждом жизненно необходимом деле крестьянина – будь то плотничанье, расстил льна или витьё верёвок… Таким образом, глубины крестьянской (и не только крестьянской) культуры, которые высвечивает в своих книгах писатель – вологжанин, помогают ставить и решать коренные вопросы современности. Неумирающий образ этой культуры служит целям нравственного воспитания людей». Итоговым, для своего времени, видится и материал 1986 года, тоже связанный с книгой В. И. Белова «Лад». Белков приводит много цитат из книги Белова, рассказа Роберта Балакшина, стихов Николая Рубцова, Сергея Чухина о живом слове, его значении в жизни людей, примеры их фольклора, песен, обрядов славян. «Да, искусство, в том числе словесное искусство, вышло из жизни, из труда. Сейчас это уже научно и подробно доказано. И об этом же, только по - своему, говорит и Василий Белов в своих очерках о народной эстетике… Не случайно, автор книги, назвал главу об искусстве народного слова «Начало всех начал»! Василий Белов рассказывает о преданиях, бывальщинах, сказках, пословицах, песнях и о знаменитых теперь на весь мир вологодских бухтинах… Но всё начинается у Белова с жанра, который, к сожалению, крайне редко привлекает внимание фольклористов, - с разговора… Воистину поразительная связь слова с жизнью. Именно в жизни надо искать его исток и начало!». Есть публикация Вячеслава Белкова и с положительной оценкой пьесы Василия Белова «Александр Невский» 1988 года, но закончим статьёй о романе «Кануны», вернее о третьей части романа в журнале «Новый мир» № 8 за 1987 год «…В третьей части «Канунов» как – то особенно ощущаешь уровень сегодняшней беловской прозы. Это проза, которой не нужны никакие эффекты и украшения, стиль её, повторяю, суховат и экономен. Тут вспоминается проза родоначальника нашей новой литературы, и его слова о том, что главное в прозе – мысль и мысль. Ждёшь иногда, что вот здесь Белов не просто блеснёт своим юмором, (это – то есть), а как и раньше, заставит смеяться ещё и ещё раз; а вот здесь развернёт описание, плеснёт живописи щедрой рукой или добавит психологии. Но автор упорно уходит от этого во имя главного. И дело не только в теме или жанре. Писатель достиг уже того уровня, когда при всём богатстве своей палитры он сдержан и требователен к себе до предела, когда он не лепит образ на образ, а лишь отсекает от природной глыбы всё лишнее… И именно потому, наверное, каждая фраза вдруг начинает звучать, наполняется художественной красотой и смыслом». Эти же мысли Вячеслав Белков повторяет и в материале 1988 года в журнале «Дон». А вот в этом же журнале 1989 года в материале «Разлад» Белков говорит о следующих главах романа Василия Белова. «…Лад для Белова – это обычная народная жизнь, труд, открытость, песня. Одним словом, норма. А разлад – это головные кабинетные теории о жизни, война с собственным народом, изуродованное слово. Это когда хочется драться. У многих «чесались руки», хотелось драться и в 18-м, и в 25-м, и в 29-м, наконец. Я не придумал это словосочетание «хотелось драться». Оно встречается в романе – хронике Василия Белова, только в ином масштабе… Новые главы романа – хроники Белова проясняют теперь и общий замысел писателя – широко и достаточно подробно рассказать о нашей действительности 1929 - 1930 годов. Каждая глава как – бы большой мазок в картине, мазок нового цвета. Отсюда, наверное, и некоторая несобранность, дисгармоничность повествования. Может, таков замысел писателя, таково время, о котором Белов говорит. Да, повествование о страшных событиях, о несладкой жизни. Немало здесь политики и самой лексики политической. И в то же время хочется и надо говорить о художественности произведения Белова. Говорить на уровне стиля, образа…Это не часто бывает, когда высказываются о современной прозе… Разлад, разлом, перелом, «Год великого перелома». Новое произведение Василия Белова о событиях уже исторических. Но как часто эти события перекликаются с сегодняшним днём… Но в целом надо сказать, что в 1929 – 30 годах свершилось большое предательство. Крестьянский народ был предан теми, кто знал о разладе, и кто мог что – то сделать. А разлад был столь велик, что через несколько лет захватил и самих предателей… Но разве мы говорим об отмщении? Мы говорим о труде, как основе социализма, о ладе, о совести…».
   Особняком стоит упоминание о Василии Белове в разделе «О России» в обозрении сотрудника «Вологодского комсомольца» Вячеслава Белкова 1990 года. «Писатель Василий Белов обратился к народным депутатам России. Текст выступления опубликован в газете «Литературная Россия»… Многим, наверное, запомнится мысль Василия Белова: «Мы почему – то решили буквально всё позаимствовать у Запада, то есть в чужих людях. Когда – то мы позаимствовали у Европы марксизм с его непримиримой враждой к частной собственности. Ныне опять заимствуем – приватизацию, то есть ту же частную собственность. А не прищло ли время пожить и своим умом…». Какая – то совсем современная и своевременная мысль В. И. Белова, подмеченная ещё в прошлом веке!
    Итак, В. С. Белков на протяжении нескольких лет, с 1980 по 1992 год (как пока удалось выяснить),  высказался как литературовед практически обо всех крупных и важных произведениях В. И. Белова. Его суждения иногда оставались в том времени, в котором писались, но иногда они удивительно интересны и сегодня, пусть забытые, но некоторые оценки Белкова необходимо использовать в арсеналах литературоведения как счастливо пережившие своё время.
    Список газетных и журнальных публикаций В. С. Белкова по годам:
1. В. С. Белков «Книга о красоте». «Вологодский комсомолец» 12 ноября 1980 года.
2. В. С. Белков «Лад» в зеркале мнений». «Красный Север» 19 сентября 1984 года.
3. В. С. Белков «О родных и близких» (к итогам литературного года». «Вологодский комсомолец» начало 1986 года (?). Использована газетная вырезка без даты.
4. В. С. Белков «Большая литература». «Красный Север» 26 апреля 1986 года.
5. В. С. Белков «Живое слово». «Советская мысль» г. Великий Устюг, 12 февраля 1986 года.
6. В. С. Белков «Кануны». «Вологодский комсомолец» 4 ноября 1987 года.
7. В. С. Белков «Александр Мудрый». «Вологодский комсомолец» 25 декабря 1988 года.
8. В. С. Белков «В. Белов «Кануны». («Новый мир» 1987 №8»).              Журнал «Дон» 1988 год № 9, стр.148 -149.
9. В. С. Белков «Разлад» (Белов «Год великого перелома»).  Журнал «Дон» 1989 год № 8, стр. 172 – 173.
10. В. С. Белков обозреватель номера от 16 декабря 1990 года газеты «Вологодский комсомолец». Раздел его обозрения за неделю «О России».
11. В. С. Белков «Надо было жить» «Привычному делу» 25 лет. «Красный Север». 21 мая 1991 года.
12. В. С. Белков «Ждём от Белова исповеди…». «Русский Север» 1 сентября 1992 года. Список не закрыт…