Сказка про последнего ангела в Театре наций

Ирина Коноплёва
Даже при том, что спектакль я смотрела на экране, а не в театре (запись создана под руководством режиссера Андрея Могучего для «Золотой маски»), он оказался одним из самых впечатливших меня спектаклей. Этот спектакль стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Драма / спектакль большой формы» сезона 2019-2020.
Основа сюжета - путешествие главного героя (прекрасная актёрская работа Павла и Данилы Рассомахиных) к своей любимой - однокласснице Оксане, в которую он влюбился, ещё будучи школьником. Путешествие экзистенциальное и происходящее в абсолютно сюрреалистической атмосфере, соединившей символизм русских народных сказок в архетипическо-мрачноватом свете с реалиями начала 90-х. Время действия - 1993 год, ставший переломным  для страны, а значит и для всех живущих в ней людей. Кадры с места событий у Белого дома, разгул бандитизма, разборки со стрельбой средь бела дня, хаос и разруха…
Но всё-таки спектакль не об этом, а о пути человеческой души к истинной Любви в подлинном смысле этого слова. Андрею- так зовут главного героя- в его непростом путешествии помогают двое друзей: добродушный Игнат (Павел Комаров) и Леусь (Глеб Пускепалис), называющий себя племянником священника и полностью уверенный, что статус священника передался по наследству и ему. Со своими друзьями и верными помощниками Андрей познакомился в психиатрической больнице (а не похож ли на одну большую психбольницу наш реальный мир, созданный людьми?), куда попал после того, как чёрные риэлторы оставили его без жилья. Кажется, что сбежать из того мрака и ужаса, что окружает наших героев в этом весьма специфическом учреждении, где не особо-то и лечат, а просто «додерживают» тех, кого общество не приняло, отторгло, списало, и где садисты-санитары безнаказанно избивают беспомощных пациентов, невозможно. Но однажды это совершенно неожиданно удаётся, и оказывается, что никто ни за кем не гонится, не преследует и не ищет - «Сбежать из больницы намного проще, чем мы думали!». С этого побега и начинается Большой Путь.
В основе сценария лежит рассказ питерского математика и писателя Романа Михайлова «Героин приносили по пятницам. А вы сами знаете, как тяжело во Франции писать о любви».
«В рассказах Романа Михайлова – заряд подлинности и чистоты. Его герои – наивные, странные люди, «люди тайн». Они живут в том же мире, что и мы, но у них особое зрение – видеть и чувствовать мир иначе, целостно, открыто, по-настоящему. Они могут ходить по невидимым тропкам между реальностью и сном, разговаривать с небом, слышать голоса травы и ветра. И благодаря этой своей способности быть с природой одним целым, быть в подлинном смысле как дети, они могут менять то, что в нашем мире принято называть реальностью. Они действительно могут спасти мир своей искренностью и любовью»(1)
Символично, что своей возлюбленной Андрей предлагает яблоки, и на протяжении всего спектакля эти фрукты играют ключевую роль. Яблоко в русских народных сказках символ бессмертия и вечной молодости, символ жизни и любви, а предложить яблоко означало признание в любви. В то же время, в христианской традиции яблоко -  плод дерева познания, и связано с искушением.
Завершает спектакль давшая ему название «Сказка про последнего ангела» из  цикла жутковатых и совсем не детских сказок Алексея Саморядова, рассказанная со сцены Лией Ахеджаковой.
Неотъемлемая часть спектакля - это музыка, с первых минут и на протяжении всего действа проникающая в глубины души и задающая тон всему восприятию происходящего.
Антракты здесь необычные. Первый длится всего три минуты, а во время двух других действие продолжается. Существенную часть второго занимает видеоролик:  нарезка кадров с детьми в роддоме, детском саду, школе под  песню «Белые розы». Эта популярная и на первый взгляд незатейливая песня «Ласкового мая» неожиданно обретает абсолютно новый смысл, раскрывается с новой стороны, и в образе этих белых роз представляются души людей, которые приходят безгрешными, светлыми и чистыми в этот мир «жестоких вьюг, холодных ветров».  Если выйти из зала во время третьего антракта, можно упустить очень интересную и важную часть спектакля. А именно - не услышать произнесённый Леусем на вокзале монолог-проповедь о действительно важных вещах. И если в самом начале знакомства с Андреем и Игнатом в больнице Леусь довольно грубо, пошло и примитивно рассуждает на тему любви и отношений, то в этом путешествии, где он с той наивной и искренней уверенностью, которая может быть у пациента психиатрической клиники, берёт на себя роль священника, у которого алтарем становится обычная тумбочка,  всё чудесным образом меняется. И вот, мы слышим его пронзительную душеспасительную проповедь. О том, что такое истинная любовь, которая спасёт этот мир от окончательного разрушения; что каждый из нас здесь для того, чтобы «доделать работу, которую Бог начал для нас», что «всё, что в нас есть плохое и хорошее, будет иметь продолжение», и «причиняя зло другому ты разрушаешь себя», и много-много другой информации для размышления.
"Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто» (1 Кор. 13:2)
«Любовь  никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:8)…


(1) Из аннотации к спектаклю на сайте Театра наций