Идеал взаимоотношений по Соломону... 7

Константин Савитрин
На Прозе.ру в публикации можно использовать только одну картинку и притом низкого качества. В моём блоге можно увидеть туже публикацию с картинками в полном объеме и лучшем качестве:
https://nps-savitrin.blogspot.com/p/blog-page_26.html?m=1

7. ОСОБЫЕ ПОДУРОВНИ НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ И ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОМ УРОВНЯХ

Социально-культурный и индивидуалистические уровни эволюции сознания представляют собой уровни личностного роста и развития с преобладанием социальной положительной или отрицательной обусловленности. На каждом из этих уровней можно говорить о подуровнях, соответствующих трансперсональному уровню, но несколько видоизменённых согласно природе этих уровней.
Как уже говорилось выше, «большинство людей и до настоящего времени контролируются главным образом биологическими мотивами, модифицированными и конкретизированными социально-культурными силами».  Точно также духовный голод и духовное устремление, испытываемые человеческой душой, на каждом уровне контролируются трансперсональными мотивами, модифицированными и конкретизированными соответствующими социально-культурными или индивидуалистическими силами.
На социально-культурном и индивидуалистическом уровнях можно выделить в особый подуровень людей, занимающихся религиозной, философской и духовной работой и практикой. И нужно понять отличие таких людей от представителей других подуровней тех же уровней, а также от занимающихся духовным развитием и совершенствованием на трансперсональном уровне.
Такие люди считают себя не только духовно-ориентированными или духовно-устремлёнными, но даже духовно развитыми, продвинутыми, если изучают какое-либо религиозное или философское учение, или даже несколько таковых. Но так ли это? Попробуем ответить на этот вопрос.

Изучение и практика религии и философии на социально-культурном уровне проявляются в желании быть принятым социальным окружением или социальной группой. И под духовным развитием на этом уровне понимается следование заповедям, нормам, идеалам, принятым в социальном окружении человека или социальной группе, с которой человек хочет быть сопричастным и единым. Важным представляется исполнение принятых в социальном окружении обрядов, ритуалов, требований. В значительной степени это формализованная и ритуализированная религия.
На этом уровне можно отличать колебания религиозной жизни от формального исполнения предписаний, заповедей, обрядов до сентиментально-религиозного личного чувства и служения.
Так же среди служителей религиозного культа на этом уровне можно провести градацию от книжников и фарисеев, формально исполняющих свои обязанности и требующих того же от других, до искренних, служащих с искренним сентиментально-религиозным чувством любви и сострадания.
На социально-культурном уровне можно отметить астро-ментальную (чувственно- или сентиментально-интеллектуальную) вовлеченность в тот или иной религиозный культ или философское учение с обязательным требованием и стремлением следовать соответствующим внешним идеалам, целям, ценностям.
Религиозные и философские учения, предписания, практики воспринимаются как истинные, если соответствуют требованиям избранной человеком социальной группы (в семье, национальности, расе и т.д.). И воспринимаются как ложные, если не соответствуют.
На социально-культурном уровне ещё сильно астральное, сентиментальное чувство и сопереживание, но развивающийся интеллект (низший манас, ментал) ещё весьма зависим от мнения социального окружения и не самостоятелен.

Изучение и практика религии и философии на индивидуалистическом уровне проявляются в желании преодолеть ограничения социального окружения или социальной группы, стать независимым от них и оказывать на них влияние. И под духовным развитием на этом уровне понимается следование внутреннему закону, познанному человеком в своей внутренней сущности.
Важным представляется уже не исполнение принятых в социальном окружении обрядов, ритуалов, требований, но познавание своей внутренней силы, внутреннего закона в себе. Религиозное чувство и религиозно-философские мышление и деятельность проявляются как бунт против формализма и ритуализма и устремлены к освобождению от них. Устремлены в направлении исполнения своего внутреннего закона.
На этом уровне можно отличать колебания религиозной жизни от некоторой формы религиозного и философского бунта до глубокого философского самостоятельного осмысления и самостоятельного глубокого религиозного чувства и служения.
Так же среди религиозных философов на этом уровне можно провести градацию от бунтарей и искателей духовной свободы до идущих своим самостоятельным путём с опорой на глубокое философское осмысление и миропонимание, а также силу глубокого внутреннего религиозного чувства и служения.
На индивидуалистическом уровне и по мере подъёма в направлении трансперсонального уровня социальные идеалы, цели, требования ослабевают и утрачивают свою прежнюю значимость. Утрачивают в сравнении с нарастающей значимостью внутреннего нравственного идеала. И внешние требования, предписания, заповеди заменяются императивом говорящей в душе человека совести.
Религиозные и философские учения, предписания, практики воспринимаются как истинные, если соответствуют внутренним религиозному чувству и философскому разумению человека. И воспринимаются как ложные, если не соответствуют.
На индивидуалистическом уровне ещё сильно астральное, сентиментальное чувство и сопереживание, но развивающийся интеллект (низший манас, ментал) уже вполне независим от мнения социального окружения и вполне самостоятелен. Более того, развиваются разум и разумение (Высший Манас), который по мере восхождения в направлении трансперсонального уровня всё более и более озаряется светом высшей любви (принципа Буддхи, его Любовью-Мудростью или Премудростью)

В действительности формы духовного развития на социально-культурном и индивидуалистическом уровнях являются лишь подготовительными ступенями к истинному духовному развитию (или развитию духовности), которое осуществляется на трансперсональном уровне, то есть при вступлении на Путь.

Как сказано в герметическом трактате «Кибалион»:
«…по мере того, как человек осознает существование и близость Духа, Постоянно Пребывающего внутри его существа, он будет подниматься по духовной лестнице жизни. И именно это означает духовное развитие – узнавание, осознание и проявление Духа внутри нас. Постарайтесь запомнить это определение духовного развития. Оно содержит Истину подлинной Религии.
Существует много планов Бытия, множество подпланов жизни, множество уровней существования во Вселенной – и всё зависит от продвижения Существ по лестнице, низшей точкой которой является грубейшая материя, а высшая отделяется тончайшей границей от Духа Всего. И всё движется вперед и вверх вдоль этой «Лестницы Жизни», всё находится в движении, всё находится в Пути, конец которого – Всё.
Всё развитие является Возвращением Домой. Всё находится в движении вперёд и вверх, несмотря на кажущиеся внешние противоречия» (Глава 7. Всё во всём).

Е.И.Рерих так писала о духовности:
«Духовность развивается много быстрее интеллекта, ибо интеллект требует уже осознания своей индивидуальности и ярого мощного существования Космического Бытия.
Духовность есть основа всякого Бытия, вечного или бессмертного. Духовность развивается на яром росте врожденного инстинкта. Но, конечно, ярая духовность растет много скорее, нежели интеллект и способность распознавания противоположений, существующих в Мире Проявленном.
Ярый интеллект появляется при сознании своей обособленности от всего существующего и окружающего. Такое осознание обособленности развивается позднее в страстный эгоизм и яро создает особую индивидуальность, которая становится высоким благом или страстным злом в Мире Проявленном, в человеке.
Человек становится подчиненным своему эгоизму, и только проснувшаяся любовь к Высшему Идеалу может спасти его от разложения — именно, Любовь к Прогрессу, к Красоте Высшей определенно способствует возвышению духа и росту страстного распознавания, и тогда интеллект становится Высшим Умом, который преображается в Высший Разум.
…Распознавание и вмещение противоположений несравнимо способствуют развитию духовности… Интеллект, уравновешенный с высокой духовностью, – великая Мощь в Космосе. Высокая духовность есть ярая любовь ко всему Прекрасному»
(Е.И.Рерих. Письма в Америку, 15.10.1953)

Говоря о духовности, прежде всего, как о сознании, Е.И.Рерих называет его седьмым чувством:
«Теперь, что есть семь чувств астральных? Именно, соответствия пяти чувств, определенно ощущаемых в земной оболочке, плюс шестое, еще редко проявляющееся чувствознание, или так называемая интуиция, и седьмое, синтетическое, или духовность» (Письмо Е.И.Рерих от 06.5.1934).

«К семеричному подразделению я сделала малые добавления:

4. Кама – животная душа (или высшее астральное тело, через которое проявляется желание в двух аспектах):
а) Кама-Манас – низший ум или интеллект.
б) Кама-рупа – форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии).
5. Манас – самосознание или мыслитель (Высший Разум).
6. Буддхи – духовность, духовная душа, в отличие от человеческо-животной души, проводник, через который проявляется Атма.
7. Атма – Дух или огненное начало, или энергия, разлитая во всем Космосе.
… так называемые принципы в нас [исключая физическое тело и эфирный двойник, которые рассеиваются после смерти] суть лишь аспекты или состояния нашего сознания. Именно, все подразделения на дух, душу, манас высший и низший, по существу являются лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия. Потому, для достижения высшей духовности, мы должны трансмутировать и сублимировать огни наших центров до их седьмого состояния. Так Мир высшей духовности, Мир Огненный, есть Мир сублимированных чувств или сознаний. Ни одно человеческое чувство не исчезает, но пребывает в Мире Огненном в своем сублимированном или утонченном состоянии, отвечая на высшие притяжения и вибрации».
(Письмо Е.И.Рерих от 16.11.1935)

«Труден путь истинного ученичества. Ведь никакие знания, никакие философии и тем более магические насилия не дадут нам духовности. Ибо лишь в жизненном опыте, в испитии яда жизни, всех иллюзий её, при сохранении великого устремления к служению Общему Благу, накопляем мы ЧАШУ АМРИТЫ».
(Письмо Е.И.Рерих от 15.10.35)

«…величайшее заблуждение называть медиумистические способности духовными достижениями. Именно, это антипод духовности. Духовность заключается в высшей триаде, а именно она бездействует у медиумов. Не унижайте величайшую ценность мира. Духовность всегда сопровождается уравновешенностью и прирожденной мудростью.
Старайтесь распознавать проявления медиумизма, который очень развит сейчас. Ведь низший психизм недалек от медиумизма и представляет из себя тоже немалую опасность. Потому так важно всеми силами направлять человечество по пути истинной духовности и закалки характера в жизненных боях».
(Письмо Е.И.Рерих от 15.10.1935)

«Духовность достигается лишь очищением мыслей и трудом. Стремитесь по этому высшему и кратчайшему пути» (Письмо Е.И.Рерих от 17.04.1936).

Именно,  «духовность заключается в высшей триаде»  и  «никакие знания, никакие философии и тем более магические насилия не дадут нам духовности». 

И формы духовного развития на социально-культурном и индивидуалистическом уровнях являются лишь подготовительными ступенями к истинному духовному развитию (или развитию духовности), которое осуществляется на трансперсональном уровне, то есть при вступлении на Путь естественного развития и раскрытия высших центров сознания и высших психических сил.