Идеал взаимоотношений по Соломону... 4, 5, 6

Константин Савитрин
На Прозе.ру в публикации можно использовать только одну картинку и притом низкого качества. В моём блоге можно увидеть туже публикацию с картинками в полном объеме и лучшем качестве:
https://nps-savitrin.blogspot.com/p/blog-page_26.html?m=1

4. ТОЛКОВАНИЕ НА БИОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Для человека, основные поле жизни которого сосредоточено на биологическом уровне, можно различать общее значение изречения, применимое ко всем видам партнерских, то есть примерно равноправных по уровню взаимоотношений. И частное значение, применимое к взаимоотношениям партнеров по браку.
И в общем случае взаимоотношений, и в браке партнёров объединяют общие цели, идеалы, ценности поверхностного «биологического» порядка.
В книге «Астрология трансформации. Многоуровневый подход» Д.Радьяр пишет:

«Все люди действуют на биологическом уровне в качестве физических организмов, тел. Они действуют и реагируют с целью удовлетворения нескольких основных органических функций, таких как: насыщение крови кислородом посредством дыхания, циркуляции крови, метаболического усвоения пищи, адаптации к перемене температуры и жизненных ситуаций, самозащиты посредством сложной системы нервных импульсов и передачи и самовоспроизведения посредством секса. Каждая из этих основных функций имеет то, что можно назвать физическим перевариванием, выражающимся в мотивах, эмоциях и, прежде всего ощущении себя как отдельных организмов, чьи исключительные характеристики отличают их от других человеческих организмов.
Соединение всех основных биологических потребностей является потребностью безопасности, не только как отдельно взятой личности, но еще глубже, как члена человеческого рода. Поскольку на биологическом уровне сохранение и распространение вида в целом является, в действительности, более важным — хотя это может быть и неосознанно — чем сохранность любого отдельного тела, принадлежащего к этому виду. В любом животном виде отдельный организм (представитель вида) всегда является потребляемым; а что действительно имеет значение, так это то, что может произойти с видом. Это является основной причиной нашего беспокойства о том, что происходит с детьми, или даже эмбрионами, и самой глубокой неосознанной основой материнской любви — поскольку ребенок символизирует увековечение и будущее человека как вида. Даже в наше время сложной и интеллектуальной цивилизации, люди отправляются в далекий путь, чтобы спасти от вымирания последних представителей вида, находящихся под угрозой; и именно эта озабоченность является слабым отражением того, что осталось в современном мозгу от чисто биологического состояния сознания — чувство биосферного греха».

Когда говорится «двоим», то для мужчины и женщины, эволюционирующих на биологическом уровне, подразумевается, что двое сознательно строят дом партнёрства или семьи на фундаменте «биологических» идеалов, целей, ценностей. Такой дом может быть более или менее надёжен и защитит партнеров, семью от ветров и внешних стихий.
Но всё-таки такой дом не может защитить от внутреннего разлада между партнёрами, обусловленного неравномерностью развития двух личностей и их неведением о пути эволюции тех духовных Индивидуальностей, которые в этих личностях воплощены.
Так что, хотя в момент соединения партнёры, устремлённые к «биологической» реализации, могут быть более или менее созвучны, могут соответствовать друг другу, спустя некоторое время один из них или даже оба после прохождения определённых жизненных кризисов могут кардинально изменить направление своих жизненных путей. И так как в «биологическом» мире всё ненадёжно, всё быстро меняется, старея и увядая, то опора на этом уровне раньше или позднее разрушается и через страдания побуждает людей искать новые идеалы, цели, ценности более глубокие и надёжные.
Вот один из партнёров пробудился от иллюзии самообольщения радостями биологического уровня, его благами и достижениями. Он осознал и выбрал для себя новые идеалы, цели и ценности более возвышенного порядка. И, проецируя их на своего партнёра, понимает, что последний более или менее не соответствует новому образу целесообразного партнёра или спутника жизни. А также видит, что между ним и партнёром возникла дистанция, которая по мере изменений человека начинает расти и угрожает превратиться в бездну. Он начинает искать решение проблемы возникшей или открывшейся его взору (а доселе скрытой) дисгармонии. В сознании ищущего возникает вопрос: смогут ли партнёры далее не просто сосуществовать под одной крышей, постепенно или быстро скатываясь к формальному сожительству, но идти вместе, устремляясь к одной, общей для них цели?
Часто этот вопрос для партнёров, устремлённых к идеалам, целям и ценностям биологического уровня, имеет следующие варианты разрешения:
- осознание несоответствия и несовместимости и, как следствие, разрыв отношений, развод (у дома разрушается крыша, живущие в доме разрушают и стены, дом становится совершенно непригодным для жилья);
- вырождение партнёрства в формальные рабочие или супружеские отношения (у дома разрушается крыша, живущие в доме не замечают этого или делают вид, что всё хорошо или, по  крайней мере, не так плохо, как кажется, но дом непригоден для жилья);
- осознавший новые идеалы, цели и ценности партнёр начинает строить на их основании новую жизнь; а второй партнёр из любви к нему устремляется за ним, как за наставником или старшим по опыту (первый партнёр начинает строить на развалинах старого дома новый, второй партнёр — присоединяется к строительству нового дома).
Первые два варианта являются лишь формами вырождения партнёрства, основанного на прежних совместимости и созвучии, вырождения в разновесие, одиночество вдвоём или даже крайний антагонизм.
Лишь последний вариант можно рассматривать как эволюционно-целесообразный, то есть соответствующий направлению как личной эволюции партнёров, так и эволюции их взаимоотношений (единого целого — в деловом или брачном партнёрстве). И в этом последнем случае возможен переход взаимоотношений не только на новый уровень внешней самореализации, но и устремление партнёров к самореализации на социально-культурном уровне.
К биологическому уровню можно отнести лишь весьма малую часть современного человечества. И это будут преимущественно аборигены, полуживотные племена Азии, Африки и Австралии.
Д.Радьяр утверждал, что «большинство людей и до настоящего времени контролируются главным образом биологическими мотивами, модифицированными и конкретизированными социально-культурными силами».
С этим мнением можно согласиться. Ведь большая часть современного человечества действительно уже не может просто удовлетвориться полуживотной жизнью. Людям необходимо быть частью социальной среды, принимать или оспаривать принятые в обществе идеалы, цели, ценности. И, именно, преобладающий фокус сознания многих сосредоточен уже на идеалах и целях преимущественно социально-культурного уровня и модифицированных им потребностей, идеалов и целей биологического уровня.

5. ТОЛКОВАНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ УРОВНЕ

Для человека, сосредоточенного на социально-культурном уровне, можно так же различать общее и частное значение изречения. И всё, сказанное о расхождении по идеалам и целям применительно к первому, наиболее грубому уровню толкования, применимо так же к личностной самореализации на социально-культурном уровне. Но есть некоторое отличие. Оно проявляется в том, что, хотя идеалы, цели и ценности остаются личностными, они уже сосредоточены не на биологическом уровне полуживотного человека, а на уровне сознания человека, обусловленного социально-культурными возможностями и ограничениями.
Если в случае сосредоточения партнёров на биологическом уровне ими двигало желание жить и наслаждаться личным благом, не зависимо от других, то на социально-культурном уровне партнёрами движет желание быть таким, как все, вписаться в социальное окружение, быть принятыми этим окружением, как свои, и быть признанными как нормальные этим окружением.
Если на биологическом уровне желание радостей и наслаждений обусловлено инстинктами полуживотного человека, то на социально-культурном уровне они обусловлены уже рамками социально-приемлемого в окружении этого человека (в семье, партии, религии, нации и т.п.)
Если на биологическом уровне человек стремится к тому, что приносит чувственные наслаждения и радости, и даже жажда богатства или власти может быть только средством получения этих радостей и наслаждений. То на социально-культурном уровне власть и деньги важны, скорее, как средства приобретения социальной значимости, авторитетности. А радости и наслаждения, доступные человеку, скорее, свидетельствуют об его социальном статусе, чем о его личных желаниях.
Преобладающий фокус сознания смещается в сферу низшего манаса, рассудочного мышления и интеллектуального сосредоточения.
Здесь партнёрам важно не столько простое человеческое счастье, сколько тот уровень жизни, который в их социальном окружении признаётся, как свидетельствующий о счастье.
И даже возраст вступления в брак, требования к выбору спутника жизни в значительной степени регулируется мнениями, условностями, правилами, догмами и суевериями социального окружения.
Здесь брак может быть не только заключён по причине соответствия предполагаемого партнёра условиям социально приемлемого, но и расторгнут по причине выявленного несоответствия требованиям социального окружения.

Партнёрские отношения, построенные на идеалах, целях и ценностях социально-культурного уровня более основательны и долговечны, чем биологического уровня. Две личности, эволюционирующие на социально-культурном уровне, притягиваются друг ко другу уже не только полуживотными влечениями, инстинктами, но и получеловеческим мышлением, взаимопониманием. То есть их взаимоотношения глубже и сложнее. Соответственно на этом уровне сложнее найти подходящего спутника жизни и заменить его в случае разлуки или утраты (смерти).
Заключение и расторжение брака в зависимости от социального окружения, законов, нравственных (религиозных) правил, принятых в обществе, может быть более или менее затруднено. И социальное окружение играет весьма важную роль в партнёрских отношениях, влияя на их качество вмешательством, вторжениями или помощью.
На этом уровне, как и на биологическом, примерное равновесие брачующихся может быть нарушено при обнаружении одним из партнёров неудовлетворённости идеалами, целями и ценностями социально-культурного уровня. Он так же может осознать и сознательно выбрать идеалы, цели и ценности более высокого уровня: в данном случае — индивидуалистического.
И здесь можно отметить те же три варианта разрешения: два неудовлетворительных — расторжение брака или попытка не замечать его разрушение и третий — единственно удовлетворительный и эволюционно-целесообразный: осознавший новые идеалы, цели и ценности партнёр начинает строить на их основании новую жизнь; а второй партнёр из любви к нему устремляется за ним, как за наставником или старшим по опыту (первый партнёр начинает строить на развалинах старого дома новый, второй партнёр — присоединяется к строительству нового дома).

6. ТОЛКОВАНИЕ НА ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОМ УРОВНЕ.

Для человека, сосредоточенного на индивидуалистическом уровне, верно всё сказанное выше для биологического и социально-культурного уровня. Но есть некоторое существенное отличие.
Человек, эволюционирующий на индивидуалистическом уровне, так же, как и человек социально-культурного уровня в значительной степени подвержен влияниям социального окружения. Однако в отличие от положительной обусловленности социально-зависимого человека, этот человек стремится быть не таким как все, стремится выйти за рамки социального окружения, освободиться от социального диктата и социальной тирании. То есть он развивает отрицательную обусловленность.
Если человек социально-культурного уровня стремится следовать законам, правилам, заповедям, догмам внешним — социального окружения, то человек индивидуалистического уровня стремится преодолеть все внешние условности и ограничения, стремится в сокровенных глубинах своей сущности найти и познать закон своего и всеобщего гармоничного существования.
Таких сильных, то есть индивидуализированных личностей значительно меньше, чем личностей социально зависимых и социально обусловленных. И если последние составляют большую часть современного человечества, то первые вместе с теми, что вступают на путь трансперсональной эволюции, составляют малую часть. Эти индивидуализированные личности достигли уже истинного человеческого развития, устремляются к ступеням сверхчеловеческой и божественной эволюции.
Здесь законы, правила, нормы, принятые в социуме, уже не играют столь важного значения, как внутренний закон, познанный в духовной сущности человека.
Партнёрские отношения, построенные на идеалах, целях и ценностях индивидуалистического уровня существенно более основательны и долговечны, чем социально-культурного уровня. Две личности, эволюционирующие на индивидуалистическом уровне, притягиваются друг ко другу уже не столько полуживотными влечениями, инстинктами, не только получеловеческим мышлением, взаимопониманием, но в наибольшей степени истинно человеческими разумением и любовью. То есть их взаимоотношения значительно глубже и сложнее.
Партнёры уже в значительной степени освободились от власти социальных условий и социального окружения, социальных предрассудков, условностей, табу. И выработали внутреннюю этическую и мировоззренческую систему. Партнёры уже не только не могут удовлетвориться соответствием условиям и требованиям социального окружения и общества в целом, но уже вышли за их ограничения и идут по ступеням высшей личной человеческой трансформации с устремлением к трансперсональному уровню.
Так как число людей, эволюционирующих на индивидуалистическом уровне в сравнении с числом эволюционирующих на социально-культурном уровне значительно меньше, найти единомышленников, братьев и сестёр по душе и духу значительно труднее.
Соответственно на этом уровне значительно труднее найти подходящего спутника жизни и заменить его в случае разлуки или утраты.

Если на социально-культурном уровне партнёрами двигало желание достижения социальной самореализации (профессиональное честолюбие, слава, известность, богатство и т.п.), то в случае стремления партнёров к индивидуалистической самореализации они работают вместе над личностным совершенствованием, например, профессиональным. Не карьера, как в первом случае, но — профессионализм, не слава внешняя, но достижение внутренней самореализации через творчество, не победа над внешними препятствиями или врагами, но победа над внутренними и самими собой — вот цели этой категории людей в браке или в партнёрстве (деловом или творческом).
Если в первом случае партнёры стремятся КАЗАТЬСЯ ИДЕАЛЬНЫМИ партнёрами (брачными, деловыми, творческими) в глазах общества, окружающих людей, в своих глазах (самообольщение), то во втором случае они стремятся БЫТЬ, А НЕ КАЗАТЬСЯ. Не исполнить формально обязательства, но получить внутреннее удовлетворение от как можно более совершенного исполнения своего долга (в семье или в профессиональной деятельности).
Так, если на социально-культурном уровне расхождение по идеалам и целям часто ведет к одностороннему или обоюдному охлаждению, дистанцированию и расхождению, разводу, разделу, то в случае людей с сильной индивидуализированной личностью не всё так просто. Для человека, ориентированного на социально-культурный уровень, все радости и страдания, все преимущества и проблемы часто воспринимаются как приходящие извне, то есть от внешних условий, обстоятельств, людей. Страдания эти и радости представляются человеку обусловленными соотвестствиями или несоответствиями требованиям социального окружения и общественных формаций. Часто такой человек именно на внешнее и внешних проецирует причины своих радостей и страданий. Как следствие, он полагает, что разрешение проблемы страданий в изменении внешних условий. Применительно к партнёрским отношениям часто кажется, что разрыв взаимоотношений или смена партнёра могут разрешить многие, если не все проблемы и устранить причины страданий.
Но человек, ориентированный на индивидуалистическую самореализацию, смотрит на всё совершенно иначе. Часто он видит проблемы взаимоотношений значительно глубже. Он более глубоко способен переживать как радость, так и страдание. Более глубоко понимает себя, свои потребности и по Закону Соответствия столь же глубоко может понимать других людей и особенно близких. Он понимает, что как он сам более сложен в своих побуждениях, желаниях, устремлениях, так и другие люди могут быть не только не менее сложны, но и гораздо более. Видит как в себе, так и в других то, что способствует созиданию гармонии взаимоотношений, и то, что разрушает её, внося дисгармонию. Он сознаёт уже в большей или меньшей мере свою ответственность. И, как правило, при выявлении диссонанса во взаимоотношениях прилагает сознательные усилия по восстановлению гармонии в определённых сферах партнёрства или по расширению этой гармонии на другие сферы, в которых ранее незамеченный проявлялся диссонанс. То есть человек стремится к утверждению гармонии во всех проявлениях партнёрских взаимоотношений.
Конечно, более глубокое понимание себя, своей ответственности, а также партнёров и их ответственности помогает глубже понимать все взаимовлияния, протекающие между двумя личностями. Также даёт понимание того, что односторонних усилий для гармонизации взаимоотношений недостаточно. Поэтому с большим или меньшим успехом он стремится повлиять на партнёра своим примером изменений и побуждением его к изменениям.
В случае делового партнёрства от него часто зависит благосостояние большего или меньшего коллектива сотрудников и служащих, а в случае брачного партнёрства — детей и иных членов семьи. Сознание ответственности за них часто влияет на решение партнёров о сохранении или разрыве взаимоотношений.
Конечно, если один из партнёров прилагает все усилия для восстановления и расширения гармонии взаимоотношений, а другой — только эгоистически пользуется благами чужого труда, то есть использует партнёра как содействующего осуществлению не общих для двоих, но своих личных целей и желаний, такое партнёрство обречено на вырождение.
Варианты разрешения ключевого вопроса взаимоотношений остаются теми же, что и на социально-культурном уровне. Только человек, ориентированный на индивидуалистическую самореализацию, обычно менее склонен возлагать ответственность за дисгармонию на партнёра или внешние условия. И более склонен принимать ответственность на себя, а также прилагать сознательные усилия по восстановлению гармонии и утверждению её на новом уровне или витке эволюции взаимоотношений.
Также точно эволюционно-целесообразным является лишь третий вариант разрешения вопроса возникшей или осознанной ранее существовавшей дисгармонии, при котором партнёры выбирают новые идеалы, цели, ценности более высокого порядка. И именно в этом последнем случае возможен переход взаимоотношений не только на уровень внутренней индивидуалистической самореализации, но и устремление партнёров к самореализации на трансперсональном уровне. При этом утверждение гармонии более высоких идеалов, целей и ценностей будет, образно говоря, способствовать созиданию дома на более прочном фундаменте и из более качественных материалов, с более прочной и надёжной крышей.