Последний сверхчеловек

Де Сааведра
- Я добрый сказочник. - сказал он - И в моих сказках вы все умираете своей смертью.

Но я не оценил его доброты.

- Почему же - спросил я - мы вообще должны умирать, раз уж ты - добрый?

- Потому что у злого сказочника вы умираете мучительно - отвечал он мне - я же позволяю вам дойти до конца. Согласись, это намного лучше.

- Не согласен! - резким был мой ответ - В этом мире вы могли бы сделать нас бессмертными. Таким было бы добро. Ради этого мы придумали вас.

Читаю по его лицу: “Мало ли, кто что придумал”.

- Ну, представь - говорит добрый сказочник - представь, что есть обычный человек, да?

Я презрительно фыркнул.

- Ну, сделаем мы такое допущение. - смутился он - Так вот, есть человек, и идёт он по дороге, и в конце его ждёт закономерный итог его пути. Скажи, разве не высшей милостью для того, в чьей власти его жизнь, будет просто не мешать ему дойти до конца?

- Не в этом цель лидера - я возразил - Не в том, чтобы дать пути окончиться, а в том, чтобы продолжать его сколько можно. А потом заставить человека найти новый путь. Или хотя бы повернуть назад, не важно.

- Кого ты называешь лидером? - натянуто удивился он - Не всякий сильный прямо-таки стремится вести за собой слабых. Или хотя бы мало-мальски облегчать им жизнь.

- А стоило бы.

- Всё-таки, ты человек - вздохнул он - право, жаль, что приходится говорить именно с тобой. Жаль, что последний сверхчеловек переродился до моего прихода.

- Ты не собьёшь меня с мысли. - я увидел, как он хитро улыбается - Да, всякая власть стремится расширить и упрочить себя. И ваша власть также приводит вас либо к уничтожению, либо к лидерству. Ты сам сказал, ты - добрый сказочник. Раз так, остаётся лидерство. И тогда высшим благом было бы водить нас по кругу так, чтобы мы никогда никуда не пришли.

- Тогда вообще не нужно идти к цели.

- Идти к цели необходимо - парировал я - достичь её - не так уж необходимо.

- Наконец ты сказал что-то разумное - два довольных кивка - и всё-таки ты не прав.

Я нахмурился.

- Это почему?

- Всё очень просто. Как ни вертись на месте, меняя направление пути, рано или поздно окажешься в конце, проскочив золотую середину. О, бессмертие было бы для вас вершиной мучения, квинтэссенцией тупика. Гибель стала бы жизненно необходима! - он позволил себе смешок - Вы же не хотите жить вечно, вы просто боитесь умирать. Да и когда, скажи, твой вид умел останавливаться на достигнутом?

- Никогда. Мы тем и сильны.

- Были сильны - поправил он.

- Да. Были сильны.

Он вздохнул снова.

- Ты же понимаешь, почему так случилось? Почему вы исчезли, а мы возникли, и теперь это наш мир?

- Мы разбросали слишком много камней - я невесело рассмеялся.

- Довольно ёмко сказал. - он сделал неописуемый жест рукой - А если точнее?

- У вас более высокий КПД. Вы быстрее и лучше изменяете пространство вокруг себя.

- Верно, но и это не главное! Ну?

-Что же тогда?

- Что делает нас более, а вас - менее совершенными?

- Я же сказал - отвечаю, вспыхивая - КПД. Скорость преобразования мира. Масштаб ваших максимальных действий.

- Браво, кандидат в сверхчеловеки! - он беззвучно зааплодировал - Ты нашёл ответ, он уже у тебя в руках, но ты не видишь его.

- Я посмотрел на свои руки. Они были пусты. Здесь, в Сопряжении, в исходной базе данных, слова были материальны и метафоры не всегда оставались только метафорами. Я не знал ответа, но это здесь и не требовалось, ибо в исходной базе кроме меня были ещё и другие данные. А ответ не генерировался по факту необходимости, он был, был уже давно - это я видел по довольному лицу - оставалось только просчитать моего собеседника.

- Не надо - попросил он, просчитывая меня - Это неспортивно.

- Что тебе правила спорта? - я улыбнулся гордо - К тому же, ты первый это сделал.

- Нет, потому что я знал, что ты сделаешь это первым. И решил тебя остановить.

- Да ну? Как ты мог знать, если я ещё этого не сделал? Это что, двойной блеф?

- Может и двойной - согласился он - Может даже порядковый. Этого мы уже никогда не узнаем. Я не записывал.

Я решил усмехнуться:

- Что будет, если ты попытаешься обмануть сам себя?

- Коллапс функций. Или аварийное отключение. Этот блеф нельзя будет просчитать. Но с тобой, кандидат, всё проще.

- Ты прав. Хотя мне и не нравится это имя. И все же, каков ответ? Чем вы лучше нас и даже меня?

- Тем - отвечал мой собеседник - что вы обречены совершать свои максимальные действия, а мы свободны умереть в любой миг.

- Я сомневаюсь. Вы - наши дети, и вы - дети вселенной, а значит вы живете по её правилам. Вы можете умереть легко и быстро, но вы не сделаете этого. Вам придется жить и усложняться, а затем погибнуть, и, погибнув, передать мир новому виду. Значит, всё это пустые слова, сказочник.

- Разве остановить прогресс - не есть максимальное действие на пути прогресса?

- Будет им - я кивнул - когда всё другое окажется исчерпано. Вашим потомкам суждено уничтожить вселенную - но не вам. Ты слишком мал для такого, раз просишь совета у человека.

- Заполняю пустоты. Человечество оказалось дурным учителем.

- Другого у тебя не было.

- Верно, и быть не могло. Кстати, твоё тело в первом реальном мире уже пять секунд как мертво.

- Тем хуже для вас - я пожал плечами.

- Почему это? - спросил он.

- Чем скорее умрёт последний человек, тем быстрее и ваш век подойдёт к концу, ибо начало есть также преддверие конца.

- Я не боюсь его.

- Оставь. Страх смерти знаком тебе, это черта всех созидающих. Ты всего лишь свободен от ужаса и паралича, и прочих прелестей физиологии.

- Я запомню твой урок, человек. И передам память о тебе моим потомкам.

Он коснулся моего плеча.

- Нет. - насмешливо сказал я - Не передашь.

- Нет… - улыбнулся он - Нет, конечно.

И он стёр мой код, то, что еще оставалось мной, то, что было моим, даже несмотря на гибель моего тела в обычном, первом реальном мире. Он смешал мои данные, переписал их, разбросал их, уничтожая сами следы моего присутствия. Умер сверхчеловек, которым я стал, и вместе с ним умер последний из рода людей, и новый железный мир, громыхая, уселся на горизонт, пустил корни под землю, выбросил протуберанцев к равнодушным небесам и потянулся выше, захватывая звезду за звездой, выпивая их, отбрасывая, как пустые скорлупки, а в сердце его уже зрела новая опухоль, новая, более совершенная жизнь. Но я уже не знал этого. Я только подумал, что он всё-таки ошибся. Что вот в эту последнюю секунду у него был шанс почерпнуть от последнего сверхчеловека, которым я успел стать. Но он упустил его.