Эссе на тему Приказ

Уральская Марина Александровна
«…Ведь приказ был когда-то получен под Ростовом нам насмерть стоять», - непростые слова из песни.
Всплывает в памяти эпизод из небольшого многосерийного фильма, посвящённого Великой Победе над фашистами.
В том фильме старик-русский якобы заводит дружбу с фрицами. От старика отказываются соседи и близкие, думая, что он изменник Родины. Герой того эпизода заманивает в гости начальство фашистов - и когда фрицы уснули, взрывает свой дом вместе с ними. Погибает сам.
История знает великое множество неоднозначных случаев, которым нужно время, чтоб рассуждать о них.
Филологические сложности, историко-документальные неточности, плохое самочувствие пишущих, человеческий фактор провоцируют иногда равенство слов «немцы» и «фашисты», что не совсем точно.
В 1995 году мне попал в руки журнал «Родина», исторический журнал, посвящённый пятидесятилетию Великой Победы. Весь выпуск был пронизан мыслью о том, что война всегда разрушительна для обеих воюющих сторон.
Солдат. У него есть приказ.
Простые немцы многие не желали войны.
По семьям немцев война аукнулась с теми же ужасом и силой, что и по русским. Правда, сравнения здесь неуместны. Так же плакали женщины и дети, провожая мужчин на фронт.
Кто хочет лезть под пули? Но приказ. Не хочешь идти на службу Гитлеру – предатель и пулю в лоб. Примерно так и было для простого немецкого солдата.
Это потом, после войны был Нюрнбергский процесс, суд над фашистами, военнопленные, приговоры к расстрелам главных извергов. Были, если мне не изменяет память, и оправдательные приговоры.
Оборонительная война понятна. Помощь, защита соседнего государства понятны.
Неясен феномен фашизма. Непонятно, почему один человек вдруг решает, что может унижать другого лишь на основе некой теории. Как не вспомнить песенку «У вьетнамцев тоже дети, они бродят по планете, и, как мы, хотят существовать».
Вспоминается рассказ одной бабули о голодных беженке-немке с тремя детьми. Они, спасаясь от войны перешли к нашим. Стучатся в избу к бабуле, а та тесто для пирогов только поставила. Руки у русской бабы в тесте. Дети ж немки и сама немка были так голодны, что бросились тесто с рук облизывать. Конечно, не сравнить с ужасами блокадного Ленинграда, но всё же…
Все мы люди. Все не без греха. Но, употребляя клише – «как сказал кто-то из великих»: «Тот, кто грешит – человек; тот, кто грешит и хвалится грехами – дьявол; и тот лишь святой, кто не грешит».
Возвращаясь к размышлению о приказе, отмечу, что каждый человек решает сам для себя, чему подчиняться и когда. Но в жизни бывают ситуации, когда не выполнить приказ нельзя. «Ни шагу назад» в их числе.
Простой солдат-немец, и простой русский солдат не могли игнорировать армейские приказы. Да и в целом, не всё ли равно, где и как погибать?
Трусость – вопрос риторический. Там, где одного посчитают трусом, другие посчитают его бойцом и умным человеком.
Великий полководец Кутузов оставил Москву на растерзание французам в 1812-м году на погибель врагам. И в ВОВ первое время приходилось отступать, чтобы потом гнать фашистов с родной земли.
Окончу эссе оговоркой, что мой исторический опус не имеет ни малейшего отношения к нынешним событиям и политике. Обычное бабское, обывательское, субъективное размышление о войне и приказе.
P. S. Благодарю за вдохновение автора сайта Проза.ру Ф. Э. и лечащего врача А. Г. М.
                13 апреля 2022 года.