Откровения инженера. Глава 13

Александр Глазков
УСЛОВНОСТИ, ОБОБЩЕНИЯ И ДОВЕРИЕ К НИМ
Мне сложней всего поднять эту тему из-за того, что я пытаюсь важные моменты описывать кратко. Хотя бы потому, что слишком большие тексты почти никто сейчас не читает.
Но основная проблема заключается в том, что для того, чтобы объяснить некую суть вещей правдиво, требуется гораздо больше времени, слов, доводов, фактов и примеров, чем каким-то простым слоганом или лозунгом убедить собеседника в откровенной лжи.  Ложь – проста, понятна и безусловна, особенно, когда звучит в унисон нашим эмоциям, обидам, возмущениям, а тем более – убеждениям.
ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ:
Один из примеров – прививочная компания во время пандемии COVID-19. Подавляющее число жителей любой страны, не являющиеся ни микробиологами, ни иммунологами, оказались на позиции сторонников или противников прививочной компании. Причем, я заметил в этой ситуации интересную закономерность. У противников прививок оказалось гораздо больше понятных декларативных доводов, от реальных, до политических и маргинальных:
- правительства всех стран сговорились и пытаются истребить населения (сократить жизнь людей, истребить функции воспроизводства);
- вакцины заражают людей вирусом;
- болезнь пройдёт мимо меня, или как-то переболею, а до остальных нет дела;
- просто боязнь укола;
- опасность побочных явлений;
- у меня и так хороший иммунитет;
- надо формировать иммунитет естественным путём – закаливание и т.д.;
- на прививках зарабатывает правительство стран;
- людям вводится с прививкой чип с идентификацией;
- прививка ломает иммунитет человека;
- вакцину навязывают, значит: что-то не так;
- люди, сделавшие прививку, люди всё равно болеют и даже хуже;
- никакой пандемии нет – болезнь придумали;
- прививка вакциной нарушает права и свободы;
- противоречия в высказываниях врачей и учёных;
- НЕДОВЕРИЕ науке и (или) руководству страны…
Можно насчитать ещё несколько десятков подобных доводов, которые с успехом распространялись в Интернете. А у сторонников вакцины, на мой взгляд, увы, довода только три:
- возможность и желание сохранить себе жизнь или перенести болезнь в более легкой форме;
- участие в формировании коллективного иммунитета и сохранение здоровья и жизни окружающих;
- ДОВЕРИЕ учёным, создавшим вакцину, имеющим профессиональную компетенцию в этом вопросе и ДОВЕРИЕ намерению руководства страны бороться с пандемией.
Сложность доверия, в данном случае, заключается в том, что возможности разобраться в хитросплетениях иммунологии, молекулярной микробиологии, генетики, биотехнологии и прочих мудрёных наук, дилетантам, коими подавляющее большинство из нас является, невозможно. Вторая сложность – отсутствие понятной статистики.  В результате получается, что принятие решения становится некоторой условностью, сформировавшейся в голове человека.
У меня есть своя позиция в этом вопросе, и, надеюсь, читатель догадался какая. Сам же я, как обычно, призываю пользоваться проверенными фактами, логикой, установлением причинно-следственных связей. Опять же, выкинув эмоциональные, а тем более маргинальные составляющие, использовать дедукцию. При этом, для получения истинных посылок, которые, для нас, дилетантов, будут подобием аксиом, хотя бы немного проштудировать, если не научную, то научно-популярную литературу. Сложно? Да! А я в самом начале сказал, что всё непросто!
В общем, это было только вступление…
ПРОСТОЕ, НЕ ОЗНАЧАЕТ – ПРИМИТИВНОЕ!
Не хотелось цитировать, но пару цитат из любимого учебника «С. Н. Виноградов и А. Ф. Кузьмин, Логика. Учебник для средней школы. 1954 г.», по которому мне, увы, учиться в школе уже не пришлось, ибо до моего рождения, Н.С. Хрущёв запретил «сталинский» учебник:
«Абстрагирование — это такой логический приём, с помощью которого мы мысленно выделяем существенные свойства предметов, явлений и отвлекаем их от несущественных, второстепенных свойств предметов, явлений материального мира.
Результат абстрагирования называется абстракцией.
Абстракция может быть правильной, а может быть и неправильной.
Правильная абстракция отображает содержание, заключённое в вещах. Так, абстрактное понятие «геометрическая фигура» отображает конкретное свойство предметов материального мира, их формы.
Неправильной абстракция бывает в тех случаях, когда мыслятся свойства, которые к изучаемому предмету никакого отношения не имеют.  Грубая ошибка совершается и тогда, когда отвлечённый от предмета признак начинают рассматривать как что-то возникшее и существующее самостоятельно, забывая о связи абстрактного понятия с предметом…

Обобщение — это мысленное объединение общих свойств однородных предметов.
В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретных предметов, отклоняется от массы деталей, присущих единичным вещам. Но это необходимо для того, чтобы, познав общее, глубже проникнуть в сущность единичных предметов.
Абстрагируя свойства предметов, мы тем самым уже отображаем общие свойства предметов. Абстрагирование и обобщение представляют собой единый, неразрывный процесс.
Логический приём обобщения, так же, как и приём абстрагирования, возник в процессе общественной производственной деятельности из практической потребности людей.»
Это я к тому, что, когда мы что-то упрощаем для понимания, мы не должны это примитивизировать, а просто сделать более доступным восприятию.
На этом принципе построены все инструкции по пользованию сложной техникой. К примеру, водителю автомобиля совершенно не нужно знать молекулярный состав топлива, фазы его воспламенения во время работы двигателя, и результат химических реакций во время горения топливной смеси. Ему важнее знать, за сколько секунд его машина наберёт нужную скорость. Естественно, ему важно знать марку топлива и его расход. Но… водитель «условно доверяет» и законам физики, химии, и техническим решениям, которые заставляют двигаться автомобиль. Ему нет необходимости знать молекулярные структуры веществ, из которых сделан, к примеру, двигатель автомобиля.
Многие, закончившие технические ВУЗы утверждают, что в реальной работе им не понадобилась ни высшая математика, ни знания физики, и всё благополучно забылось. Если это так, то зачем же надо было это всё изучать? К примеру, я для своих разработок использовал радиодетали, полупроводниковые приборы, микросхемы, уже готовые. Мне не нужно было вникать физику их работы. Я использовал лишь их параметры.
На самом деле, я просто абстрагировался от тех внутренних свойств компонентов, так как для их использования, внутренние процессы, происходящие в них, создающие ПРИЧИНЫ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, меня не интересуют. А знания, полученные в институте, заложили понимание принципов работы, которые уже на уровне подсознания дают мне, как специалисту, тот уровень профессиональной компетенции, который не требует ДОВЕРИЯ к чьим-то чужим знаниям. Это и есть та тонкая грань, отличающая специалиста от дилетанта. Поэтому, даже, если я забыл мудрёные дифференциальные уравнения, на интуитивном уровне, понимание принципа действия некого электронного компонента, у меня несоизмеримо глубже, чем у того, кто вычитал что-то в популярной литературе или узнал в Интернете.
К тому же, понимание физических законов, полученные в ВУЗе позволяют воспринимать процессы в других отраслях техники, а умение обучаться – расширять свой кругозор в других областях техники, и не только… Но… То, что знаете Вы, как специалист, наверняка, для других, лишь – условность. Не обязательно, что Вам поверят дилетанты.
Абсурдность нынешнего века в том, что многовековые знания человечества, могут быть подвергнуты сомнению в ролике какого-нибудь популярного блогера.
К примеру, для меня, инженера в области электроники, была шоком фраза одного блогера-радиолюбителя: «…Хотя, существование электронов не доказано…». Приплыли!