Агрессия. Ч3. Против лома есть приёмы

Томас Твин
Говорят, что нет в истории законов: всё, дескать, уникально, всё неповторимо. Но общее, единое там всё-таки находят – есть, говорят культурологи, фундаментальный ЗАКОН ТЕХНО-ГУМАНИТАРНОГО БАЛАНСА (ЗТГБ), который увязывает стабильность с культурой и технологиями.
Выглядит он примерно так:

        .        .        .    Культура
Устойчивость = ----------------               
        .        .        .  Технологии               


Иными словами, культура УКРЕПЛЯЕТ устойчивость общества, а технологии его развивают, но РАСШАТЫВАЮТ, поэтому
 
//
//       УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ДОСТИГАЕТСЯ БАЛАНСОМ ТЕХНОЛОГИЙ И КУЛЬТУРЫ               
//

Необходимо уточнить, что проблемы в развитии общества возникают из-за внешних и внутренних причин, но ЗТГБ имеет в виду только    в н у т р е н н и е   ,    а н т р о п о г е н н ы е    кризисы - те, которые порождены деятельностью человека и угрожают самому его существованию.


РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ

Действительно, исторический опыт подтверждает, что новые технологии (военные и мирные) не раз приводили племя, страну, цивилизацию к кризису.
Так, в частности, случилось, когда бронзовый топор вытеснил каменный. Так повторилось в «осевое время», когда на смену бронзе пришло железо (его даже окрестили «оружием массового поражения» из-за резкого увеличения числа жертв)
Так повторялось раз за разом: всякое военное усовершенствование, задуманное для истребления     в р а г о в,    вскоре обращалось против    с в о и х    (трудно удержаться от устранения соперников, заполучив средство, разящее наповал) Новые вооружения меняли соотношение сил, одних повергали, других возносили…
Не удивительно, что стабильность общества нарушалась.

Особенно трагична судьба тех сообществ, которые     в н е з а п н о     получили смертоносное оружие, а тормозить свою агрессию ещё не научились.

        В 1970-х годах в руки первобытного племени кхмеров попали американские карабины. И что в итоге?
        За несколько лет охотники истребили фауну и друг друга.
        Нечто подобное случилось с американскими индейцами.

Но если с влиянием оружия всё более-менее понятно, то почему дестабилизацию вызывали и сугубо мирные открытия?
Да потому, что они тоже были средством борьбы – борьбы со средой обитания. Они вооружали людей против природы и отнимали у неё ресурс за ресурсом.
Вспомним, как на заре человечества первобытные охотники придумали загонную охоту и едва не истребили всех мамонтов, а сами оказались на грани вымирания.
Потом земледелие, скотоводство хищнически использовали земли, а это вызывало голод. Промышленная революция, города ускорили истощение и загрязнение природной среды. 

        В Ирландии широкое распространение картофеля привело в сер.19 века к страшному голоду, от которого
        погибло около 1 млн. человек и 1,5 млн. эмигрировали.
        В Англии «овцы съели людей»: мануфактуры нуждались в сырье (овечьей шерсти), овцеводы гнали с земли
        крестьян, а те бунтовали.
        В городах рабочие ломали ткацкие станки, которые лишали их работы.
        В XX в. вспашка целины вызвала пыльные бури, опустынивание земель и массовое разорение фермеров.
        В Чернобыле «мирный атом» убил, покалечил или лишил крова тысячи людей.
        Даже медицина имела оборотную сторону: неумеренное потребление антибиотиков снижало иммунитет
        и благоприятствовало распространению инфекций.

Хотели как лучше, а выходило… Боролись с недоеданием, а получали голод; защищались от болезней, а навлекали эпидемии…
Человек оснащался и побеждал, но нередко победы оборачивались поражениями. Враги консолидировались, природа мстила… Улучшение качества жизни умножало население и, как следствие, - его плотность, но скученность вызывала болезни, эпидемии и… сокращение населения. Короче, - шаг вперёд сопровождался шагом назад…

Стало быть, кризисов не избежать? Увы, это так – за каждое улучшение приходится платить.
Так может, ну их – технологии, прогресс ненавистный – не лучше ли вернуться в старое доброе время?
Звучит заманчиво, но ведь и там угроз не счесть: и хлад, и глад, и мор, и вор, болезни, войны и раздор, и две извечные напасти - «внизу – власть тьмы, вверху – тьма власти» …
Нет, не откажемся мы ни от медицины, ни от электричества, ни от «подземки» и «самодвижущихся повозок». И воду вёдрами таскать, печь дровами топить да дерьмо выносить охотников мало.
Иначе говоря, и хочется, и колется…


РОЛЬ КУЛЬТУРЫ

        .        .        .        Все - яд, и все - лекарство. Вопрос в мере.
        .        .        .        .        Парацельс

Выход из тупика подсказывает сама жизнь: если нельзя остановить прогресс и избежать кризисов — значит, их надо СГЛАЖИВАТЬ/КУПИРОВАТЬ, и тут подспорьем служит нам культура.

Закон техно – гуманитарного баланса утверждает, что она смягчает отрицательные последствия военного и технического прогресса и уводит общество от пропасти. Каким же образом?
В первую очередь – с помощью норм. Культура устанавливает барьеры («Не убий», «Береги природу», «Жадность губит, зависть разрушает», «Перекуём мечи на орала»), которые сдерживают экспансию новых технологий и защищают от рукотворных катастроф.
Если оглянуться назад, таких купированных обострений, почти катастроф, история накопила немало.
Я уже упоминал, что древние охотники варварски истребили 90% крупных животных. А почему не 100%? Тяжело было вечно голодным пращурам затормозить свой охотничий инстинкт, но ведь затормозили! И помогли им такие изобретения, как анимизм и тотемизм, которые одушевляли зверей, отождествляли с людьми и их родоначальниками. А с «породнёнными» приходилось обращаться осторожнее.

Позднее надо было сдерживать себя, чтобы не съесть сразу весь урожай, не зарезать всю живность, кочевникам - не разорить оседлое племя. Самые продвинутые уже понимали, что выгоднее     с о х р а н и т ь     ч а с т ь     (зерна, поголовья, данников), чтобы затем её преумножить, но для этого пришлось рассчитывать на несколько месяцев вперёд, делать запасы, беречь, охранять…Возможно, такое поведение подсказывал обряд жертвоприношения, когда часть отдавали божеству в надежде на благополучие.

Кое-как справившись с голодом, человечество столкнулось с угрозой самоистребления из-за повсеместного распространения железного (стального) оружия. В ответ на это в осевое время (сер. I тыс. д.н.э), произошёл настоящий взрыв культуры (конфуцианство, даосизм, буддизм, зороастризм, иудаизм, античная философия), который «обуздал» железо, грозившее уничтожением людей.

Помимо испытания голодом и железом человечество много раз переживало острые экологические кризисы, которые само и породило: истощение земель, обезлесивание, пандемии, отравление природной среды, климатические дисбалансы.
Вот лишь один пример: 40% площади Исландии составляли леса, но с появлением викингов леса стали быстро сокращаться, и ныне их площадь не превышает 0,5%.

Как правило, кризисы удавалось купировать, но они возникали вновь и вновь. Чего стоят хотя бы чумные эпидемии Средневековья, междоусобицы Нового времени и масштабные войны 20 века!
И всякий раз преодолеть их помогали кардинальные сдвиги в сознании, инициированные мощными религиозными доктринами, философами, политиками, деятелями науки и искусства.
С их помощью человечество осознавало причины своих бед и медленно перестраивало своё поведение.

        Менялись представления о гигиене, чистоте городов, борьбе с крысами, болотами, поэтому постепенно слабели
        вспышки «Чёрной смерти».
        Тридцатилетняя война унесла до трети населения, но выжившие создали для потомков Вестфальскую систему
        международных отношений.
        После Первой и Второй мировых войн все страны объединились в ООН, чтобы совместно препятствовать
        подобным катастрофам.
        В середине ХХ в. экзистенциальной угрозой стало ядерное оружие, но его нейтрализовали с помощью серии
        Договоров (о запрещении, нераспространении), которые подписали все страны.
        Совместными усилиями удалось подавить в зародыше новые опасности: бактериологическое, химическое,
        лазерное, климатическое оружие.

Очень важно, что наряду с запретами и карами, культура ПОЗИТИВНО мотивирует, то есть провозглашает новые ценности, поощряет миролюбие и чувство меры, предлагая различные (в том числе – иллюзорные) вознаграждения.
В результате, несмотря на стремительно растущую мощь средств уничтожения, численность населения планеты, как ни странно, тоже быстро увеличивается*. И продолжительность жизни также увеличивается**.  С некоторыми оговорками это можно считать косвенными признаками устойчивости индивидуального и общественного бытия.

------------------------------------------------------
        * За последние 100 лет энергетическая мощь боевых орудий возросла в 1 000 000 раз. Такая грандиозная
        милитаризация должна была вызвать огромную убыль населения, но нет, с 1900 г. население планеты
        УВЕЛИЧИЛОСЬ в 4-5 раз.
   ** С 1900 г. продолжительность жизни в мире выросла вдвое.
------------------------------------------------------
       
        *        *        *         *        *        *

Работая над статьёй, я опирался на авторитет и аргументы современных культурологов. Однако некоторые факты истории в их концепцию всё же не вписываются.
Нетрудно, к примеру, заметить, что технологии не только порождают кризисы, но и помогают преодолевать их, то есть стабилизировать общество.
Со своей стороны культура порой способствует разжиганию распрей, создавая учения о расовом, национальном, гендерном, интеллектуальном превосходстве, формируя культы, прославляя войны и завоевания.
Так что – увы - приходится признать, что стройная концепция ЗТГБ нуждается в серьёзной доработке.

        *        *        *         *        *        *