Объединение Ковчег

Марина Бочарникова
«Зачем я здесь? Чушь какая-то», - настойчиво звучало в голове у Юрия, но он всё равно открыл дверь и вошёл.
Кабинет был небольшой, аккуратный: светлые стены, полукруглые окна, белый потолок. Непривычный минимализм – два массивных деревянных стула с удобными подлокотниками, между ними похожий по стилю стол, сбоку шкаф с дверцами. На стене напротив двери плоский плазменный экран. На столе почти ничего не было, только закрытый планшет в чехле, небольшая стопка листов и очень странная конструкция: песочные часы разного размера, расположенные между двумя узкими пластинами в порядке увеличения и, очевидно, связанные между собой какими-то механизмами. Ёмкостей с песком было пять, но явственно ощущалось, что набор неполный и при желании ряд можно продлить. Других часов в комнате, похоже, не было. Вообще ничего больше не было – ни картин, ни фотографий, ни дипломов и сертификатов в рамках, ни полок с безделушками или книгами. Кроме замысловатого настольного устройства глазу не за что было зацепиться, а мозгу – невозможно определить назначение помещения: приёмная психолога, кабинет детектива или офис фирмы-однодневки (с эзотерическим уклоном).
«Чушь какая-то», - снова подумал Юрий и всё же необъяснимое любопытство заставило его остаться. В самом деле: раз уж пришёл, надо хотя бы разобраться, что здесь к чему.
У окна стоял седовласый мужчина. Немолодой, но определить возраст сложно. Внимательный взгляд. Именно такой, наверное, называют пронзительным. Одежда серого цвета – покрой простой, но вполне может быть что-то дизайнерское. На руках – ни часов, ни браслетов; вообще ни одной вещи, по которой можно было составить хотя бы примерное представление о статусе человека. «Породистый старик, - по привычке оценил его Юрий, - профессор, промежуточное звено между Плейшнером и Преображенским».
Тем временем «старик» тоже внимательно посмотрел на него, затем жестом предложил сесть и сам уселся напротив, за столом.
- Здравствуйте, – сказал он. – Как Вас зовут? С чем пришли?
- Здравствуйте, - в тон ему ответил Юрий, расположившись в деревянном кресле (к слову сказать, оказавшемся невероятно удобным). – Звать меня Юрием, а пришёл я к Вам… такое дело у меня… понимаете, я даже не знаю, как лучше объяснить.
- Давайте так: Вы пока соберитесь с мыслями, а я тем временем кое-какие бумаги посмотрю.
И тут же откуда ни возьмись (звука шагов Юрий не слышал, да и дверь – мог поклясться – не открывалась) возник человек, подошёл к столу и положил на него небольшую бумажную папку. Старик открыл её и стал читать содержимое – лист за листом – то пробегая взглядом, то останавливаясь на какой-то из страниц. Юрий внимательно следил за его лицом, не задумываясь, куда делся только что появившийся посетитель, и позабыв о том, что ему самому, собственно говоря, предложили сделать. Непонятно, что именно привлекало его, но что-то такое было – умное, внимательное, серьёзное. Скорее всего, в этом желании наблюдать прослеживался опыт работы фотографа, примечающего интересные образы для съёмок, а может, просто вспомнилось что-то из прошлого.
- Так что же Вы всё-таки хотите мне рассказать, Георгий? – спросил старик, подняв, наконец, голову от бумаг.
- Юрий, - поправил его Юрий.
- Извините. Пусть будет Юрий.
«Ничего себе: я ему чуть всю душу не открыл, а он даже имя моё запомнить не смог!» - и всё же надо было что-то говорить, и Юрий, чуть поразмыслив, начал:
- Понимаете, жена хочет со мной развестись.
- Какие причины?
- Да ничего серьёзного… – пристальный взгляд, вызвавший внезапное смущение, - мне так кажется, что ничего серьёзного.
- Накопилось, значит?
- Именно. Она прямо так и говорит: накопилось.
- А ещё что говорит?
- Что не верит. Что не чувствует себя в безопасности.
- Есть причины?
- Ну, вот, например, жаловалась, что её опять током ударило.
- Я правильно понял: Ваша жена жалуется на то, что её о п я т ь ударило током?
- Звучит, наверное, дико – если со стороны посмотреть. Но вы не думайте, что я какой-то монстр, у которого оголённые провода из стен торчат… Так, на кухне у приборов оказались проблемы с заземлением: если одной рукой дотронуться до вытяжки, а другой – до металлической полоски на духовке – тогда может дёрнуть, да. Но не сильно. Рабочий дефект.
- Починить это можно? – поинтересовался старик.
- Теоретически – да.
- Теоретически… То есть образование позволяет.
Юрий не мог понять, то ли собеседник сочувствует ему, то ли, наоборот, пытается поддеть.
- Позволяет, - поразмыслив, ответил он, - но это значит разобрать полкухни, потратить уйму времени и не факт, что получится. И потом, ещё надо умудриться так встать и дотронуться – у меня, например, такого ни разу не было.
- Понятно. И вот так, значит, накопилось… по мелочам. А что стало последней каплей?
- Да в том-то и дело, что никакого повода я лично не дал. Ничего серьёзного не происходило. Ни-че-го.
- А по Вашим личным наблюдениям?
- Знаете, у неё бывает такое, что она начинает обращать внимание на какие-то… это и событиями не назовёшь… какие-то моменты, которые сами по себе ничего не значат, но в голове у неё складываются мозаикой – как пазлы в картинку.
- То есть Ваша жена считает, что иногда распознаёт посылаемые ей сигналы или знаки?
- Именно так.
Старик, задумавшись, побарабанил пальцами по столу, а потом предложил:
- Тогда достаточно просто обратиться в какое-нибудь ивент-агентство, они Вам легко такие «знаки» организуют. Открывает, к примеру, Ваша жена компьютер, а там ей в какой-то из вкладок ненавязчиво выплывает гороскоп с определённым внушением или ссылка на фильм с «правильной» концовкой; или соберётся она заявление относить, а ей наперерез через дорогу штук пять подряд чёрных кошек выпустят.
- С кино, конечно, мысль интересная, но мы с ней одни и те же книги по-разному воспринимаем, что тут о фильмах говорить. А остальное вообще не годится – она ни в гороскопы, ни в кошек не верит. Из примет только природные признаёт, вроде «ласточки низко летают – к дождю».
- А о каких тогда знаках может идти речь? На примере, если можно.
- Ну вот смотрите, - Юрий откинулся назад и положил голову на спинку стула, - ехали мы с ней вдвоём в машине, я ей высказываю мысли о ремонте в комнате мальчишек – у нас два сына-погодка – она выслушала и говорит, мол, идея, конечно, хорошая, но ты затеешь, назаказываешь, а сам в командировку, а потом вообще тебе не до этого станет и всё опять на мои (то есть на её) плечи ляжет… В общем, старая песня, можно дальше не слушать. Я решил тему не развивать, сказал: «Ладно, там видно будет», - и музыку погромче сделал… - Юрий помолчал, погрузившись в воспоминания, - в общем, сделал погромче музыку, а там вдруг началась песня Мадонны «You’ll see». Я-то сразу и не понял, что к чему, потом чувствую, что Света как-то совсем напряжённо молчит, а до самого только к третьему куплету дошло, что к чему.
- Жену Светой зовут? – спросил старик.
- Да. Светлана, Светик, свет в окошке.
- Красивое имя… А м-м-м... так называемые знаковые сны у неё бывают?
- Сны – это вообще отдельная тема. Я ей недавно говорю: «Свет, ну ты вообще представляешь себе, что после развода будет: как ты, как я, как дети?» - а она мне в ответ: «Юра, я каждую ночь с тобой во сне развожусь; мне кажется, что я все возможные варианты уже прожила и реальность меня вряд ли удивит».
- Мысль спорная, но интересная, - подытожил старик, - скажите, а к психологу Вы с женой не обращались?
- Она предлагала, но как-то не сложилось.
- Почему?
- К первому встречному идти не хочется, да и понять, какой из них хороший, сложно… Вообще к этой моде прийти и выложить перед кем-то посторонним всю подноготную, чтобы он в этом копался и с умным видом тебя жизни учил, настороженно, если честно, отношусь.
- Значит, психологам не доверяете. А к нам как попали?
«По глупости», - чуть не сорвалось у Юрия с губ, но он удержался и сказал:
- Случайно как-то получилось. Решил на заправке кофе попить. Рядом какой-то чудик стоял с газетой, объявления просматривал. Всё стандартно: «приму в дар», «познакомлюсь», гадалки, ломбард, прочая ерунда, а одно в глаза бросилось. Хорошо сделано – крупно, ярко и подход к рекламе нестандартный: синяя рамка в виде лодки и внутри надписи по убывающей:
Объединение «Ковчег»
Не ной. Окажем помощь.
И адрес… какой-то. Мне не надо было, я даже читать дальше не стал. Маркетологи у вас, конечно, молодцы – креативные ребята. Я бы их сосватал, кому следует.
- Да уж, - не то удивился, не то своеобразно согласился старик, - и как же Вы всё-таки попали к нам?
- Говорю же: случайно. Выехал с заправки и вдруг что-то в машине стало постукивать. Было у меня подозрение о том, что это. Остановился на ближайшей парковке, чтобы проверить. Оказалось, пустяк, можно не волноваться. Но пока разбирался, руки испачкал. Решил хоть бутылку воды купить, чтобы ополоснуть их – салфетки-то у меня в машине есть. Головой туда-сюда повертел в поисках продуктового, смотрю и глазам не верю: на вывеске прямо передо мной синий корабль с рекламы и надпись «Объединение «Ковчег». Ну, я и зашёл со словами: «Окажите помощь: дайте, пожалуйста, руки помыть». Там у Вас молодой человек на ресепшн – он сначала, конечно, от моей просьбы оторопел, зато потом как-то ловко взял меня в оборот и вот я с чистыми руками в Вашем кабинете.
- М-да… Интересное… совпадение. А жена Ваша верит в совпадения?
- Как Вам сказать? - Юрий задумался. - Может заявить: просто так совпало. Но чаще говорит: это не просто так совпало. А уж когда ей что-то сниться начинает, то всё, тушите свет, будет жить только своими ощущениями.
- То есть сейчас все эти ощущения побуждают её с Вами развестись, я правильно понимаю?
- Да, вбила себе в голову…
- Скажите, а раньше до таких… кхм… крайностей доходило?
Юрий подумал. Потом сказал, впрочем, без особого желания:
- Было дело. Она просыпалась и первым делом подушку и всю кровать осматривала. Оказалось, ей чужие женские волосы на подушке снились. Потом ещё какая-то ерунда мерещиться начала…
- Так в чём же дело было?
- Да, понимаете, - Юрий помялся, - командировками я тогда чересчур увлёкся. Я ведь фотограф: портфолио, заказы, рекламные съёмки, выезжать часто приходилось.
- Что, такой хороший фотограф? – с интересом спросил собеседник.
- Скажу без ложной скромности – заказов полно. Было и есть.
- То есть хороший.
- … востребованный, - чуть сдулся Юрий.
- Понятно. А сейчас кого снимаете?
- Сменил амплуа: свадьбы, семейные портреты, дети. Стараюсь поближе к дому, но иногда бывают и дальние выезды.
- Ну хорошо, - побарабанил пальцами по столу старик, - вернёмся к Вашей жене. Вы знаете, что именно ей снится? Она Вам рассказывает?
- Было как-то на днях. Но там с такими подробностями. Мне тяжело воспринимать …
- Весь этот бред?
- Я бы так не сказал, но всё равно ведь это – какая-то фантазия…
- То есть о том, что чувствует Ваша жена, Вы имеете весьма смутное представление.
- Ну… если смотреть с этой стороны, то… не знаю, что сказать.
- Давайте сделаем так, - старик не менял ни тона голоса, ни выражения лица, но было понятно, что отказаться не получится, - Вы сейчас позвоните своей жене Светлане и попросите рассказать свой последний сон, который её сильно напугал.
- Расскажет она, как же. Я её в прошлый раз слушать не стал. Она до конца жизни это помнить будет. И мне припоминать.
- Все мы не без греха, но, тем не менее, Вы ведь по опыту работы умеете найти подход к людям в разных ситуациях. И жену свою уже много лет знаете. Я думаю, у Вас получится.
Юрий достал телефон, нашёл контакт с любимой фотографией (ещё бы, сам снимал), нажал кнопку связи.
- Света, Светик мой, здравствуй. Я тебя не отвлекаю?.. Я сейчас думал о нас, вспоминал всё – и прошлое, и наши разговоры… Ты, наверное, думаешь, что я не понимаю твоих чувств, что сны твои считаю больной фантазией… - взгляд Юрия случайно встретился со взглядом старика и он вдруг осёкся, - я звоню сказать: ты права. И ещё мне хотелось бы научиться тебя понимать. Чувствовать по-настоящему… Я недавно недослушал твой сон про скалу. Дурак был, не готов… А сейчас готов, звоню поэтому. Расскажи, пожалуйста, ещё раз.
В трубке послышался вздох, на какое-то время всё стихло, затем зазвучал Светин голос:
- Хорошо, - пауза, - только я уже не совсем подробно помню.
- Я выслушаю всё, что ты скажешь, - пообещал Юрий, думая при этом: «Сижу здесь, как ненормальный, говорю непонятно что. Знаки какие-то, сигналы, чувства. Теперь ещё это слушать. Хорошо, что свободное время есть».
Наверное, занятый этими мыслями, он не заметил, когда, как и где старик нажал на какие-то кнопки. Голос Светланы вдруг стал звучать не в телефонной трубке, а будто из невидимого динамика, разносясь по всей комнате. Одновременно с этим заработал экран на стене – вспыхнул разноцветными огнями… «Крутая техника», - успел подумать Юрий и полностью переключился на знакомые интонации.
- Мы находимся на выступах скалы, ближе к верху. Она покатая и здесь есть удобные места, чтобы на них сидеть. Мы всей семьёй – я, ты и мальчишки. Таких выступов немало, но количество мест ограничено. Они выкуплены людьми. На скале проходит гонка (не на всей, это только часть трассы), а мы – зрители. Этап со скалой добавили для зрелищности и билеты стоили, очевидно, очень дорого. Мне всё это не нравится, тем более что дети с утра долго собирались и ты был недоволен, злился, что мы можем опоздать, поторапливал младшего, когда мы карабкались по камням – тот почти расплакался и мне пришлось его чем-то отвлекать, уговаривать. Получалось, что ты будто сделал нам большое одолжение, а мы, неблагодарные, даже не поняли, какое счастье нам выпало: эксклюзивная возможность посмотреть, как проносятся с рёвом машины, рискуя на всей скорости улететь в пропасть.
Вообще многие отмечали, что Света – хороший рассказчик, но сегодня она явно была в ударе, да и Юрий активно включился в процесс – так явно он начал представлять всё услышанное, что огни на экране будто сменились сначала картинкой, а затем чётким видеорядом.
- Мальчишкам интересно и жутко. Даже старшему, хотя он любит гонки, как и ты. Я села между ними, чтобы обнять и укрыть пледом, потому что их может продуть. Ты против пледа, но делаешь вид, что тебе всё равно и что по одной твоей удивлённо поднятой брови все должны прочесть, что я балую детей и что с тобой, например, отец не возился, и ты вырос настоящим мужиком.
Юрий вдруг увидел эту самую поднятую бровь и ему ужасно захотелось дать себе в челюсть, чтобы защитить сидящую рядом женщину от собственных упрёков.
- Машины проносятся не очень близко, но всё равно каждый раз сердце стучит, как бешеное. Тем более, что на скале нет никаких ограждений. Всё это сопровождается громкими оханьями людей, как на спортивных чемпионатах по телевизору… Вдруг снизу выскакивает машина – она подпрыгивает на камне и летит прямо на нас. Я накрываю детей с головой пледом и мы все прижимаемся к скале. Опасность проходит мимо и всё в порядке, но мои нервы на пределе.
Юрий явственно увидел вытянутую форму болида, пролетевшую, как в замедленной съёмке, у него над головой.
- Потом откуда-то возникает шум. Он быстро нарастает. Люди в самом низу начинают карабкаться наверх, но не успевают – их захлёстывает огромная волна. Вокруг начинается паника. Я понимаю, что мы отрезаны от земли и нам сложно будет отсюда выбраться. Я поворачиваюсь к тебе и спрашиваю (наверное, кричу, потому что все, кроме наших детей, кричат): «Ты нас привёл сюда, не узнав прогноз погоды? Ты не смотрел, в каких районах будет наводнение?» И твой ответ, в принципе, даже не нужен, уже и так всё понятно и думать надо о другом, но ты всё равно не хочешь выглядеть виноватым и отвечаешь, как будто отбиваешься от моих вопросов. Ты говоришь… - и Юрию вдруг почудилось, будто он слышит сразу два голоса, жены и вторящий ему свой собственный, - ты говоришь: «Кто же знал, что так получится?.. Ты ведь тоже не смотрела прогноз погоды в этом районе. Почему ТЫ не посмотрела?!»
Светлана помолчала, потом сказала быстро, будто собравшись с силами:
- Больше ничего. Извини. Потом созвонимся.
В комнате стало тихо, экран погас. А, может, и не работал вовсе? Юрий перевёл взгляд на старика – тот что-то записывал в папке с бумагами. Слышал ли он, что здесь сейчас происходило? Видел ли? Происходило ли вообще хоть что-то?..
Старик закончил писать и внимательно посмотрел на Юрия.
- Как Вы себя чувствуете? – спросил он.
- Не очень, - признался тот, пытаясь собраться с мыслями: в голове всё перепуталось и не хватало слов даже на полноценную фразу, поэтому свой вопрос Юрий задал минуты через две:
- Ну отец-то я хороший?
- Востребованный… Впрочем, - добавил старик уже мягче, - сыновья Вас любят, это заметно.
- А что же дальше? Что с нами будет?
- Не знаю.
- Тогда… - Юрию очень хотелось сорваться и закричать: «Тогда к чему всё то, что сейчас было?! Зачем все эти вопросы и ответы? Что это за аудиоспектакль с визуальным рядом?» - но он держал себя в руках, потому что происходящее как-то не увязывалось в голове с привычной реальностью. А вдруг всего этого не было на самом деле? Он даже пару раз ущипнул себя. На всякий случай.
- Я думаю, Вы можете идти, - сказал ему старик.
Юрий послушно поднялся и направился к двери. У выхода он обернулся и спросил:
- Послушайте, я могу хотя бы надеяться?
- Конечно, - уверенно кивнул старик, - всенепременно.
В коридоре тоже было тихо. Юноша за стойкой регистрации моментально вскочил на ноги:
- Я могу Вам ещё чем-нибудь помочь?
- Нет, спасибо. Я уж как-нибудь сам теперь, - Юрий почувствовал, что вроде как пришёл в себя…
- Слушайте, - сказал он, - там, в кабинете такая штука… впрочем, я сам спрошу.
Он снова открыл дверь в комнату и вошёл. Старик в это время уже встал из-за стола и направлялся к окну.
- Я ещё вот что хотел спросить, - сказал Юрий и указал на конструкцию с часами, - у Вас здесь такая интересная штука… Я так понял, что это часовой механизм: сначала отмеряются минуты, по одной, потом – по пять минут… верно?
- Да, - старик кивнул, - потом полчаса, час и сутки.
- А дальше? Там ведь можно продолжить ряд.
- Дальше зависит от того, что нужно: неделя, месяц, год, жизнь.
- Жизнь? – переспросил Юрий.
- Ну да, жизнь. Или век.
- Я так и думал. До свидания.
Пора выбираться отсюда. Однозначно.
Сев в машину, Юрий завёл двигатель и направил струи кондиционера на себя. Прохладный воздух приятно скользил по лицу. Палец привычно нажал на кнопку и магнитола голосом Бутусова исполнила финальные строчки знакомой песни:
В комнате с белым потолком
С правом на надежду.
В комнате с видом на огни,
С верою в любовь.

- Кому пришло в голову изобразить ковчег в виде лодки? Ноя зачем упоминали? – спросил старик, глядя в окно.
Вошедший юноша звонко рассмеялся:
- Правда, здорово ребята придумали? Но его и это не до конца зацепило. Он бы и вывеску не заметил, если бы не поломка и не грязные руки.
- Да. Всё так. Непростой случай… Что у нас дальше?
- Анна Павловна. Пенсионерка. Ищет убежавшую кошку. Имеет тяжёлый характер и сложности в общении с дочерью. Нужно помочь наладить отношения.
Сквозь стекло было видно пожилую женщину, уверенно шедшую прямо к ним, точнее, к вывеске «Помощь в поиске пропавших животных». Позади неё семенил невзрачный мужчина, в руках он держал папку с бумагами, куда дописывал что-то прямо на ходу.