Мама

Юрий Баранов
Мама  увидела меня еще из окна нашего дома,  когда я, спускался с пологого песчаного пригорка.   

Она   тут же оторвалась от своих неизбывных домашних дел и выбежала мне навстречу, потому, что     по моей   походке  сумела разгадать,   первый  её сын возвращается с хорошей новостью.  Я стал первым в нашем роду, кто  поступил в институт.

У большинства моих тёток и дядьёв за плечами  была  только обязательная семилетка. Самое большое образование было у отца, он кроме семилетки  накануне войны  успел закончить ещё и тамбовское ФЗУ, и сразу  ушёл  в действующую армию.

  Военному ремеслу он учился в запасном полку , а   в августе 1943 его часть бросили  в самое пекло наступательных  боёв на смоленском направлении, надо было отвлечь часть немецких дивизий от Курской битвы.

Мама заглянула  мне глаза,  увидела в них счастливый блеск.
-Поступил? - спросила она
-Поступил, мама!

Она по- матерински обняла меня. Это фото сделано в те самые августовские дни, когда среди списков принятых на химический факультет Тамбовского педагогического института, я увидел и свою фамилию.

 Мама  здесь  выглядит совершенно  счастливой женщиной,   она  в ту минуту   поверила,       что её  сын  приоткрыл  дверь в  особую страну, где живут только  счастливые и обеспеченные люди.    На наших лицах  читается  спокойная уверенность в завтрашнем дне.

Изначально по родительским планам, я после окончания семилетки должен был пойти работать на  местную мебельную фабрику  станочником, но одна из школьных учительниц посоветовала маме.

-Мария Федоровна, дайте возможность вашему сыну окончить среднюю школу, у него есть способности для дальнейшего образования. Мама посоветовалась с отцом.

-Нам за нуждой ходить  ни к кому не надо,  своей хватает,-  стал рассуждать он,- но умные люди плохого не посоветуют, - и, хорошо подумав, дал  согласие на продолжение мной школьного образования.

Диплом учителя  вывел меня на сибирскую орбиту, жить за Уралом  оказалась куда как  вольней и свободней, чем  на тамбовщине,  учитель обеспечивался бесплатной квартирой, топливом,  а земли под огороды можно было взять, столько сколько  сможешь обработать.

Брось здесь  вечером   в озеро  сеть, а уже  к утру  поднимешь её,  увешенную  гроздьями живой рыбы. В августе в местных лесах ветви дикой вишни    гнутся от обилия спелых ягод,   потаёнными тропами  бродят   косули и кабаны, а на многочисленных озёрах табунятся утки и гуси.

фото из домашнего архива