Записки экскурсовода Ч. 32 Монахи-шпионы

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница  http://proza.ru/2021/10/14/43

Нам пора вернуться к основной сюжетной линии. Рассказ об истории  фарфора ещё не закончен. Фарфоровая лихорадка  продолжалась в Европе. Китайский фарфор оставался самым дорогим и самым желаемым украшением домов и дворцов.

Своего фарфора изобрести пока не могли, значит, нужно было узнать китайский секрет и уничтожить фарфоровую монополию. Иметь собственное производство во что бы то ни стало. Примеров подобной "деятельности" много и в прошлом. 

Ещё наши далёкие предки  выведывали тайны изготовления орудий труда и охоты, подсматривали, как быстрее развести огонь и дольше его сохранить.

Китай в течение тысячи лет был монопольным производителем шёлка. А  император   Юстиниан I (483–565), прозванный Великим, отправил в VI веке в Поднебесную монахов с приказом выведать секреты изготовления шёлка, который очень высоко ценился в Византии и Западной Европе. Таким образом Юстиниан I Великий открыл для европейцев секрет изготовления шёлка, который по его указанию украли у китайцев монахи.

В наше время это называется  промышленным шпионажем.

За попытку узнать секрет производства шёлка грозила смертная казнь. Монахи подвергали себя серьезному риску. Но они блестяще справились с задачей, доставив  в Византию яйца шелкопряда, семена тутового дерева и технологию производства шёлка. Технологию шпионы в рясах хранили в голове, а яйца и семена спрятали в пустотелых бамбуковых палках. Эта кража интеллектуальной собственности сильно ударила по экономике Китая и Ирана, через который китайский шёлк попадал на Запад. Но с тех пор шёлк стал производиться и в Европе.

Впрочем, и на Руси хозяева уральских заводов засылали мастеров друг к другу под видом простых рабочих для того, чтобы разведать чужую технологию и не отставать от соседей.

В середине XVI века важные позиции в контактах Запада с Востоком занимали иезуиты. В "Конституциях Общества Иисуса" основатель ордена иезуитов Игнатий де Лойола (1491–1556) указал, что одна из главных задач ордена — систематический сбор любой информации, в первую очередь, научной.

С 1534 года, когда орден был основан, по 1773-й, когда его официально упразднили, иезуиты опубликовали около 5,6 тыс. научных трудов по медицине, географии, сельскому хозяйству.

Во многом они основывались на сведениях, добытых членами Общества Иисуса в свободное от миссионерской и просветительской деятельности время. Только в Пекине иезуиты с 1735 по 1795 год перевели с китайского языка более 400 книг.

Иезуиты в XVI–XVIII веках видели свою деятельность в далёких странах как обмен. Они несли другим народам христианское учение, делились достижениями западной науки и культуры, а взамен собирали ценную информацию о стране пребывания. Священники возвращались в Европу из "командировок" со знаниями в самых разных областях — от промышленных технологий, неведомых европейцам (что позволяет отнести членов ордена к промышленным шпионам), до незнакомых Европе лекарств. Например, кора хинного дерева, которой лечили от считавшейся неизлечимой малярии, была привезена иезуитами из Перу.

Шведский учёный Карл Линней при работе над созданием единой системы классификации растительного и животного мира использовал образцы китайских растений, присланные в Европу моравским миссионером, иезуитом Георгом Йосефом Камелом. Таким образом, можно сказать, что иезуиты внесли свою лепту в создание этой важной работы.

Члены ордена появились в Поднебесной на рубеже XVI–XVII веков. Основателем  миссии считается Маттео Риччи (1552–1610), который провёл в далекой стране половину жизни. В 1712 году из 73 христианских проповедников, находившихся в Китае, 50 были иезуитами.

Иоахим Буве (1656–1730), представлявший в Пекине интересы французской короны, стал доверенным лицом одного из самых известных китайских императоров — Канси (1654–1722), правившего 61 год. Буве получил задание обучить геометрии и западной философии одного из кронпринцев — любимого сына императора.

Канси, довольный деятельностью Иоахима Буве, отправил его во Францию за новыми миссионерами. В марте 1698 года из города Ла-Рошель (фр. La Rochelle) вышел фрегат "Амфитрита" с девятью иезуитами на борту. Среди них был 34-летний Франсуа Ксавье д’Антреколь. В ноябре того же года корабль прибыл в гавань Кантона (Гуанчжоу), города на юго-востоке страны, который был её важнейшим экономическим и культурным центром.

Франсуа Ксавье д’Антреколь (родился в 1664 году в Лионе, скончался в Пекине в 1741-м) в 18 лет решил стать священником, собирался приводить в лоно святой церкви язычников в далёких странах.

Франсуа д’Антреколь бегло говорил по-китайски, питал страсть ко всему необычному и обладал способностью находить в море сведений крупицы важной информации. В ордене Франсуа, несмотря на молодость, был известен как человек мудрый, умеющий расположить к себе собеседника, завести друзей.

Продолжение   http://proza.ru/2021/10/21/1457