Предыдущая страница http://proza.ru/2021/09/15/1061
Читатели бывают разные. Одни бегло пробегают глазами текст, гордясь своим умением быстрого чтения. Другие читают медленно, запоминая и смакуя детали, но главный смысл им не очень понятен. Третьи выделяют только то, что им интересно. Наверное, эту своеобразную иерархию можно продолжать очень долго.
Я благодарна всем читателям за их внимание.
Но сегодня хочу поблагодарить самую внимательную читательницу, Анну Алексеевну Золотовскую. Именно она, прочитав главу "Белое золото" о китайском фарфоре, заметила: "А цвет рисунка напоминает Гжель."
Об этом я собиралась писать позже. Но напишу сейчас, раз возник маленький "вопросительный" диссонанс.
КЕРАМИКА ТУРЦИИ
Бело-голубой фарфор впервые появился в Китае во времена правления династии Сун (960-1127 г). Полное утверждение кобальтовых росписей в фарфоровом производстве произошло при династии Юань (1271–1368 г.)
Первые фарфоровые вазы с синим кобальтовым рисунком появились на Европейском континенте в XV веке. Они сразу вызвали живейший интерес и попытки копирования.
Первыми копиистами китайских приёмов стали турецкие мастера города Изник (бывшая Никея), выпускавшие посуду и изразцы для облицовки храмов и домов.
В это время им уже была известна иранская технология, позволяющая получать черепок, близкий по белизне к китайскому, но еще далёкий по качеству от настоящего фарфора. Небольшой городок Изник славился большими залежами светлой глины, из которой делали плитку и гончарную утварь.
Так называемый фриттовый фарфор, в котором к фритте (смеси стекла и солей) добавляют глину для снижения температуры обжига - это, конечно, не совсем фарфор, но изделия внешне получаются столь же белыми и пригодными для росписи, как и китайский фарфор.
Изникские художники расписывали свои фриттовые изделия кобальтом, привнося в них национальный колорит. Их работы сочетали в себе традиционные османские арабески с китайскими элементами.
К XVI веку стиль декорирования керамики постепенно меняется, становится более свободным. К кобальту добавляются другие цвета. Сначала бирюза в сочетании с фиолетовым, затем пастельные оттенки шалфея, зелёного и бледно-лилового. Для середины века характерны замены фиолетового красным, а пастельно-зелёного — ярко-изумрудным.
Изникские изразцы широко представлены в архитектуре Стамбула. Ими облицованы около сорока мечетей, множество гробниц и библиотек, большинство дворцовых зданий: Голубая мечеть Султанахмет, мечеть Айя-София и другие.
Турецкие художники добавили в китайские мотивы национальный колорит - мусульманские орнаменты. Изделия изникских мастеров были дешевле китайских оригиналов, поэтому довольно быстро распространились в арабском мире.
Современное производство в Изнике применяет все старинные стили, а также, трансформируя их, создаёт красивые керамические панно в современном стиле. Сейчас это вполне процветающая отрасль, производящая керамическую плитку и изразцы, имеющая прекрасную школу художников.
Восстановлением утраченных за почти 300 лет технологий занимался профессор Исил Акбайгил из Изникского образовательного фонда. В итоге в Изнике производят керамику по технологии XVI века, и она нисколько не уступает старинным образцам.
Продолжение http://proza.ru/2021/09/29/1631