Краеведение

Рената Платэ
Гармонь


Детский аккордеон

В советские годы аккордеон был одним из наиболее распространённых в быту музыкальных инструментов. Его очень любили, особенно в послевоенные годы. В книжных и музыкальных магазинах продавались самоучители игры на аккордеоне и технику игры на этом инструменте можно было освоить самостоятельно. Хотя, это было непросто. Были самоучители и для детей, благодаря которым можно было научиться исполнять песни "У меня ль во садочке", "Ладушки", "Колыбельная", "Марш октябрят".
Аккордеон отличается от гармони тем, что на одной из его сторон есть копия клавиатуры фортепьяно с белыми и чёрными клавишами. У обычной гармони с двух сторон расположены своеобразные кнопки, а не клавиши.
В Советском Союзе аккордеоны стали широко выпускаться в 1935 году. Их делали на московской фабрике им. РККА. А ровно через год, в 1936 году ленинградская фабрика "Красный партизан" тоже приступила к серийному производству аккордеонов. После войны аккордеоны выпускались уже многими фабриками и других городов, получив широчайшее распространение в стране.
Песни под аккордеон звучали на праздники во многих семьях. Наиболее любимыми были: "Там вдали за рекой...", "Смуглянка", "Дивлюсь я на небо...". Поколение фронтовиков помнило как фронтовая гармонь помогала скрасить тяжелейшие военные будни, и по сути, эти песни в то время были душой народа.
В начале 70-х годов стали выпускать детские аккордеоны "Малыш". Они продавались в специальных футлярах, были очень лёгкими, и на них с удовольствием играли и взрослые любители музыки. С такими аккордеонами ходили на демонстрации, играли на свадьбах. Многие жители центра нашего города помнят, как в новогоднюю ночь в ленинградских скверах играли на больших профессиональных аккордеонах.
Гармонь (а аккордеон это усовершенствованный вид гармони) была любима и в деревне Купчино. Сохранились фотографии из архива семьи Васильевых 1950 года, где перед домом в Купчино семья запечатлена с гармонью. Судя по фотографии эта гармонь - трёхрядка. Играли на аккордеоне в Купчино в советское время и в пятиэтажках.   
В настоящее время в музыкальной школе на Бухарестской улице (Детская школа искусств №4) есть целый ансамбль юных аккордеонистов "Ассорти", который замечательно исполняет песни советского времени. Им руководит талантливый педагог Светлана Николаевна Юхно.

Вариант игры: составить собственный песенник из предложенных песен советского времени.


МИШКИ

История советского мишки - любимой игрушки детворы того времени уходит ещё в дореволюционное прошлое нашей страны.
Когда-то в городе Сергиев Посад (Московская область) у стен Троице-Сергиева монастыря проходили огромнейшие ярмарки детской игрушки. В этом же городе, в основном, они и производились. Но игрушки умельцев Сергиева Посада были в основном деревянными, или это были тряпочные куклы с фарфоровыми головками. А вот в 14 км к юго-западу от Сергиева Посада находилось местечко Хотьково, где шили игрушки мягкие. Простеньких мишек, зайчиков и белочек, набитых опилками, шили в Хотьково монахини местного Покровского девичьего монастыря, и продавали сами по окрестным деревням и на ярмарке в Сергиевом Посаде.
Кроме мягких зверушек, монахини шили и продавали лоскутные мячики-погремушки, которые были очень даже знамениты. В таких мячиках берестяная коробочка с сушеным горохом обшивалась подушечками, набитыми мхом. Детвора эти мячики просто обожала.

На многих дореволюционных фотографиях дети из богатых дворянских семей запечатлены с плюшевыми мишками, у которых подвижные лапы. Так вот такие мишки выпускались только за границей, и их покупали там. Отечественные мишки были более простые. Их шили даже в период революции и гражданской войны.
В дальнейшем, многих плюшевых мишек в Советском Союзе, вплоть до 50-х годов выпускали кустарные артели. Шились эти игрушки по одинаковым выкройкам, созданным отличными художниками-профессионалами: А. Изергиной, С. Российской, С. Поливановой, М. Широковой и другими.
Наиболее известной разработчицей выкроек для мягкой игрушки была Анастасия Николаевна Изергина, дочь Николая Дмитриевича Бартрама, коллекционера, исследователя игрушечного промысла, основателя музея игрушки (музей, кстати, по сей день работает в Сергиевом Посаде).
В 1937 году в Советском Союзе вышла первая книга А.Н. Изергиной «Производство мягкой игрушки». В книге были представлены выкройки, чертежи и подробные описания процесса создания как текстильных кукол, так и мишек и других животных. Книга пользовалась большой популярностью. А в 1944 году, во время войны, вышла вторая книга Изергиной в соавторстве с сестрой, М.Н. Бартрам, «Игрушки из ткани. Способы создания чертежей и выкроек». В 1947 году эта книга была переиздана.
Таким образом получается, что именно в 30-40 годах в Советском Союзе сформировался образ российского мишки, который мы знаем по сохранившимся экземплярам. В последующие годы зрелого и позднего социализма его облик практически не менялся.

Разберемся же с тем, чем "классический" советский мишка отличается от своих заграничных собратьев:
1. Выкройка
В отличие от своего заграничного собрата, голова советского мишки чаще всего шилась на основании выкройки мяча из 4 частей (голова европейского и американского классического мишки состоит из трех частей: 2 профилей и средней части – клина).
Лапки у советских мишек толстенькие и коротенькие, что тоже отличает его от "иностранцев".

2. Материалы и цвет
Специальных материалов для мишек в СССР не выпускалось. В основном мишек шили из пушистой фланели и байки (зачастую это были остатки других швейных производств). Особые экземпляры (юбилейные и т.д.) делались из хлопкового плюша. Цвет всех мягких игрушек допускался только в духе «соцреализма». Яркие ткани и ткани с рисунком допускались только для игрушек в одежде (которая являлась составной частью игрушки и не снималась).
Конечно, и немецкие мишки в бедные годы делались из солдатского сукна, но большую часть времени, все-таки, использовались профессиональные материалы.

Глазки советских мишек делали из бусин или из пуговиц. На более поздних моделях специальные пластмассовые глазки просто приклеивали.

3. Набивка

Набивали мишек, как и везде, стружкой, опилками, ватой или шерстяным очесом. Последний вариант использовался достаточно редко, т.к. шерсть была дороже других вариантов набивки.

Голову мишек часто делали из папье-маше, а полом обтягивали или обклеивали материалом.

4. Крепления

Голову советского мишки чаще всего просто пришивали к туловищу, а крепление лап существовало в нескольких вариантах.

Первый вариант по сути мало чем отличается от классического крепления лап в иностранных мишках. Диски из фанеры, размещенные со стороны лапы и туловища, скреплялись пропущенной через них проволокой, как сейчас скрепляются шплинтом или болтом. Концы проволоки закручивались.

Второй вариант крепления – это так называемый сквозной шарнир. Диски в туловище не вставлялись, а были только в лапах. Сквозь набитое туловище пропускали проволоку, которую в лапах закрепляли.

Со временем отверстие в туловище, через которое проходила проволока, растягивалось, и из мишки начинала сыпаться набивка.

Третий вариант крепления – веревочный шарнир. Вместо проволоки при этом варианте использовалась веревка, диски не вставлялись, а на лапах сверху крепление фиксировалось пуговицами.

К сожалению, до наших дней сохранилось мало советских мишек. Ну а те, что остались, - сохранили определённую теплоту игрушек советского времени и их неподдельное обаяние.