О юности, харассменте и не только

Веруня
 
ИЗ ЦИКЛА: И НЕ ТОЛЬКО
 
   Сейчас многое из того, что когда-то тщательно скрывалось, благодаря Интернету становится известно всему миру. Судебные разбирательства, обвинения в харассменте - это слово для многих из нас, возможно, непривычное, но то, что под ним подразумевается, старо как мир! Домогательство в разных странах, на разных континентах, в непохожих друг на друга социальных кругах – остаётся всё тем же приставанием. Слушая или читая о посягательствах на чьи-то честь и достоинство, иной раз вспоминается и своё: неприятное, грязное, неприкрытое домогательство!
      
Мне было всего лет двенадцать. Осенью в нашу школу пришёл практикант из харьковского университета. Должен был он оттачивать свой профессионализм на нас - учить физике. С его появлением начались мои мучения. Урок шёл в двух направлениях: либо он грубо пересаживал того, кто сидел за партой передо мной, и тогда этот горе-учитель усаживался лицом ко мне и, не стесняясь, вёл со мной бесконечные разговоры на темы, которые сам выбирал. Либо вызывал меня к доске и там уже вполголоса без остановки нёс разную чепуху. Я замирала от ужаса и страха. Однажды - я хорошо запомнила дату - он пригласил на свой день рождения, который должен был состояться второго января. Я не запомнила его внешность, но мерзкую улыбку помнила долго. Безусловно, я никуда не пошла, хотя он настаивал.

Моя подруга и по совместительству молочная сестра училась в параллельном классе. Лишь ей я рассказала о том, что он вытворяет со мной на уроках. По нашей договорённости, во время его уроков она появлялась на пороге моего класса и сообщала, что меня вызывает то ли директор, то ли завуч, или немедленно нужно было посетить медкабинет. Как я пережила ту осень - сейчас не могу представить. Я не открылась матери, потому что было стыдно. Думается мне, что этот мерзкий человек скорее всего изломал не одну судьбу.

После окончания школы осталась не удел. Десять дней провела в Луганске у отца. Вернулась. Надо было чем-то заниматься. Начала искать работу. После многих мытарств, отказов, получилось устроиться в фирму «Спорттовары» в должности картотетчицы. Я понятия не имела, что это такое. На углу около старого цирка располагался склад спортивных товаров под номером один. Идти на работу было близко: спустился с Холодной горы, и ты уже там.
    
Работа радости не принесла. Террариум. Со своими правилами и распорядком. Меня всё время ругали: то я не то делаю, то не так. В конце концов я вообще перестала что-либо понимать, не могла сосредоточиться, делала ошибки. И опять на меня кричали, и снова меня третировали. Но всему приходит конец. И моим страданиям в том виде, какими они были, тоже пришёл конец.

Однажды зашёл высокий седовласый мужчина в военных брюках «галифе». Он спросил, хочу ли я перейти в новый склад, который находится на другом конце города, но там нет отопления, нет связи, в общем ничего нет, потому что его открыли на огромном пустыре рядом с аэропортом, и когда-нибудь, лет через десять, туда переедет всё начальство спорттоваров. 

Действительно, вокруг складского помещения была голая местность, Стояла суровая зима. Печка «времянка» абсолютно не обогревала огромные помещения. Отсутствовали туалеты, даже руки нечем было вымыть. А я с радостью согласилась. Двадцать работников- мужчин и я. Было сложно. Условия быта были просто катастрофическими. Но пришло успокоение. Начальника своего я уважала. Мы оба были заядлыми книгочеями. У него была собрана уникальная библиотека. В праздники мне дарились книги и куклы. Одна из них, Ираклия Андроникова, и сейчас у меня. Отсутствие окриков, тёплое отношение сделали своё дело. Из угловатого подростка я превращалась в симпатичную девушку. Или, как мои сотрудники говорили, в прекрасного оленёнка. Я усмехалась. Не придавала значения. Меня никто не обижал,  не домогался - наоборот, пресекались любые попытки случайных людей причинить мне вред. Жизнь шла свои чередом. Пришло умение в работе. И уже я помогала  начинающим трудовую деятельность сотрудникам осваивать тонкости нашей работы.  Я поступила в институт на вечернее отделение. Приезжала домой усталая, но жизнь уже имела и светлые оттенки!
    
Изменения, происшедшие с «гадким утёнком», не остались незамеченными.  Однажды на каком-то празднике я получила премию в десять рублей и звание «Ударника коммунистического труда». Рядом сидел начальник торгового отдела. Это была очень значимая должность в стране вечного дефицита на всё. В устоявшемся коллективе все и обо всех знают. Его многочисленные любовницы работали рядом с ним, были «соратницами» в работе и любви. Я с этой грязью не соприкасалась. На мероприятии по поводу успехов нашего коллектива, этот командир-трудяга оказался то ли по воле случая, то ли специально рядом со мной. Я была настолько увлечена происходящим, что не сразу ощутила его руку там, где ей невозможно было находиться - на моём бедре под юбкой. Ошеломлённая, ударила по руке и отшвырнула её с силой. Что ж расправы ждать долго не пришлось: я была уволена без полагающей в те годы двухнедельной отработки. Мой непосредственный начальник был в шоке, он не ожидал такого, а я по молодости ни ему, ни в своей семье никому ничего не рассказала.
       
Сейчас многих известных людей, вне зависимости от пола и возраста, обвиняют в том, что они ловят «хайп», упоминая о домогательствах.  Я же ощущаю всё то же омерзение , что и тогда, когда чужие грязные помыслы и руки пытались достичь меня…