Из апокрифа Товит

Виктор Экгардт
                Околобиблейская сказка

0

Библия, её канонические книги называет по имени лишь одного ангела — Гавриила. Тот самый ангел, который сообщил Елисавете о рождении Иоанна Предтечи или Крестителя, а Марии - Иисуса Христа или Мессии. Также упоминается имя одного архангела, Михаила. Многие люди считают архенгелом и Гавриила, но Библия не употребляет слово архангел во множественном числе. Архангел — старший ангел, главнокомандующий над всеми остальными ангелами, которых «тьма тем», наверно сотни миллионов. Однако, кроме имени Гавриила, фигурирует имя ещё одного Божьего творения, созданного ангелом, но в результате неадекватного поведения, этот титул утратившего. Сатана — имя, полученное вследствие мятежа, который он замутил и которое означает отступник, противник. Он получил несколько имён, как в Библии, так и в произведениях рук человеческих. Считаю что так можно выразиться, потому что Библия - произведение от Бога, хотя и написана руками разных людей (писали бы, скажем ангелы, вряд ли люди смогли бы понять смысл). Кроме Сатаны самое распространённое среди имён — Дьявол, что означает клеветник. Иисус Христос о нём сказал, что он не устоял в истине и является лжецом и отцом лжи. Отсюда следует, что Сатана был в истине и до мятежа в Эдемском саду лжи не было вовсе.
Канон библейских книг не сообщает других имён ангелов, хотя Бог часто их использовал, как посредников между собой и людьми, посылая к людям с той или иной вестью, тем или  иным заданием. Достаточно вспомнить видения Иезекииля, Иоанна... Ангел — потому и ангел, что в переводе означает вестник, но не только. В книге Даниила ангел был не только вестником, он так же вызволил троих верных Богу юношей из горящей печи (история с Седрахом, Мисахом и Авденаго), и заградил пасти львам, когда сам Даниил был брошен к ним в яму. В отличие от канона библейских книг, в апокрифах упоминаются имена ещё, как минимум, двух ангелов Уриила и Рафаила.
Как известно, первая человеческая пара пошла вслед за Сатаной, но не только она. К мятежу присоединилась определённая группа ангелов, которые получили название демоны. Некоторое количество демонов перед потопом материализовалось, оставив «подобающее им жилище», найдя дочерей человеческих очень красивыми. У них рождались гибридные потомки, мутанты, которых называли нефилимами (сбивающий с ног). Их название говорит само за себя. Именно они наполнили планету злом и насилием. Главным образом из-за них и был потоп на земле. Когда случился потоп, ангелы-демоны дематериализовались и вернулись в духовную сферу, но Бог наложил на них оковы. Они пребывают во тьме, лишены света истины, а так же не имеют возможности больше материализовываться. А вот их боевые подруги и потомство сгинуло вместе с потопом. Имена демонов, вдохновлённая Богом Библия, тоже не сообщает, а вот из невдохновлённых Богом апокрифов известно по крайней мере имя одного демона — Асмодей. Такое длинное предисловие ради того, чтобы объяснить появление двух имён, фигурирующих в этом произведении.
   
1

Это был крупный город, пешком и в три дня не обойти, тогда, вероятно, самый крупный город на Земле. По оценкам специалистов от 80 до 120 тысяч жителей. Город принадлежал к числу первых древних городов, построенных Нимродом. Он находился примерно в девятистах километрах к северо-востоку от Иерусалима. Ассирийцы, жившие в нём, отличались воинственностью и крайней жестокостью к пленным. Они выкалывали им глаза, отрезали носы, уши, сдирали с живых кожу, сжигали живыми. Этот город упомянут в Библии, главным образом, из-за этого. С именем этого города связаны убийства, грабежи, насилие над слабыми и всевозможные другие ужасы.
Об основателе города, Нимроде говорится в Библии, что он был сильным охотником, противящимся Богу. Что может означать, что уже само возникновение этого города было не угодно Богу (но не обязательно). Город этот носил имя Ниневия - «Ликующий город» и располагался у реки Хиддекиль, то есть у реки Тигр. В каноне библейских книг есть книга Ионы, где он пишет о том, что его послал Бог объявить Ниневии смертный приговор, за все его злодеяния. Представьте себя на месте Ионы. Идти и говорить жестоким людям, кровожадным воинам, не знавшим пощады, такую весть, которая им сильно не понравится. Они вполне безнаказанно могут ненароком отрезать язык, выколоть глаза, или снять шкуру с живого. Иона наверняка струсил. «На кой ляд мне ваша Ниневия, живите как хотите, моё дело — сторона.» - вероятно так думал он.  С такими или подобными мыслями он сел на корабль идущий в Фарсис. Многие считают, что это территория современной Испании. То есть в совершенно противоположную сторону. Испугался человек.
Потом была история со штормом на корабле, когда поняли, что корабль пойдёт ко дну из-за Ионы, беднягу выбросили за борт и его проглотила рыба, во чреве которой он пробыл три дня. Ему всё же пришлось выполнить задание Бога, ведь Создатель силён заставить любого. Иона выполнил порученное ему дело настолько убедительно, что жители раскаялись, покрыли головы пеплом, стали поститься, как было принято тогда, и вымолили у Бога прощение. Иона был ещё поначалу недоволен, что вопреки его предупреждению, город уцелел. Но Бог ему доходчиво объяснил. Благодаря Божьему милосердию, Ниневия простояла ещё двести лет. Более того, в это время она пережила период своего расцвета. Цари сменяли друг друга на троне, который редко удавалось передавать своим потомкам, а сами правители редко умирали от старости. Как ни стремились они удержать власть при помощи террора, это плохо удавалось. Саргон, Синахериб, Асархаддон, Ашшурбанипал сменяли друг друга и обогащались за счёт грабительских войн.
Ниневия сравнительно быстро снова забыла о приговоре Бога, переданном через Иону, о своём раскаянии и снова взялась за старое. Бог послал пророка Наума из города Елкос, который объявил городу о конце, и на сей раз  он состоялся. Ниневия считалась непобедимой, но чудесным образом воды Тигра подмыли стены города и он пал от руки мидян и вавилонян. Это произошло примерно в 632 году до нашей эры. Ниневия была разрушена до основания и до сих пор не восстановлена. Её развалины археологи обнаружили напротив города Мосул. На восточном берегу Тигра на месте города сегодня находятся два холма — Куюнджик и Неби-Юнус.

2

Городу, который в числе других мест, станет местом действа мы уделили внимания более, чем достаточно. Пора познакомиться с действующими лицами нашего повествования.
Жил Товит. Родился в земле Галилейской в городе Фисва.  Его отец Товиил, из рода Неффалима. В отличие от дома отца его, который отпал от Иерсулима и возносил жертвы Ваалу, лжебожеству, юный Товит исправно ходил в Иерусалим и возносил там жертвы Богу Иегове. Ещё юношей, во времена Ассирийского царя Енемассара, он был пленён и уведён в город Ниневию.
В плену, в то время, когда его соплеменники ели всевозможную снедь со стола ассирийцев, Товит не прикасался к нечистой пище и свято соблюдал Моисеев закон. За это Бог даровал ему благосклонность царя Енемассара, у которого он был поставщиком. Став мужчиной, Товит взял жену Анну из рода отцов своих, рода Нефаллима, и родил с ней сына Товию. В это же время он по долгу службы частенько ходил в Мидию. Во время своей активной трудовой деятельности, Товит заработал немалый капитал и часть его — десять талантов серебра предусмотрительно оставил у своего родственника Гаваила, брата Гаврия в Рагах Мидийских. Талант серебра — много это или мало? Один талант тогда составлял примерно 20,4 килограммов. Итого более двухсот килограммов серебра.
Когда умер царь Енемассар, воцарился его сын Сеннахирим, который не был благосклонен к Товиту, и он уже не имел такой прибыльной работы. А пока имел, делал много благодеяний своим соплеменникам. Голодных кормил, нагих одевал. Если кого убивали и выбрасывали за стены Ниневии, тайно погребал их. Сеннахирим усердствовал в производстве покойников, от чего работы у Товита стало много. Ниневитяне донесли на него царю, и ему с женой и сыном пришлось скрыться. Имущество Товита разграбили и не осталось у него ничего. Однако по прошествии небольшого времени, два сына Сеннахирима убили отца своего. Воцарился Сахердан и при нём Товит снова смог вернуться в свой дом, однако состояния вернуть не удалось.
Товит оставался законопослушным, послушным закону, данному Моисеем для евреев. Этот закон кроме общеизвестных десяти заповедей имел ещё более шестисот инструкций и принципов, которыми должен был руководствоваться каждый еврей, где бы он ни был. Он обязывал к добрым делам, в частности хоронить мертвецов, которых производили ассирийцы в изобилии. Согласно Моисеева закона, после того как человек прикасался к покойнику, он оставался целый день нечист и не мог прийти к себе домой. Не исключено, что этот закон имел медицинское основание, гигиеническое. Во избежание передачи заболеваний, ведь покойниками становились и в результате разного рода заболеваний и эпидемий. Медицины, в сегодняшнем понимании этого слова пока ещё не существовало, а еврейскому народу заботливым Создателем уже были даны указания для защиты от распространения болезней, для профилактики.
Товит, похоронив очередного покойника, ночевал вне дома. Устроившись на сей раз спать у городской стены, лежал с открытыми глазами. На городской стене резвилась пара воробьёв и ему пал на глаза их помёт. Он попытался отмыть глаза в Хиддекиле, омывающим стены Ниневии, обращался к врачам — ничего не помогло. На глазах появились бельма. Он ослеп. Свет померк для Товита. Надо же какая напасть. В городе, где пленным запроста могли выколоть глаза, он сумел избежать этой участи, но ослеп таким образом.
На Товита свалились заботы, теперь он не мог больше работать и добывать средства для жизни. Он совсем пал духом и, молясь к Богу своих предков, Авраавма, Исаака и Иакова, стал просить смерти.

3

В Экбатанах Мидийских проживал дальний родственник Товита Рагуил. Этот город располагался на восток от Ниневии в четырёхстах километрах, высоко в горах примерно 1900 метров над уровнем моря. Он являлся столицей соседнего царства Мидии, набирающего силу, которое попозже исполнит Божий приговор над Ниневией. В период расцвета город Экбатаны был окружён семью стенами, возвышавшимися друг над другом зубцами, выкрашенными в разные цвета. Белый, чёрный, пурпурный, голубой, красный, серебряный и золотой (соответственно пяти планетам луне и солнцу). По некорым источникам, один из которых апокрифическая книга Иудифь, указано, что Экбатаны основал Арфаксад. У Сима, сына Ноя был сын с таким именем, однако вряд ли это тот самый Арфаксад, так как он хотя и прожил 428 лет, никак не мог быть современником Навуходоносора, который жил тысячелетия после потопа.  Сим произвёл его на свет, спустя два года после потопа.
Вокруг Экбатан стояли стены из тёсанных камней, каждый из которых шириной в три, а длинной в шесть локтей. Высота самой стены достигала семьдесят локтей, а ширина — пятьдесят. Башни устремлялись ввысь на сто локтей, имея в основании шестьдесят. Подъёмные ворота в башнях поднимались на высоту в семьдесят локтей, и в ширину имели сорок.
Однако пока время расцвета Мидии не наступило и до исполнения Божьего приговора есть ещё время. Люди жили, женились и выходили замуж. За семью ли стенами, или только за пока одной существущей жил Рагуил. Он имел дочь Сарру. Она выходила замуж семь раз, но так и осталась девственницей. В первую брачную ночь её мужа убивал демон, злой дух Асмодей. В допотопные времена Асмодей определённое время жил на Земле. Он был создан ангелом и вместе с некоторыми другими ангелами отступниками (демонами) материализовался и стал жить на земле, как человек, как мужчина.
Почему демоны делали это? - Потому что они находили дочерей человеческих очень красивыми, воспламенялись к ним похотью и женились на них «кто какую избрал». Это были противоестественные связи, разумеется не угодные Богу. Творец не всегда сразу на корню пресекает грех, в силу разных причин иногда он пускает дело на самотёк, допускает развитие сюжета. Одна из причин — чтобы разумные создания убедились сами, к чему это приведёт и чтобы впредь неповадно было.
Асмодей был одним из падших ангелов, который присоединился к мятежу. Ему пришлось оставить погибать на земле свою тогдашнюю возлюбленную. А Сарру, дочь Рагуила, он нашёл очень похожей на свою покойницу и полюбил её. Однако материализовываться он больше не мог, даже сообщить о себе он ей не мог, и поэтому изнывал от любви рядом с ней, не в силах расстаться и дать возможность любимой женщине жить счастливо. Его любовь была эгоистичной. Асмодей не стал исключением и не отличался от остальных демонов, которые были эгоистами. Только такие пошли за Сатаной. По принципу «ни себе — ни людям», он не позволял прикасаться к Сарре никому. Так семь мужей и умерли в первую брачную ночь.
Девушка была в отчаянии и все беды приписывала проклятию, висевшему над ней. Она горячо молилась Богу: «За что, Боже ты караешь меня, ведь я не виновна в смерти моих мужей...» Случилось так, что она взывала к Богу одновременно с Товитом, хотя их разделяло расстояние в четыреста километров. Но разве это расстояние для бесконечной вселенной и тем более для управляющей ею Бога?!

4

Товит призвал своего сына и сказал:
Сын мой Товия, ты уже совершеннолетний, ты видишь, что наше имущество разграбили, я ослеп и не могу добывать хлеб насущный.
Отец мой, я сумею позаботиться о тебе и матери, не беспокойся.
Ныне это не так просто нам, чужеземцам в этой земле, ты видишь как свирепствуют воины Сахердана. Я прошу тебя, сын мой, отправляйся к нашему родственнику Гаваилу в Экбатаны Мидийские и возьми долг с него.
Отец, а захочет ли он отдать долг, кто я такой, ведь столько времени прошло.
Я отдавал ему деньги на сохранение, он человек праведный, да и вот тебе расписка. Найди себе честного спутника, который разделит с тобой радости и горести этого нелёгкого предприятия. Ведь дорога не близкая и опасная. Если нет у тебя такого человека, то самое время найти его.
Между тем появился в окресностях один муж по имени Рафаил. Его послал Создатель, в помощь своим служителям, молитвы которых благосклонно услышал. Бог расположил сердце Товии к этому посланнику. О том, что этот человек был вестником Божьим, то есть ангелом, Товий, разумеется, не догадывался.
Товий представил нового товарища отцу, и тот побеседовав с ним немного, одобрил выбор. Сборы были недолгими и друзья двинулись в далёкий путь. Предстояло идти несколько дней и соответственно ночевать в пути. В стародавние времена, в отличие от сегодняшних, земля полна была хищниками, которые особо не разбирались на кого охотиться.
Начало их пути пролегало вверх по течению вдоль живописной реки Хиддекиль. Правый берег реки состоял из невысоких гор, поросших местами труднопроходимым лесом. Обнажённые скалы, тоже не столбовая дорога и не облегчали их предприятия.  На третий день путники остановились на очередную ночёвку. Рафаил стал разбивать лагерь в некотором отдалении от реки, а Товия спустился к руслу набрать воды, чтобы умыться и приготовить ужин. Вдруг, откуда ни возьмись из пучины на него напала огромная рыбина. Схватка была отчаянной и молниеносной и, если бы не подоспел на помощь Рафаил, он бы не отбился. Ангел в обличие человека схватил попавшуюся под руку дубину и ударил рыбину по голове, да так метко, что уложил её одним ударом. Оно и понятно, ангел же. В Библии упомянут случай, когда один единственный ангел за одну ночь уничтожил целую армию, сто восемьдесят пять тысяч воинов.
Изрядно повозившись улов вытащили на берег и легли на песке перевести дух. Мокрый, но довольный Товия с облегчением сказал:
Я уж думал, что пришёл мой конец.  Если бы не ты, Рафаил, быть мне в желудке этой рыбы. Ты настоящий друг. Я буду благодарить Бога нашего, что он послал мне тебя.
Я поступил так же, как поступил бы любой другой мужчина на моём месте, - скромно ответил Рафаил, - наверное Богу нашему было так угодно, и он послал нам богатый ужин.
Да, твоя правда, ужин у нас будет знатный, эвон сколько мяса и за неделю не съесть.
Мы и сегодня поужинаем и в дорогу возьмём, ведь путь ещё предстоит не ближний. Особенно важно: нужно взять с собой сердце, печень и желчь.
А это ещё зачем? - спросил недоумённо Товия.
Доверься мне, потом увидишь.
Они уснули праведным сном после сытного ужина и утром с рассветом двинулись дальше. Долго ли коротко ли шли они, наконец добрались до Экбатан.

5

Отыскали дом родственника Рагуила.
За столом было обильное угощение, хозяин порасспросил про отца и мать и сокрушался, узнав что ослеп теперь родственник Товит. Дочь Сарра, подававшая угощенье гостям, приглянулась Товии. Мимолётно брошенный взгляд её чёрных глаз, пронзил его сердце, словно молния прорвалась сквозь облако. Девушке тоже приглянулся статный юноша, однако помня о своём проклятии она не хотела давать волю чувствам.
Не откладывая дела в долгий ящик, Рафаил выступил в роли свата.
Я бы и рад отдать дочь свою, за сына родственника моего Товита, - отвечал Рагуил, - Да проклятье висит над нами, уже семь раз я выдавал дочь мою замуж, однако она становилась вдовой в первую брачную ночь. Я не хотел бы быть причиной смерти такого славного юноши.
Мне известна причина их смерти, - сказал Рафаил, - я берусь это дело уладить. Доверьтесь мне, с Товией ничего не случится.
Я верю ему, он мне уже однажды жизнь спас, - сказал Товия, - он знает что делает.
В конце концов речь идёт о твоей жизни, пусть будет по вашему. - сказал Рагуил.
Пышного празднества не устраивали, а когда дело подошло к брачной ночи, Рафаил велел воскурить сердце и печень рыбы, пойманной ими по пути. Так они и сделали. Как учуял злой дух Асмодей запах дыма, не решился войти к Сарре. Кроме того новобрачные, взявшись за руки, стали на колени и Товия обратился в молитве к Всевышнему:

«Боже праведный, святый во веки
И Тобою устроено так,
Ты жену сотворил человеку,
Заключив этим самым их брак.
Видишь, Господи, Ты наше сердце,
Нам на благо заветы твои,
Жён не брать чтобы из иноверцев,
Наш союз, Боже, благослови,
Видишь Ты, то что это не похоть,
Мы состариться вместе хотим,
Поддержи нас, когда будет плохо...»
Оба вместе сказали: «Аминь!»

Запах дыма не мог вынести злой дух Асмодей, ему стало понятно что Бог лично вмешался в судьбу новобрачных, а куда ему с ним тягаться. И убежал злой дух Асмодей далеко далеко и не беспокоил больше Сарру и её возлюбленного мужа.
Две недели после свадьбы по обычаю полагалось молодым оставаться при родителях невесты. Молодые любили друг друга и были счастливы. Взяв расписку, Рафаил за это время сходил к Гаваилу, получил от него долг. По прошествии двух недель родителям Сарры так не хотелось расставаться с дочерью, и они упросили их остаться ещё на неделю.  Медовый полумесяц протянулся до месяца, но и это время прошло. Расставание наступило. Отец Рагуил за невестой дал много приданного, да плюс ещё долг от Гаваила, получилось много добра, которое загрузили на верблюдов и караван вышел из города. Родители провожали их далеко за городские стены. Наконец, путники остались втроём и  продолжили свой путь. .

6.

Товит и жена его Анна каждый день выходили на дорогу, а сын всё не возвращался. Все жданки прождали. Анна пилила мужа:
И зачем ты послал на верную смертушку сына нашего?!
Ничего не говорил в ответ Товит, потому что нечего было возразить супруге. Когда все мыслимые сроки прошли, и старики совсем отчаялись, Товит упорно продолжал выходить навстречу. Вот ему послышался звук колокольчиков, старик не поверил своим ушам. Звук нарастал, стали слышны окрики погонщиков. Сомнений не осталось, это караван, только тот ли?! Сомнения рассеял голос сына.
Не могли нарадоваться сыну и невестке родители жениха. Теперь их больше не пугала старость, они и внуков ещё понянчат. На радостях не забыл Товия про рыбью желчь, и отец его Товит увидел снова белый свет.
Верному Божьему ангелу Рафаилу же, после  успешного выполнения возложенной на него миссии, надлежало вернуться в свою привычную духовную сферу. Они с Товием очень полюбили друг друга и расставание было тяжелым. Товия уговаривал верного друга остаться сначала насовсем, потом хоть на неделю, но сколько бы времени они не провели вместе, всё пролетело и закончилось раньше, чем хотелось бы. Наступил сначала последний день, потом час, не заставила себя ждать и последняя минута. Они крепко обнялись на прощанье. Причём вначале этого объятия Товий хорошо ощущал телесность ангела, а потом он становился всё менее материальным, и как бы не хотел первый удержать последнего, даже не выпускал из объятий, но тот вытек, как вода из решета, протёк невесомым облаком сквозь пальцы и стал медленно подниматься. Товий поднял голову и увидел тьму тем ангелов, плечом к плечу, ровным строем целеустремлённо идущими, медленно и величаво. Они шли безмолвно, не перебирая ногами. Парили над землёй, касаясь крылами друг друга. В этом строе было одно свободное место для Рафаила, куда он и пристроился, слившись с другими, после чего наблюдатель с земли не смог его отличить от сонма других. Они удалялись всё дальше и дальше, одновременно с этим становясь всё более прозрачными, пропускающими сквозь себя ультрамарин неба, пока совсем не растворились в яркой синеве, прежде чем не уменьшились до величины, не различимой глазу.