Эхо "Водопада" Г.Р. Державина, пожалуй, самое громогласное в мировой поэзии:
Грохочет эхо по горам,
Как гром гремящий по громам.
Вслушайтесь в его звучание. Какое богатство оттенков передано в нём: «гро», «горам», «гром», «грем», «громам»!* Благодаря этому мастерству звукописи перед нами раскрываются безграничные просторы лесистых гор, окружающих водопад, в которых гулом прокатывается эхо от грохота великанской ели упавшей, в жерло водопада.
Сравнение земного эха с небесным громом, "гремящим по громам", расширяет картину не только вширь, но и ввысь. Она становится объёмной не только на земле, но и на небе. Как у Гоголя: "Вдруг стало видимо далеко во все концы света."
И это величественное событие по гениальному замыслу поэта становится тайным знаком смерти светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина, настигшей его в молдавских степях за тысячу километров от водопада! Вот для чего необходимо было это грандиозное расширение пейзажа, достигнутое благодаря эху.
Какой грандиозный отзвук в природе порождает кончина этого могущественного человека!** Она молнией пролетает через бескрайние просторы России чтобы откликнуться громовым эхом и донести о себе весть седому полководцу***, задумчиво сидяшему на пне у водопада. В этой эпической картине Державин превосходит Оссиана.
--------------------
* Чтобы достичь такого эффекта поэту потребовалось падение в водопад огромной ели:
Он слышит: сокрушилась ель,
Станица вранов встрепетала,
Кремнистый холм дал страшну щель,
Гора с богатствами упала;
** Екатерина Великая отреагировала на известие о смерти Потёмкина словами: «Кем заменить такого человека? Я и все мы теперь как улитки, которые боятся высунуть голову из скорлупы.»
*** графу П.А. Румянцеву-Задунайскому (внебрачному сыну Петра Великого).