Записки... Ч. 24 Вандалы восхищаться не умеют

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/06/23/1676

После войны в разрушенном Большом зале осталось меньше половины золочёной резьбы. Та, что сохранилась, была обгоревшей и повреждённой. Восстанавливали это ажурное чудо по довоенным фотографиям, уцелевшим обломкам. Учитывая размеры зала (его площадь более 800 квадратных метров), это была многолетняя сложнейшая работа!
Экскурсанты, входя в Большой зал, сначала ахают от восторга, а потом в ходе экскурсии узнают, сколько труда было вложено в  послевоенное возрождение этого прекрасного зала, огромного плафона, деревянной золочёной резьбы. 

Я подвожу свою группу ближе к одной из стен, чтобы можно было рассмотреть все завитки и изгибы изящного резного орнамента,  и начинаю рассказ о реставрации золочёной резьбы. Заканчиваю словами: "Происходит процесс диффузии, элементы золота соединяются с элементами грунта".  После произнесённого слова "золото"  некоторые слушавшие вполуха вдруг оживают. Высокий мужчина среднего возраста, до этого  не очень внимательный,  с загоревшимся взглядом заинтересованно и удивлённо переспрашивает: "Это что, настоящее золото?"
Я подтверждаю. Он не верит. 

- Как же вы слушали? Это сусальное золото. В руки его взять нельзя, оно превратится в порошок. Я только что подробно рассказала, как происходило восстановление резьбы и её золочение. Это огромный ювелирный труд мастеров. 

Мужчина недоверчиво качает головой. Но нам нужно двигаться дальше. Я веду группу по направлению к Золотой анфиладе, где не только стены, но и двери украшены позолоченной резьбой. 

У первой же двери недоверчивый мужчина громко восклицает: "Это же золотая краска!" - и неожиданно хватает рукой золочёную резьбу.  
Я, конечно, выгнала его из группы. Но жаль, что у меня не было специального устройства, чтобы сообщить об этом случае вандализма кому следует. Такой человек должен был наказан.

Когда в экскурсоводческой я рассказала об этом коллегам, одна из них поведала о том, что был случай, когда такой же "любитель прекрасного" просто оторвал часть золочёной резьбы. 

А ведь в самом начале экскурсии мы всегда говорим посетителям, что в музее ничего нельзя трогать руками. 
Хотя культурный человек понимает это без напоминаний.

Продолжение   http://proza.ru/2021/07/01/1753