7. Неизвестная между Крамским и блестящим Костей

Иван Невенчаный
               
                Начало: http://proza.ru/2021/04/28/187)

Снова перед нами три дамы. Две без имени и одна без даты.

В центре – так называемый этюд «Неизвестная», написанный как и картина, в 1883 году и найденный в Праге в частной коллекции. Критики трактуют его как более бытовой, приземленный, обличающий порочность и т.п. Считается, что впоследствии Крамской захотел приподнять образ героини, так, мол, продажность еще страшнее. Тут как бы всё понятно.

Но почему у дамы справа детали одежды точь-в-точь повторяют композицию главной картины?
Особенно бросается в глаза шляпка «Франциск», будто повторённая в кружеве. А стоит Савиной чуть поднять лицо – станет почти копией этюда, вплоть до припухлостей внизу подбородка, ещё ворот платья, волосы над левой бровью. О ракурсе не говорю…

Снова кроссворд с фрагментами.

***

Но вернёмся к хронологии поисков.
Итак, маловероятным показался вариант Вирджинии Цукки – http://proza.ru/2021/05/12/36
вряд ли Крамскому близка идея написать иностранку. Актриса Александринского театра Мария Чернявская-Кузнецова подходит по внешним данным, временному соответствию, её профессия позволяет соответствовать моде.  Не совпадает со временем написания полотна, хотя более масштабна и привлекательна другая фигура – Варвара Асенкова http://proza.ru/2021/05/12/90 .   
Но может быть,  найдётся в театре героиня – современница Крамского?

И это – великая актриса Мария Гавриловна Савина (1854-1915)*, сорок лет отдавшая Александринке. Она – как бы удачное воплощение Варвары Асенковой.

Савиной повезло творить в эпоху расцвета русской драмы, когда в мир пришли: Толстой, Тургенев, Островский, Достоевский, Чехов, а с ними – новые образы и характеры. «С г-жою Савиной русский театр ожил и напоминает старые дни золотого своего века, когда артисты играли с вдохновением. Игра ее проста, дикция превосходная, вместе с грациозностью в осанке и изяществом в движения», – писали столичные газеты (http://funeral-spb.ru/necropols/else/savina/).

В 1879 году Савина блестяще играла роль Верочки в спектакле "Месяц в деревне" по пьесе Тургенева и произвела на автора беспримерное впечатление. Роль, можно сказать, второго плана, так казалось Тургеневу. Но Мария сама выбрала эту героиню, отказавшись от главной роли. И так сыграла, что потрясенный автор, примчался за кулисы с огромным букетом роз и кличем: «Неужели эту Верочку я написал?!»

Портрет Марии Гавриловны не датирован, но здесь она выглядит постарше 29 лет, столько ей было в 1883 году, когда написана «Неизвестная». Но интересно не только её сходство и с картиной, и с этюдом. Если кто ищет роковую страсть, в данном случае здесь даже два романа, две музы. Между Тургеневым и Савиной завязалась тесная дружба. Такая, что Полина Виардо – давняя мучительная любовь Ивана Сергеевича – оказалась практически забытой. И хотя он уехал позже к Виардо, их переписка с Марией продолжалась до последних дней писателя.

Но и это не всё.
Помните, как часто в описаниях Неизвестной указывают на цыганскую кровь.
Так и пишут: «ДАМА с величавой смуглой красотой ПОЛУЦЫГАНСКОГО ТИПА...».
Если честно, первая мысль по прочтении такой фразы – о певице Полине Виардо, первой музе Тургенева. Сразу её примеривал к Неизвестной, но особого тождества не увидел. Позже нашел много вариантов, где портретное родство много ощутимее, причем, Савина отчасти похожа на молодую Полину. Еще примечательнее, что мать, весьма недовольная связью Тургенева с певицей, в письмах величала Виардо   ц ы г а н к о й.

Таким образом, возникает вполне жизнеспособная на вид ВЕРСИЯ:

Неизвестная – воплощение таланта, знающего себе цену –  это раз.
Неизвестная – воплощение высшего, творческого союза, презирающего пересуды толпы, это два.

***
И всё же,  почему изображение Савиной без даты, почему так похоже одета, кто автор портрета?

Автор известен.
Здесь надо остановиться подробнее.

Как уже сказано (http://proza.ru/2021/05/12/36), Крамского поразил художник Каролус-Дюран – как его небывалые гонорары, так и манера живописать детали в ущерб психологической глубине портрета. А ведь под боком у Ивана Николаевича был свой Дюран. С такими же баснословными гонорарами, но свой – собрат по «бунту четырнадцати», передвижник-Дюран. Тоже поначалу писавший крестьянских детей (нпр. «Дети, бегущие от грозы»), но почему-то именно в 1883 году так резко отошедший от передвижничества, что критики-демократы посчитали его предателем идеалов. Наимоднейший автор портретов и исторических картин, создававший (по их мнению) «поразительные на вид, но поверхностные по смыслу работы». Похоже, именно его Чехов вывел в рассказе «Попрыгунья», тем более, что они в одно время сотрудничали в журнале «Нива».
Это – Константин Егорович Маковский, или «блестящий Костя», как его частенько именовали, а император Александр II называл его «мой живописец». Иностранцы за его работы – в драку.

КРАМСКОЙ И МАКОВСКИЙ

Наглядная разница между художниками даже в автопортретах: http://proza.ru/2021/05/05/212.
Светлый праздник играет глубиной цвета и – у другого – острый взгляд, буравящий зрителя.

Иван  К р а м с к о й (1837-1887) и Константин  М а к о в с к и й (1839-1915) –
соучредители передвижничества, оба участники «бунта 14-ти» студентов против академизма в искусстве.
Они же, невольно, – соперники-конкуренты. В битве за популярность у заказчиков Константин Егорович явно преуспел больше, хотя и Крамской, автор 700 полотен, был обласкан высочайшим вниманием, имел авторитет и как лидер русского реализма, и как поставщик полотен в коллекцию братьев Третьяковых. Подходы их к жизни и живописи очевидно и сильно рознились.

Крамской, весь в себе – выходец из мещан глухой глубинки, истинный селфмейдмен.

Кто теперь вспомнит хотя бы, к какой губернии отнести казачью слободу Новая Сотня, которая даже в черту уездного города Острогожска не входила. Промышляли в ней кустари-одиночки: портные, шубники, столяра. Дед Ивана – простой писарь; отец – «письмоводитель», умер, когда мальчику было 12. Мать – неграмотная казачка. Дом – крытая камышом хата-пятистенок: сенцы, кухня, две комнатушки, русская печь с полатями, обстановка, по выражению А.И. Цомакион «убогая»... http://proza.ru/2021/05/16/164 . Из-за бедности не мог учиться в гимназии. Работая у модного фотографа так преуспел в доработке портретов, что его прозвали «богом ретуши». Тем не менее: в 20 лет поступил-таки в академию. И всю жизнь страшно жалел, что не мог получить должного первоначального образования, считал, что это – невосполнимая потеря, так же, как годы, проведенные «в людях», на подхвате у иконописцев, которые к творческой работе не подпускали.

Маковского в течение всей жизни окружала роскошь, какая Крамскому и во сне не снилась.
Константин Егорович с малых лет нежился в колыбели поклонения искусству. Дед собирал русский лубок. Отец – известный на всю Москву коллекционер гравюр, служивший в Экспедиции Кремля при князе  Юсупове. Мать – красавица-певица, преподавательница консерватории. Дом, «полуособняк с видом на Кремль», поставлен на широкую ногу, средоточие культуры, посещаем видными аристократами. Отцовская школа живописи**, общение с друзьями семьи, среди которых писатели Гоголь, Островский, артист Каратыгин, художники Брюллов, Тропинин, скульптор Витали, композитор Глинка. С таким кругом общения куда легче поступить в академию художеств, освоить профессию. Но не в этом было его преимущество, а в лёгком отношении к жизни. Он одинаково с блеском делал всё: портреты ли писал или боярские пиры, сам задавал пиры на полтораста гостей, привораживал женщин, собирал сокровищницу русских древностей. Словом, жил, ни в чём себе не отказывая. Главное же – МАКОВСКИЙ  НЕ ТЯГОТИЛСЯ ЗАКАЗАМИ, для него живопись – удовольствие, средство существования, ничего мессианского.  Портреты выходили невероятно красивыми за счет изображения пышных деталей, изобилия драгоценностей, плавных форм, идеализации черт. Яркость, помпезность картин так нравилась, что заказчики не стояли за ценой, хотя меценат Павел Третьяков считал её завышенной. Например, Маковский согласился написать картину «Славянские композиторы» за 25 000 рублей, а Репин в итоге написал ее за 1500. Любопытный прием применял «блестящий Костя». Написать портрет он мог в один присест. Но чтобы вельможа думал, что над картиной трудились день и ночь, художник передавал холст лишь через месяц.***

КРАМСКОЙ – искатель и принципиальный утвердитель русской духовности в живописи.
Это – тяжелый труд, буквально мука и… научная работа, исследование.
Боярышни Маковского радуют и восхищают. «Христос» Крамского переворачивает душу.

Мятежный духом, он искал достойного воплощения и с обреченностью понимал, что за искомое самовыражение никогда не заплатят так, как за «ублажение очей». Да, он востребован, заказчики есть и при дворе, но надо уметь работу продать, это не всем дано. И  на главное не остаётся сил. Вот трагедия художника. А жить надо. Содержать детей – четверо своих и двое приёмных. Отцу семейства предстояло добывать ВОСЕМЬ ТЫСЯЧ В ГОД на текущие расходы. Это куда меньше, чем Маковский получал за один портрет, но и не мало: начинающему художнику полагалось на год 130 рублей с небольшим. Беда в другом:  всё заработанное Крамской тратил немедленно, т.к. был совершенно непрактичен в денежных делах. Работу свою он ставил невысоко и в цене уступал с первого слова. Много денег уходило на благотворительность, безотказно давал в долг. А тут еще болезнь подкралась – простудился в сырой мастерской. Мысль о грозящей бедности постоянно преследовала. Купил на имя дочери дачу, влез в долги, они превысили четырёхлетний доход…

В такой диспозиции Иван Николаевич Крамской подошёл к 1883 году, когда написана «Неизвестная»: болела дочь, похоронил сына, болен сам, нуждается в деньгах, мучается духовными исканиями над религиозным полотном и не может закончить его, видит торжество «господина купона»-банкнота и соответствующих вкусов толпы.

В этом же году их с «блестящим Костей» пути расходятся, а через несколько лет тот пишет две картины, удивительным образом похожие на Незнакомку и на этюд к ней.

Возможно, Константин МАКОВСКИЙ НАМЕКАЕТ, ЧТО ЕМУ ИЗВЕСТНЫ МОДЕЛЬ И ПРОТОТИП?

Что развело художников? Возможно ли, что Крамской, по своей цепкой ретушерской памяти, которую не раз засвидетельствовал Репин, без ведома Маковского написал его юную жену Леткову, а тот не простил «бестактности»? Иван Николаевич мог обращаться за таким разрешением, не получить его и написать по памяти. Мог!

Могла ли Мария Савина стать прототипом Неизвестной? Почему нет?
Возможно, это своеобразный ответ Крамского на боярышень Маковского - более психологичный вариант той же модели.

Одно знаю наверное: за свои портреты Маковский выручал и выручил больше.

Осталось разобраться, какую роль сыграла дата представления картины – 2 марта 1883 года.

***

*Подробнее – у Алины Алексеевой-Маркезин: http://proza.ru/2017/01/18/1313 .

**отцовская школа живописи - Московская школа живописи, ваяния и зодчества — одно из ведущих художественных учебных заведений в Российской империи.

*** https://lermontovgallery.ru/