Путь комиссара

Борис Швец
          Марк Ефимович родился в канун двадцатого века и был в семье одним из восьми детей. Социальные штормы и события Первой мировой войны не оставили равнодушным активного думающего подростка. Гимназистом во время немецкой оккупации Одессы был пойман оккупантами за перерезанием линий связи, но по малолетству отпущен. Несколько позднее примкнул к революции,  вступил в партию, стал политработником. В тот период ему неоднократно случалось перед толпами в несколько тысяч человек читать стихи популярного у красноармейцев Демьяна Бедного. Вспоминая, рассказывал,  как зычные строки пролетарского поэта ложились на голодное внимание вчерашних крестьян, с каким энтузиазмом принимались слушателями.

          В 1920 году Марк Ефимович оказался в плену у деникинцев и приговорен к расстрелу. В то время расстрельные списки публиковались в газетах;  прочитав имя сына, мать Марка Ефимовича уже не встала. А его, учтя юный возраст, в числе нескольких осужденных в последний момент помиловали, заменив расстрел десятью годами тюрьмы. Помните фильм "Интервенция" и кадры о том, как красные части освобождают одесскую тюрьму? Так это и было в действительности.  А Марк Ефимович на память прихватил из тюрьмы свое "Дело", которое сейчас хранится у его внучки и будет передано в музей.

          Позднее, отслужив шесть лет в армии,  трижды отболев тифом и проведя восемь месяцев в лазаретах, Марк Ефимович окончил Институт красной профессуры, специальное высшее учебное заведение ЦК ВКП (б), созданное для подготовки высших идеологических кадров партии из числа партийных выдвиженцев.  Направлен в Харьков, тогдашнюю столицу республики,  и назначен заместителем начальника Угольного департамента Совета народных комиссаров Украины.

          Однажды был с делегацией у Сталина. Обстановка на встрече сложилась внешне непринужденной, и один из членов делегации, простая душа, прощаясь, заметил: "Иосиф Виссарионович! Вот я представлял себе Вас эдаким гигантом, а Вы, совсем как я, маленький". Больше этого человека не видели. А Марк Ефимович сумел вовремя уйти на преподавательскую работу, избежав тем самым репрессий последующего периода. Впоследствии стал профессором экономики. Дожил Марк Ефимович до преклонных лет.