Осень 2011. Театральная площадь

Григорий Спичак
 Осень 2011. Театральная площадь.

Про осень 2011 года считаю нужным сказать особо. Ещё правит Главой Республики Коми Вячеслав Михайлович Гайзер. «Сухой экономист» после случайного на своем посту,  рыхлого и во многих вопросах  дилетанта, бывшего  профсоюзного лидера Торлопова; после Спиридонова - мощного администратора, выросшего в жесткой отраслевой среде нефтянки, он — Гайзер - казался образцом «тонкого управленца». Человек без лишних эмоций, понимающий «магию экономики». Так оно и было, теперь приходилось руководить более аккуратными «кнопочками» вместо «больших рычагов»:  власть в регионах за десятилетие сильно ослабела. Функционал управления регионом очень во многом передавался федеральному центру. Шла, так называемая, настройка «вертикали власти» после разрушительного центробежного бытия 90-х и начала 2000-х.
И вот осень 2011-го. Кратко: Центризбирком России повел себя неубедительно после оглашения результатов выборов в Государственную Думу Российской Федерации. Как известно — цифры выборов легитимизируются не сами по себе — нужны убедительные доказательства «чистоты» предвыборной борьбы, подсчета голосов и т. п. Но тут  то барахлили телекартинки системы ГАС -выборы, то где-то с мест давали техническую картинку, а она шла вразрез с предыдущими цифрами.  В общем, все само по себе было провокационно. Конечно, и оппозиционные силы тоже каждую мелочь и не мелочь раздували до вселенских масштабов, забыв, что даже предполагаемые ошибки и возможные манипуляции не идут ни в какое сравнение с тем, что было в 1996-м году их же руками -«Голосуй или проиграешь!».
 На улицы трех городов России вышли заметные протесты, на улицы нескольких городов — одиночные пикеты или малые группы. Так вот — какие три города прогремели в прессе и в том числе на лентах иностранных агентств? Москва с её 150-тысячным митингом на Болотной, Санкт-Петербург и... Сыктывкар. Случайно? И случайно ли митинг, о  часе которого никто не знал, вдруг срочно был «запрещен» (а по сути разрекламирован) объявлениями на всех студентческих общежитиях в округе и в социальных сетях? Кем? Формально — глупыми завхозами и проректорами вузов, реально же — политтехнологами, прекрасно знающими механизмы сбора «от запрета». «Да? Нельзя? Ой как интересно — обязательно пойдем!». А кто у нас «великий политтехнолог»? Да все прекрасно знали, все прекрасно понимали — Павел Марущак, заместитель руководителя администрации Главы. Ну, а те, кто хоть немного представляет уровень принятия решений и насколько «шила в мешке не утаишь» даже при свехконспирации, те поняли и другое — на митинги людей вытолкнули первые лица. Без их разрешения Марущак «художествами» заниматься не стал бы. Как минимум, они согласились с тем, что выборы не честные или им надо было показать Кремлю, что «вот как нам тяжело, какой проблемный у нас регион, но мы справляемся. Потому что стараемся...». Ведь понятно же было, что у митингов нет продолжения и какой-либо перспективы легитимизации своих требований, но как инструмент придания дополнительного веса местной власти (якобы влияния на процессы и способности разрулить) протесты и их погашение сыграли бы безусловно.
Но они сыграли иначе.

Полагаю, что Гайзер был списан как руководитель именно тогда — в ноябре-декабре 2011-го. Как для Спиридонова смертельной ошибкой было строительство таможенных постов, так для Гайзера игра в «оппозиционную нестабильность региона». Коми регион, через который идут газовые и нефтяные трубы, регион, который обеспечивает рейтинговую классификацию проектов «Северный поток -1» и «Северный поток-2» и который дает примерно 25-28% дохода общероссийского бюджета, не может быть в зоне турбулентности. Причем турбулентности выдуманной. Население городов по 250 тысяч нигде в России протестов не давали и не дают. Ибо нет в них критической массы политически ангажированного населения и нет в них идеологических центров. А это значит, что протест в Коми рукотворен именно руководством или (что ещё хуже) со стороны. «Сторона» эта то ли где-то в Москве, то ли за рубежом. Но оставим остальные догадки для спецов или для пробитых конспирологов. Я просто размышляю, как человек немножко понимающий логику управления и логику страховки от потенциальных рисков.
А риски впереди были. Военная и политическая разведка России уже организовывала «утечки» базовых векторов угроз через федеральные СМИ, в частности  через «Независимую газету», через «Новую...». Уже понятно было, что зреет на Украине, что с «Северным потоком-2» все баталии ещё впереди, что … «Зима близко!» - помните такую зловещую для обывателя и непонятную заставку на Первом канале? Она ведь впервые появилась уже в 2012-м.
Либерально настроенный и плотно связанный с нашим регионом губернатор Кировской области Никита Белых, пожалуй, тоже в глубине мотивов открытых против него дел имел политическую составляющую. Скорее всего...
Насколько реальны экономические хищения командой Гайзера? Насколько криминальна была составляющая в деле Белыха? Тут мнений много. В том числе и диаметрально противоположных.

А я говорить свое мнение не могу. Уже хотя бы потому, что считаю недостаточным того, что знаю о делах. Потому что уголовных дел этих не читал (как и все те, кто «имеет мнение»), а ориентироваться на трактовки газет и уж тем более анонимных телеграмм-каналов — это просто несерьезно. Чисто интуитивно ощущаю протест, какой-то конфликт сознания. Ей Богу: если там реально что-то и было (в экономической части), то явно не в тех масштабах и не в тех пропагандистских «фантиках», в каких это дело подавали на федеральных СМИ. Но нужна ведь была именно «уголовка». Кому после дела Ходорковского и прочих политических претензий нужны были новые политические узники? Или кому нужны претензии к стране в том, что у нас преследуют по политическим основаниям? Никому. Тут и уголовки достаточно (желательно шумной и желательно такой понятной — коррупционной). Её и сделали. Некоторые основания, похоже, для этого были.

                Х                Х                Х

...но вернемся пока к «мирным годам». Идут себе 2011-2013 годы. Снова потряхивают кризисы, готовимся к Олимпиаде в Сочи. Для Ижмы заказывают понтонный мост на Мохчу. Мост должен быть собран из секций, которые конструируют на Череповецком заводе. Заказ через два года успешно провалят (т.к. Череповезкий завод за счет наших миллионов затыкал дыры долгов по какому-то казахстанскому заказу). Главу района Игоря Норкина технологично и явно с попустительства (а, может, и по науськиванию) из Жёлтого Дома травят за брошенное слово «комяк». До сих пор не ясно — было ли оно брошено или не было? Но «прыщик события» был явно раздут до лозунгов националистического характера. И это тоже видели и понимали те, кто следил за региональной политикой.
Строятся храмы в Сосногорске, про ухтинский уже сказано. И в отдаленных районах, и в Сыктывкаре появляются новые каменные церкви — например, храм иконы Смоленской Божьей Матери в Давпоне (2013 г). Храм Сошествия Святаго Духа  - кладбищенская церковь в В.Чове (2012 г). Церковь новомученника Дмитрия Спасского в Помоздино (2011) и не менее десятка других храмов и часовен.

Республика залезает в долги, в том числе и в долги коммерческим банкам, пытается спасти последнюю шахту в Инте, в то же самое время как-то нелепо и беспомощно тянет время с приватизацией явно не нужных, хлопотных объектов, которые висят на шее бюджета (чего стоит история с самой большой торговой сетью — сетью аптек ГУП «Государственные аптеки РК». Тут только 103 единицы торговых помещений, а ведь ещё с полсотни набиралось площадей складских, гаражей, вспомогательных и т.п.). Настроение нудное... Слово «нудный» звучит в разговорах всё чаще. Оно, казалось, ушло из употребления, но вот что-то народ начинает чувствовать в непроисходящем. Везде все улучшается, углубляется, празднуется и производится, а у нас все, как в воде, как во сне, как в забарахлившем кинопроекторе... Нудно. Так и запомнился тот период. Но он был ещё состоятельным и сытым. Ещё все экраны ТВ забиты сплошной ржачкой: «Камеди клаб» - гы-гы-гы, «Смехопанорама» - га-га-га, «Прожектор перисхилтон» - вообще упасть -не встать. «Вечерний Ургант» - ну, Ваня зажигает. Да и наше телевидение было щедро на передачи разных интонаций — и размыслительных, и шутливых, и заведомо спорных. Но леденила всё чаще выскакивающая на Первом канале заставка - «Зима близко!».

                Далекий-близкий Майдан

Где та Украина и где Коми? Но рвануло так, что шахтеры Воркуты и Инты под землей услышали щахты Донбаса. Потому что для многих и многих — это были шахты их юности или шахты их отцов. В Коми украинская диаспора — это не диаспора, это громадная часть всех — и смешанных коми-украинских семей, и русско-украинских. Словсочетание  «чисто украинский» тут не воспринимается, потому как «це есть брехня». Генезис украинской нации сырой, как борщ, который на огонь поставили, а заправка ещё не пассирована и бульон ещё не готов, а только булькает.

В феврале 2014 года в Киеве в результате противостояния на Майдане западноориентированной части украинцев и восточноориентированной власти, успевшей провороваться и растерять свой легитимизирующий авторитет, произошёл государственный переворот. По сути в русскоязычном мире произошёл самый большой раскол предпочтений приоритетов и векторов  развития со времен Великой Октябрьской революции (или, как называют её сейчас — Октябрьского переворота). С одной стороны глобалистские предпочтения свободы во всем — от потребления до сексуальных отношений, с другой — сохранение национальных традиций и ценностей естества (в том числе и разумного самоограничения, как опыта эпох). На Украине общественное сознание попало в ловушку — с одной стороны национальное самоопределение, но происходило оно в русле глобалистских тенеденций ухода в евроинтеграцию, а значит — в русло унификации и развращения, которые там были провозглашены и практиковались уже повсеместно.
 Дискуссии о путях развития «русского мира» рвут теле и интернетпространство и по сегодняшний день. Но уверен, что книга не успеет состариться, когда какие-то формы истины и правды проклюнутся через информационный хаос и туман.

                «Крым наш», добровольцы и Моторолла

Что всё вышеназванное означало на Коми Земле? В марте 2014 в Крыму прошёл референдум о присоединении к России. В апреле 2014 начались бои под Славянском и Краматорском в Донецкой области и на Луганщине. Конечно, в Коми, как и по всей России не только украинцы, но и либерально-глобалистически настроенные россияне были против такой «имперской», замыкающейся на себе политики России. Но гораздо больше было других — понимающих, что Украина — это больше, чем просто соседнее государство. Это сиамский близнец в геополитике и в геоидеологии. А интегрированность экономически, плюс чисто в  военном смысле позиции в Чёрном море (даже по логике противо-воздушной обороны) — это вопрос существования самой России. Причем не в какой-то отдаленной перспективе, а буквально - повлияющее на жизнь уже живущего поколения.
Радость от присоединения Крыма ( а перед этим триумфально прошла Олимпиада в Сочи), патриотический подъем захлестнул, конечно, и население Коми. Не без недоразумений и надрывов. Отлично помню очень наивную обиду некоторых наших украинцев, которые почему-то посчитали, что к ним теперь плохо относятся или что некоторые другие украинцы теперь предатели. К счастью, это настроение очень быстро «рассосалось».
Добровольцами воевать в Донбасс, защищать свой вектор развития  «русского мира» поехали несколько добровольцев из Коми. Погиб где-то под Горловкой Саша Морган, на Мариупольском направлении воевал несколько месяцев Сослан Порохня — старший сын известного в Коми художника-карикатуриста Виктора Порохни. Егор Русский  поучаствовал в очень известных боях,(например, у поселка Металлист, где был почти полностью разгромлен националистический батальон «Айдар» и произошло пленение штурмана Савченко — той самой, которая навела артиллерийский удар на съемочную группу ВГТРК, погибли тогда Антон Волошин и Игорь Корнелюк), и был даже мэром Лутугинского района несколько месяцев, Илья Болобан на огневых контактах не был, но с гуманитарной миссией «Спутники Донбасса» и с организационными вопросами полазал и на огневых рубежах. Воевал на Донбассе и был ранен писатель из Удорского района Алексей Вурдов. Но самыми прославленными выходцами из Коми края стали, конечно Арсен Павлов (Моторолла) — один из самых легендарных полевых командиров Донбасса — и специальный фотокорреспондент Объединённой дирекции фотоинформации МИА "Россия сегодня» Андрей Стенин, уроженец города  Печора.

Общество здесь, на севере, восприняло добровольцев и добровольчество преимуществено, как чудаков с какими-то своими непонятными интересами, в лучшем случае, как романтиков (Вурдова, например, или Моргана). Сочувственно кивая головой, наш северный человек не верит  уже в бескорыстие. Эта деформация слишком плотно села в сознание. Может быть, потому, что на Север  ехал и едет народ прагматичный, со своею корыстью? Последние романтики строили Усинск, но им уже по 70 лет. Но, может быть, и потому, что в Коми специфическая ситуация с представительством как раз украинцев. Представительство это довольно мобильное: в первый год войны мотавшееся на Украину и обратно, несущее «другую правду», отличную от той, что агрессивно шло с российского ТВ (и часто просто не умно по интонации и по манерам подачи).

Как бы там ни было — вся эта история с Донбассом и с кризисом на Украине ( в момент написания этой книги ещё и в Беларуси, где лидер симпатии не вызывает, но и народ, оппозиция ведут себя саморазрушительно, разрывая связи и с Россией, и с внешним миром) привели к холодному отчуждению многих семей и фигур. Как-то погасли на глазах яркие национально-культурные автономии «Украина». И белорусская тоже. Добьет всё это пандемия. Но об этом скажем в самом конце.

                Книга Памяти, академическое равнодушие и «Бессмертный полк»

В 2015-м шла активная подготовка к выборам депутатов Государственного Совета Республики Коми, и тогда же были выборы местных органов власти. Состояться они должны были в сентябре, но, понятное дело, уже примерно с апреля чувствовались и активность партий, и активность лидеров общественного мнения. В мае страна праздновала 70—летие Победы в Великой Отечественной войне.
Шествие «Бессмертный полк» тогда уже не впервые гремело в Москве, в 120 городах и в союзных республиках. Но рождалась эта акция не в один день и не в одном регионе. В Википедии можно прочитать о десятках таких акций, начиная ещё с 1960-х годов. Указывается даже наша Ухта, где в 2006-м году школьники к Вечному Огню поставили в том числе и портреты родственников-фронтовиков.
Уже с середины 90-х годов во многих регионах страны работали общества Книги Памяти, создавался гигантский каталог участников войны. Сначала собирали списки только погибших, но потом расширили, стали собирать и пропавших без вести, и просто участников. Открывались архивы Министерства обороны. На федеральном уровне серьезную поддержку оказывали созданные платформы pamyatnaroda.ru и архива ЦАМО. У нас в Коми первыми начали эту работу сами бывшие фронтовики. Руководителем Книги Памяти РК в 1994-м году был Валентин Котельников, бывший реальный боевой комбат, с которым и мне посчастливилось быть знакомым, и начинать то дело в далёком 1993-м году (тогда я был помощником министра по социальным вопросам и, конечно, база социальной защиты была полна живыми фронтовиками). В 2013- 2015 годах рабочей группой Книги Памяти РК уже руководил я — человек, родившийся через пятнадцать лет после войны.

Очень противоречивые чувства остались именно после того праздника Победы — праздника 2015 года. Почему?
С одной стороны ещё живы были ветераны — вот они, сидят среди нас на торжественных мероприятиях, вполне себе адекватны, вполне себе способны сказать пятиминутные речи и поделиться воспоминаниями, но с другой стороны шёл какой-то навязчивый вал штампов, плакатов, навязывался праздник без той струнки, которой он был наполнен всегда — без «со слезами на глазах», без лиричности «здесь птицы не поют...», «Я так давно не видел маму...». Праздник будто искусственно заталкивали куда-то туда, в дальнюю и уже чисто идеологизированную историю, без гуманитарной и трагической составляющей. Я отлично помню, как мы в 1970-х воспринимали Октябрьскую революцию. Она была тоже «где-то там»,  примерно на уровне сильно-сильно старых бабушек(а стариков и вовсе не было — они уже вымерли). А ведь рядом тогда сидела ещё моя бабушка, которая в личных переговорах с Махно вытаскивала из под расстрела моего деда, а у речки  недавно умер дядя Ваня Ковальчук, который был в кавалерийских атаках под Каховкой. Но все это было уже там... Где-то там. Мы просто вежливо помнили, что «когда-то им было трудно».
Вот примерно с 2015 года, с приходом нового поколения, выросшего уже на гаджетах (а чиновники — на политических и идеологических технологиях, осваивающих средства под праздник) появилось общее ощущение какой-то отдаленности в памяти Победы в великой войне. Да, патриотический подъем «Крым наш!», добровольчество на начало 2015 года, удивительное чувство единения во время шествия «Бессмертного полка» (во многом тогда стихийного, на порыве души) — всё это ещё создавало эффект «непластмассового», ещё по-старому народного душевного праздника. Но уже влезала чревоточинка идеологии, ура-патриотического рекламного китча, холодности в торжественных речах официальных лиц. В продаже и в социальных сетях мелькали вопиющие изделия ширпотреба: тапочки с фото легендарного комбата, поднимающего воинов в атаку, конфеты в виде орденов(копии в фольге), подставки под канцтовары в виде мемориала Брестской крепости и прочее. Всё это смазывало и оглушало и трагедию войны, и святость жертв, и саму Победу, как исторический «водораздел».
Может быть, мне так показалось? Во время отчета по работе над 13 томом Книги Памяти в администрации Главы Республики Коми (тогда же обсуждалась и подготовка к 9 мая) Гайзер был недопустимо сух. Ни одного «живого слова», только то, что положено сказать...

Пройдет всего несколько месяцев (через четыре месяца арестуют самого Гайзера и команду с замами) и в прессе мелькнет признание некоторых фигурантов этого прошумевшего уголовного дела, что уже с мая(!!) они чувствовали, что что-то за их спинами происходит. Может, как раз это предчувствие мешало Гайзеру говорить от сердца тогда, в мае 2015-го, накануне 70-летия Победы?
Душок «другого праздника» и, видимо, в связи с открывшимися архивами, обнаруженное массове беспамятство, чудовищная несправедливость к солдатам, удивительная манипуляция с цифрами потерь и с долгим лозунгом «никто не забыт и ничто не забыто» (оказавшимся во многом неправдой) — всё это, словно в одночасье, ломало менталитет народа, который между трех океанов только что был другим, а теперь превращался в что-то, не совсем понимающее самого себя. Республика Коми и наш народ не исключение.
Приведу пример противоречий, который сам по себе объяснит, возможно, многим — в какой психологической раскорячке оказался декларируемый патриотизм и как он давал эффекты зачастую прямонаоборот.
 Например, из нашей Коми республики не единожды ездили в экспедиции на места боев отряды поисковиков-школьников и студентов. Известно несколько отрядов, которые проделали колоссальную работу, ими были найдены непогребенные бойцы и преданы земле. Часто находили и солдатские медальоны, а значит восстанавливались и фамилии погибших. Но сейчас мы скажем о другом. То, что в прессе не пишут, но шепотом все равно расходится по всей стране.

Так ребята из поискового отряда Сергея Таскаева работали несколько сезонов в Псковской области, почти на границе с Ленинградской. У них случилось там несчастье — один из шалунов кинул в костер найденный зенитный снаряд, который рванул и ранил, причем серьезно одного человека. Надо отметить, что ребята работали в 12-14 километрах от населенного пункта. Павших, снаряды и оружие находили, как говорится, на каждой сотке земли.

И вот после ЧП наехало, конечно, начальство, в том числе военные и ФСБ, приехали районные власти — конечно, запрет для работ, конечно, все найденное оружие или потенциально взрывоопасные предметы сдать, и т.д, и т.п. Место огородили — лентами, колышками. С важным видом взрослые дяди  выселяли детей-поисковиков из палаточного лагеря. Надув щеки, учили уму разуму. И весь воспитательный момент свелся к простому вопросу, который бросила этим дядям одна девочка-старшеклассница: «И что — вы теперь ещё 70 лет здесь ничего трогать не будете?...Никто не забыт и ничто не забыто?..». На десятках закрытых совещаний звучал и звучит вопрос — за 70 лет не проверены целые гектары полей и лесов (в нашем случае — вообще в 12 верстах от жилого посёлка) — это честная работа и честная служба властей? И ведь, наверное, на псковщине проводили праздники, наверное, «показывали кино» про подвиги и про патриотическое воспитание. Как везде, впрочем...

А в редакцию Книги Памяти к нам зашла как-то Оля Ивашина — ещё один командир поискового отряда, тоже работавшего на лениградско-псковском направлении. Она подарила книжку о боях и результатах поисков в Рамушевском коридоре — был такой боевой коридор, тяжелый узел, где, как в патовой композиции схлестнулись несколько дивизий фашистов с нашими дивизиями. Вы слышали что-нибудь про бои на Рамушевском коридоре? Нет? И я нет... А почему? Может быть, в том числе и потому, что там были самые высокие санитарные потери наших войск. Необоснованные. Бессмысленные. Обнажающие совершенно дурацкое обеспечение наших войск. Потому и замалчивался Рамушевский коридор?

Санитарными потерями называются потери не в бою, а уже по итогам спасения после боя или в результате воздействия чего-либо вне боя (мороза, сырости, не пришедшей помощи и т.п.). Потому что на болотах не могли развернуть медсанбаты. И солдаты даже не с фатальными ранениями истекали кровью, гибли там, где можно было бы вполне себе выжить. Почему так? Вот от ответа на этот вопрос и убегают наши «пропагандисты Победы» уже три четверти века. Но люди-то говорят. И не старые люди, а дети-поисковики, молодежь, которая столкнулась совсем с другой стороны с «пропагандой Победы» и получила совсем другой воспитательный урок веры и безверия. Так что дело не только в гаджетах и интернет-воспитании. Не только...
Ольгу Ивашину я помню совсем ещё молодой студенткой. Веселой, жизнерадостной. А теперь я помню её глаза. Когда она рассказывала про Рамушевский коридор...

Это всё — 2015-й год. Мы ещё не знали, что республику ждут свои «коридоры».
Нас ждало  другое «приключение» - арест всей верхушки и навязываемое  прямо и исподволь,  понимание себя сквозь призму федеральных телепередач и создаваемого общественного мнения «да в Коми там все проворовались». Что?!