Наука бхакти

Мурали Мохан
        " Вриндаван. Самбандха, абхидейа, прайоджана…"

 Мы являемся последователями шести Госвами Вриндавана.

шри рупа санатана бхатта рагхунатха
шри джива гопала бхатта даса рагхунатха

/Шри Шри Шад Госвами аштака/

Шесть Госвами Вриндавана. Рупа, Санатана. Рупа Госвами, Санатана Госвами, Рагхунатха Бхатта Госвами, Рагхунатха даса Госвами, Джива Госвами, Гопала Бхатта Госвами. Это шесть Госвами. Во Вриндаване они основали культ бхакти по указанию Шри Чайтанья Махапрабху. Шри Чайтанья Махапрабху послал своих преданных в разные части Индии. И конечно, он хотел, чтобы его преданные отправились во все части мира.

притхивите ачхе йата нагаради грама…

/Чайтанья-бхагавата, Антья, 4.126/

Шрила Прабхупада явил всему миру славу Враджа дхамы и учения Шри Чайтаньи Махапрабху, но мы не способны до конца понять и оценить нашу удачу. познакомив нас с наследием гаудия сампрадаи, Шрила Прабхупада открыл перед нами врата в духовный мир.

Шри Чайтанья Махапрабху наделил шакти, необходимой силой Своих близких спутников, уполномочив их исполнять разные поручения, и те, повинуясь Его воле, безукоризненно воплотили их в жизнь.

Шрила Санатана Госвами получил указание от Господа Чайтаньи писать книги, в которых бы содержались яркие и понятные иллюстрации процессов вайдхи-бхакти и рага-бхакти, а также взаимоотношений между ними. Кроме того, Шрила Санатана Госвами был уполномочен объяснить эзотерическую природу взаимосвязи праката и апраката Гокулы.

Шриман Махапрабху вложил божественное шакти в сердце Шрилы Рупы Госвами и дал ему указание явить миру возвышенную науку раса-таттвы.

 Шрила Рагхунатх дас Госвами, приняв от Сварупы Дамодары, будто цветочную гирлянду, сокровенное знание о внутреннем пути поклонения Господу в соответствии с наукой о расах, явил всему миру конечную цель духовной практики.

 Каждый из  спутников Махапрабху выполнял те индивидуальные поручения, которые были доверены ему Господом.

Что означат эти термины. Самбандха это отношения, абхидейа- действия в соответствии с этими отношениями, а прайоджана это цель этих отношений. Эти три явления неразрывно связанны друг с другом.

Это на санскрите называется Самбандха, адхидея, и прайоджана. Самбандха, адхидея, прайоджана.

Также как наши обычные отношения, один бизнесмен собирается делать бизнес с другим человеком. Поэтому, в первую очередь, все отношения устанавливаются на основе какого-то соглашения. Затем происходит операция. Один это поставщик, другой покупает. Тогда в результате будет прибыль. Должны присутствовать эти три вещи.

Бизнесмен не может совершить сделку с тем, с кем у него нет отношений и кому он не доверяет. Самбандха, установление отношений является началом всего. Далее, на основе этих отношений происходит некое действие. Это называется абхидейа. Само по себе действие не является конечной целью, оно должно привести к определенному результату. Предмет стремлений человека называется прайоджана.

Самбандха, абхидейа и прайоджана неразрывно связанны друг с другом. Неверно было бы считать, что человек должен сосредоточится на чем то одном из этого списка, и только потом уже рассматривать другой пункт. Порой для того, чтобы определиться с самбандхой, изначальной точкой, человеку проще посмотреть на прайоджану, финал, на то, что он хочет достичь.

Теперь встает вопрос о том, кем надо быть, чтобы делать то, что человеку достичь своей цели?

Для заработка необходимо быть хорошо оплачиваемым специалистом.
Для получения наследства-хорошим внуком.
Для выигрыша-отличным игроком в азартные игры.
А ради удачного брака- достойным кандидатом в мужья.

На самом деле с ведической точки зрения, муж, живущий в доме жены или за ее счет сильно порицается, так же как и игрок в азартные игры. Для начала поставить цель, увидеть, как ее можно достичь и тогда получится осознать, кем надо быть для этого.

Это называется самбандха. Также как в первую очередь парень и девушка должны жениться… Такова Ведическая система. Отец, мать, выбирают. Это называется самбандха. Когда они устанавливают, что "Этот парень женится на этой девушке", это называется самбандха.

Абхидейа. Когда они соединены с помощью брака, то между ними должны быть отношения. Это называется абхидейа. Абхидейа. Абхидейа не означает, "Прошла наша церемония бракосочетания и теперь наши отношения установлены. Теперь вы М-р такой и такой-то, идите домой и я иду домой". Нет, на самом деле должна быть деятельность. Жена должна заботиться о том, чтобы служить мужу, а муж должен заботиться о жене. Тогда есть отношения… Почему есть эти отношения? Почему есть такая деятельность?

Теперь есть прайоджана. Что это за прайоджана?

Господь Чайтанья сказал Санатане Госвами: "В ведических писаниях говорится, что живое существо связано с Кришной вечными взаимоотношениями, которые называются самбандхой. Попытки живого существа постичь эти отношения и действовать в соответствии с ними носят название абхидхеи. А высшее предназначение, или возвращение домой, к Богу, именуется прайоджаной.

Веды ставят перед человеком именно эти 3 цели.

 1-я - понять свои отношения с Кришной (самбандху),

 2-я - действовать в соответствии с этими отношениями (абхидхея),

3-я - достичь высшей цели (прайоджаны).

Порой бывает так, что даже приезжая во Вриндаван, люди не ощущают атмосферы этого места в полной мере. Вриндаван открывается нам настолько, насколько мы очистили свое сознание, слушая хари катху, основанную на грантхах- книгах шести госвами и их последователей. Для того, чтобы продвигаться в духовной жизни, необходимо осознавать самбандху, абхидейу и прайоджану, как это раскрыл Шри Чайтанья Махапрабху.

Три главных Божества Вриндавана это мадан мохан, говинда и гопинатх. Божество Мадана Мохана отвечает за самбандху, Божество Говиндаджи за абхидейу и Гопинатх за прайоджану. Посещая этих божеств, мы молим их о том, чтобы эти три раздела духовного знания проявились в нашем сердце, и мы смогли жить в соответствии с этой информацией.

                Самбандха гьяна

   Самбандха-гьяной называется знание об отношениях и взаимосвязи 3-х вечных истин- Бога, души и этого мира.

 Кришна один и только один, но Он обладает двумя энергиями: джива-шакти и майя-шакти . Слово шакти значит энергия. Джива-шакти обеспечивает существование живых существ, а майя-шакти - материального мира.

   Важно понять, что само по себе знание о том, что мы не являемся этими телами - это еще не самбандха гьяна. В Шримад Бхагаватам приводятся диалоги демонов, которые мыслят категориями, не скованными телесными представлениями о жизни. В реинкарнацию верит очень много людей, далеких от духовности. В действительности, мы можем наблюдать такой феномен, что существует множество людей, верящих в Бога, но отвергающих реинкарнацию, но также не меньшее количество тех, кто свято верит в переселение души, при всем при этом отвергая существование Всевышнего. Душа, джива, отлична от материального тела и она принадлежит к духовной энергии. Находясь в пределах материального мира, она словна рыба, выброшенная на берег. У души нет истинной связи с этим миром, ибо она принадлежит духовному царству. Взаимоотношения между дживой, материальной природой и Богом называются самбандхой.  Таким образом, самбандха означает возвращение живого существа к своему естественному положению слуги Кришны.

 Шрила Бхактивинод Тхакур в Шри Чайтанья Шикшамрите объясняет, что совершенное знание самбандха-таттвы включает в себя понимание следующих основных положений Вед: 1) Кришна. 2) энергии Кришны. 3) раса. 4) природа дживы, 5) джива в материальном мире, 6) джива в освобожденном состоянии, 7) ачинтья-бхеда-абхеда.

 Тот, кто в совершенстве постигнет эти семь истин, обретет самбандха-гьяну. 

 Установив отношения с Верховным Господом, человек делает следующий шаг и начинает действовать сообразно этим отношениям.

                Абхидейа

  Как говорится: "Вера без дел мертва". Когда человек постигает самбандха гьяну, он должен действовать соответственно, иначе  это знание будет бесполезно.

 Чтобы действовать в отношениях с Кришной, следует заниматься садхана-бхакти, исполнять предписанные обязанности в служении Верховной Личности Бога. Это и есть абхидхея-гьяна.

  Этот путь называется абхидхеей, и занимаясь преданным служением в соответствии с предписанными правилами под руководством духовного учителя, человек обязательно пробудит дремлющую в его сердце любовь к Богу.

  О том, что необходимо делать, написанно множество книг и дано множество наставлений. Шрила Рупа Госвами в своей книге Бхакти Расамрита синдху, которую Шрила Прабхупада перевел как Нектар Преданности, описал 64 вида деятельности в преданном служении. Из них пять пунктов являются самыми могущественными.

Первое это садху санга-общение с преданными. Это общение приводит к тому, что человек начинает воспевать святое имя Кришны-нама киртана и слушать Шримад Бхагаватам-бхагавата шравана. четвертым могущественным методом бхакти является проживание в святом месте-матхура вас и пятое это поклонение божествам с верой.

Любой человек, который посвящает себя хотя бы одной из этих составляющих практики преданного служения, очень быстро может ощутить в своем сердце проблески любви к Богу.

Деятельность в отношениях с Господом называют абхидхеей. Когда человек выполняет обязанности, соответствующие таким отношениям, он достигает высшей цели жизни - обретает любовь к Богу и тем самым приходит к прайоджана-сиддхи, то есть исполняет миссию человеческой жизни.

                Прайоджана
 Следующий этап - прайоджана-сиддхи, или достижение высшей цели. Слово прайоджана означает "потребность".  Высшая  потребность человека это любить и быть любимым. Любовь называется Бхакти.

Установив свои отношения с ВЛБ и действуя сообразно им, человек достигает высшей цели жизни- любви к Богу, которая является величайшим сокровищем.

Величайшие святые, свободные от материальных отожествлений, объясняют, что эмоции, которые возникают от того, что мы любим  нашего ребёнка или мужа или жену… Это не любовь. Это временные сантименты.Со смертью тела всему приходит конец, в том числе и самой этой любви. Настоящая любовь возможна только с Кришной. Это настоящая любовь. Как только мы полюбим Кришну, эти отношения никогда не могут быть разорваны.

Подавляющее большинство религиозных людей поклоняется Богу ради исполнения своих материальных желаний. Но цель жизни заключается не в том, чтобы поуютнее устроится в тюрьме материального мира, а в том, чтобы развить с сердце любовь к Кришне и покинуть это материальное мироздание.

Все то, что мы совершаем в духовной жизни должно быть направленно только на достижение любви к Богу, это наша прайоджана, это наша конечная цель.

 Итак, согласно Ведам, существует 3 этапа духовного развития: самбандха-гьяна, абхидхея и прайоджана. Самбандха-гьяна помогает человеку установить его изначальные отношения с ВЛБ, абхидхея определяет деятельность, соответствующую этим отношениям, а прайоджана указывает высшую цель жизни - любовь к Богу (према пум-артхо махан).

Благодаря великой удачи, нам посчастливилось в этой жизни соприкоснуться с учением Шри Чайтаньи Махапрабху и узнать о Вриндаване. Мы можем приезжать в святую дхаму и делать шаги в сторону Кришны и этим шансом необходимо воспользоваться ибо никто не знает, что нас ожидает в следующей жизни.

Вриндаван, отправляйтесь на парикраму со знающими вайшнавами по храмам. Мадана Мохан, Говиндаджи, Гопинатх…. Эти три Божества Вриндавана отвечают за самбандху, абхидейу и прайоджану и они покорили сердца всех гаудия вайшнавов… Многие преданные во Вриндаване дали обед ежедневно посещать эти храмы и молить о милости.

Из ШестиГосвами Вриндаваны: Шри Санатана Госвами - учитель самбандха-гьяны. Шри Рупа Госвами - учитель  абхидеи, а Радхунатха даса Госвами - учитель праеджаны.

Шри Рагхунатха дас Госвами - один из шести госвами Вриндавана, непосредственных учеников и преемников Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, систематизировавших Его учение. Рагхунатху Госвами называют прайоджана-ачарьей, поскольку своей жизнью он подал пример совершенства в устремлении к высшей цели, проявив экстремальное отречение от мира и описав возвышенные игры Радхи и Кришны в своих произведениях.

Рагхунатха родился в 1495 году в селении Шри Кришнапура в Бенгалии (ныне Западной Бенгалии). Отца Рагхунатхи звали Говардхан Маджумдар. Он был богатым землевладельцем и младшим братом заминдара Хираньи Маджумдара. Несколько поколений предков Рагхунатхи были вайшнавами и очень состоятельными людьми. В детстве и юности его домашним учителем был Ядунандана Ачарья. С ранних лет Рагхунатха проявил полное отсутствие интереса к мирским наслаждениям и особую заинтересованность в духовной жизни.

В юном возрасте Рагхунатха женился, но не имел привязанности к своему имению и жене. Заметив желание Рагхунатхи оставить дом, его отец и дядя наняли телохранителей, дабы те наблюдали за ним. Несмотря на это, в 1518 году Рагхунатхе удалось сбежать от их бдительного надзора. Он направился в Пури, где встретился с Чайтаньей Махапрабху и лично служил ему в течение 16 лет. После этого он ушёл во Вриндаван. Последний период своей жизни он провёл на берегу  Радха-кунды.

Согласно "Чайтанья-чаритамрите", Рагхунатха Даса Госвами  вел жизнь полную аскез и отречения, поглощенный преданным любовным служением Радхе-Кришна. Он всё время сокращал длительность своего сна и в поздний период своей жизни практически совсем перестал спать, занимаясь более 22 часов в сутки повторением мантры "Харе Кришна" и отводя оставшееся 2 часа на сон и еду. Его одежда состояла из простого куска ткани и старого чадара. Говорится, что глаза Рагхунатхи были всегда полны слёз от испытываемых им от экстатической любви к Кришне и духовных эмоций. Его бхаджан-кутир, или место, где он совершал поклонение, сохранилось до сих пор и является местом паломничества.
 
В "Гаура-ганоддеша-дипике"  говорится, что Рагхунатха Даса Госвами в вечных играх Радхи и Кришны служит Божественной Чете как манджари по имени Раса. В других источниках утверждается, что он - манджари по имени Рати.


КНИГИ РАДХУНАТХИ ДАСА ГОСВАМИ
Премамбходжа марандакхья става раджа
Прартхана
Вилапа Кусуманджали
Дана Нивартана Кунда Аштака
Санатана Госвами Вандана
Гопала Раджа стотра
Гауранга Става Калпаврикша
Уткантха-дашакам
Шьяма-кунда-аштака
Радхика-аштакам
Радха-кунда-аштака
Говардхана-васа-прартхана-дашака
Говардхана-ашрая дашака
Говардхан Самвасан Прартхана Дашакам
Радхика-штоттара-шата Нама стотрам
Мукта Чарита
Стававали
Враджа Виласа Става
Манах Шикша
Дана-кели-чинтамани
Маха-Мантра Вьякья
Гауранга-става-калпатару
Сва Нияма Дашакам
Враджа-виласа-става