Витькин скворечник

Людмила Петровна Осокина
          Как дороги воспоминания детства. Иногда смотрю фильмы про одесские дворы, вспоминается свой родной двор со всеми "квартирами", которые  давно снесены. На этом месте стоит длинная девятиэтажка с типовыми квартирами, и зачастую жильцы даже не знакомы со своими соседями. У нас было совсем по-другому. Мы знали почти все проблемы каждой квартиры, которые выходили входами в общий двор.
          «Консьержкой» у нас была тетя Маруся, вдова с 15-летним сыном Витькой. Служила т. Маруся дворником где-то в неизвестном нам месте. Неизвестном – потому что нам, малолетним и чуть постарше детям, не разрешали выходить за калитку, разве только в школу и обратно. Тетя Маруся вставала затемно, уходила на свою работу, потом делала работы по дому, в остальное время она сидела на порожке, лузгала семечки и обсуждала входящих и выходящих со двора. Могла родителям сообщить о чем-то важном с ее точки зрения. Седая, не в меру толстая, знала ли она, что все соседи называли ее Требухой? Молодежь ее недолюбливала, потому что, проходя мимо ее квартиры №1, каждый слышал что-то в свой адрес неприятное, типа: «Ссыки-брыки, в попе гвоздыки». До меня не доходило, о каких гвоздях шла речь, потом поняла: гвоздики… Сыну ее, Витьке, мать была не указ, поэтому он набирался «знаний» везде в округе. Мог набрать мочи в надувной шарик, проделать дырочку иголкой и поливать тех, кто ему не нравился. Своих дворовых детей он не обижал.
          Вокруг дома росли высоченные тополя, которые видели и царскую власть и советскую. Однажды наш неугомонный сосед взобрался на этот высоченный тополь вешать скворечник и, возможно от страха, что называется, укакался, что и упало на случайного прохожего. Не знаю, как он слез с дерева, что было дальше, но во двор приходил милиционер, и об этом узнали все соседи. Подросток - безотцовщина, что с него  взять? Строго предупредили.
          Но темперамент девать некуда, в его голове рождались необыкновенные планы. Подзывает как-то меня, а в руке зажат птенчик, выпавший из гнезда, и говорит мне: «Хочешь оживить? Только надо в темном уголке, пойдем?» Уголков во дворе было много. Разжимает ладонь и говорит: «Дунь три раза ему в зад, только сильно!» Фокус не удался, я потом долго плакала, что сил не хватило оживить.
          Время шло, наш синеглазый красавец Витька вернулся из Армии, женился, работал,  но в выходные иногда он тоже сидел на порожке и лузгал семечки, как его мама. Скучно. Подозвал пятилетнюю соседку: «Ольга, пойди, скажи маме, чтоб она тебя так не кормила, у тебя пузо толстое», девчонка прибегает обратно: «Дядя Витя, мама сказала, что у тебя самого пузо толстое», собралась убегать, он говорит: «Стой, а расскажи-ка мне стих по мишку косолапого». Олька была еще малость шепелявая: «Миська косояпый по ису идет, сиськи сабияит, песенку поет. Сиська отскоция миське пьямо в ёп, миська яссейдийся и ногою топ!»
-А ну, повтори-ка  еще разок про шишку! Ой, молодец, держи конфету, только матери скажи, чтоб сама поменьше ела, а то тоже пузо отрастет.
         Прошли те времена, когда перед каждым первомаем красили фасады дворов,  вывешивали красные флаги, ремонтировали асфальт, и дети безмятежно играли в классики дотемна. У каждого поколения свои воспоминания, пусть они будут светлыми и радостными.