Заводи!
Как говорил Остап Ибрагимыч: «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения!». Наконец-то, и в нашей стране, плюнув на эту роскошь, граждане стали передвигаться на этом средстве по всем нужным и, даже не нужным местам.
Двенадцать лет назад купили младшему сыну подержанную «девятку»*. Ему исполнилось восемнадцать, весной закончил учёбу в техникуме на красный диплом. Устроился на работу и поступил на вечернее отделение в вуз*. Надо будет ему после работы добираться до места учёбы. А в условиях нашего мегаполиса это довольно-таки сложно. Я на радостях сам намекнул ему насчёт машины.
Ох! Это надо увидеть: как он обрадовался!
Машинка ему досталась добрая. Сын ездил без проблем всю осень. Проблема пришла, когда в январе ударили морозы.
Мне на работу к девяти. А у моего улым* местный филиал работает с восьми утра.
В одно прекрасное зимнее утро, он покушал кашу, запил чаем, и спустился к своей машине на площадку рядом с нашим девятиэтажным домом.
Я тоже стал готовиться к поездке на работу: позавтракал плотно, почистил зубы, вышел на балкон посмотреть на свою «тачку»*. А там наружный термометр показывает аж двадцать восемь градусов ниже нуля! Знамо дело: по Цельсию, гнать его через коромысло!
Слышу, поёт хрипом Высоцкого мой мобильный телефон. Бегу в комнату, ищу эту голосистую коробочку по всем углам. Ах, вот она, зараза! В карман куртки в прихожей залезла!
Ааа! Улым звонит. Забыл наверно дома что-нибудь опять.
- Ати*, машина не завелась. Выходи быстрее, пожалуйста. На работу уже опаздываю.
- Сейчас, улым! Оденусь и выйду. Ничего пока не делай там.
Порылся в кладовке и нашёл не востребованные до сих пор «прикуриватели*». Захватив их, вызвал лифт.
Моё чадо виновато стоит возле «девятки». Усики блестят инеем, колени дрожат от мороза. Ну ни в какую не хочет носить подштанники! Ответ один: «Никто теперь кроме тебя не носит лишнюю одежду. Носить подштанники – прошлый век!»
- Ну-ка, я попробую завести твою ласточку. Вдруг послушает отставного военного водителя! Послушаем, какие силёнки у твоего аккумулятора.
Нажимаю на кнопку сигнала. Там не сигнал, а тонюсенький хрип замёрзшего осеннего петушка.
- Даа, улым, аккумулятор ты посадил на все минус. Придётся прикуривать с моей машины! Айда*, к моей. Заодно научу: как заводят мотор в морозы. Пошли!
Идём к моей. Она стоит в шагах десяти. По пути показываю на передние колёса:
- Вот видишь, какое положение передних колёс у машины отца? Не повёрнутые ни вправо ни влево? Вот, то то и оно! Колёса передние зимой всегда надо оставлять выравненные, чтоб при утренней заводке не включался усилитель руля и не отбирал силу аккумуляторной батареи.
Открываю дверь. Сажусь на сиденье. Сына сажаю рядом и начинаю урок зимнего запуска двигателя.
- Желательно конечно в сильные морозы снять аккумулятор и занести в тёплое помещение. Но это когда ближе к сорока градусам термометр опустится. Смотри и запоминай: как я сейчас буду заводить. И внимательно смотри и слушай! В другой раз не прибегу!
На несколько секунд включаю дальний свет фар. Выключаю и переключатель системы отопления салона, и плафон салона. Одним словом, все не нужные электропотребители отключаю. Снимаю с передачи КПП*. А почему на передаче стояла машина? Да всё просто! Я зимой, особенно когда сырая погода с вечера, никогда не оставляю машину на ручном тормозе, дабы не прилипли задние накладки колодок к тормозному барабану! Оставляю машину на задней передаче. А автозапуском я в сильные морозы не пользуюсь. Лучше выйти на пятнадцать минут раньше, завести ключом, и покурить возле заведённой машины минут пятнадцать. Но тебе курить не разрешаю. Чисти стёкла пока и всё такое.
- Теперь слушай дальше. Ключ зажигания поворачиваю, но пока стартёр* не включаю. Послышался характерный звук электромоторчика бензонасоса*. Перестало жужжать? Ага, хорошо. Выключаю ключ зажигания. И теперь обратно поверну. Опять жужжит электромоторчик бензонасоса. Это он бензин подкачал к инжекторным форсункам двигателя.
Сын спрашивает:
- А зачем так подкачивать?
- Чтоб создать богатую воздушно-бензиновую горючую смесь в цилиндрах двигателя машины. В мороз так надо.
Показываю ему дальше. Выжимаю педаль сцепления до отказа. Поворачиваю опять ключ зажигания. На этот раз уже с включением стартёра. И мотор моего автомобиля заработал с одного оборота коленчатого вала*.
Сын смотрит в мою сторону с благостной улыбкой.
Прогрев несколько минут машину, трогаюсь в сторону не заводившейся «девятки». Ставлю свою машину почти впритык к переднему бамперу. Сын открывает капот* своей машины, а я моей. Глушу двигатель. Присоединяю два провода прикуривателя к обоим аккумуляторам, не путая «плюсы» и «минусы» клемм*. У меня удобный прикуриватель: на « минус» с чёрным проводом, а на «плюс» с красным проводом.
- Улым, я сейчас мою машину заведу. Ты садись в свою и делай всё как я рассказывал и показал.
«Девятка» заводится, сын выходит с радостной улыбкой.
А мне что остаётся делать? Отсоединить спасительные чёрно-красные проводы и с достоинством выполненного отцовского долга проводить сына.
А вам, думаю, тоже нужно выполнить такие простые действия при запуске в морозы и, желательно, завести своего «железного коня» без прикуривателя.
Заводись!
*Девятка – отечественный автомобиль, выпускавшийся в городе Тольятти.
*Вуз – высшее учебное заведение.
*Улым – обращение к сыну по-татарски.
*Тачка – иногда так называют легковой автомобиль.
*Ати – обращение детей к отцу на татарском языке.
*Стартёр - электрическое устройство постоянного тока для запуска, вмонтированное в двигатель.
*Клеммы – выходы источника тока.
*Прикуриватель – два провода со специальными прищепками для контактов с клеммами,использующуюся для пуска двигателя с помощью аккумуляторов другой,уже заведённой, машины.
*Айда(татарское) – «пошли» или «давай».
*КПП – коробка перемены передач транспортного средства.
*Бензонасос - агрегат в современных автомобилях, подающий топливо с бака к форсункам инжектора.
*Капот - крыша отсека двигателя автомобиля.
*Коленчатый вал(здесь) - основной вал двигателя внутреннего сгорания.