Заводи!

Ильхам Ягудин
                Заводи!
 
  Как говорил Остап Ибрагимыч: «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения!». Наконец-то,  и в нашей стране, плюнув на эту роскошь, граждане стали передвигаться на этом средстве по всем нужным и, даже не нужным местам.
 
  Двенадцать лет назад купили младшему сыну подержанную «девятку»*.  Ему исполнилось восемнадцать, весной закончил учёбу в техникуме на красный диплом. Устроился на работу и поступил на вечернее отделение  в вуз*.  Надо будет ему после работы добираться до места учёбы. А в условиях нашего мегаполиса это довольно-таки сложно. Я на радостях  сам намекнул  ему насчёт  машины.
 
   Ох! Это надо увидеть:  как он обрадовался!
 
   Машинка ему  досталась добрая. Сын ездил без проблем всю осень.  Проблема пришла, когда в январе ударили морозы.
 
   Мне на работу к девяти.  А у моего улым* местный филиал работает с восьми утра. 
 
  В  одно прекрасное зимнее утро, он покушал кашу, запил чаем, и спустился к своей машине на площадку рядом с нашим девятиэтажным домом.
 
  Я тоже стал готовиться к поездке на работу: позавтракал плотно, почистил зубы, вышел на балкон посмотреть на свою «тачку»*. А там наружный термометр показывает аж двадцать восемь градусов ниже нуля! Знамо дело: по Цельсию, гнать его через коромысло! 
 
  Слышу, поёт хрипом Высоцкого мой мобильный телефон. Бегу в комнату, ищу эту голосистую коробочку по всем углам.  Ах, вот она, зараза!  В карман куртки в прихожей залезла!
 
  Ааа!  Улым звонит. Забыл наверно дома что-нибудь опять.
 
  - Ати*,  машина не завелась. Выходи быстрее, пожалуйста. На работу уже опаздываю.
 
  - Сейчас, улым! Оденусь и выйду. Ничего пока не делай там.

    Порылся в кладовке и нашёл не  востребованные до сих пор «прикуриватели*».  Захватив их,  вызвал лифт.
 
   Моё чадо виновато стоит возле «девятки». Усики блестят инеем, колени дрожат от мороза. Ну ни в какую не хочет носить подштанники! Ответ один: «Никто теперь кроме тебя не носит лишнюю одежду. Носить подштанники – прошлый век!» 
 
   - Ну-ка, я попробую завести твою ласточку. Вдруг  послушает отставного военного водителя! Послушаем, какие силёнки у твоего аккумулятора.
   
   Нажимаю на кнопку сигнала. Там не сигнал, а тонюсенький хрип замёрзшего осеннего петушка.
 
  - Даа, улым, аккумулятор ты посадил на все минус.  Придётся прикуривать с моей машины!  Айда*,  к моей. Заодно научу:  как заводят мотор в морозы. Пошли!
 
  Идём к моей. Она стоит в шагах десяти.  По пути показываю на передние колёса:
 
  - Вот видишь,  какое положение передних колёс у машины отца? Не повёрнутые ни вправо ни влево?  Вот, то то и оно! Колёса передние зимой всегда надо оставлять выравненные,  чтоб при утренней заводке не включался усилитель руля и не отбирал силу аккумуляторной батареи.
  Открываю дверь. Сажусь на сиденье. Сына сажаю рядом и начинаю урок зимнего  запуска двигателя. 
 
  - Желательно конечно в сильные морозы снять аккумулятор и занести в тёплое помещение. Но это когда ближе к сорока градусам  термометр опустится.  Смотри и запоминай:  как я сейчас буду заводить.  И внимательно смотри и слушай! В другой раз не прибегу!
 
  На несколько секунд включаю   дальний свет фар. Выключаю и переключатель системы отопления салона, и плафон салона. Одним словом, все не нужные электропотребители отключаю.  Снимаю  с передачи КПП*. А почему на передаче стояла машина? Да всё просто! Я зимой, особенно когда сырая погода с вечера, никогда не оставляю машину на ручном тормозе, дабы не прилипли задние накладки колодок к тормозному барабану! Оставляю машину на задней передаче. А автозапуском я в сильные морозы не пользуюсь.  Лучше выйти на пятнадцать минут раньше, завести ключом,  и покурить возле заведённой машины минут пятнадцать.  Но тебе курить не разрешаю. Чисти стёкла пока и всё такое.
 
  - Теперь слушай дальше.  Ключ зажигания поворачиваю, но пока стартёр* не включаю.  Послышался характерный звук электромоторчика бензонасоса*.  Перестало жужжать? Ага, хорошо. Выключаю ключ зажигания.  И теперь обратно поверну. Опять жужжит электромоторчик бензонасоса. Это он бензин подкачал к инжекторным форсункам двигателя.
 
  Сын спрашивает:
 
  - А зачем  так подкачивать?
 
  - Чтоб создать богатую воздушно-бензиновую горючую смесь в цилиндрах двигателя машины. В мороз так надо.
 
   Показываю ему дальше.  Выжимаю педаль сцепления до отказа. Поворачиваю опять ключ зажигания. На этот раз уже с включением стартёра. И мотор моего автомобиля заработал с одного оборота коленчатого вала*.
 
   Сын смотрит в мою сторону с благостной улыбкой.
 
   Прогрев несколько минут машину, трогаюсь в сторону не заводившейся «девятки». Ставлю свою машину почти впритык к переднему бамперу. Сын открывает капот* своей машины, а я моей. Глушу двигатель.  Присоединяю два провода прикуривателя к обоим аккумуляторам, не путая «плюсы» и «минусы»  клемм*.  У меня удобный прикуриватель: на « минус» с чёрным проводом, а на «плюс» с красным проводом.
 
  - Улым, я сейчас мою машину заведу. Ты садись в свою и делай всё как я рассказывал и показал.
 
  «Девятка»  заводится, сын выходит с радостной улыбкой.
 
  А мне что остаётся делать? Отсоединить спасительные чёрно-красные проводы и с достоинством выполненного отцовского долга проводить сына.
 
  А вам, думаю, тоже нужно выполнить такие простые действия при запуске в морозы и, желательно, завести своего «железного коня» без прикуривателя.
 
  Заводись!


*Девятка – отечественный автомобиль, выпускавшийся в городе Тольятти.
*Вуз – высшее учебное заведение.
*Улым – обращение к сыну по-татарски.
*Тачка – иногда так называют легковой автомобиль.
*Ати – обращение детей к отцу на татарском языке.
*Стартёр - электрическое устройство постоянного тока для запуска, вмонтированное в двигатель.
*Клеммы –  выходы источника тока.
*Прикуриватель – два провода со специальными прищепками для контактов с клеммами,использующуюся для пуска двигателя с помощью аккумуляторов другой,уже заведённой, машины.
*Айда(татарское) – «пошли» или «давай».
*КПП – коробка перемены передач транспортного средства.
*Бензонасос - агрегат в современных автомобилях, подающий топливо с бака к  форсункам инжектора.
*Капот - крыша отсека двигателя автомобиля.
*Коленчатый  вал(здесь)   - основной вал двигателя внутреннего сгорания.