Вальс во тьме, 3 глава

Вячеслав Толстов
3
Река была пуста, небо было чистым. Оба были отражены в его тревожных, ждущих глазах. Затем появилось небольшое завихрение пятен, размером не больше, чем если бы его поглаживали пальцем размером с человека по небу размером с Бога. Оно пришло оттуда, где, казалось, не было реки, только набережная; Казалось, он парил над сушей, потому что это было около поворота реки, прежде чем она направилась к Новому Орлеану и пирсу. И собравшиеся на нем.

Он стоял и ждал, окружавшие его такие же, как он сам. Некоторые так сомкнули локти, едва не задели его. Незнакомцы, люди, которых он не знал, которых никогда раньше не видел и никогда больше не увидит, на мгновение сблизились из-за прибытия лодки.

Он выбрал для своего места стоячую головку, которая выступала над палубой пирса; это был его маркер, он стоял рядом с ним и не позволял другим отобрать его у себя, зная, что он сыграет свою роль в обеспечении безопасности корабля. Некоторое время он стоял, подняв одну ногу, поставив ступню прямо на нее. Затем он в предвкушении наклонился к нему, положив на него обе руки. Одно время он ненадолго даже сел на него, но снова встал «довольно скоро, как будто с некоторой надеждой, что, оставаясь на ногах, он ускорит приближение судна.

Дым поднялся вверх и поднялся высоко в небо, как темные черные страусиные перья, собравшиеся вместе и изо всех сил пытающиеся вырваться друг от друга. Из-под его обилия начало подниматься черное твердое вещество, тонкий конус; дымовая труба. Потом секунду.

«Вот она», - крикнул какой-то разбойник, и это ненужное, запоздалое заявление было немедленно подхвачено и повторено двумя или тремя из его окружения.

«Да, сэр, вот она», - повторили они два или три раза вслед за ним. "Вот она, хорошо".

«Вот она», - мягко сказало ему сердце Дюрана. Но это означало другое: она.

Дымовая труба, словно затупившийся нож, рассекающий землю, вырвалась из насыпи и вышла на открытое водное дно. Под ним находилась желто-коричневая надстройка, которая, казалось, была изрезана мириадами крошечных ниш в два длинных ровных ряда, а под ней - лишь тонкой линией на таком расстоянии - неуклюжий черный корпус. Лопасти двигались, планки переворачивались, когда достигли вершины колеса и падали, стряхивая брызги в бурную коричневую воду внизу, по которой они продолжали биться.

Она сделала поворот и стала крупнее, носом вперед. Теперь она была в натуральную величину, бегая вниз по пирсу, как будто хотела разбить его на части. Пронзительный вой фальцета, бесконечно скорбный, словно крик потерянной души в мучениях, оторвался от нее, и белый шлейф обвился вокруг дымовой трубы и исчез позади. Город Новый Орлеан, уехавший из Сент-Луиса за три дня до этого, снова вернулся домой в свой одноименный порт, свою гавань.

Боковые колеса остановились, и он начал скользить, как бумажный кораблик, как привидение по воде. Он повернул бортом к пирсу и побежал рядом с ним, теперь его скорость казалась более быстрой, чем раньше, чем раньше, когда он шел в лоб, хотя на самом деле все было наоборот.

Зубчатые вмятины проходили, как штакетник, то все медленнее, медленнее; затем, наконец, остановился, потом даже немного повернул назад и, казалось, сдал позиции. Вода, застрявшая между корпусом и причалом, сходила с ума от мучений; извивался, резал и задыхался, пытаясь найти выход. В конце концов он превратился в канал, похожий на трещину.

Ни реки, ни неба, ничего, кроме высокой надстройки, затмевающей их обоих. Кто-то на холостом ходу у поручня верхней палубы беспорядочно махал рукой. Не Дюрану, потому что это был мужчина. Скорее всего, ни к кому конкретно. Просто дружеская волна прихода. Один из них на пирсе взял на себя смелость ответить ему такой же волной, проксируя остальных.

Была брошена веревка, и несколько человек из небольшой толпы отступили, чтобы ее не ударили. Докеры вышли вперед на короткое мгновение славы, забрали веревку, ловко привязали ее к вершине сваи прямо перед Дюраном. На противоположном конце они делали то же самое. Она была внутри, она была быстрой.

Был откатан трап с эстакадой, оторвана короткая часть перил нижней палубы, оставив проем. Разрыв между ними был ликвидирован. Офицер корабля спустился почти до того, как корабль был закреплен на месте, занял позицию под рукой внизу, чтобы наблюдать за выгрузкой. Пассажиры плыли по палубе с обоих направлений в однофайловый желоб и вниз.

Дюран подошел вплотную к нему, пока не смог положить на него руку, как будто в немом требовании; с тревогой вглядывался в каждое неминуемое лицо, которое быстро уходило вниз и мимо, всего в дюймах от его собственного.

Первым ушел человек, шагающий мужчина с чемоданами в обеих руках, какой-то деловой путешественник, спешащий к отъезду. Следующая женщина, медленнее, осторожно пробирается по дороге. Седые и в очках; не она. Следующая женщина. Не она снова; ее муж на шаг позади нее, ведя ее рукой к локтю. Затем вся семья в иерархическом порядке важности.

Потом еще мужчин, на этот раз двое или трое подряд. Лица были для него просто бледными цифрами, быстро переданными. Потом женщина, и на мгновение ... Нет, не она; другие глаза, другой нос, другое лицо. Короткий взгляд незнакомца, встретив его, а затем быстро отвергнув его. Другой человек. Другая женщина. Рыжеволосая и рыжеволосая; не она.

Затем пауза, пауза, ожидание.

Его сердце преждевременно испугалось, затем выздоровело. По доскам палубы пробегают постукивания, когда одни отстающие поспешили догнать других. Женщина по тихому, быстрому топоту ее ног. Волосы юбок, лицо ... Не она. Запах сиреневой воды, пренебрежительное отношение к нему глаз, которые не заботились о нем, как его глаза о них, без поиска в них, без знания. Не она.

И не более того. Трап пустой. Затишье, как когда что-то закончилось.

Он посмотрел вверх, и его лицо замерло.

Теперь он держался за края трапа обеими руками. Наконец он выпустил его, перешел на другую сторону, подошел к слоняющемуся там офицеру и с тревогой схватился за рукав. "Никто другой ?"

Офицер повернулся и передал вопрос вверх, к палубе, громким криком в ладони. "Кто-то еще ?"

Другой член корабельной роты, возможно, капитан, подошел к перилам и выглянул за борт. «Все на берег», - крикнул он.

Это было похоже на звон. Дюран, казалось, обнаружил, что один, в луже внезапной тишины, следует за ней; хотя вокруг него было столько же шума, сколько и прежде. Но для него тишина. Потрясающая завершенность.

«Но должно быть ... Должно быть ...»

«Больше никого», - шутливо ответил капитан. «Подойдите и убедитесь сами».

Затем он повернулся и покинул поручень.

Багаж сейчас спускался.

Он ждал, надеясь вопреки надежде.

Никто другой. Только багаж, неодушевленные остатки груза. И, наконец, даже не это.

Он наконец свернул в сторону и поплыл назад вдоль пирса, а потом к твердой земле за ним и ненадолго. Его лицо было неподвижно отвернуто, как будто с одной стороны от него было больше боли, чем с другой, хотя это было неправдой, она была одинаковой со всех сторон.

И когда он остановился, он не знал ни этого, ни почему он это сделал именно тогда, когда он это сделал. И по какой причине он вообще там задерживался. Лодка не имела для него ничего, река не имела для него ничего. Для него там не было ничего. Сейчас там или где-нибудь еще.

Слезы наполнились его глазами, и хотя рядом с ним никого не было, никого не было, он медленно опустил голову, чтобы их не заметили.

Так он стоял, опустив голову, как приглушенный скорбящий у носилок. Носилки, которые никто, кроме него, не мог видеть.

Земля перед его невидящими глазами была пуста; Земля цвета бисквита, греющаяся на солнце. Возможно, такой же пустой, какой отныне будет его жизнь.

Затем, без звука приближающегося, округлая тень маленькой головы робко двинулась по нему; брошенный откуда-то позади него, поднимающийся снизу вверх. За ним следовала шея, двуплечие. Затем изящная выемка на талии. Потом весь узор перестал течь, замер.

Его тусклые глаза не заметили явления. Они не видели ни земли, ни чего-либо отпечатанного на ней; они видели дом на Сент-Луис-стрит. Они прощались с этим. Он никогда не войдет туда снова, он никогда не вернется туда. Он передал бы его агенту и заставил его продать ...

Легкое прикосновение руки к его плечу. Никакого тяжелого веса, никакого компульсивного удара; бархатистая и тонкая, как взлетающая бабочка. Тень на земле подняла теневую руку к другой тени - его - связав их на мгновение, а затем снова отбросив.

Его голова медленно поднялась. Затем так же медленно он повернул его в ту сторону, с которой произошло прикосновение.

Перед ним кружилась фигура, как на поворотном круге, стремясь занять центр его глаз; хотя сместился он, а не фон.

Он был миниатюрным, но в то же время настолько идеально пропорционален своим меньшим размерам, что, если бы не критерий сравнения, когда глаз сознательно искал других и сравнивал их с собой, он мог бы показаться вообще любой высоты: величия классическая статуя или миниатюрность изысканной куклы.

Ее прозрачные карие глаза поднялись до изгиба плеча Дюрана. Ее лицо обладало изысканной красотой, которую он никогда раньше не видел, красотой фарфора, но без его холодной неподвижности и смятого лепестка розы на губах.

Ей было немногим больше двадцати, и хотя ее размер мог придать ей дополнительную молодость, иллюзия почти не могла вычеркнуть из реальности. У нее была кожа молодой девушки, а глаза невинные, доверчивые глаза ребенка.

Плотно закрученные золотые кудри падали на ее голову, как поле маргариток, почти безуспешно восставая против обычной прически, которую она пыталась им навязать. Они взялись за вездесущий психический узел на спине только с помощью мощных булавок, а спереди полностью сопротивлялись лбу, дымясь, как морские брызги топаза.

Она держалась в том наклоне вперед, который был de rigueur, известным как «греческий изгиб». Ее платье было в моде как тогда, так и несколько лет назад. Плотно прилегая, как футляр для свернутого зонта, он имел центральную панель, вытянутую и собранную к спине, чтобы создать вид фартука или нагрудника, наложенного на остальную часть, а на спине раздуваться в виде вздутых выступов бантов и складок. , искусно поддержанные проволочным фундаментом; это была стильная суета, без которой зад женщины казался бы неприлично гладким. Как только обнажите подъемы стопы или - безрассудная мысль 1 - лодыжки, чтобы сиденье оставалось плоским.

Маленькая шляпа из гелиотропной соломки, плоская, как человеческая ладонь, не больше мужской ладони, возвышалась над золотыми кудрями, лукаво пытаясь дотянуться до одной брови, левой, но этого не было достаточно, и все еще оставалась на ней. голова.

Осколки аметиста мерцали в крохотных дырочках, проткнувших мочки ее миниатюрных и полностью открытых ушей, а тонкая лента гелиотропного бархата опоясывала ее шею. Зонтик из гелиотропной органди, диаметром чуть больше суповой тарелки и густой дымки парил в воздухе на конце удлиненной палки, как блуждающий фиолетовый нимб. На земле по одну сторону от нее сидела небольшая позолоченная птичья клетка, ее нижняя часть была обернута фланелевой тканью, а купол оставался открытым, чтобы открывать доступ к порхающим ярко-желтым обитателям.

Он посмотрел на ее руку, он посмотрел на свое плечо, настолько неуверенно, что это прикосновение исходило от нее; настолько он не был уверен в причине такого прикосновения. Медленно с него снялась шляпа, поднявшись над его скальпом на вопросительной высоте.

Сжатый рот искривился в обаятельной улыбке. "Вы не знаете меня, не так ли, мистер Дюран?"

Он слегка покачал головой.

На улыбке появилась ямочка; поднялся к ее глазам. «Я Джулия, Луи. Могу я называть тебя Луи?»

Его шляпа упала с его пальцев на землю и перекатилась на половину поля. Он нагнулся и поднял его, но только рукой и плечом; его лицо ни разу не сходило с ее лица, как будто его удерживал непреодолимый магнитный ток.

"Но нет ... Как можно ...?"

«Джулия Рассел», - настаивала она, все еще улыбаясь.

«Но нет… Вы не можете…» - он продолжал расчленять слова.

Ее брови изогнулись. Улыбка сострадательно исчезла. «Это было жестоко с моей стороны, не так ли?»

«Но… фото… темные волосы…»

«Это я прислал вместо этого тетю». Она покачала головой с запоздалым сожалением. Она опустила зонтик, с легким хлопком закрыла его. Острием палки она начала рисовать в пыли каббалистические замыслы. Она опустила глаза и с грустью смотрела на то, что делает. "О, мне не следовало, теперь я знаю это. Но в то время это, казалось, не имело такого большого значения, мы еще не стали серьезными. Я думал, что это просто переписка. Потом много раз с тех пор, Я хотел послать на его место правильное, чтобы сказать вам ... И чем дольше я ждал, тем меньше у меня было мужества. Боясь, что я ... я потеряю вас совсем таким образом. Это больше преследовало меня и больше, и тем не менее, чем ближе подходило время ... В самый последний момент я был уже на борту лодки, и мне хотелось развернуться и вернуться. Берта уговорила меня продолжить спуск сюда. Моя сестра, ты знаешь."

«Я знаю», - кивнул он, все еще ошеломленный.

«Последнее, что она сказала мне перед самым отъездом, было:« Он простит тебя. Он поймет, что ты не имел в виду никакого вреда ». Но на протяжении всей поездки вниз, как горько я раскаивался в своем… в своем легкомыслии ». Ее голова почти повисла, и она схватилась за рот, грызя его своими белыми зубами.

«Я не могу поверить - я не могу поверить -» - вот и все, что он мог продолжать заикаться.

Она была воплощением прекрасного раскаяния, водила своим зонтиком по земле, робко ожидая прощения.

«Но настолько моложе ...» - удивился он. «Гораздо красивее, чем…»

«Это тоже входило в дело», - пробормотала она. "Так много мужчин влюблены в одно красивое лицо. Я хотел, чтобы наши чувства были глубже этого. Чтобы они длились дольше. Чтобы быть в большей безопасности. Я хотел, чтобы ты заботился обо мне, если тебе не все равно, из-за ... ну, то, что я написал вам, тип ума, который я проявил, тип человека, которым я был на самом деле, а не из-за фотографии флиббертиббета. Я подумал, возможно, если бы я поставил себе все возможные недостатки в начале, внешность, возраст и так далее , то позже будет гораздо меньше опасности того, что это всего лишь мимолетная фантазия. Другими словами, я ставлю препятствия в начале, а не в конце ».

Насколько она разумна, он обнаружил для себя, насколько она уравновешенна, помимо всех ее внешних симпатий. Да ведь здесь были компоненты идеального образца.

«Сколько раз я пыталась написать тебе правду, ты никогда не узнаешь», - сокрушенно продолжала она. «И каждый раз моя храбрость терялась. Я боялась, что мне удастся полностью оттолкнуть тебя от человека, который, по ее собственному признанию, был виновен в лжи. Я не могла доверять такие вещи холодной бумаге», - она очаровательно жестикулировал одной рукой. «А теперь вы видите меня, и теперь вы знаете. Самое худшее».

«Худшее», - энергично возразил он. «Но ты», - продолжил он через мгновение, все еще изумленный, - «но ты, зная с самого начала то, чего я не знал до сих пор, - что я был намного ... ну, значительно старше тебя. И все же ...»

Она опустила глаза, как будто на дополнительном признании. «Возможно, это могло быть одной из ваших главных достопримечательностей, кто знает? С тех пор, как я себя помню, я был способен - скажу так, на романтические чувства, должную степень эмоций или восхищения - только к мужчин старше меня. Мальчики моего возраста никогда меня не интересовали. Я не знаю, с чем это связано. Все женщины в моей семье были такими. Моя мать вышла замуж в пятнадцать лет, а мой отец был в семье. раз уже за сорок. Сам факт, что вам было тридцать шесть, был первым… - Она с девичьей внешностью не решилась закончить это.

Он продолжал пожирать ее глазами, все еще недоверчиво.

"Ты разочарован ?" - робко спросила она.

"Как вы можете спросить об этом?" - воскликнул он.

"Я прощен?" был следующий неуверенный вопрос.

«Это был прекрасный обман», - сказал он с теплотой чувств. «Я не думаю, что когда-либо было совершено более красивое».

Он улыбнулся, и ее улыбка, все еще несколько смущенная, ответила его собственной.

«Но теперь мне придется привыкать к тебе снова. Познай тебя снова и снова. Это был фальстарт», - весело сказал он.

Она повернула голову в сторону и молча прижала ее к собственному плечу. И все же даже этот жест, который у других мог показаться сентиментальным или отвратительно сладким, ей удалось успешно унести, сделав его не более чем игривой пародией, и в то же время ловко передавшим свое первоначальное намерение упрекаемой застенчивости.

Он ухмыльнулся.

Она снова повернулась к нему лицом. "Ваши планы, ваши ... э ... намерения изменились?"

"Твой?"

«Я здесь», - серьезно сказала она с предельной простотой.

Он изучал ее еще мгновение, поглощая ее очарование. Затем внезапно, проявив вновь обретенную смелость, он принял решение. «Вы бы почувствовали себя лучше, избавились бы от любого затяжного дискомфорта, - выпалил он, - если бы я признался вам со своей стороны?»

"Вы ?" - удивилась она.

«Я… я сказал вам всю правду не больше, чем вы мне», - бросился он.

«Но ... но я вижу тебя именно таким, каким ты был, как ты сказал, в

точности так , как твоя фотография описывала тебя ...» «Дело не в этом, дело в другом. мне, чтобы принять мое предложение, исключительно благодаря тому типу человека, которым я был в себе. Другими словами, только для себя ".

«Но я это вижу, и я вижу», - тупо сказала она. «Я не понимаю».

«Ты поймешь через мгновение», - почти нетерпеливо пообещал он ей. «Теперь я должен признаться вам, что я не клерк в кофейне».

На ее лице не было ничего, кроме вежливо-заинтересованного непонимания.

«Что у меня нет тысячи долларов, отложенных на то, чтобы… чтобы мы начали».

Никаких признаков. Никаких признаков угрызений совести или разочарованной жадности. Он пристально наблюдал за ней. Медленная улыбка снисходительности и отпущения грехов расплылась по ее лицу еще до того, как он заговорил следующим образом. Задолго до того, как он сказал следующее. Он дал ему время.

«Нет, вместо этого я владею кофейней».

Никаких признаков. Только та слегка натянутая улыбка, как у женщин, которые поддаются, выслушивая подробности мужских дел, когда они их нисколько не интересуют, но они пытаются быть вежливыми.

«Нет, у меня ближе к сотне тысяч долларов».

Он ждал, что она что-нибудь скажет. Она этого не сделала. Она, напротив, как будто ждала, что он продолжит. Как будто эта тема была для нее такой засушливой и бесполезной, что она не осознавала, что кульминация уже достигнута.

«Ну, это мое признание», - сказал он несколько неубедительно.

«Ой», - сказала она, как будто замкнувшись. "О, это было? Ты имеешь в виду ..." Она взмахнула рукой в неопределенной беспомощности. «… о вашем бизнесе и о деньгах…» Она поднесла два пальца ко рту и скрестила их кончиками. Сдерживая зевок, который без этого скрывающего жеста он бы вообще не заметил. «Есть две вещи, к которым у меня нет головы», - признала она. «Один - политика, другой - бизнес, деньги - дело».

"Но ты меня простишь?" он настаивал. Осознавая в то же время неистовую внутреннюю радость, это было почти ликованием; например, когда кто-то наконец-то и почти случайно натолкнулся на совершенство отношения, на это едва ли можно было надеяться.

На этот раз она рассмеялась откровенно, с легким озорным блеском, как будто он воздавал ей больше должного. «Если ты должен быть прощен, ты прощен», - уступила она. "Но поскольку я не обращал никакого внимания на отрывки в ваших письмах, которые касались этого, во-первых, почему вы просите прощения за ошибку, которую я до сих пор не знал, о том, что вы совершили. Возьмите это, тогда, хотя я не уверен, для чего это нужно ".

Он смотрел на нее с новым вниманием, которое было глубже, чем раньше; как будто находил ее внутри такой же очаровательной, как на первый взгляд снаружи.

Их тени становились длиннее, и теперь они были почти одни на пристани. Он огляделся, словно неохотно пробуждаясь к их окружению. «Уже поздно, и я заставляю вас стоять здесь», - сказал он в напоминании, которое было скорее послушным, чем честным, поскольку это могло означать их разлуку, насколько он знал.

«Ты заставляешь меня забыть о времени», - призналась она, не сводя глаз с его лица. «Это плохое предзнаменование или хорошее? Вы даже заставляете меня забыть о моем затруднительном положении: наполовину на берегу, наполовину все еще в лодке. Я должен скоро стать тем или другим».

«Об этом скоро разберутся, - сказал он, нетерпеливо наклоняясь вперед, - если у меня есть ваше согласие».

"Разве твоя тоже не нужна?" - лукаво сказала она.

«Это дано, это дано». Он почти задыхался от поспешности убедить ее.

Теперь, когда он был, она никуда не торопилась. «Я не знаю», - сказала она, поднимая кончик зонтика, затем снова роняя его, а затем снова поднимая, в неуверенности, которую он находил мучительной. "Если вы не казались удовлетворенными, если вы искоса посмотрели на обманщика, которым вы меня нашли, я намеревался вернуться на лодку и остаться на борту, пока она не отправится в обратный путь в Сент-Луис. думаю, что это все еще может быть мудрее… »

« Нет, не говори так », - настороженно сказал он. «Доволен? Я самый счастливый человек в Новом Орлеане в этот вечер - я самый счастливый человек в этом городе…»

Казалось, ее не так легко уговорить . «Еще есть время. Лучше сейчас, чем позже. Ты совершенно уверен, что не предпочел бы, чтобы я сделал это? Я не скажу ни слова, я не буду жаловаться. Я прекрасно понимаю твои чувства…»

Он был охвачен внезапным новым страхом потерять ее. Она, которую он не ел всего полчаса назад.

«Но это не мои чувства! Прошу вас поверить мне! Мои чувства совершенно противоположны. Что я могу сделать, чтобы убедить вас? Вам нужно больше времени? Это вы? Это то, что вы пытаетесь сказать мне ?" - настаивал он с растущим беспокойством.

На мгновение она задержала его взглядом, и они были добрыми, искренними и даже, можно сказать, несколько нежными. Затем она покачала головой, правда, очень слегка, но со всей твердостью намерения, с какой мужчина мог бы сделать этот жест (если бы он мог правильно его прочитать), а не легкое и ненадежное отрицание девушки.

«Мое мнение было принято», - сказала она ему медленно и просто, - «с тех пор, как я впервые ступила на лодку в Сент-Луисе. Фактически, с тех пор, как пришло ваше письмо с предложением, и я написал вам свой ответ. И я не могу легко изменить свое мнение, когда оно было принято. Вы поймете это, когда узнаете меня получше ». Затем она уточнила это: «Если да», и позволила ему обнаружить его с помощью небольшого нежелательного удара, как это сразу же произошло.

«Тогда я позволю этому быть моим ответом», - сказал он с трепетным нетерпением. "Вот." Он открыл свой картонный футляр, вынул дагерротип, один из другой, пожилой женщины - ее тетя нарезал его энергичными пальцами, а затем позволил ему рассыпаться мелкими кусочками вниз по всей земле. Затем показал ей обе руки, пустые.

«Мое мнение тоже принято».

Она одобрительно улыбнулась. "Затем--?"

«Тогда давайте отправимся в путь. Они ждут нас в церкви последние четверть часа или больше. Мы задержались здесь слишком долго».

Он поднял руку подбоченнее, протянул ей с улыбкой и галантным поклоном талии, что, возможно, на первый взгляд выглядело как шутка, просто подшучивающая пародия, но на самом деле было более искренним.

"Мисс Джулия?" он приглашен.

Это был момент высшей романтики, его квинтэссенция. Обручение.

Она переложила зонтик на противоположное плечо. Ее рука обвилась вокруг его руки, как дружелюбный согретый на солнце усик. Она приподняла низ юбки до уровня сдержанности при ходьбе.

«Мистер Дюран», - согласилась она, обращаясь к нему только по фамилии, в соответствии с приличным порядком все еще незамужней молодой женщины, из-за которого она в то же время вызывающе опустила глаза.