Записки экскурсовода Ч. 14 Парадная лестница

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница   http://proza.ru/2020/08/28/1473

Елизаветинским барокко (созданным архитектором Растрелли) будущие посетители Екатерининского дворца восхищаются уже издали, любуясь этим архитектурным чудом 18-го века. А войдя во Дворец, счастливчики сразу просто "окунутся" в барокко, проходя по залам Золотой анфилады.      

Экскурсия начинается на Парадной лестнице.
Но это самый поздний по времени создания интерьер, созданный  в 1860-1863 годах архитектором И. А. Монигетти в стилистике рококо.

Дело в том, что в истории и архитектуре дворца нашли своё отражение и архитектурные веяния времени, и личные пристрастия российских правителей. Поэтому во Дворце неизбежны были перестройки интерьеров.

В 1752-1756 годах в царствование Елизаветы Петровны архитектор Ф.-Б. Растрелли расположил парадную лестницу в южной части здания, увенчанной куполом со шпилем.

В царствование Екатерины II парадная лестница Растрелли была уничтожена, и вместо неё по воле императрицы Ч. Камерон возвёл новую лестницу (красного дерева) в центре дворца, на месте спроектированного Растрелли Китайского зала.

В 1860 году в  царствование Александра II деревянная лестница была разобрана, и на её месте возведена новая, мраморная, во всю длину и ширину дворца. Работа велась до 1863 года. Архитектор И. А. Монигетти выполнил интерьер в мраморе в стилистике рококо и украсил сквозными резными балюстрадами и фигурными вазами.

Именно по этой Парадной лестнице поднимаются экскурсанты. Их сразу поражает  контраст белого и  красного, что создаёт праздничное ощущение. Белая мраморная лестница, белый мрамор стен, мраморные скульптуры на площадках и красные ковры на лестницах, яркие, алые плиссированные гардины на верхних окнах.

Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Нижние большие окна,  подобно дверям,  выводят на балконы, откуда открывается панорамный вид на дворцовые парки.

С балкона, выходящего на парадный плац, Екатерина II наблюдала проходившие церемониальным маршем полки, возвращавшиеся с парадов или манёвров, а на ступенях крытого подъезда лестницы, образованного этим балконом, устраивалась ложа, в которой присутствовал последний император Николай II во время Высочайших смотров.

Отсюда и сегодня открывается чудесный вид, позволяющий  рассмотреть устройство  Екатерининского и Александровского парков и осознать масштабный замысел Растрелли.

Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке. Здесь хорошо видны расположенные на северной и южной стене - друг против друга - стенной барометр и часы-календарь.

Поднявшись еще на четыре марша, можно попасть на второй этаж, к парадным залам.

На стенах, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора 18-19 веков - в память о располагавшемся здесь в середине 18-го века Китайском зале. Это подлинные вазы, немногое из дворцового убранства, что удалось эвакуировать во время войны.

В годы Великой Отечественной войны пожар уничтожил декоративное убранство Парадной лестницы. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проемы кариатиды были восстановлены реставраторами по обнаруженным деталям и довоенным изображениям. Ныне на площадках лестницы установлены реставрированные мраморные скульптуры "Спящий амур" и "Просыпающийся амур", исполненные В. П. Бродзским в 1860 году.

В 19-ом веке потолок Парадной лестницы украшали живописный плафон Ж.-М. Вьена "Триумф Венеры" и две картины Г. Рени - "Похищение Европы" и "Галатея", погибшие в годы войны вместе с рухнувшими перекрытиями.

Для воссоздания отделки лестницы были подобраны полотна, соответствующие довоенным композициям по стилю и размерам. Центральная картина "Суд Париса", написанная итальянским живописцем К. Маратти, и картина "Юпитер и Каллисто" кисти П. Либери были получены из коллекции Государственного Эрмитажа. Композицию "Эней и Венера" неизвестного итальянского художника 18-го века, расположенную с западной стороны, подарил дворцу-музею житель Ленинграда А. Тихомиров.

Продолжение   http://proza.ru/2020/09/13/1281