Абхазы и Абазины это не Черкесы!

Азамат Джанымбей
Эта фраза, которую приходится порой читать и слышать открыто или за своей спиной, как от адыгов, так и от абаза в связи с отстаиваемой нами, единомышленниками концепции единого Черкесского мира, позиции, вызывает порой самые противоречивые чувства.
 
О чём речь?

Удивительна жизнь наших древних, но таких маленьких народов. Никогда не забуду, как на одной из встреч земляков наш замечательный ученый и черкесский старейшина Юрий Агирбов рассказал случившуюся с ним в Китае историю. Не помню чему было посвящено там мероприятие – встреча была или научная конференция, - но на ней был затронут вопрос о судьбах малых народов.

Речь Юрия Исуфовича была посвящена Абазинам, и в ходе её изложения было упомянуто, что их, Абазин, на территории России осталось 30 тысяч человек. Наш старейшина был крайне впечатлён тем, с каким пониманием и глубочайшим сочувствием отнеслись китайцы к этому факту и  к самому народу.

Но каково было теперь его полное потрясение, когда в переводе с китайского он услышал цифру, что Абазин не 30, а 300 тысяч! Подумав, что это оговорка, он уточнил число у переводчицы, и та подтвердила цифру 300 тысяч. При этом душевно добавила, что китайцы очень сильно вам сочувствуют… Случился конфуз…

Что оставалось нашему старейшине? Смиренно и с искренней благодарностью принять сочувствие китайских коллег. Поправлять их, как он признался, что называется, рука не поднялась…

Рассказ этот звучал не без чувства юмора и самоиронии и вызвал наш общий смех. Но в душе-то это был смех сквозь слёзы.  К чему я об этом вспомнил?

Когда смотришь на положение дел по вопросам численности наших народов не из «окопа» повседневной жизни, а как ученый, то сердце сжимается от боли и тревоги. Ведь есть абсолютно точные, научно выверенные данные о том, какова должна быть численность этнической популяции людей как для её физического, биологического выживания, так и для развития в современную полноценную нацию.
 
С этой точки зрения, народы/народности Черкесского мира – адыги и абаза – находятся в зоне высокого риска. Кто-то в сравнительно меньшей, кто-то в большей, но ВСЕ.
 
Цифры о том, что нас где-то в Турции и по всему миру «миллионы» - миф! Они относятся, скорее, к сфере самоутешительной «психотерапии», чем к реальным научным данным. Идёт губительная для объективного самовосприятия подмена понятий.
 
Ибо нельзя ВСЕХ ПОТОМКОВ изгнанных и вынужденно выселившихся из тогдашней Черкессии и Абхазии представителей наших племён считать Адыгами и Абхазами, или иными, кто объединён ТАМ общим (пока?) именем ЧЕРКЕСЫ.
 
К таковым относятся только те, кто сохранил даже НЕ ЯЗЫК, а своё НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. Тех, кто ПОМНИТ и знает КТО ОНИ по своим этническим и историческим корням. А главное САМИ считают себя ЧЕРКЕСАМИ и практикует в жизни ЭТИКУ своих предков. И не имеет никакого принципиального значения, на каком языке они сегодня разговаривает в повседневной жизни – турецком, арабском или каком-то ином (об этом ещё в 2013 году здесь – «Что значит БЫТЬ черкесом?" (http://proza.ru/2013/10/10/1309).
 
А таких осталось МАЛО, их НЕ МИЛЛИОНЫ! Дай Бог, чтобы набралось в лучшем случае хотя бы несколько сот тысяч. Кто-то может этому возразить? Давайте! Только без лирики и блефа. Заранее скажу - ничего не получится.

Что делать в такой ситуации?

(продолжение - http://proza.ru/2020/08/20/1126)

В заставке картина - "Шутки в сторону", художник Иван Славинский