По маршруту Палласа

Татьяна Герасименко
Герасименко Т. И., Святоха Н. Ю., Филимонова И.Ю.,



Евразийский перекрёсток


Маршрут нашего путешествия в мае 2012 года в составе международной экспедиции, представленной 20-ю учеными из семи академических институтов и университетов Уральска, Санкт-Петербурга, Оренбурга и Москвы, прошёл по трём административным районам Западно-Казахстанской области, находящимся на разном расстоянии от российско-казахстанской границы. Бесценные результаты в рамках короткой  статьи удалось отразить лишь частично.
Одна из богатейших союзных республик бывшего СССР, «евразийский перекрёсток», «мост», «окно» в центральноазиатский мир, не случайно привлекательна для держав, принадлежащих к разным цивилизациям. Богатство природными ресурсами и мощный экономический потенциал Казахстана компенсируют даже отсутствие выхода к морю, соседство со слаборазвитыми в экономическом отношении странами и относительную близость к очагам напряжённости. Казахстан не испытывает сырьевой зависимости. Углеводородное сырьё, железные, хромовые, медные, алюминиевые руды, уран, золото – далеко не полный перечень полезных ископаемых региона. Богатством Казахстана являются естественные пастбища, наличие малоиспользованных и слабозаселённых земель, биологические ресурсы.
Толчком для развития промышленности в прошлом веке послужило строительство железных дорог. Казахстан превратился в индустриально-аграрный регион с крупнейшими предприятиями тяжёлой, лёгкой и пищевой промышленности. Это единственная республика кроме России, унаследовавшая от СССР ядерное оружие и космодром.
После распада СССР Казахстан, как и другие республики на постсоветском пространстве, встал перед выбором дальнейшего пути развития. Он стал привлекательным для зарубежных (в частности, американских) инвесторов, которые рассчитывали поучаствовать в освоении его природных ресурсов и готовы были рисковать, даже не имея сведений об истинных запасах полезных ископаемых. Однако им пришлось столкнуться с серьёзными проблемами, описанными американской исследовательницей региона , которые стали серьёзным препятствием для реализации их целей.
Первая группа проблем связана непосредственно с устройством и особенностями казахстанского общества. К ним отнесены необязательность выполнения обещаний и решений, отсутствие чётких и последовательных «правил игры», коррупция, политика на казахизацию, клановость казахского общества, развитие в сторону ухода от европейских традиций. Вторая группа проблем – географические, геополитические и геоэкономические. Они обусловлены удалённостью от европейских стран и США, отсутствием выхода к морю, необходимостью считаться с интересами России, прежде всего, в силу неизбежности транзита углеводородов через её территорию. Конечно, в перспективе возможно строительство альтернативных трубопроводов, но это сопряжено с большими инвестициями и новыми рисками.
Интерес к Казахстану проявляют исламские государства. Казалось бы, они могут рассчитывать на усиление влияния в этой частично мусульманской республике. Однако следует помнить, что казахи никогда не были ортодоксальными мусульманами, ислам распространился среди них только в XVIII - XIX вв., новая религия стала больше культурным явлением, нежели социально-политическим. Обычное кочевое право играло большую роль, чем шариат. Казашки никогда не носили паранджи и чадры, были свободны в обращении с мужчинами и позже «их не заключали в гаремы». Лишь появившиеся в степи татары все же внесли «религиозный фанатизм и произвели обмусульманивание» казахов . Казахи отличались веротерпимостью: «Многие киргизы [казахи – Т.Г.] женятся на калмычках, не принуждая их переменять религии». Некоторых казахов даже загоняли в мечеть нагайками, они верили, что постоянное чтение Корана ведет к непогоде, даже были попытки убить мулл . Сегодня в мечетях, которые есть в каждом райцентре, для привлечения верующих поют песни со словами из Корана на казахском языке. Однако их посещает лишь малая часть населения. Со слов местных жителей, калым  в Казахстане не распространён, уразу держит немногие. Иногда казахи делают безалкогольные свадьбы, руководствуясь Кораном. Женщин в хиджабах мы встречали редко, это были татарки. Сильны атеистические традиции. Именно поэтому курс на исламизацию и усиление связей с мусульманскими государствами представляется маловероятным. А вот интеграция с Россией вписывается в историко-географический контекст. Многие казахстанцы испытывают ностальгию по прошлому времени, когда границы не было, опасаются усиления влияния Китая и ориентированы на партнёрские отношения с Россией. То же можно сказать и о российском населении.

2. Казахстан и Россия «обречены» на сотрудничество в силу ряда историко-географических причин. Во-первых, Российско-Казахстанская граница – самая протяжённая в мире сухопутная граница, слабо выраженная в рельефе. По официальным данным Федеральной пограничной службы её длина составляет 7500 километров (не считая каспийского участка). Данные в других источниках сильно разнятся. Это не случайно. Государственной границей эта условная линия на карте стала в одночасье, нарушив такие привычные для населения обеих стран связи. С Казахстаном граничат 12 субъектов Российской Федерации. Образ границы у жителей по обе её стороны негативный, и чем ближе к границе, тем он хуже. Это показало проведённое нами анкетирование и интервьюирование. Граница осложнила контакты населения и стала серьёзным препятствием для перемещения товаров и людей. Особенно это коснулось граждан, имеющих родственников в соседнем теперь уже государстве, но не только их. Известны парадоксальные случаи, когда людям приходится ездить в гости в соседнее село за речкой не через привычный мост, а делая большой круг через райцентр, где находится пограничный пропускной пункт. На некоторых станциях в приграничной зоне Казахстана (например, в Жаныбеке) не останавливаются поезда, следующие в Россию, что затрудняет трансграничные контакты.
Во-вторых, наиболее плотно заселены и освоены приграничные с Россией казахстанские районы, что связано не только с природными условиями, но и с историческим развитием территории. Это и причина, и следствие интеграционных трансграничных процессов. Казахстанское и российское социально-экономическое пространство в порубежье сложилось как единое. Трансгранична инфраструктура: так,  участок железнодорожной магистрали со станцией Илецк-1 принадлежит казахстанской компании "Казахстан Темир Жолы" (Западно-Казахстанской железной дороге), а границу с Казахстаном пересекает проходящий по Оренбургской области участок Союзное-Домбаровский, являющийся собственностью российской стороны. Экономика Казахстана в определённой степени зависит от экономики России, доля которой составляет 38.4% импорта и 7.3% экспорта (2012 г.). Казахстанско-Российская граница не является «экономической пустыней» , как большая часть современных административных границ России. Однако в результате ослабления связей как следствие делимитации через некоторое время возможно частичное её экономическое опустынивание, хотя анализ жилищного строительства в приграничных с Оренбургской областью районах Казахстана позволяет сделать оптимистичные выводы относительно перспектив интеграции двух стран.
В-третьих, уникальное трансграничное геокультурное пространство, сочетающее в себе азиатские и европейские черты, тоже едино. Сходны и культурные ландшафты. Историко-географическое совместное развитие привело к формированию этнокультурных единых трансграничных территорий, являющихся естественной основой для интеграции и взаимопонимания населения по обе стороны границы. Этот процесс сопровождался трансформацией этнокультурных систем. Казахи за годы проживания с другими этносами сильно европеизировались, а переселенцы позаимствовали у них некоторые черты этнической культуры. Современные этнокультурные ареалы формировались в ходе интенсивного общения этносов. Казахи, русские, украинцы и др. в ряде случаев селились в одних населённых пунктах. После делимитации единые этнокультурные регионы стали трансграничными.

До массовой российской колонизации, происходившей в несколько этапов (XVIII-XIX, ХХ вв.) в западном Казахстане проживали главным образом киргизы (казахи), калмыки и казаки. Казахи не были единым народом, они делились на Жузы (Младший, Средний и Старший) и роды. Из состава Младшего Жуза (Малой Орды) в 1801 г. выделилась Букеевская Орда. Основным занятием казахов и калмыков было кочевое скотоводство. Казаки селились в долинах рек, они несли военную службу и занимались земледелием и рыболовством. Позже калмыки переселились в другие районы, их этнический ареал заняли казахи и колонисты из других регионов. Колонисты коренным образом изменили этнокультурный облик региона. Казахстан превратился в многонациональную республику: свыше 100 этносов к моменту получения независимости, которую казахстанцы обрели в результате беловежских решений. В 1989 г. доля казахов составляла 40% населения  республики, впервые превысив долю русских (37%). Колонисты полагали, что заселяют «ничьи» земли. На самом деле маршруты кочевий были строго разграничены и обычно не пересекались, благодаря чему кочевники избегали столкновений. Нарушив традиционный уклад, мигранты привнесли в Казахстан почти не известные ранее отрасли сельского хозяйства: свиноводство, пчеловодство, садоводство, огородничество, выращивание технических культур. Вместо передвижных войлочных кибиток и юрт казахи стали строить дома русского типа, держать скот в утеплённых помещениях, заготавливать сено. Появились новые поселения.  И сегодня в пойме Урала и его притоков казачьи станицы   Круглоозёрное, Серебряково, Владимировка, Скворкино, Богатск и др.   сохранили свои исторические названия и специфику: квартальную планировку, кирпичные здания. Население в них занимается птицеводством, скотоводством, поливным овощеводством.
Включение Казахстана в систему общероссийских экономических связей привело к возникновению промышленности, росту товарности хозяйства, развитию земледелия и осёдлости . В результате колонизации произошло создание казахского литературного языка, развитие театрального и изобразительного искусства, здравоохранения. Была создана сеть учебных заведений,
Русская культура, имеющая региональную специфику и заимствования, была доминирующей во многих районах Казахстана, особенно в пограничных с Россией областях. После распада СССР этнокультурный облик Казахстана снова меняется. Теперь на всей казахстанской территории, в том числе и в Западно-Казахстанской области, доминирующей является казахская культура.
Казахизация и дерусификация казахстанского общества – очевидный процесс и неизбежный результат современной политики государства.
Она выражается в целом ряде мер, которые предпринимаются для реализации тезиса, записанного в Конституции: «Казахстан – родной дом казахского народа». В настоящее время казахское население – крупнейшая этническая группа во всех административных образованиях республики, а русские превратились в национальное меньшинство, наряду с другими этносами. Это стало реальностью после реформы АТД. Контроль над всеми территориями оказался в руках национальной элиты. Подавляющее большинство руководителей всех рангов представлены этническими казахами. Президент в 2011 году официально объявил, что поставлена задача, чтобы через десять лет всё население Казахстана овладело государственным языком   казахским. В школах Казахстана наблюдается тенденция к росту числа казахских и сокращению русскоязычных классов, а в некоторых районах они уже не набраны (например, в с. Жанаказан  Жанакалинского района)
Русский язык является языком межнационального общения, он пока не вышел окончательно из употребления (главным образом за счёт представителей старшего поколения). Однако чем дальше от границы с Россией, тем хуже его знание. В приграничных населённых пунктах он необходим для общения с россиянами. В глубинных районах по-русски не говорят . Русский язык используют в крупных городах и поликультурных индустриальных центрах, но и там казахские дети его уже не знают . Изменилась топонимия, что полностью отражает складывающиеся тенденции. Большая часть неказахских топонимов исчезла с географической карты. Для названий городских улиц широко используются имена казахских композиторов и литераторов. Среди редких исключений Чапаев (место гибели легендарного героя). Для сохранившихся пока неказахских топонимов чаще используются вернакулярные (обыденные) названия. Так, местное название р. Большой Узень – Кара-Узень, Малый Узень – Сара-Узень (соответственно Чёрный и Жёлтый).
Ещё одной мерой, способствующей казахизации, стала миграционная политика. Поощрялось и стимулировалось переселение этнических казахов в северные районы, в традиционные ареалы  русских. Стимулировалась и иммиграция (репатриация) оралманов . За годы независимости по разным оценкам переселились от полутора до двух млн. человек. В миграциях участвовали и другие этнические группы, но именно оралманы переселялись в рамках специальной государственной программы. Пронаталистическая демографическая политика касалась прежде всего казахов.
Несмотря на изменения этнического состава населения и превращения многих казахстанских районов в мононациональные, образ территории сохраняется как многонациональный, о чём говорят результаты социологических опросов и интервью. Так, в ауле Хан Ордасы интервьюируемые единодушно утверждали, что район многонациональный, называли среди проживающих греков, татар, русских. Двадцать лет назад в этническом составе населения действительно преобладали русские и татары, разговорным языком был русский, а казахи составляли меньше половины от общей численности аула. В настоящее время по официальным статистическим данным здесь проживают лишь несколько семей неказахской национальности (6 татарских, 1 греческая, 3 русских). Неказахское население частично ассимилировалось, но большинство мигрировало (главным образом, по экономическим причинам) в казахстанские города или в Россию. Массово эмигрировали в 90-е годы русскоязычные граждане, включая  русскоязычных казахов. Выехали немцы, греки и др. Практически все браки неказахского населения межэтнические,  что объясняется как толерантностью и комплиментарностью (по Л.Н.Гумилёву) соседствующих этносов, так и изменившимся этническим составом. Немногочисленные представители этнических меньшинств не могут найти для брака партнёра своей национальности. Ограничивают возможность однонациональных браков и национальные традиции: казахам нельзя жениться на родственниках до седьмого колена. В межэтнических семьях пользуются казахским языком даже в быту, хотя сохраняют иное этническое самосознание.  Имеют место браки с российскими казахами. Им приходится учить казахский язык и приспосабливаться к другой социокультурной обстановке, которая трансформируется не так быстро, как в России. По нашим наблюдениям, казахстанская экономика менее российской подверглась рыночным реформам .
Трансформации этнокультурных систем способствует этноландшафтный фактор. На культуру (стереотип поведения) тех или иных этносов влияют природные условия, в которых они сформировались («вмещающий ландшафт» по Л.Н.Гумилёву), а также адаптация этноса или его части в новом ландшафте, осложнённая сочетанием проживающих в нём других этносов. Ландшафты в значительной степени предопределяют или корректируют особенности быта, экологической, экономической и духовной культуры, представления о времени и пространстве, жизни и смерти. В свою очередь этносы вписаны в ландшафт, адаптируются в нём, преобразуют его, формируют культурные ландшафты.
Автохтонные казахстанские этносы формировались в степи, которая давала все необходимое для жизни кочевников. Зимой они жили в аулах, в примитивных жилищах, нередко голодали, а в летний сезон откочевывали вместе со стадами скота, используя все преимущества степи и ощущая себя ее хозяевами. Вот как описан образ жизни киргиз-кайсаков в известном произведении "Зимой табуны пасутся ("тебенеют") на открытой степи … При ветрах и малоснежных зимах добывание корма не представляет большого труда для привычных животных; даже овцы легко добираются до травы. Но при глубоких снегах добывание травы становится весьма изнурительным, и слабые животные не выносят этого".   В настоящее время во многих хозяйствах Западно-Казахстанской области лошадей, как и раньше, выпускают на зиму пастись в степь, чтобы не запасаться кормами. Весной лошади сами возвращаются домой не в полном составе. Для современного казахстанского общества характерно расслоение. Передовые фермерские хозяйства используют современные методы ведения сельского хозяйства.

Культура большинства колонистов складывалась в лесной зоне, а в степи они вынуждены были приспосабливаться не только к особенностям иных ландшафтов, но и к иным культурам. Неизбежно происходила конвергенция (сближение) этнических культур. Некоторые этнокультурные группы не смогли адаптироваться в суровом ландшафте сухих и солонечаковых степей – например, евреи, поселившиеся в ауле Хан Ордасы, просто погибли.

При продвижении в южном направлении ковыльные степи сменяются полынными и солончаковыми, степной ландшафт нарушается Рын-Песками, южнее появляются полупустыни и пустыни. Это предопределяет особенности природопользования.
Грубые корма определили разведение курдючных овец и верблюдов. Для современного сельского хозяйства Западно-Казахстанской области характерно разведение овец, коз (получение шерсти и мяса), лошадей (производство кумыса) и верблюдов (производство шубата). Казашки традиционно из верблюжьей шерсти делают теплые и легкие одеяла. Область находится в зоне рискованного земледелия, и это препятствует выращиванию культурных растений в широких масштабах. Так, в Жаныбеке последние три года подряд была засуха. Лимитирующим фактором выступает и отсутствие в сёлах пресной воды. В ауле Жанаказан жителям приходится покупать привозную воду. В Жаныбеке нет водяных скважин на участках рядом с некоторыми домами.
При единой административной системе двух ныне суверенных государств действие ландшафтного фактора сглаживалось тоталитарно-административными методами управления, сейчас проявляется всё больше различий. Орография, климат, гидрологический режим, ландшафты влияют на систему расселения и экистические особенности, определяют выбор места поселения, набор строительных материалов, планировку,  характер застройки. В Западно-Казахстанской области часто встречаются приречный и приозёрный типы поселений. Это определяется близостью источника питьевой воды и наличием естественных пастбищ. Для большинства населённых пунктов характерен смешанный тип с преобладанием регулярной планировки, а точнее, прямоугольно-квартальных и радиальных селений, как в ауле Чапаев Акжаикского района. Нередки также и малые двурядные селения с застройкой по обеим сторонам улицы (например, аул Жерменке Бокейординского района). Улицы в большинстве крупных населённых пунктов широкие и прямые, дома, как правило, окружены забором и фасадом обращены к улице или во двор. Размер подворий зависит от состоятельности хозяев. Казахские поселения по большей части не озеленены, приусадебные участки в южных районах отсутствуют. Надворные постройки (загоны для скота, бани, туалеты, сараи) располагаются по периметру внутри двора.
В качестве строительного материала активно используется саман, из которого сооружается каркас дома, сверху он обмазывается глиной и обкладывается кирпичом или сайдингом. Для строительства домов, заборов и надворных построек используют и камышовые плиты, представляющие  натянутые на каркасную основу и связанные между собой стебли камыша, в большом количестве произрастающего на местных озёрах. Многие дома оснащены современными коммуникациями – Интернет-, телевизионными спутниковыми антеннами, почти повсеместно  есть сотовая связь, кондиционеры. Газификация сёл Западно-Казахстанской области практически завершена.
Принцип регулярной планировки этих казахских поселений в первую очередь связан с относительно небольшим возрастом населенных пунктов, в момент их возникновения уже был выпущен ряд указов о перестройке поселений, в которых улицы предполагалось делать прямыми и правильным. Однако в Казахстане появились дисперсные поселения, отражающие происходящие экономические изменения (развитие фермерства, отгонно-пастбищное животноводство). В некотором роде это – возвращение к прежнему образу жизни. 
Национальные черты сохранились в делении построек на хозяйственные и жилые половины, в наличии низких столиков, лежанок для чаепития и отдыха (саке), обилии цветных ковров, одеял и подушек, наличии пиал для чая и супа. Неизменным атрибутом казахского дома является сырмак – узорчатый разноцветный мозаичный войлочный ковёр. Как и прежде, в казахских домах  гостям сразу же стелят матрасы (тусигще, к;рпе), на пол. У хорошей хозяйки в доме заготовлен не один десяток матрасов для удобства гостей.
Современные тенденции развития позволяют говорить о дивергенции единого прежде российско-казахстанского этнокультурного пространства, чему способствует возрастающая барьерная функция российско-казахстанской границы. Это мощный фактор, влияние которого в случае сохранения современных тенденций в полной мере проявится через некоторое время. Пока ещё сохраняется некоторое сходство этнокультурного пространства и его территориальной организации по обе стороны границы. Однако уже сейчас наблюдается усиление процессов этнического разделения.
 Казахи двух стран перестают осознавать своё единство. Большинство российских казахов, даже имеющих родственников в Казахстане, русскоязычны и не знают казахского языка, для казахстанских родной язык – казахский. Дивергенция характерна не только для казахов, но и для представителей других этносов.
Усиление барьерной функции российско-казахстанской границы уже привело к затруднению трансграничных контактов для населения. Под влиянием всех этих процессов меняется единая прежде этнокультурная система, которая складывалась в течение длительного периода  из отдельных этнических культур.  Важным обстоятельством, способствующим дивергенции, стало изменение этнического состава населения, о чём говорилось выше.
 Новые для территории России этнокультурные группы, привнёсшие новые элементы культуры, способны трансформировать сложившуюся систему. Граница вносит коррективы в информационное пространство, влияет на языковый состав населения. Различаются системы образования в Казахстане и России. В соседних государствах теперь действуют разные законы – разорванным оказалось юридическое пространство. Происходит экономическая дивергенция. Различаются цены на одни и те же товары и услуги. Эти процессы уже привели к изменению региональной идентичности населения. Наблюдается единодушное противопоставление себя проживающим по другую сторону границы: мы-они, включая родственников, с которыми поддерживают связи. Трансформацию претерпела территориальная структура в связи с изменением зоны влияния прежних центров.
Этносы еще не успели подвергнуться окончательной дивергенции главным образом благодаря старшему и среднему поколениям. В условиях усиления барьерности границы выросло новое поколение казахстанцев и россиян. Если эта тенденция сохранится, процесс станет необратимым уже через поколение. В случае же режима благоприятствования и политики прозрачной границы возможна дальнейшая интеграция, что представляется логичным, обусловлено геополитическим положением двух стран и вписывается в историко-географический контекст. Анализ географической специфики порубежья даёт основание рекомендовать усилить курс на интеграцию двух соседних государств, ориентирующихся на укрепление позиций Евразийского Союза. Об этом, в частности, много говорили на мероприятиях, посвящённых 100-летнему юбилею Л.Н. Гумилёва, прошедших в Санкт-Петербурге и Астане в октябре 2012 г.


Опубликовано в ж-ле География, 2013 г.