ТЮЗ эпохи Зиновия Корогодского существовал 25 лет, с 1962 по 1986. За это время талантливым режиссером было поставлено более 100 спектаклей.
О давнем театральном времени напомнил художественный руководитель Ульяновского молодежного театра Алексей Храбсков, выложивший в соцсеть ироничное изречение Корогодского: «Актерская профессия практически не знает провала...».
В 60-70-е годы целью театрального действа было не развлечь зрителя, а «заставить думать».
Зиновий Корогодский (1926 — 2004) пришел в ТЮЗ из БДТ (главного театра страны в то время), не без протекции самого Г.Товстоногова, поэтому создание интеллектуального семейного театра стало закономерным для молодого режиссера (36 лет).
Можно сказать, что в театр я пришла «с заднего крыльца». Директором ТЮЗа была Генриетта Ивановна Позднякова, зав. кафедрой детской литературы Ленинградского института культуры, студенткой которого я была. Генриетту Ивановну направили в театр по партийной линии, она была членом комиссии обкома партии.
Связи с институтом она прерывать не хотела и ежегодно брала по 2-3 студента, которые писали под ее руководством курсовые. Так мы с Гулей Рузаевой нечаянно оказались в избранных и могли посещать не только спектакли, но и генеральные репетиции ТЮЗа. А это уже причастность к внутренней жизни театра.
«После казни прошу» мы смотрели на генеральной репетиции. Корогодский был в зале, строгий и уверенный, поэтому прочитав позже его слова: «Я хозяин дома, я отец», думаю, что я свидетель этого отношения.
«Я про каждого постоянно думал и каждого взращивал, как цветок в горшочке — с любовью, хотя и строго» . (З.Корогодский). Один из взращенных им Георгий Тараторкин. Он играл в спектакле «После казни прошу» главную роль, лейтенанта Шмидта, героя революции 1905 года в Севастополе.
Современная статья о Петре Петровиче Шмидте в «Википедии» скорей напоминает компромат, чем объективный рассказ о непростой судьбе человека. Невольно вспомнишь Илью Сергеевича Мельникова, учителя истории из фильма «Доживем до понедельника», защитившего непростую личность П. Шмидта от Батищева и ему подобных.
«Русский интеллигент, умница, храбрый офицер, профессиональный моряк, артистическая натура. Он пел, превосходно играл на виолончели, рисовал. А как он говорил! Но главный его талант — это дар ощущать чужое страдание более остро, чем свое. Именно этот дар рождает бунтарей и поэтов. Знаете, однажды он познакомился в поезде с женщиной. 40 минут говорил с ней и влюбился без памяти то ли в нее, то ли в образ, который сам себе выдумал. Но красиво влюбился. 40 минут, а потом были только письма, сотни писем. Читайте их, они опубликованы, и вы тогда не посмеете с высокомерной скукой рассуждать об ошибках и иллюзиях этого человека».
Отрывок из фильма можно посмотреть по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=e1wH65E44ug
В роли Ильи Сергеевича Вячеслав Тихонов.
Вот таким и был представлен П.П. Шмидт в спектакле Корогодского «После казни прошу». Пьесу, по которой был поставлен спектакль в ТЮЗе, написал Вольф Долгий на основе документов. Корогодский не боялся сложных форм общения со зрителями, наоборот, активно искал их.
«Господи! Помоги мне! Усмири Россию» (из дневников Николая II). «Чернь против властей» - телеграмма вице-адмирала Чухнина, командующего Черноморским флотом, министру Императорского флота Бирилеву. Форма то ли спектакля, то ли митинга в театре, перемежающегося сценами личной жизни героя. (Зинаида — Антонина Шуранова, сын — Юрий Каморный).
Петр Петрович Шмидт Тараторкина интеллигентен, скромен, сосредоточен, артистичен. Собственно все эти качества самого Тараторкина.
«Глоток свободы» о декабристах мы смотрели в полном зале. Тараторкин играл Николая I, и это была главная удача спектакля З.Корогодского.
Известно, что Государь сам принимал участие в допросах, читал документы. Он пытался понять, почему офицеры, герои Отечественной войны 1812 года, русская элита выступили против него. В ленинградском ТЮЗе не было Николая Палкина. Был человек, который хотел понять свой народ.
Я ждала этой же задачи в нашумевшем фильме 2019 года «Союз спасения», но не дождалась. Возможно, я смотрела с предубеждением, но Иван Колесников не удивил, не поразил, как сделал это когда-то Тараторкин в постановке Зиновия Корогодского.
ТЮЗы редко выделяются в театральной жизни. С детьми, а потом с внучками была в разных театрах, на многих детских спектаклях. Ходы типа «а где тут у нас серый волк?», осуждаемые Корогодским, превалируют, к сожалению. ТЮЗ эпохи Корогодского предлагал детям, юношеству и их родителям серьезный разговор о жизни средствами театра.
На фото: кадр из спектакля "После казни прошу". П.П. Шмидт - Георгий Тараторкин, Зинаида - Антонина Шуранова